Мои публикации
статья (3 класс) по теме

Прокофьева Марина Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Муравлёва О. Д.

                                                               Прокофьева М. Д.

                                                               МКОУ «ООШ № 9»

 г. Лиски

Граждано-патриотическое воспитание в процессе

составления родословной семьи.

                                                                                           

          "Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский.

В условиях модернизации российского образования воспитание патриотизма становится одним из главных направлений в работе с детьми. Применение инновационных технологий в педагогической деятельности делает этот процесс интересным и социально-полезным. Реализуя план по воспитанию гражданских и патриотических качеств у учащихся, необходимо помнить, что ощущение себя гражданином начинается, прежде всего, с чувств уважения, гордости и ответственности за свою семью, город, образовательное учреждение, как общность людей, связанных общим делом, в том числе и профессиональным выбором. Патриот, по точному определению Владимира Ивановича Даля, не только «любитель Отечества», но и «ревнитель о благе его». Любовь к Отечеству, Родине…

 С чего начинается эта любовь? В чем она может проявляться?

Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна  без участия родителей. [2, с.6 ].

          Учитель начальных классов имеет большие возможности активизировать общение детей со своими родителями, бабушками, дедушками.

Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

•    обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;

•    привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;

•    формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии.

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

      Работа  начинается со знакомства с семьёй воспитуемого. Совместно с родителями составляется социальный паспорт семьи, проводится анкетирование родителей с целью выяснить  уровень образованности родителей, их жизненные интересы, степень значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка. Родителям предлагаются анкеты: «Я и мой ребенок», «Духовные традиции семьи», «Досуг ребенка в семье», «Что такое Родина», «Мы - граждане России», «Увлечения Вашей семьи»[1, с.12 ].

Результаты диагностики показывают, что во многих семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, некоторые родители заботятся только о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания, мало интересуются успехами ребенка в школе.

     Исходя из этого, работа классного руководителя строится по трем основным направлениям:

•    психолого-педагогическое просвещение родителей;

•    создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников

воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей;

•    вовлечение родителей в воспитательный процесс. [3, с.21 ].

В работе по воспитанию чувства патриотизма,  учитель стремится к тому, чтобы у детей появилось желание и необходимость познать себя, ответить на вечные вопросы: кто мы и откуда вышли. Куда идем, что берем от прошлого, во имя чего живем, что передадим потомкам?

           Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева , имя которому – патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства. Наше прошлое – это не только перечень событий, это и яркие страницы биографии реальных людей, их переживания, чувства.

          Одной из форм работы  по гражданско-патриотическому воспитанию является работа над исследовательско – творческим проектом «Нашему роду – нет переводу!».

На первом этапе - вхождения в проект- учитель ведёт воспитанников   в краеведческий музей – зал “Русская горница”, где  дети знакомятся с генеалогическими древами семей г. Лиски, где с “ветвей” на посетителей музея смотрят милые лица, а там где не сохранились фото, просто имена – Фёкла, Агрипина, Матрёна, Демьян…

Далее педагог рассказывает ученикам и родителям, что такое генеалогическое дерево, знакомит родителей с книгой П.А.Флоренского “Генеалогические исследования” и вовлекает в исследовательскую работу по составлению своей Родословной. Сколько колен мы знаем? В лучшем случае три – четыре, а в основном при начале работы только три. Дети вовлекаются вместе с родителями в живую, познавательную краеведческую работу. И вот уже поиск корней своих захватывает всю родню. А начинается работа с задания:

- Ваша фамилия, что она обозначает? (Кстати, известно, слово “фамилия” заимствована из латинского языка – это значит наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям)

- Чем занимались ваши предки, что в доме хранится как реликвия?

- Вспомните всей семьёй интересные случаи из жизни ваших предков .

- Нарисуйте генеалогическое древо вашего рода.

На заключительном этапе проекта – презентации - важно, чтобы присутствовали все семьи детей, чтобы этот праздник стал значимым событием в жизни каждого ученика.

       Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяют обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания.

Литература:

 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1–11-е классы. – М.: “Вако”, 2006.

 2. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А. Быков // Воспитание школьников. –2006. – № 6.  С. 5 – 11.

          3. Максименко Н.А., Спутник классного руководителя. 1 -4 классы – Волгоград: Учитель, 2007



Предварительный просмотр:

          Пркофьева М. Д.

Сахарова И. В.

МКОУ «ООШ № 9»

г. Лиски

Содержание учебного материала как средство реализации

здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто».

           Здоровьесберегающая технология относится  к современным технологиям. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы.

