Программа духовно-нравственного развития
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Бальжинимаева Татьяна Иннокентьевна

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной ступени обучения

МКОУ «Вихоревская  СОШ№ 101»

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании РФ»;
  • Национальной доктриной образования;
  • Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.;
  • Всеобщей декларацией прав человека»;
  • .Гражданским кодексом РФ;
  • «Основами законодательства РФ о культуре»;
  • Государственным стандартом начального общего образования;

на основании:

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Примерной основной образовательной программы НОО ФГОС;
  • Концепций УМК «Школа 2100», «Школа России».

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: МКОУ «Школа искусств», МКОУ ДОД «Детский дом творчества», спортивные комплексы «Локомотив», «Таежный», МКУК МСКО «Акцент», Братский Центр Культуры, краеведческий музей, МКУК «Межпоселенческая библиотека».

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей Иркутской области и г. Братска, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу МКОУ «Вихоревская СОШ № 101»

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:

  • Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
  • Основные направления и ценностные основы воспитания обучающихся
  • Принципы и особенности организации содержания воспитания обучающихся
  • Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
  • Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
  • Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
  • Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
  • Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся
  • Ожидаемые  результаты воспитания обучающихся

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Портрет выпускника начальной школы:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • умеющий успешно и эффективно использовать накопленные знания, умения и навыки;
  • реализующий основные приемы мышления (мобильность, рациональность, репродуктивность, эвристичность);
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • владеющий основными приемами творческой деятельности (творческая индивидуальность субъекта жизнедеятельности);
  • владеющий навыками самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, адекватность оценки своих возможностей и достижений);
  • любящий свой народ, свой город и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценностные установки: любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Развитие нравственных чувств и этического сознания.

Ценностные установки: нравственный выбор;  справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценностные установки: уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценностные установки: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценностные установки: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях

Ценностные установки: красота; гармония; духовный мир человека;

эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

        Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители, общественные организации, включая и детские организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеурочной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
  • в личном примере ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, в том числе детей с ОВЗ;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
  • диалогического общения младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.

Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения учебных предметных программ и междисциплинарных программ формирования общеучебных умений, навыков, способов деятельности и ключевых компетенций.

УМК «Школа 2100»

 В содержание системы учебников «Школа 2100» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа 2100» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа 2100» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа 2100» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

 В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа 2100 » носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

УМК «Школа России»

          В содержание системы учебников «Школа России» воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление  российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. Т.е. во-вторых, содержание учебников наполнено родиноведческими и краеведческими знаниями.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира. В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • общее представление о политическом устройстве российского государства, , о символах государства, о ключевых ценностях современного общества России;
  • понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
  • системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

  • освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
  • приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
  • осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

  • сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;
  • стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
  • понимание значения нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
  • понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей;
  •  стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
  • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
  • понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
  • осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
  • представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
  • овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
  • развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
  • мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
  • опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
  • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
  • отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

  • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
  •  знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
  • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
  • нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

  • ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
  • эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Задачи воспитания:

  • сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • сформировать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, флаге и гербе Иркутской области, Братского района;
  • сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;
  • развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;
  • сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • воспитывать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Иркутской области, Братского района, родного поселка;
  • мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего  посёлка;
  • воспитывать уважение и любовь  к школе, своему посёлку, району, народу, России;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  •  развивать умение отвечать за свои поступки.

Виды и формы воспитательных мероприятий 

  • беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • классный час (внеурочная);
  • туристическая деятельность, краеведческая работа (внеурочная, внешкольная);
  • просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная);
  • сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • изучение вариативных учебных дисциплин;
  • участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная);
  • встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная)

Формирование нравственных чувств и этического сознания.

Задачи воспитания

  • сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • сформировать представления о правилах поведения;
  • сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • формировать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • воспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Виды и формы воспитательных мероприятий 

  • беседа, экскурсии, заочные путешествия  (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • театральные постановки, литературно-музыкальные композиции  (внеурочная, внешкольная);
  • художественные выставки, уроки этики  (внеурочная, внешкольная);
  • встречи с религиозными деятелями (внеурочная, внешкольная);
  • классный час (внеурочная);
  • просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • праздники, коллективные игры (внеурочная, внешкольная);
  • акции благотворительности, милосердия (внешкольная);
  • творческие проекты, презентации (урочная, внеурочная, внешкольная).

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи воспитания

  • сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • воспитывать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • сформировать элементарные представления о профессиях;
  • сформировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
  • развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе.

Виды и формы воспитательных мероприятий

  • экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная),
  • беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).
  • презентации «Труд наших родных»,  сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • праздники труда, ярмарки,    (внеурочная, внешкольная);
  • конкурсы  (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • работа творческих  мастерских, трудовые акции (внеурочная, внешкольная).

