советы родителям
консультация (1 класс) по теме

Ярабаева Татьяна Витальевна
советы родителям будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Советы родителям будущих первоклассников

        Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

        В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

     1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

     2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться 

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

     3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

     4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!»

. 5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. 

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

     6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

     7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

     8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

     9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

     10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

     11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

     12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

Учите ребенка чувствовать.

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

10 советов родителям как защитить детей

 

·        Научите их никогда не разговаривать с незнакомцами, если Вас нет рядом.

·        Научите их никогда и никому не открывать двери, если дома нет взрослых.

·        Научите их никогда не давать по телефону информацию о себе и своей семье или говорить что они дома одни.

·        Научите их никогда и ни к кому не садиться в машину, если у вас с ребёнком об этом не было предварительной договорённости.

·        Научите их, с раннего возраста, что они имеют право сказать «НЕТ» любому взрослому.

·        Научите их, что всегда должны сообщать вам куда идут, когда собираются вернуться и звонить по телефону, если неожиданно их планы поменяются.

·        Научите их, если они почувствовали опасность, убегать так быстро, как только могут.

·        Научите их избегать пустынных мест.

·        Установите границы окрестностей, в которых они могут гулять.

·        Помните, что жесткое соблюдение «комендантского часа» (времени возвращения ребёнка домой) – один из самых эффективных способов уберечься от опасностей, которым подвергаются дети поздно вечером.

Психолог советует

Советы родителям первоклассников.

Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?

Ваш ребенок гиперактивный

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть.

Развод и ребенок

Все семьи разные, со своими устоями, традициями, законами. Как нет одинаково счастливых семей, так и семейные проблемы всегда индивидуальны. В наше время не стыдно говорить “я разведена”, неполных семей становится все больше. Хорошо это или плохо? Чаще всего к разводу идут долго, у супругов накапливается недовольство друг другом, напряжение, они уже не могут жить, как раньше, и семья распадается.    

      Если развод необходим родителям, он необходим и ребенку, поскольку после развода появляется возможность гармонизации жизни каждого из супругов. Намного тяжелее для ребенка (да и для взрослого) жить в состоянии “хронического” развода, когда взрослые живут под одной крышей, но фактически уже не являются семьей. В семье, где постоянная напряженная обстановка, бесконечные конфликты, ребенок чувствует себя вдвойне несчастным. Но, с другой стороны, даже самый оправданный развод может стать для него сильнейшим потрясением.

Утомление - одна из причин плохого поведения ребенка

Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей  детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?"

    Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление…

    Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются  психические реакции и, как следствие,  часто болеет. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.

БУДУЩИМ ПЕРВОКЛАССНИКАМ

     Как-то совсем неожиданно пришло время, когда Вашему ребенку уже пора идти в школу. Волнующий и торжественный момент. Может быть, Вы уже целый год и даже больше ходили на подготовительные курсы или на развивающие занятия. И теперь будущий первоклассник уже умеет считать, читать и даже писать. Это, безусловно, поможет Вашему ребенку войти в сложный школьный ритм и адаптироваться к нему. НО это еще не все. В первом классе детей в любом случае будут учить основным школьным действиям. Легкой обучаемости ребенка сильно поможет развитие основных психических функций: ощущения, внимания, памяти, мышления, воображения. Хороший объем памяти и устойчивое внимание позволят ученику понять и усвоить материал. Находчивость, смекалка и воображение помогут найти решение в нестандартной ситуации. Ведь наша задача не только в том, чтобы вложить в головку маленького человека знания, а научить его ими пользоваться.

Для этого предлагаю Вам несколько простых, но очень эффективных способов развития Вашего малыша в игровой, интересной форме.

• Бонжур, месье!

    Цель: развитие внимания, памяти, реакции

    Количество игроков: 2-4

    Дополнительно: колода карт

Раздайте всю колоду игрокам и договоритесь, какие действия вы будете совершать при определенной карте. Например, в нашей игре, увидев валета, мы должны были воскликнуть "Бонжур, месье!", если видели даму - "Бонжур, мадам!", короля - "отдать честь", т.е. приложить руку к голове, а когда выпадал туз - накрыть его ладошкой.

Игру можно упростить: только хлопать рукой по валету. Игроки играют вслепую, т.е. никто не видит своих карт. Кладут свою стопку перед собой и ходят верхней картой, а добытые кладут снизу. Ходит первый игрок, открывает свою карту и кладет на середину стола. Если попалась картинка, играющие выполняют действия, соответствующие этой картинке.

