Игра - одна из ведущих форм деятельности в начальной школе по духовно-нравственному развитию и воспитанию граждан России
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Перова Лидия Николаевна

Духовно-нравственное становление человека – процесс длительный и сложный. Начинается он с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_odna_iz_vedushchikh_form_deyatelnosti_.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - одна из ведущих форм деятельности в начальной школе по духовно-нравственному развитию и воспитанию граждан России

Л. Н. ПЕРОВА,

учитель начальных классов, филиал МБОУ СОШ № 2 п. Добринка в с. Павловка

   Духовно-нравственное становление человека – процесс длительный и сложный. Начинается он с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь. Каждый год, каждый этап духовного становления ребенка связан с новыми запечатлениями отношений к социальным ценностям, которые и являются подготовкой к определенным действиям во взрослом мире. Это процесс последователен и необратим. Главный принцип, заложенный природой в процессе духовного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие может приостановиться и деградировать. Задача классного руководителя, как воспитателя – помочь ребенку в этом нелегком процессе духовного становления.

   Одной из ведущих форм деятельности  в начальной школе по духовно-нравственному развитию и воспитанию граждан России является игра. Для детей от 1 до 7 лет игра – важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, её социализации и подготовки к будущему. Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное  и интересное жизненное явление, она привлекала и привлекает внимание людей самых разнообразных профессий: педагогов и психологов, писателей и артистов, физиологов и философов, математиков и т. д. Во многих научных трактатах на разнообразные темы, в художественных произведениях встречаются наблюдения над играми детей и взрослых или суждениях о них. Великолепные, психологически тонкие картины детской игры нарисовали В. Гюго, Л. Толстой. Свидетельством живой истории нашей страны являются игры советских детей, описанные А. Гайдаром, А. Барто, С. Михалковым и др. Глубокие переживания о природе детских игр, о праве детей на игру принадлежат Алексею Максимовичу Горькому. В особенностях детской психики искал причину детской игры И. М. Сеченов. Искренность и непосредственность чувств подметил К. С. Станиславский.

   Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного и младшего школьного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают формы игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению К. Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…» В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания.

   Главным психологическим содержанием этого возрастного этапа становится запечатление сценариев жизненных отношений в процессе ролевых игр. Запечатлев ранее принятые в семье нормы общения с окружающими, ребенок через игру начинает активно постигать смысл жизни. Недаром именно в 3-5 лет дети играют во взрослые игры: «дочки-матери», «продавцы-покупатели» и т. п. Они улавливают то, чем живут взрослые, причем схватывают саму суть – проявляемые отношения к окружающим людям, предметам, процессам.

   Так, например, в первом классе школьникам было предложено придумать задачу на вычитание в пределах первого десятка. Один мальчик предложил для решения следующую задачу: «Бабушка принесла в ведре с молокозавода 8 литров сыворотки для поросенка. Она вынула оттуда 3 кг масла. Сколько сыворотки осталось поросенку?»

   Подобная задача привела в смятение учителя и значительную часть учащихся класса. Сам же автор не понимал, что подобные явления предосудительны, что про них неудобно говорить вслух. Он считал их нормальными, даже гордился ими, потому что подобные поступки родственников вызывали одобрение и поддержку близких и дорогих ему людей, стали нормой поведения членов его семьи, нормой, определяющей ценностные ориентиры ребенка.

   В более позднем возрасте трудно бывает перестроиться человеку, даже когда он сам пытается переустроить себя, понимая сознанием, что так поступать нельзя. Внутреннее запечатление будет долго удерживать человека в прежних рамках. Поэтому очень важно, чтобы запечатления этого периода были наполнены духовным содержанием, истинными ценностями, учили гуманному, чистому и честному отношению к человеку.

   А. С. Макаренко также считал, что при организации внеурочной работы по нравственному воспитанию интересной формой являются игры. Он

придавал большое воспитательное значение игре, в которой ребенок чувствует себя немного выше того, что он есть в действительности. Неиграющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом, утверждал он. Надо помнить, что младший школьник – уже во многом сформировавшаяся личность.

   Играющие должны подчиняться определенным правилам честной игры.

   «1. Честная игра является игрой равных, иначе победа неинтересна.

   2. Обидно, когда проиграешь, но нельзя злиться, лезть с кулаками на того, по чьей вине может и произошло поражение. Если он неправ, то объясни в чем.

   3. Если выиграл, радуйся, но не задавайся. Научи других тому, что сам умеешь.

   4. Не унывай при неудачах. Если что-то не получается, будь терпелив, и ты добьешься успеха. Умей учиться на собственных промахах и ошибках».

   Отбор методов и приемов для проведения занятий  на классных часах нужно осуществлять с позиции личностно-ориентированного и деятельстного подходов с использованием ролевых игр.  Учащимся нравится игры, цель которых – затронуть эмоции и чувства, например:

   «Царевна Несмеяна» (чтобы развеселить царевну Несмеяну, надо по очереди сказать ей добрые слова о ее хороших качествах).

   «Покажи, что ты желаешь другу» (учащиеся выражают свои пожелания друзьям с помощью жестов).

   «Рукопожатие» (надо в рукопожатии выразить свое теплое отношение к однокласснику).

  «На узкой тропинке» (надо суметь разойтись на узкой тропинке, если с одной стороны гора, а с другой – пропасть).