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Задачи воспитания

  • сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • формировать  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

Виды и формы воспитательных мероприятий 

  • беседа, просмотр учебных фильмов  (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеурочная, внешкольная);
  • прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • урок  физической культуры (урочная);
  • спортивные секции (внеурочная, внешкольная);
  • подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • туристические походы (внеурочная, внешкольная);
  • спортивные соревнования (внешкольная);
  •  игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений (внешкольная).

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Задачи воспитания

  • развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Виды и формы воспитательных мероприятий

  • предметные уроки (урочная);
  • беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная),
  • экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная);
  • участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций (внешкольная),

Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задачи воспитания

  • сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях;
  • сформировать представления о душевной и физической красоте человека;
  • сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским
  • спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
  • развивать стремление к опрятному внешнему виду. 

Виды и формы воспитательных мероприятий

  • предметные уроки (урочная);
  • беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);
  • кскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей; посещение музеев, выставок  (внеурочная, внешкольная);
  • посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок (внеурочная, внешкольная);
  • проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров (внеурочная, внешкольная)
  • участие в художественном оформлении помещений (внеурочная, внешкольная).

Перечень рекомендуемых

воспитательных форм и мероприятий

Формы

Мероприятия

1 уровень

(1 класс)

Беседы,

классные часы,

участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов,

спортивные соревнования,

сюжетно-ролевые игры,

проектная деятельность

«Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться - всегда пригодиться», «Твое здоровье».

«Что значит - быть учеником?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец».

Школьные  праздники и социально значимые мероприятия: «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»», «Новогодние», Весенняя Неделя Добра, конкурс патриотической песни, «День воинской славы», «День Победы, возложение цветов к обелиску», «Встреча с ветеранами ВОВ»; «Прощание с азбукой» и другие.

 Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Осенние краски», «Детство без вредны привычек», «Лучшая открытка» (к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Милая мама!»

Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!», кросс «Золотая осень».

«Масленица», «А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки»,

«Правила безопасности», «Зарничка».

 «Я и мир вокруг меня».

2 уровень

(2-3 класс)

 Беседы,

классные часы,

 участие в

подготовке и проведении мероприятий, акций,

Конкурсов,

 спортивные соревнования,

сюжетно-ролевые игры,

проектная и исследовательская деятельность

«Здравствуй, школа», «Все мы - дружная семья», «Что такое - Конституция?»,  цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»; «Все мы разные, но все мы равные», «Здорово, когда на свете есть друзья...», «Хочу и надо - трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего города», «Моя  любимая книга».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений», Вахта памяти, День открытых дверей, Подарок солдату.

Конкурс рисунков «Дорожные знаки», «Новогодняя открытка», «Мамин день», конкурс  «Минута славы»

«Лыжные эстафеты», кросс «Золотая осень», «Зимние забавы»

Заочная  игра-путешествие «С чего начинается Родина», «А, ну-ка, мальчики», «Милая мисс»,

«Правила безопасности».

Социальные проекты в рамках акции «Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня».

3 уровень

( 4 класс)

Беседы,

классные часы,

 

участие в

 подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов

 

спортивные соревнования

сюжетно-ролевые игры,

учебно-исследовательские

конференции,

проектная и исследовательская деятельность

«Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям»,  «Мир человеческих чувств», «Права и обязанности» «Россия-Родина моя!», «Государственные символы России», «Мир профессий», «Я гражданин России», «Память сердца...»,  «Из истории семейной летописи», «Край любимый, край родной»,  цикл мероприятий «По страницам истории Отечества», «Мой  любимый  литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит быть полезным людям?».

Школьные  традиционные праздники и социально значимые мероприятия:  осенняя ярмарка-распродажа, Вахта памяти, Подарок солдату, День защитника Отечества, День 8 марта и другие.

Конкурсы рисунков и фотографий: «Детство без вредных привычек», «Мы дети твои, Россия!», «Животные в моём доме», «Осенний пейзаж», «Как я провёл лето», «Новогодняя открытка», «Дети рисуют войну» и другие.

Спортивные соревнования «Испытай себя», прыжков в высоту, конкурс «Безопасное колесо», «День здоровья» и др.

«Масленица», «А, ну-ка, мальчики», «Милая мисс».

 

«Первые шаги в науку», «Мир через культуру»

«История моей семьи в истории моей страны»,

«Мир моих увлечений». Социальные проекты в рамках акции  «Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня».

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только школой, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

                Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста  основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

-  поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

-  опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.

