Программа интегрированного спецкурса для учащихся 2-4 классов "Русская азбука"
рабочая программа (2 класс) по теме

Шкляревич Юлия Александровна

Система интегрированных спецкурсов, реализуемых мною в рамках школы полного дня, показала свою эффективность т.к. они не только перекликаются с програмным содержанием и позволяют дополнять образовательный минимум в данном случае уроков литературного чтения, русского языка, технологии интересными по форме и содержанию занятиями, но и содержат большой воспитательный и прикладной компоненты. В календарно-тематическом планировании указаны занятия  в рамках внеурочной деятельности, а в пояснительной записке, описаны элементы спецкурса, которые могут быть включены в структуру урока. Данный спецкурс предполагает своим результатом создание каждым ребенком индивидуальных тетрадей-книг "Русская азбука". На основе програмного содержания спецкурса была организованна научно-практическая деятельность отдельных учеников 3 класса и созданы проекты, представленные на городской научно-практической конференции "Первые шаги в науку".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа интегрированного спецкурса «Русская азбука» для учеников 2-3 классов. Разработка Шкляревич Ю.А. учителя начальных классов

Пояснительная записка.

1.Введение.

В основу организации учебной деятельности на занятиях спецкурса положена новая структура учебного плана, в состав которого, в качестве основного компонента, включена внеурочная деятельность, как требование ФГОСов. Это позволяет  строить работу, интегрируя между собой образовательное и воспитательное направления через систему спецкурсов, формируя у детей восприятие целостной картины мира, привычку активного поиска знаний и приобретения умений. Учитывая, что образовательный минимум, дополняется интегрированными спецкурсами, которые перекликаются с программным содержанием и при этом содержат большой воспитательный и прикладной компоненты, в структуру уроков в первой или заключительной части включаются их элементы. Так на уроках литературного чтения, в водной части, будет рассматриваться одна из букв старославянской азбуки, ее название, написание, значение. Результатом работы станет создание каждым учеником индивидуальной тетради-книги «Русская азбука».

2. Характеристика коллектива обучающихся.

Данная модель организации учебного процесса реализована мною на занятиях  как в классе, с большим количеством учеников, без особых проблем в обучении, так и в малочисленном классе, где есть дети, имеющие значительные трудности в общении и передвижении; проблемы в построении взаимоотношений с окружающим миром и в формировании ученических навыков; неврологические особенности, затрудняющие процесс ученичества, и в объединенной группе детей 2-3 классов. Она содержит в себе (как того требует стандарт) разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

3.Организационно-функциональная модель построения занятий

Используемая мною организационно-функциональная модель построения занятий имеет трехчастную структуру. Такое деление представляется мне наиболее целесообразным, так как позволяет достигать наилучших результатов, а именно, при общей активности и включенности в процесс всех учеников, глубокая погруженность в материал обеспечивает высокий уровень компетенций доступными средствами.

Трехчастная структура построения занятия

Вводная часть

(5-15 минут).

Основная часть

(20-30 минут).

Заключительная часть

(5-10 минут).

Работа в кругу со звуком, словом, речью (хоровая и индивидуальная). В этой части урока после речевой разминки происходит чтение стихов, разыгрывание басен, сказок, чтение по ролям. Таким образом, заучиваются наизусть все необходимые тексты, при этом проводится  работа с интонацией, качеством речи, социальной составляющей коллектива

Выполнение творческих графических и письменных упражнений на отработку навыков письма и каллиграфии; развитие волевой культуры (внимательность, аккуратность, старание); развитие эстетического чувства формы; развитие глазомера.

Работа фронтально за партами, по группам или в кругу с текстами, вопросами, практическими, письменными и устными заданиями.

За партами или сидя
в кругу  - слушание. Учитель рассказывает или читает литературное произведение. Дети учатся из подражания правильной артикуляции, внятной речи. Научаются воспринимать особенности стилистики различных жанров литературы. На следующий день  учитель просит пересказать кого либо из детей услышанное накануне.

Остальные должны слушать внимательно, чтобы внести свои дополнения.

Затем рассказ учителя завершает занятие.

Данная структура позволяет осуществлять контроль знаний и умений, а также оценку предметных результатов изучения курса(уровня читательской компетенции, владение техникой чтения, умение декламировать, выступать перед аудиторией с небольшим сообщением) избегая стрессовых ситуаций - в рабочем режиме.1

4. Концептуальная основа организационно-функциональной модели построения занятий.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу структуры таких занятий, позволяет разнообразить формы взаимодействия учеников с учителем и друг с другом, обеспечивает  успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, работать в команде и многое другое.

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: сокрытое сокровище»[1], сформулировано четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть.

Учиться знать - обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

Учиться делать  - фокусируется на практическом применении изученного.