Кто выполнил первым, забирает карты себе. Играющие по очереди открывают по одной карте и кладут их друг на друга посередине стола.

Игра должна проходить в быстром темпе и продолжаться до тех пор, пока вся колода не окажется у одного игрока, а остальные не останутся без карт.

• Вам барышня прислала

    Цель: развитие слухового внимания, находчивости

Ведущий начинает с правил: "Вам барышня прислала кусочек одеяла, велела: не смеяться, губки бантиком не делать, Да и Нет не говорить, черное с белым не носить, Р не выговаривать. Вы поедете на бал?" После этого ведущий задает разнообразные вопросы игрокам, а те отвечают, пытаясь не нарушить оговоренные правила.

• Рисунок на спине

    Цель: развитие тактильных ощущений, внимания

Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Можно поменяться, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

• Летела корова

    Цель: развитие устойчивости и переключения внимания.

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стих, в такт хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова, следующий вторую, и так до конца. Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

• Волшебное слово

    Цель: развитие внимания, вежливости

Ребенок внимательно слушает то, что вы ему говорите. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть волшебные слова. Например: Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. - Пожалуйста, подними руки вверх! Выполнить нужно вторую просьбу.

Ребенок тем самым оказывается в положении взрослого, который приучает вас быть вежливыми.

• Солдат и тряпичная кукла

    Цель: релаксация, саморегуляция

Детей нужно обязательно учить чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Это развивает их возможность контролировать себя.

Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу - вытянувшись в струнку и замерев. Потом вы произносите следующую команду - "тряпичная кукла". Дети должны максимально расслабиться, представить, что их тело мягкое, податливое, руки болтаются, спина немного наклонена вперед. Чередовать необходимо несколько раз и заканчивать на стадии расслабления.

• Работа со сказками

Обязательно читайте вместе с детьми сказки и детские истории. Обсуждайте и пересказывайте прочитанное. Придумывайте новые окончания известных сказок. Сочиняйте свои собственные коротенькие сказки и истории. Рисуйте иллюстрации к сюжетам. Это очень хорошо отражается на общем уровне развития ребенка, его воображении и на Ваших с ним отношениях.

Кроме этого, старайтесь как можно больше играть с детьми в обычные доступные игры - домино, лото, шашки, шахматы, собирайте пазл, конструкторы, лепите из глины и пластилина. Развитие психомоторики существенно облегчит задачу обучения письму.

Главное, чтобы и Вам и Вашему ребенку было весело и интересно вместе. Тогда это обязательно пойдет на пользу!

Рекомендованный сайт с развивающими играми для детей: http://childish.fome.ru

Скоро в школу! Или Невредные советы родителям будущих первоклассников.

     В жизни каждой семьи когда-то наступает радостный и в то же время тревожный день — ребенок в первый раз идет в школу. Летние месяцы — самое время начать готовиться к 1 сентября морально, материально и технически.

     Как правило, большинство первоклассников отправляются в школу с радостью. Однако нередко бывает — проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Дело в том, что не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Педагоги и психологи выделяют четыре основные проблемы, которые могут повлечь за собой трудности в адаптации к новой школьной жизни.

Трудности в общении

     Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: и со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения — выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении — он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который не ходил в детский садик, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно.

     Воспитатели в детском саду, а затем и учителя в школе также влияют на статус ребенка. Достаточно педагогу один раз подчеркнуть чью-то неудачу, продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к способностям ребенка, как остальные дети подхватывают этот тон.

Советы родителям

     Как можно больше общения с ребенком, в том числе вне детского сада и вне школы, это позволит ему утвердить свой статус в детском сообществе.

Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше нескольких.

Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же собственные достижения вчера и сегодня.

Не настраивайте ребенка на исключительно отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку, не позволяйте ему поверить в то, что он не так хорош, как другие дети, даже если учительница утверждает, что это именно так.

Не ругайте ребенка сильно, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось. Это, конечно, не значит, что вы должны проявлять мягкотелость в ситуациях, когда необходимо дисциплинарное воздействие. Любовь и справедливость — отличные учителя.

Физическая неподготовленность ребенка к школе

Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. создают трудности в процессе учебы.

Советы родителям

     Еще летом начните тренировать необходимые навыки с ребенком, это можно делать и в игровой форме. Попробуйте вместе с детьми «писать» элементы букв руками в воздухе или на больших ватманских листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.