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. [2]

   Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. . [1, с.5]

Так на уроках математики  ученикам прививаются навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Вначале следует рассказать детям о том, что, употребляя эти продукты, они обеспечивают свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышают его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека. При решении задачи №5, №6 на странице 17 из учебника «Математика. 2 класс» (М. И. Моро),  ученики узнают о том, что прыжки в длину и  через скакалку укрепляют мышцы ног и рук, спины и брюшного пресса, тренируют сердечную мышцу, повышают выносливость организма и общую работоспособность человека. Во время работы над задачей №4 на странице 39 того же учебника, детям предлагается  вспомнить свои прогулки и экскурсии в лес (парк) и рассказать о том, какую пользу они приносят нашему здоровью. Задачи №,№5, 6, 7 стр. 41 и №3 стр.42 выше названного учебника позволяют  напомнить второклассникам о том, что утренняя зарядка, спортивные игры и состязания необходимы для того, чтобы мы были крепкими, сильными, выносливыми и красивыми. В 3 и 4 классах, когда ученики решают задачи на движение, педагог информирует, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют организм и укрепляют здоровье.

Для уроков русского языка  тщательно подбираются упражнения, которые позволяют решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья учеников.  Обращается внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывается на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. Например,  упр. №327 из учебника «Русский язык. 4 класс» (Т. Г. Рамзаевой), к рисунку дети составляют текст,  который рассказывает о пользе прогулок на свежем воздухе зимой. А на материале упр. №337 дети узнают о липе, при этом учитель говорит о целебном действии цветков этого дерева. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения помогают пословицы, соответствующие данной теме.

Уроки литературного чтения также дают широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.

Когда дети читают произведения Б. Л. Пастернака, Д. Б. Кедрина, С. А. Есенина (Родная речь: учебник для 4 класса), то учатся воспринимать природу как лечебницу, как источник бодрости, радости и счастья.

Но наибольшим потенциалом для формирования навыков здоровьесбережения обладает учебный предмет «Окружающий мир». Содержание указанного курса обеспечивает младших школьников полными знаниями об организме человека, которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.

В учебнике «Мир вокруг нас. 3 класс» А. А. Плешакова раздел «Организм человека» объединяет темы: «Тело человека», «Опорно-двигательная система», «Кожа», «Правила гигиены», «Режим труда и отдыха», «Физкультура и спорт», «Лекарственные растения», «Первая помощь при переломах и порезах», «Техника и человек». На уроках окружающего мира  ученики знакомятся не только со строением и работой нашего организма, но и узнают о влиянии на него отрицательных последствий деятельности человека.

Таким образом, на каждом уроке детям даются конкретные рекомендации по сохранению здоровья, они учатся ими пользоваться, воспитывается чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. Доводится до сознания детей мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.

Литература:

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

2. http://www.zzr.ru/healthcare_education/

        



Предварительный просмотр:

Прокофьева М.Д.

МОУ «ООШ № 9»

г.Лиски

Работа в парах на уроках   в начальной школе

«У человека к истине есть три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый трудный, но самый благородный»

    Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность к актуализации их для самостоятельного постижения знаний,  т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУН, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире полученные знания, тем легче дети будут  овладевать другими навыками и умениями и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка. [4, с.15 ]

Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.

     Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

     При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, , предлагает своё мнение, пусть даже оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).[3, с.24 ]

        Обучение работе в группах начинается с 1-го класса. Главным в этот период становится  развитие у первоклассников  умения  договориться, конструктивно общаться в парах. Они знакомятся с правилами общения: как правильно сидеть за партой, смотреть на собеседника при разговоре, тихо говорить в паре, называть товарища по имени, как соглашаться или возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушать ответ, чтобы в дальнейшем исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, поэтому следует  вызвать любую пару к доске и на примере показать, как нужно работать. Первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Необходимо  систематически подбирать задания для выполнения в паре. [2, с.9]

              В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы. Задания для индивидуальной работы  даются дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

       После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик».  Например, при изучении состава числа "8" в 1 классе, даётся задание:  «Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек, разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как узнали? Значит, 8=4+4. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого. Значит, 8=3+5; 8=1+7".  

На уроках русского языка-на доске: Рука- ручонка, ручонка- ручей

                                       Ножонка-нож, ножонка-нога.

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие - нет. Когда дети готовы, они поднимают руки домиком.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения. Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно  у учеников вырабатываются умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

  Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).        Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).        Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.) Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

  Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

При изучении нового материала  учитель может заготовить дидактические карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму. Эффективно проходит повторение и  закрепление учебного материала. Учитель готовит дидактические карточки, причем обе карточки составляются так, что они дополняют друг друга, включая все вопросы повторения. Закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к доске и выслушать её.