        В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе

- родительские собрания,

- родительские конференции,

 - тематические расширенные педагогические советы,

- семейные  гостиные,

- встречи за  круглым  столом,

-вечера вопросов  и  ответов,

-конкурсы родительских комитетов

-тренинги  для  родителей;

- организации родительского лектория с участием специалистов

- выпуск информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (праздник 1 сентября, посвящение в первоклассники, праздник Букваря),

- театральные постановки к дню учителя и дню мамы,

- деловых игр: «Давайте познакомимся», «Возьмемся за руки, друзья» «Расскажи мне обо мне»

  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе общешкольного родительского комитета, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы:

Школа также активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

— элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

— опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;

— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

— нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

— уважительное отношение к традиционным религиям;

— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

— знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

— ценностное и творческое отношение к учебному труду;

— элементарные представления о различных профессиях;

— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

— осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

— первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

— потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

— элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

— знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

— ценностное отношение к природе;

— первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

— элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

— первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

— первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

— элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

— первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

— первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

— первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

— мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Формальные критерии:

- проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

- создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;

- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат лицея;

 - наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

 В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в лицее. Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Для диагностики процесса и результата духовно – нравственного развития личности используется методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности учащихся 1-4 классов», диагностика эмоционального компонента нравственного развития учащихся 1-2 класса по методике «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой.    Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности. Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.

МОДУЛЬ 1 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

  • способность составлять рациональный режим дня и отдыха; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;
  • знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;
  • знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

МОДУЛЬ 2 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

  • представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания;
  • представление о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;
  • умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.

При реализации этого модуля предусмотрена интеграция с курсом физической культуры.

МОДУЛЬ 3 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

  • навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;
  • навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;
  • навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;

МОДУЛЬ 4 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

  • представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
  • знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
  • интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;

МОДУЛЬ 5 — комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:

  • развитие представлений о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему;
  • формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния;
  • формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
  • формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для человека;
  • включение детей в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;
  • ознакомление детей с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;
  • развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.

МОДУЛЬ 6 — комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения:

  • развитие коммуникативных навыков школьников;
  • формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.

Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся

Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения на ступени начального общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Здоровьесберегающая инфраструктура школы включает:

соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся

наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся ,а также для хранения и приготовления пищи

организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков

оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем

наличие помещений для медицинского персонала

наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психологи, медицинские работники)

В здании школы № 101 созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие обеды и полдники в урочное и во внеурочное время.

В школе № 101 работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованная  необходимым игровым и спортивным  инвентарём.

В школе  оборудованы 2 медицинских кабинета

Способы рациональной организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

 Задачи:

повышение эффективности учебного процесса

снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления

создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Направление включает в себя:

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения

использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся

строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств

ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В основу  УМК «Школа 2100» и УМК «Школа России» положен деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию, т.е. традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения заменена технологией деятельностного метода. Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках  задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная  активность,  познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

 Организация физкультурно-оздоровительной работы

 с учащимися и семьями обучающихся

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального и общего образования;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе № 101 направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Реализация дополнительных образовательных программ

Направление включает в себя:

Внедрение в систему работы школы программ дополнительного образования, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Проведение Дней здоровья, конкурсов, праздников

В школе созданы условия для реализации дополнительных образовательных программ, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни: «Ритмика и танец», «Легкая атлетика», «Плаванье».

 Просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся.

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п. ;
  • открытые уроки  физической культуры;
  • проведение родительской конференции по обобщению опыта семенного воспитания ЗОЖ;
  • проведение родительских собраний с дегустацией блюд в школьной столовой (рассказ о правильном питании младших школьников).

Основные направления просветительской и мотивационной работы

Санитарно-просветительская работа по формированию

 здорового образа жизни

Задачи: 

  • Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.
  • Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.
  • Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни  

Содержание

Проведение уроков здоровья,

проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности 

Профилактическая деятельность

Задачи: 

  • Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
  • Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
  • Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

Профилактика травматизма  

Содержание 

  • Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.
  • Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  • Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.  
  • Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа 

Задачи: 

  • Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
  •  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
  • Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

Содержание

  • Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр;  соревнований по отдельным видам спорта;
  • спартакиады, дни здоровья,
  • Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

Тематика родительских собраний

1-й год. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).

2-й год. Путь к здоровью. Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).

3-й год - Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное состояние.

4-й год – Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек)

Ежегодно: Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся.

Тематика консультативных встреч

  • Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.
  • Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.
  • От чего зависит работоспособность младших школьников.
  • Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.
  • Профилактика близорукости.
  • Профилактика нарушения осанки.
  • Упражнения на развития внимания.
  • Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
  • Упражнения на развитие логического мышления.
  • Предупреждение неврозов.