Когда начнутся школьные занятия, решите для себя — стоит ли заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Такие занятия, конечно, стимулируют развитие аккуратности, однако это лишняя нагрузка, которая влечет потерю интереса и вообще может отбить желание заниматься. Лучше, если школьник научится концентрировать усилия и выполнять домашние задания сразу в рабочей тетради.

Трудности в восприятии и концентрации внимания

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме, а ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если ребенок до школы не научился воспринимать информацию на слух, если взрослые мало разговаривали с ним, то здесь проблем не избежать. Сегодня многие дети буквально изголодались по человеческому общению. Родители, занятые на работе и в быту, все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек — телевизору. А это никому не идет на пользу.

Советы родителям

     Каждый вечер разговаривайте с ребенком о детском садике, а затем и о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал. При сохранении знакомых ритуалов, в том числе ежевечернего обмена новостями с родителями, переход к школьной жизни будет не таким болезненным.

Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем на летнем собрании перед школой — так вы быстрее найдете именно то, что нужно.

Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

Правильная организация процесса учебы

Важно научить будущего первоклассника самостоятельно переодеваться, организовывать свою «работу», наводить порядок на столе. Первые дни в школе ребенок находится в состоянии стресса, нервного возбуждения, волнуется, так что каждая «мелочь» например, забытая дома ручка, может усугубить ситуацию.

Советы родителям

     Четко организованный распорядок занятий и отдыха вне школы помогает детям «войти в колею», создает правильный баланс между отдыхом и учебой, дает необходимое ребенку разнообразие, и, с другой стороны, организованность жизни.

Всегда просите первоклассника переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.

Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам». Делайте уроки не более одного часа!

Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть, даже если на него это совсем не похоже. Дневной сон пойдет ему только на пользу.

Выбирайте все необходимые для учебы принадлежности вместе с ребенком — он будет относиться к ним с любовью, найдет именно то, что нравится ему. Это также и определенная тренировка — ребенок должен прислушаться к себе, понять, что для него важно, и сделать свой выбор. Кроме того, вы сразу сможете обнаружить неприятные именно для вашего ребенка детали — слишком тугие замки, слишком большие пеналы, скользкий пластик… Отсутствие таких «глупых» трудностей облегчит процесс концентрации на основных задачах.

Вещи, которые покупают или дарят первокласснику и вообще школьнику младших классов, должны обладать тремя основными свойствами:

Максимальная прочность.

Например, портфель или рюкзак первоклассника должен быть крепким, чтобы с честью вынести все испытания, предназначенные ему судьбой.

Максимальная простота в эксплуатации.

В продаже есть множество сложных, очень красивых пеналов, в которых ручки, фломастеры и карандаши вставляются в держатели-резинки. Если на уроке первоклашка достал хотя бы половину содержимого такого пенала, то на обратное заполнение у него уйдет от пяти до десяти минут (в зависимости от уровня психомоторного развития малыша). А времени нет, и потому ручки, фломастеры, ластики и карандаши ссыпаются в портфель как попало, причем, естественно, теряются и ломаются. Выход очень прост: для младшего школьника оптимальным будет пенал в виде завинчивающейся или плотно закрывающейся коробки.

Заменяемость.

Большинство маленьких школьников при поступлении в школу проходят период психологической адаптации. При этом они часто становятся еще более рассеянными, чем обычно. Что-то забывают, что-то теряют. А если вы приобрели для своего малыша эксклюзивную школьную «снасть», а он ее потерял, испортил, сломал… Вам это безразлично? Возможно. Но ребенку, поверьте, вовсе нет! И начинать с подобной неудачи его школьную жизнь совсем неуместно. Пусть школьные принадлежности будут недорогими (с одной оговоркой — не в ущерб качеству), но пусть их будет много. Потерял? Сломал? Ничего страшного. Вот они лежат, в ящике. Впредь будь аккуратнее…

Маленькие психологические хитрости

Младшие школьники любят, чтобы всего было много. То есть, самый лучший набор карандашей — это тот, где карандашей больше всего. Самая лучшая шариковая ручка — это набор шариковых ручек. Самый лучший ластик — серия ластиков с однотипными картинками. И так далее.

     Кроме того, отправляя ребенка «в первый раз в первый класс», надо учитывать, что даже очень хорошо подготовленный к школе ребенок попадает, в сущности, в чужой и незнакомый ему мир. Портфельчик — это его собственность, вещь, принесенная из ДОМА, поэтому надо постараться, чтобы, помимо сугубо школьных, функциональных вещей, в ранце первоклашки лежало что-нибудь домашнее, родное. Например, фотография мамы или сестренки, маленькая игрушка и т. п.