 При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы  застенчивые дети раскрепощаются, у них появляется уверенность в собственных силах. [1, с.21]

Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.

Список литературы

1. Кудряшова, Т.Г.  Групповая  форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова //Начальная   школа  плюс До и После. - 2007. - 3.

2. Кузнецова, И.В. Почему нужно работать в   группах? / И.В. Кузнецова //  Начальная школа  плюс До и После. - 2002. - 11.

3. Савушкина, Т.П. Аспекты  группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч  начальной   школы . - 2008. -4.

  4.  Цукерман Г.А., Поливанова К.П. Введение в школьную жизнь. –М.: Московский центр качества образования, 2010.

Начальное общее образование.  Вестник образования. 2004. - №5.

5. Танцоров, С.  Групповая   работа  в развивающем обучении / С. Танцоров. - Рига, 1997.  

6. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. - М. : Просвещени



Предварительный просмотр:

Прокофьева М.Д.

Сахарова И.В.

МОУ «ООШ № 9»

г.Лиски

«Развитие   творческих   способностей  младших школьников  на   уроках   литературного чтения в начальной школе»

          «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» -  Л.Н.Толстой.  

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько  развитие   творческого  мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации  творческих   способностей. Именно в школе начинается процесс становления  творческой  личности и поэтому  очень важно правильно организовать этот процесс.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем: снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; отсутствие нравственного ориентира. В организации творческого подхода к выполнению заданий по литературному чтению можно выделить три этапа.

 Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Предпосылки творческой деятельности школьников  формируются на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта. При организации познавательных творческих дел,   используем «Поэтический ручеёк”. Это форма совместной творческой деятельности

способствует вовлечению всех в  чтение  любимых стихотворений, приобщает к миру поэзии, развивает чувство прекрасного. Стихи выбираются или на определённую тему, или одного автора. Каждый ученик читает свои любимые произведения, известные ему ранее, или находит интересные для него строки в предложенных сборниках стихов. Далее учащиеся делятся впечатлениями, мыслями о прочитанном и услышанном.

Второй этап системы - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. Например, при изучении раздела «Устное народное творчество» детям был предложен творчески - исследовательский проект «Книга  загадок». Цель данного  проекта: продолжить знакомство с устным народным творчеством, рассмотреть особенности построения, историю рождения  загадки, раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе, дать представление о видах загадок, познакомить с художественными средствами, обучать умению говорить образно, формирование нравственных ценностей через национальные традиции. Задачи: научить способам поиска информации, ее анализа, элементам поисковой работы, проявить творчество мышления, вызвать интерес детей к проектной деятельности. Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок попробовал побывать в роли исследователя, писателя, художника, сказителя. Целесообразность применения по данной теме метода проектирования заключалось в том, что присутствовала самостоятельная деятельность учащихся, этапность работы по данной теме, виден конечный результат, применялись исследовательские методы, сбор, систематизация, анализ и обсуждение результатов. Результат данного  проекта  – книга  загадок. В книгу, составленную детьми, вошли такие загадки:

1. Жужжит, но не пчела.

Крутится, но не юла.

Положи мороженое, сок налей,

Получишь вкусненький коктейль. (Миксер)

2. Я не кран и не лейка,

У меня длинная шейка.

Отгадать меня сумей-ка. (Жираф)

Уроки  изучения устного народного творчества предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных  творческих  заданий: разыгрывание мини - сценок на основе изучаемых произведений, сочинение загадок, сказок, дразнилок, колыбельных песен, закличек и т.д., организация конкурсов на придумывание самых сложных скороговорок или самых смешных потешек.  Вот примеры детских сочинений:

Семь семян Семён сыскал,

 Сыну в сени их ссыпал.

Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда просим детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события,- это самовыражение.  Для развития речи и отработки литературного языка проводим речевые разминки. Это могут быть и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку.

Один из приёмов  развития   творческих   способностей  учащихся, которые используем на своих  уроках  - “стихотворство”. Сначала  на   уроках  обучения грамоте применяем много стихотворного материала о звуках и буквах (загадки, стихи, сказки), которых надо сказать, достаточно и в самом учебнике, они предлагаются для заучивания. Потом задания усложняются, и ребята придумывают рифмы к словам, а затем целые строчки к стихотворениям. Дети рифмуют с удовольствием. Хочется отметить, что  способность  детей к стихотворству проявлялась впоследствии не только  на   уроках  литературного  чтения; дети самостоятельно рифмовали и правила из русского языка, и придумывали четверостишия к  урокам  окружающего мира.  