Информационная среда о здоровьесбережении в начальной школе

Пропаганда здорового образа жизни, освещение спортивных успехов активно ведется через:

  • сайт школы;
  • выпуск информационных бюллетеней;
  • организацию выставок литературы в библиотеке;
  • информационных стендов.

Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.

Уровень

Особенности возрастной категории

Действия педагога

1 уровень

(1 класс)

         Приобретение школьником социальных знаний

Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую  школьную реальность

 Педагог должен поддержать  стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для  самого воспитанника в формировании его личности,  включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению)

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход  (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности)

2 уровень

(2-3 класс)       Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом

  Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный         подход и принцип сохранения целостности систем.

3 уровень

( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

 Потребность в самореализации, в общественном признании, в  желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности

Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.

Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

   Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный         подход и принцип сохранения целостности систем

Оценка эффективности реализации Программы

        Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются:

  • через анкетирование родителей и обучающихся
  • через  психологические тестирования: в 1-ых классах – адаптация к школе, 2-4 классы – учебная мотивация, 4-ые классы – готовность к переходу в среднюю школу
  • в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Направление

Планируемые результаты

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1.У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

2. Учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

3. Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей  деятельности.

4. Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

5. Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Рациональная организация образовательного процесса

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

1.Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).

2. Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Реализация дополнительных образовательных программ

Эффективное внедрение в систему работы школы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

Просветительская работа с родителями

Эффективная совместная работа педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.



Предварительный просмотр:

Модель организации внеурочной деятельности

в рамках ФГОС второго поколения

в МКОУ «Вихоревская СОШ № 101»

на 2013-2014 учебный год

Введение


           Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
            В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.

            Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

  • изменение учебного плана начальной школы;
  • составление перечня программ внеурочной деятельности;
  • подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
  • разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
  • материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
  • информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
  • составление расписания внеучебной деятельности учащихся 1-3 класса.


                 Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

                 Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности младших школьников.

                 Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;
  • расширение рамок общения с социумом.

              Описание модели

              Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме неаудиторных занятий. На организацию внеурочной деятельности отводится 5 часов в неделю в каждом классе.

             В МКОУ СОШ № 101 внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно – нравственное
  • общекультурное
  • социальное
  • общеинтеллектуальное

Внеурочная деятельность

Направления

Название внеурочного занятия

Спортивно-оздоровительное

Ритмика и танец

Легкая атлетика

Плаванье

1

1

1

1

1

Духовно – нравственное

Этика: азбука добра

Киноакадемия

1

1

1

1

1

Общекультурное

Школа этикета

Декоративно-прикладное искусство

1

1

1

1

1

Социальное

Школьный театр

1

1

1

1

1

Общеинтеллектуальное

В мире книг

1

1

1

1

1

Итого

5

5

5

5

5

Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (педагоги дополнительного образования – учителя начальных классов, учителя-предметники – музыки, физической культуры).

МКОУ СОШ №101 стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Внеурочная деятельность в ОУ включает в себя:
1. Спортивно-оздоровительное направление.
Оно представлено неаудиторными занятиями «Ритмика и танец», «Легкая атлетика», «Плаванье».  Целью данных курсов является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Занятия должны проходить в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов.

2. Духовно-нравственное направление

Данное направление реализуется курсом «Этика: азбука добра», проектом «Киноакадемия». Целью этих занятий является воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников, развитие творческих способностей у учащихся. Занятия проходят с элементами игровой деятельности, посещений БЦК.


3. Общекультурное направление  реализуется курсами «Школа этикета», «Декоративно-прикладное искусство».  Педагог учит видеть красоту в человеке, обществе, природе и, наоборот, видеть, оценивать безобразное, бороться с негативными явлениями в жизни.
Активизации деятельности младших школьников в кружках способствует разнообразие форм работы: экскурсии в музей, на природу, викторины, праздники, изготовление поделок, коллективные творческие дела, проекты.

4. Социальное направление  представлено курсом неаудиторных занятий «Школьный театр «Петрушка». На занятиях учащиеся знакомятся с основными видами театрального искусства, с основами актерской игры, с персонажами русского театра, учатся создавать театральные постановки, принимать в них участие. Формы работы: игра, проект, внеурочное занятие, экскурсия, посещение театров.

5. Общеинтеллектуальное направление реализуется программой внеурочной занятости «В мире книг». Данный курс способствует расширению читательского пространства, развивает индивидуальные возможности каждого ученика. Занятия проходят в виде литературных игр, конкурсов-кроссвордов, библиотечных уроков, путешествий по страницам книг, проектов, посещений центральной библиотеки.

Ожидаемые результаты:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».

Современное российское общество переживает период  долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...