     Как правило, в любой школе на родительском собрании выдают более или менее подробные списки того, что ребенку нужно иметь при поступлении в первый класс. Список — это обязательные покупки, а то, что приобретается сверх списка — это подарки. Для младшего школьника обозначить подарок очень просто. Вооружаетесь списком перед походом в магазин, закупаете все необходимое. А потом говорите ребенку: «Так, вроде все по списку купили. А теперь посмотри: что бы ты еще хотел — все-таки у тебя такое событие в жизни важное. Давай купим еще что-нибудь красивое…» Первоклашка даже жадничать не будет — попросит, скорее всего, какую-нибудь яркую мелочь. Купите обязательно.

     А теперь о самом главном — на Первое сентября непременно подарите ребенку праздник. Как он будет выглядеть — решать вам, вашей семье. Семейный поход в кафе, спектакль в Кукольном театре, катание на аттракционах, просто торжественный семейный обед… Но праздник должен состояться, и решающее слово о том, каким ему быть, у ребенка, виновника торжества. Все остальное — будни, нотации, дневники, двойки, диктанты… А один раз в году — праздник школы.

Советы родителям будущих первоклассников.

Какие знания необходимы ребенку для успешного обучения в школе?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой:

1. развитие фонематического слуха;

2. умение членить слова на слоги;

3. умение членить простые предложения на слова;

4. умение составлять предложения из 3-4 слов;

5. умение пользоваться обобщающими понятиями;

6. умение составлять рассказ по серии картинок;

Развитие элементарных математических представлений:

1. счет и отсчет предметов заданного количества;

2. владение прямым и обратным счетом в пределах 10;

3. знание состава чисел первого десятка;

4. умение соотносить цифру и число предметов;

5. способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

6. знание геометрических фигур;

7. умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

1. должен уметь назвать домашний адрес, полные имена родителей и состав семьи;

2. общие понятия о различных видах деятельности взрослых;

3. знать правила поведения в общественных местах и на улице;

4. иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях;

5. знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников

Что необходимо приобрести родителям первоклассников:

- пенал (на одной молнии)

в пенале:

-ручка синяя (с тонко пишущим стержнем)– 2 шт.

-ручка зелёная –1 шт.

-простой карандаш ТМ – 2 шт.

-линейка 20 см – 1 шт.

-ластик –1 шт.

-цветные карандаши – 12 цветов

-точилка закрытая – 1 шт.

-тетрадь в обычную клетку – 30 шт.

- тетрадь в широкую линейку—30 шт.

- обложки для тетрадей (прозрачные)

-обложки для учебников (плотные)         

для урока труда:

- пластилин – 6-8 цветов

-дощечка для пластилина – А 4

-цветная бумага (6-7 цветов) – 2 шт. (А 4)

-цветной картон (7-10 цветов) – 2 шт. (А 4)

- клей-карандаш – 1 шт.

-ножницы с тупыми концами – 1 шт.

- линейка 30 см –1 шт.

для урока рисования:

- альбом для рисования – 2 шт.

- краски акварельные – 12-14 цветов

- кисти беличьи - №1, №3

для урока физкультуры, ритмики:

- футболка белого цвета

- спортивные брюки (тёмные)

- шорты (тёмные) – для мальчиков; белая юбка – для девочек

- спортивная обувь (лёгкая, с легко сгибаемой подошвой)

Уважаемые родители!

Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.

МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?

2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?

3. Понимать смысл того, о чём ему читают?

4. Чётко выговаривать своё имя?

5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

6. Писать карандашами или мелком на бумаге?

7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?

8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?

10. Слушать и следовать полученным указаниям?

11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

14. Проявлять интерес к окружающим предметам?

15. Ладить с другими людьми?         

НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

1. мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;

2. умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

3. причёсываться (своей расчёской);

4. мыть ноги перед сном тёплой водой;

5. утром и вечером чистить зубы;

6. при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;

7. пользоваться носовым платком;

8. быстро одеться, раздеться, убрать постель;

9. содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;

10. содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;

11. при входе в помещение вытирать обувь;

12. переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

13. при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

Помните...

если:

ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

ребёнка хвалят, он учится быть благородным

ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других

ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей

ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным

ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Рекомендации нейропсихофизиологов для родителей будущих первоклассников.

 (из книги  В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки – два разных мира»).

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

 

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

 

Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.

 

Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

 

Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются  от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.