Вот стихотворение ученицы 3 класса Черняк Дарьи:

«Осень»

Посмотрю я в окошко,

А вокруг красота.

Осень рыжею кошкой

Разлеглась у окна.

Отцвели георгины,

Лишь последний цветок

Жёлтым цветом сияет,

Выпив солнца глоток.

Большую помощь учителю в  развитии   творческой  индивидуальности школьников оказывают «Поэтические тетради» по литературному  чтению, в которые дети записывают сочинённые двустишия, четверостишия, свои загадки, сочинения, рассказы. Выполняя все эти задания систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу.

            Результатом работы считаем - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.



Предварительный просмотр:

Сахарова И.В.

Прокофьева М.Д.

МОУ «ООШ № 9»

г.Лиски

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

        Перед учителем начальных классов в современной России поставлена сложная задача: с одной стороны воспитать у обучающихся чувство любви к своей Родине – России, а с другой стороны – уважение к людям разных стран и национальностей. На первый взгляд эти два направления воспитательного процесса идут параллельно, однако, имеют значительно много точек пересечения в настоящем воспитательном процессе.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, имеющее несколько различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

Выбор темы нашей публикации обусловлен тем, что она на прямую отражает ситуацию, которая сложилась в данный момент в классах, в которых мы сейчас работаем. Из 36 четвероклассников 28% детей не русской национальности: 10%-турки, по 6%-украинцы, армяне и азербайджанцы. Однако, все они составляют одну гражданскую общность – россияне. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Систематическое общение в разных сферах жизни и деятельности детей различных национальностей, совместно обучающихся, часто формирует и развивает общие и близкие интересы, потребности и идеалы. Работу по формированию толерантного сознания, выработке умений и навыков доброжелательного поведения в нашей школе со смешанным составом обучающихся мы начинаем с первых дней пребывания детей в школе, где происходит начальное становление личности ребёнка.

В первом классе целью нашей работы по данному направлению является

помощь в осознании каждым ребёнком неповторимости своей национальности в большой и дружной семье народов России. Формы педагогической деятельности: классный час «Моя семья», конкурс «Мы - дружные ребята», праздник «Великий День Победы».  Во втором классе - формирование и развитие чувства сплочённости классного коллектива и воспитание любви к своей малой родине, а также к городу Лиски, в котором сейчас проживают дети. Формы педагогической деятельности: классный час «Мы вместе – дружный коллектив», тематический классный час «Лиски – близки сердцу моему», конкурс «Место, где я родился». В третьем классе - формирование толерантных отношений между детьми, имеющими национальные и религиозные различия и проживающими на территории России. Формы педагогической деятельности: классный час «Культура мира. Человек среди людей», праздник «Русские посиделки», читательская конференция по сказкам народов мира, праздник «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».  В четвёртом классе - формирование гордости за Россию, осознание себя её неотъемлемой частью, и как следствие, умение конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. В этом учебном году запланированы следующие формы педагогической деятельности: психологический тренинг «Научись управлять собой», классный час «День единства народов России», «Учимся договариваться»,  игровая программа «Мы маленькая часть огромного народа». Всё это позволяет организовать воспитание детей в духе патриотизма, толерантности и мировой культуры.

        В нашей школе уже не одно десятилетие  обучаются дети разных национальностей. Это связано с внутриполитическими процессами, которые имели место в нашей стране в эпоху перестройки. Поэтому нам, учителям, пришлось вносить определённые коррективы в существующие программы по патриотическому воспитанию младших школьников, учитывая тот фактор, что в нашем городе ранее проживали люди преимущественно одной национальности. Опыт нашей работы в данном направлении позволяет  сделать следующие выводы:

  • патриотическое воспитание по-прежнему остаётся важнейшей частью воспитания всесторонней личности;
  • в сложившихся в настоящее время условиях обучения и воспитания детей в нашей школе возрастает необходимость уделять большее  внимание культуре толерантности;
  • воспитание культуры нравственного патриотизма и культуры толерантности  - являются двумя направлениями единого воспитательного процесса в нашей работе.

Список используемой литературы:

  1. Чаркова Ф.В. Обучение общению, «Начальная школа», № 6, 2008 г., с. 38-39.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России, «Народное образование», № 4, 2005 г., с. 23.
  3. Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми, « Наука и школа», №3,
  1. г., с. 69-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Уведомление о публикации материала...

Свидетельство о публикации

Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....

свидетельство о публикации

Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....

Публикации

Публикации разных лет...

Свидетельства о публикациях в сети Интернет

Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...