   «Сравнения» (ученик должен идентифицировать себя с каким-либо животным, растением, птицей, насекомым и обосновать свой выбор; можно предложить учащимся продолжить фразы: «Если бы я был растением, я бы был… потому что…» «Если бы я был животным, я бы был… потому что…» и др.

   В практической деятельности можно рассмотреть, какие игры можно использовать на примере одного классного часа «Поговорим о дружбе».

    Классный час нужно начать с обязательного настроя на занятие, которое проводится в виде игры «Улыбка»; учащиеся встают в круг, учитель читает загадку, отгадкой которой является слово улыбка. Ученики дарят тепло своих улыбок друг другу.

   Особый эмоциональный эффект имеет игра «Ниточки тепла»: учитель начинает говорить пожелание, а учащиеся продолжают, передавая клубок со своими пожеланиями одноклассникам. «Даша, я желаю тебе…» Завершается игра следующими словами учителя: «Посмотрите, какие ниточки тепла протянулись друг от друга. Пусть эти ниточки согревают вас и помогают в трудную минуту».

   Далее школьникам предлагаются проблемные вопросы:

   1. Как вы понимаете значение слова дружба? (В ходе поиска ответа на этот вопрос школьники работают в парах.)

   2. В. Даль определял понятия дружба так: «Дружба –это… бескорыстная стойкая приязнь». Как вы понимаете, что такое бескорыстная дружба? (Определение выводится после инсценировки личностно-ориентированной ситуации.)

   3. С чем бы вы сравнили дружбу? Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или в классе, если все вокруг подружатся?

   Педагог может завершить обсуждение следующими словами» «Дружба похожа на воздух. Когда она есть, человек ее как бы не замечает, но если друзья расстаются, то это похоже на отсутствие воздуха, ведь не хватает чего то важного. Особенно остро чувствуют разлуку друзья, сроднившиеся за долгие годы близкого общения. Для них это большая травма. И тем радостнее их нежданная встреча».

   После знакомства с «Монологом о дружбе» (Л. Измайлов) ученикам можно предложить вопросы для обсуждения: «С какими мыслями автора стоит согласиться? С чем вы не согласны? Должен ли друг подсказывать, давать списывать, льстить?»

   Выполняя задание «Продолжи предложение», школьники придумывают окончание фраз: «Друг – это человек…»; «Нам нужны друзья, чтобы…»

   Затем учащимся можно снова предложить игру «Разрешено – запрещено», которая поможет учащимся с помощью опорных слов вывести правила настоящей дружбы. Участвуя в игре, ученики размышляют, каких качеств у них не хватает, чтобы быть настоящим другом.

   Большой интерес может вызвать игра «Составление рецепта» настоящей дружбы. «Рецепт» может быть составлен так: взять двух или нескольких человек, добавить доброту и верность, приправить взаимопониманием и взаимовыручкой, влить помощь и внимание, размешать с искренностью, подавать на блюде с отзывчивостью, украсить сочувствием, состраданием и сопереживанием.

   В заключение занятия необходимо провести минуту рефлексии, в ходе которой ученики отвечают на вопросы: «Был ли наш разговор полезным для вас? О чем он заставил задуматься?»  А можно провести игру «Накопительные комплименты», способствующую развитию доброжелательности и уважения. Класс делится на группы по пять человек. Участники группы встают друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Каждый игрок должен подумать, какой комплимент он может сказать члену группы, стоящему за ним. Ученик, стоящий первым в ряду, поворачивается к следующему и шепчет на ухо приятные слова, используя несложные конструкции предложений, например: «Я думаю, что ты (приветливый). Второй ученик передает третьему комплимент, который он получил, и добавляет к нему свой комплимент, например: «Я думаю, что ты приветливый и терпеливый» и т. д. Каждый участник игры повторяет комплименты, которые он получил, и добавляет свой. Последний игрок идет к первому, говорит ему все комплименты вместе со своим. Когда все группы закончат игру, то первые ученики говорят все комплименты, которые они получили.

   В качестве домашнего задания можно предложить школьникам сделать для своего друга подарок-сюрприз (по желанию).

   Духовно-нравственное воспитание – это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребенок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает в себе такие понятия, как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т. е., самые ценные, главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях.

   ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

   1. Проблемы нравственного становления: материалы для родительских собраний./ сост. Л. В. Бударникова, Г. П. Попова. Волгоград, 2007

   2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М. 2007

   3. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности. В. П. Проворотова. Журнал «Нач. школа», 2011, № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов п...

Доклад Формирование экологического мировоззрения, как одно из направлений здоровьесозидающей деятельности в начальной школе.

Формирование экологического мировоззрения, как одно из направлений здоровьесозидающей деятельности в начальной школе. (Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ НОШ №611 Логиновой Г.А.) В Ро...

Добро победит зло. Час общения с учащимися начальной школы по духовно-нравственному воспитанию.

Цель:Формирование представлений  о добре, зле и нравственной ответственности человека за содеянное.Задачи:1. Продолжать формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.2. С...

Методическая разработка «Подвижные игры в начальной школе как средство физического развития и воспитания младшего школьника»

Человек играет только тогда,когда он в полном значении слова человек,и он бывает вполне человеком лишь тогда,когда он играет. Ф. ШиллерНормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движе...