 

Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

 

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

 

Проведите  «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять, с чем связаны трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой и зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

 

Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

 

Приводя ребёнка в 1 класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны меняться не  только место пребывания, режим, вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

 

Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной- он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в трудной ситуации.

 

Ребёнок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаться. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.

 

Для успешного обучения  мы должны превратить свои требования в «хотения» ребёнка.

 

Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.

 

Для гармоничного развития необходимо,  чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный  материал (логически, образно, интуитивно).

 

Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».

Психологическое развитие ребенка седьмого года жизни

               Развитие моторики:

Умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, самокате, двухколесном велосипеде. Учатся плавать, играть в бадминтон, теннис. Умеют работать с ножницами, бумагой, картоном, тканью. Умеют вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, пользоваться пилой и молотком.

               

       Интеллектуальное развитие:

Правильно    различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство.

Ус¬пешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Решает простые задачи со сложением и вычитанием.

Правильно дифференцирует количество независимо от формы, величины и пространственного расположения объектов.

Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы.

Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые признаки.

Устанавливает причинно-следственные отношения в рассказах, выделяет существенное звено.

Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы.

Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно   прочитать простой текст.

               

       Развитие игровой деятельности:

Создает план игры. В процессе игры способен обобщать, анализировать свою деятельность. Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры. Предпочитает групповые игры индивидуальным.

               

       Поведение:

Способен оценивать свои и чужие поступки, однако в оценках ориентируется на взрослого. Укрепляются навыки общественного повеления: первым здоровается, благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам.

             

       Навыки самообслуживания:

Может выполнять длительные индивидуальные поручения (убирает групповые комнаты, ухаживает за растениями). Свободно владеет ножницами, Умеет пришивать пуговицы, мальчики умеют пользоваться столярными инструментами.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Надо ли закаливать ребенка и как это делать грамотно? Или можно вообще не напрягаться?

       Почему одним детям закаливание на пользу, а у других обливание холодной водой провоцирует все новые простуды? Попробуем разобраться, что можно считать закаливанием.

       

Можно сказать, что ребенок начинает самостоятельно закаливаться, едва родившись. Появляясь из материнской утробы, где температура была 38° С, он попадает в совершенно иной климатический режим. Это и есть его первый опыт воздушно-контрастного закаливания. Наша терморегуляция происходит на двух уровнях: химическом энергообмене, осуществляемом на уровне клетки, — это нам всем дано от рождения, и на физическом уровне, то есть сокращении сосудов. Вот этот второй уровень можно и необходимо поддерживать и тренировать с самого раннего детства. Родители закаливают детей по-разному. Для кого-то достаточно ежедневного обливания ножек ребенка прохладной водой в ванне, экстремалы бегают с малышом босиком по снегу. А иные вообще никак специально не закаливают своего ребенка и даже активно выступают против любых методик подобного рода. И нередко дети у этих скептиков болеют не больше, чем у сторонников закаливания.

Все дело в том, что закаливание — вовсе не обязательно только тренировка холодом. Специальные закаливающие процедуры — это и контрастные воздушные, и водные процедуры, и солнечные ванны. Что касается таких методов закаливания, как обливание младенцев или неподготовленных детей ледяной водой или обтирание снегом, подавляющее большинство врачей выступают резко против подобных мер. Фанатизм в отношении здоровья своего ребенка, к сожалению, редко оставляет место здравому смыслу. Принцип золотой середины в закаливании — самый оптимальный способ сохранить и упрочить здоровье ребенка.

Что естественно, то полезно

       

Практическими медицинскими исследованиями в московских детских садах доказано, что наиболее эффективным и в то же время щадящим является воздушно-контрастное закаливание детей. Для этого одну комнату прогревают до 21-24°С, а в другой поддерживают температуру на 3-5°С ниже. Постепенно, в зависимости от возраста детей, температуру во второй комнате в течение нескольких месяцев понижают. Подобный же естественный способ закаливания идеален для дачи (кстати, все закаливающие процедуры лучше начинать в теплое время года). На даче эффект двух комнат с разными температурами выполняет, собственно, сам дом и двор, куда ребенок периодически попеременно забегает. Замечено, что деревенские жители, вынужденные с малых лет то и дело выбегать в любую погоду во двор, лишь накинув легкую одежду, гораздо меньше подвержены простудным заболеваниям, чем горожане. Что касается пробежек босиком по травке, то летом они не возбраняются. Не только разная температура поверхности, но и различная ее фактура хорошо влияет на рецепторы стопы, кото¬рые, в свою очередь, напрямую связаны с рецепторами слизистой носа.