Учиться жить  - вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.

Учиться быть -  акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал. По сути дела, он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

С данным утверждением как нельзя лучше согласуются  как разработанные государством образовательные стандарты второго поколения в основу которых положен системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, так и принципы образовательной системы, созданной Рудольфом Штайнером и реализуемой Российскими Вальдорфскими школами. Их опыт организации уроков очень ценен для системы современного российского образования.

 «В основе данных образовательных программ лежит обращение к воле, чувству и мышлению ребенка. Программа  по литературному чтению ориентирована на развитие у детей чувства языка, эстетического переживания устной и письменной речи, направлена на осознание учениками выразительной силы и ёмкости русского языка, его лексического и интонационного богатства. Её главными принципами являются:

- Образное, художественное преподавание;

- Обязательная работа на уроке с тремя формами: слово, предложение, текст, что позволяет с первых лет обучения развивать у детей чувство стиля, композиции, интерес к самостоятельному творчеству.

- Развитие познавательной самостоятельности через работу со справочниками и словарями с первых лет обучения.

- Развитие способности к самооценке и самоконтролю. Материал подается так, чтобы ученики самостоятельно наблюдали, исследовали различные языковые явления и на основании этого формулировали грамматические закономерности и правила.

Источники информации.

1. Жак Делор, Иннам Аль-Муфти, Изао Амаги и др. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within). //Издательство ЮНЕСКО, 1996, www.ifap.ru/library/book201.pdf.

2. Образовательные программы российских вальдорфских школ. //Народное образование, 2009.


Календарно тематическое планирование спецкурса «Русская азбука»
для учеников 2-3 классов

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Количество
часов

Примерная дата проведения урока

Появление на Руси первых книг и азбучного письма.

Получить знания о появлении азбучного письма и первых книг на Руси. Познакомиться с понятиями: «кириллица», «церы», «кодекс», «писало». Изготовить собственный «кодекс» для использования на уроках.

1час

5.09

Художественная мастерская.

Образы Кирилла и Мефодия.

Знакомство с жизнеописанием святых братьев.

Создание живописных образов Кирилла и Мефодия, как обложки для будущей книги.

2 часа

12.09

19.09

Из чего  на Руси делались чернила?

Урок открытия новых знаний.

Знакомство с техникой приготовления чернил  на Руси из сажи.

Знакомство с различными способами получения чернил в мире.

1 час

3.10

Ремесленная мастерская. Изготовление чернил.

Получение навыка приготовления чернил.

Получение навыка заточки и письма гусиным пером.

1 час

10.10

Творческая мастерская.

Как азбука менялась.

Изобретение металлического пера.

Знакомство с понятиями: устав, полуустав, скоропись.

Получение навыка письма перьевой ручкой.

2 часа

17.10 24.10

Ремесленная мастерская.

Изобретение бумаги.

Знакомство с историей изобретения бумаги и её появлением на Руси.

Получение навыка изготовления бумаги.

2 часа

11.11 18.11

Творческая мастерская.

Каллиграфия

Запись азбучной молитвы, сложенной из букв старославянской азбуки на бумаге собственного изготовления.

1 час

1.12

Библиотечные часы

Получение дополнительной информации, связанной с письменностью и книгопечатанием на Руси в различных формах.

3 часа

26.09

01.11

25.11

Итого интегрированный спецкурс рассчитан на 24 часа с учетом использования вводных частей уроков литературного чтения, на которых происходит знакомство с буквами (название, написание, значение) кириллицы и создаётся тетрадь-книга «Русская азбука».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"

Факультативный курс по краеведению в начальной школе...

Рабочая программа по спецкурсу "Юным умникам и умницам"2класс

Данный курс можно проводить в рамках внеурочной деятельности ФГОС.Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

Рабочая программа по спецкурсу "Экология моего пространства" для 3 класса

Программа адаптационного периода  по курсу «Экология моего пространства» разработана с помощью  авторской программы А.А. Плешакова «Окружающи...

Конспект интегрированного занятия для учащихся 4 класса, обучающихся по общеобразовательной программе для детей с ОВЗ VII вида

Совместное занятие в рамках 3 урока физкультуры(вне спортивного зала) логопеда и учителя физической культурыРазвитие языкового анализа и синтеза и пространственных предствлений...

Спецкурс для учащихся 1-3 классов "ТРИЗ"

Программа составлена в соответствии с приоритетными направлениями развития начальной школы, в частности, с направлениями – развитие личности младшего школьника средствами учебных предметов, детс...

Программа интегрированного курса «Шукшинские Сростки» для учащихся начальной школы

Данная программа  позволит сформировать у младших школьников чувства патриотизма и гуманизма, сопричастности к национальным истокам, сквозь призму которых ставятся и предлагаются решения об...