       

       Чтобы не нанести вред ребенку, при закаливании необходимо соблюдать несколько элементарных правил. Во-первых, прежде чем начинать закаливающие процедуры, посоветуйтесь с лечащим врачом. Во-вторых, делайте все постепенно. Один из решающих принципов закаливания — регулярность. От перерыва более, чем в две недели закаливающий эффект убывает. Психологическое состояние, и ваше, и ребенка, тоже очень важно. Закаливайтесь вместе с ним, и дело пойдет веселее и эффективнее. Не забывайте о других, кроме водного, способах закаливания. Солнечные ванны, например, показаны перед водными процедурами, а не после. Причем, какая бы ни стояла жара, окунувшись, влажную кожу нужно вытирать насухо, иначе детский организм может переохладиться. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн для детей является температура воздуха   +З00С. Помните, что крайне осторожно солнечные ванны при более низкой температуре назначают даже трехлетним, а детям до года они просто вредны. Малышам лучше всего подставлять лицо под солнышко весной и осенью, а летом идеально загорать под рассеянными лучами. Не менее важно и не перекутывать ребенка. Если с прогулки он приходит вспотевшим, значит, его одели слишком тепло.

       Вот несколько весьма простых и безопасных, опробованных и рекомендованных врачами начальных способов закаливания ребятишек детсадовского возраста.

1. Ежевечерне в ванну, где стоит кроха, на ножки до голени выливать ведро воды (37'С). Карапуз, активно топая, должен сбить воду в слив. По окончании процедуры необходимо вытереть малыша насухо.

2. Контрастное обливание. Поставьте в ванну два таза так, чтобы вода покрывала ноги ребенка примерно до середины голени. В одной емкости вода — 38–40°С, в другой — на 3–4°С ниже. По¬переменно 3–6 раз погружайте предварительно согретые ноги малыша в воду на 1–2 минуты. Постепенно, день за днем, температуру воды в холодном тазике можно понижать, ориентируясь на состояние ребенка. Здоровым детям заканчивают процедуру холодной водой, ослабленным — горячей.

Обливать или нет?

       

Действительно, есть дети, которых никогда не закаливали специально, и они при этом не болеют. Что ж, им повезло, у них очень хороший иммунитет. Кроме того, родители сами могут не знать, что они все же закаливают ребенка, даже не догадываясь об этом: легко одевают на улицу, часто проветривают помещение, сохраняя в нем достаточно прохладную температуру, регулярно вывозят малыша за город. В то же время для других детей закаливание даже прохладной водой совершенно не подходит. Их сосуды таковы, что при охлаждении температура тела резко падает сразу на 2-3° С и очень медленно восстанавливается до нормальной. Их организму некомфортно в прохланой воде, и они сопротивляются такому закаливанию. В этом случае не нужно мучить ребенка. Контраст — вот, что главное, а он может быть и при чередовании очень теплой и не очень теплой воды в двух тазиках или в душе. И это тоже будет считаться закаливанием.

       

Если ребенка закаливают по всем правилам, а он все простужается, вероятно, в организме существует какой-то инфекционный очаг. Более того, этот очаг — кариозный или гайморитный — может быть даже не у самого ребенка, а у его родителей: Именно поэтому к закаливанию (тем более, если речь идет об обливании холодной водой) стоит подходить серьезно, собрав анамнез и ребенка, и родителей.

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты — тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2.  Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться нечем — лучше все равно что-нибудь скажите. Например: «А мой Петька плеваться дальше всех умеет». И пусть все смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!

3.  Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты ...», «Я вот лежу, болею, а ты ...», «Я тебя растила, а ты ...». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. Знаете, что отвечают на подобные фразы 99% детей? «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

Главное — не забывать, что у всего должна быть мера.

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь (Барбара Л. Вулф)

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относятся враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Что элементарно должен знать ребенок, поступающий в школу

1. Общий кругозор:

"Фамилия, имя.

"Дата рождения.

"Возраст.

"Как зовут родителей.

"Домашний адрес.

"В какой стране живет.

"Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

"Знание растений.

"Знание профессий, видов спорта, транспорта.

"Быт людей.

"Уметь объяснить закономерности природных явлений.

"Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

2. Мышление:

"Определение четвертого лишнего.

"Классификация, обобщение.

"Сходство/различия.

"Умение решать логические задачи.

"Сложение фигур из частей.

"Сложение из счетных палочек.

"Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

3. Внимание:

"Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

"Переключение.

"Распределение.

4. Память:

"Повтор 10 слов или цифр.

"Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

"Пересказ текстов.

5. Речь:

"Артикуляция, произношение.

"Отвечать на вопросы и задавать их.

"Строить рассказы по картинкам.

"Сочинять сказки.

"Составлять предложения.

"Заучивать наизусть стихи, прозу.

6. Моторика:

"Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

"Уметь чертить прямую линию.

"Писать печатную букву по образцу.

"Вырезать из бумаги.

"Аккуратно клеить.

"Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

"Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

"Изготавливать аппликации.

7. Математические знания:

"Знать цифры (от 0 до 9).

"Называть числа в прямом и обратном порядке.

"Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

"Соотносить цифру и число предметов.

"Ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки дошкольника

- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала также, как и наказание, должна быть соизмерима с  поступком.

- Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также  покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

       

- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра)

Рекомендации  родителям  будущих первоклассников

Испытывать  уважение  к  ребенку  как  к  личности.

Сохранять  доброжелательную  эмоциональную  атмосферу  в  семье.

Развивать  и  поддерживать  интерес  ребенка  к  обучению.

Убеждать  ребенка  соблюдать  правила  поддерживания  здоровья,  развивать  необходимые  для  этого  навыки.

Поощрять  успехи ( «Ты  сможешь,  ты  способен»),  не  акцентировать  внимание  на  неудачах  при  обучении.

Не  требовать  любой  ценой  только  высоких  результатов  и  оценок.

Объяснять,  как  важно  получать  новые  знания  и  развивать  свои  способности.

Не  наказывать  ребенка  ограничением  его двигательной  активности (не  запрещать  гулять  вместе  с  другими  детьми  на  свежем  воздухе).

Строго  придерживаться  режима  дня.

Перенести  на  субботу  просмотр  телевизионных  передач,  компьютерные  игры (с  целью  ограничения  времени  пребывания  в  статичной  позе).

Совершать  в  выходные  дни  семейные  прогулки  на  свежем  воздухе,  выезды  на  природу,  по  возможности  организовать  посещение  бассейна.

Во  время  домашнего  задания (не  более  90  минут)  проводить  физкультминутки,  следить  за  осанкой  ребенка.

Для  мобилизации  внимания  ребенка  напоминать  правило «Успеваек»:

«Делай  все  скорее  сам,  не  смотри  по  сторонам,

Делом  занимайся,  а  не  отвлекайся!»

Два  раза  в  неделю  выполнять  с  ребенком  комплекс  из  семи  упражнений  для  укрепления  мышц  спины,  плечевого  пояса  и  живота (с  целью  сохранения  правильной  осанки).

Вместе  с  ребенком  как  можно  чаще  делать  «пальчиковую»  гимнастику,  используя  песенки  для  улучшения  вентиляции  легких  и  поддерживания  хорошего  настроения.

Проводить  релаксационную  гимнастику  с  использованием  аудиозаписи  звуков  природы  (лежа  на  спине  в  расслабленном  состоянии  с  закрытыми  глазами,  в  течение  10 минут).

Следить,  чтобы  после  школы  ребенок  гулял  на  свежем  воздухе  30 – 60  минут.

Обеспечить  отход  ребенка  ко  сну  не  позже  21.00.

За  10  минут  до  отхода  ребенка  ко  сну  проветрить  комнату.  По  возможности  провести  аэроионизацию  помещения  с  помощью  лампы  Чижевского  в  течение  15 – 20  минут.

Перед  сном  предложить  ребенку  принять  ванну  с  водой  комфортной  температуры,  при  этом  следить  за  тем,  чтобы  он  закрыл  глаза  и  лежал  не  двигаясь.

Для  снятия  возбуждения  перед  сном  можно  использовать  аромалампу  с  маслом  лаванды ( 2 -3 капли).

Посидеть  на  кровати  рядом  с  ребенком;  мягко,  плавно  погладить  его  по  спине  вдоль  позвоночника,  поцеловать,  сказать,  что  завтра  все  будет  хорошо,  все  у  него  получится,  что  он  очень  умный  и  добрый.

Следить,  чтобы  пробуждение  ребенка  было  плавным (он  должен  полежать  в  кровати  не  менее  10  минут;  ставить  будильник  у  изголовья  детской  кровати  противопоказано).  

Проводить  с  ребенком  водные  гигиенические  процедуры,  а  после  проветривания  комнаты – утреннюю  гимнастику  под  музыку.

Перед  завтраком  дать  ребенку  выпить  стакан  фруктового  или  овощного  сока.

Использовать  при  приготовлении  блюд  продукты,  богатые  минералами  и  микроэлементами,  белками,  легкими  углеводами,  витаминами.

В  период  риска  заболевания  ОРВИ  давать  в  виде  добавки  к  супам  чеснок  и  зеленый  лук.  

Обеспечить  ребенка  одеждой  из  натуральных  волокон,  чтобы  она  способствовала  полноценному  кожному  дыханию  и  правильному  теплообмену.

Нужно  убедительно  сказать  ребенку,  что  после  физкультуры  необходимо  снять  спортивную  майку  и  надеть  сухую  сменную.

Предупредить  ребенка,  что  сразу  после  физкультуры  нельзя  пить  холодную  воду  (если  очень  хочется  пить,  взять  в  столовой  теплый  сладкий  чай  с  лимоном).    

Советы педагога по развитию речи ребёнка

•Постоянно говорите с ребёнком

Были в кино, в цирке, на утреннике в детском саду – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.

•Задавайте ребёнку вопросы и учите на них отвечать

Чтобы речь развивалась – должен быть стимул. Это ваши вопросы – по пути в садик, на прогулке, при выполнении домашних поручений. Одно условие – на ваш вопрос ребёнок должен давать полный ответ (это требование детям предъявляется с момента поступления в школу)

•Отвечайте на каждый вопрос ребёнка

Во – первых, отвечая на вопросы ребёнка, вы поощряете познавательную активность ребёнка. Познавательный интерес – один из факторов успешного обучения. Такой ребёнок легче адаптируется к процессу обучения в школе: ему интересно учиться, развивается любознательность, повышается самооценка. Во – вторых, отвечая на вопросы ребёнка, вы обогащаете его словарь новыми словами, уточняете понятия ребёнка.

•Приглашайте в гости других детей

В игре, непринуждённой обстановке дети учатся общаться: выражать симпатию, умение договариваться, объяснять и т.д.

•Учите ребёнка пользоваться нормами этикета

В играх, на примерах ваших знакомых покажите ситуации, когда нужно говорить «Вы», а когда «Ты». Постарайтесь, чтобы такие слова, как здравствуйте, до свидания, спасибо и пожалуйста стали для ребёнка нормой общения.

•Будьте ребёнку примером

Не допускайте грубых выражений в присутствии ребёнка, пользуйтесь нормами этикета.

Читайте детям книги независимо от того, умеет ваш ребёнок читать или нет – у него обязательно до школы должны быть детские книги (для дошкольного возраста). Чтение книг родителями, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию книги, по иллюстрациям – стимул для овладения родным языком, для положительного отношения к чтению.

•Готовьте руку ребёнка к письму

Подготовка к письму – это не письмо букв, а развитие мелких движений кистей, пальцев рук.

Как это делать?

- овладение навыками самообслуживания: застёгивание пуговиц, кнопок, молний, завязывание шнурков. Всё это должен делать ребёнок сам!

- игры: мозаика, кубики, пазлы

- перекладывание мелких предметов (аппликация из пластилина и гороха, крупы)

- выкладывание фигур из спичек, счётных палочек

- шитьё, бисер, работа с пластилином, рисование, раскрашивание (но не фломастерами)

- учите правильно держать ручку (метод – положите перед ребёнком карандаш перпендикулярно к телу, заточенным концом от ребёнка. Щепотью – большим, указательным и средним пальцами – ребёнок должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределятся)

•Играйте с ребёнком в игры, развивающие речь

Игра «Наоборотки»

Цель – обогащение и активизация словаря

1-ый игрок называет слово, другой игрок должен подобрать антонимы. Например, белый – чёрный, добро – зло, быстро – тихо и т.д.

Игра «Как назвать одним словом»

Цель – обогащение и активизация словаря

Заботливое отношение - ? (внимание)

Человек этой профессии борется с огнём - ? (пожарный)

Мышь, медведь, кошка - ? (зверь)

Игра «Сказочник»

Цель – развитие связной речи

Один игрок начинает сказку – другой придумывает конец.

Советы родителям будущих первоклассников по развитию речи ребёнка.

•Постоянно говорите с ребёнком

•Задавайте ребёнку вопросы и учите на них отвечать

•Отвечайте на каждый вопрос ребёнка

•Приглашайте в гости других детей

•Учите ребёнка пользоваться нормами этикета

•Будьте ребёнку примером

•Читайте детям книги

•Готовьте руку ребёнка к письму

•Играйте с ребёнком в игры, развивающие речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)

Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"

Пять отдельных советов родителям...