"В гостях у С.Я.Маршака"
материал (3 класс) по теме

Минасян Наталья Грантовна

Литературный праздник для учеников 3 класса. Викторина, кукольный спектакль по пьесе С.Я. Маршака "Сказка о козле".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshak_prezentatsiya.pptx522.69 КБ
Файл v_gostyakh_u_s.ya_.marshaka.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минасян Наталья Грантовна учитель начальных классов ФГО У СОШ № 21 МО РФ г . Ереван О жизни и творчестве С. Я. Маршака Презентация для начальной школы

Слайд 2

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) русский поэт; переводчик; драматург; литературный критик.

Слайд 3

А началось всё, когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Слайд 4

Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких. Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.

Слайд 5

Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах. Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.

Слайд 6

На творческих встречах Самуил Яковлевич Маршак любил читать детям свои стихи. Его популярность может поспорить разве что со славой Корнея Ивановича Чуковского.

Слайд 7

Зеленая страница Эта страница зеленого цвета, Значит, на ней постоянное лето. Если бы здесь уместиться я мог, Я бы на этой странице прилег. Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно цветной самолет, стрекоза. Вот темно-красная божья коровка, Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам. Вот в одинаковых платьях, как сестры, Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пестрой, То, раскрываясь, несутся опять. Синяя страница А эта страница - морская, На ней не увидишь земли. Крутую волну рассекая, Проходят по ней корабли. Дельфины мелькают, как тени, Блуждает морская звезда, И листья подводных растений Качает, как ветер, вода. На дне этой синей страницы Темно, как в глубинах морей. Здесь рыбы умеют светиться Во мраке, где нет фонарей Разноцветная книга Прочитаем отрывки из некоторых произведений С.Я. Маршака

Слайд 8

Желтая страница Вот желтая страница - Пустынная страна. Песок по ней кружится, Несется, как волна. Неведомо откуда, Неведомо куда Бредут по ней верблюды, Степные поезда. Идут они в кочевье Под музыку звонков. Лежачие деревья Растут среди песков. Белая страница Это - снежная страница. Вот прошла по ней лисица, Заметая след хвостом. Тут вприпрыжку по странице В ясный день гуляли птицы, Оставляя след крестом. Здесь проехали полозья - И сверкает на морозе Серебристый гладкий след.

Слайд 9

Красная страница Эта страница Красного цвета. Красное солнце. Красное лето. Красная площадь Флаги полощет. Что же на свете Лучше и краше? Разве что дети Веселые наши! Ночная страница Пред вами - страница ночная. Столица окутана тьмой. Уходят на отдых трамваи, Троллейбусы мчатся домой. Спешат на ночлег пешеходы, Нигде не увидишь ребят. И только вокзалы, заводы, Часы и машины не спят.

Слайд 10

Каждый день в большой дом на улице Чкалова, который и сам уже давно живет в стихах Маршака, почтальон, чей труд прославлен в двух "Почтах", приносит письма со всего света. На многих письмах даже точного адреса нет – написано просто: "Москва, Союз писателей, Маршаку". Или совсем коротко: "Москва – Маршаку".

Слайд 11

Этот дом на ул. Земляной вал (бывш. ул. Чкалова), 14/16. знают многие. Сейчас на нем мемориальная доска "В этом доме с 1938 года по 1964 год жил и работал поэт Самуил Яковлевич Маршак

Слайд 12

Памятник на могиле С. Я. Маршака Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве.

Слайд 13

Иммануэль Самойлович Маршак сын

Слайд 14

Пушкин не обидится! Как-то Самуил Яковлевич Маршак в шутку спросил своего пятилетнего сына: «Чьи сказки тебе больше нравятся — мои или Александра Сергеевича Пушкина?» Мальчик сначала ничего не ответил. Тогда Самуил Яковлевич сказал: «Ты может свободно высказать свое мнение, так как «Пушкин не обидится». Мальчик, видимо, понял шутку, еще немного подумал и сказал: «Тогда обидишься ты». Из воспоминаний Самуила Яковлевича Маршака

Слайд 15

Именем писателя названы улицы: в Воронеже, на родине писателя — улица Маршака; в Чебоксарах; в Киеве; в Донецке, в Киевском районе; в Краматорске (улицы Краматорска).

Слайд 16

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) русский поэт; переводчик; драматург; литературный критик.



Предварительный просмотр:

Федеральное Государственное Общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа №21

Министерства Обороны Российской Федерации.

Литературный праздник

"В гостях у С.Я.Маршака"

Учитель  первой квалификационной категории

Минасян Наталья Грантовна.

Цели:

1.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.

2.Прививать интерес к чтению.

3.Развивать память, внимание, мышление уч-ся.

Украшение зала: Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта.

Оборудование: Мультимедиапроектор. /Презентация “О жизни и творчестве С.Я.Маршака”./

Учитель: Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка все детство. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.

           На одном из юбилеев С.Я.Маршака его друг писатель К.И.Чуковский остроумно заметил, что ему всегда казалось, будто в нашей литературе не один Маршак, а целых пять.

Итак, это:

1.Маршак – поэт, писал стихи для детей;

2. Маршак –лирик, автор глубоких и мудрых “взрослых” стихов;

3. Маршак – сатирик, автор сатирических стихов и плакатов;

4. Маршак – драматург, автор замечательных пьес;

5. Маршак – сказочник.

    Можно смело сказать, что Чуковский слегка обсчитался, приуменьшил количество Маршаков, работающих в нашей литературе:

6. Маршак – критик;

7. Маршак – прозаик, автор повести, в которой он описал свое далекое детство;

8. Маршак – переводчик.

Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Биографическая справка.

Презентация.

Учитель: Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Биографическая справка.

Ученик. Сам Маршак так писал о себе. Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербург.

      Маршак рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии,  уже переводил древнеримского поэта .

            Маршак учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После  учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.

             Большую часть своего творчества Самуил Яковлевич посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.

         В 1920 году в городе Краснодаре он создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

/После презентации/.

Учитель: Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:

"Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года!"

                 Маршак для многих детей и взрослых действительно бессмертен благодаря своему творчеству.

                 А сейчас начинается викторина по произведениям С.Я. Маршака.

1.Отгадайте загадки С.Я.Маршака.

1)Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

(Дождь).

2)Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу?

(Очки).

3)Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

(Сапоги, ботинки, туфли, тапки).

4)Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч).

5)Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час,

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы).

6)В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать!

(Утюг).

7)Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И наконец, совсем исчез.

(Календарь).

2. Конкурс  "да"- "нет.

1) Коту - герою стихотворения "Кот и лодыри", которое вы читали в нашем учебнике по чтению, скоро исполнится один год. Это верно или неверно?

Ответ: верно.

"Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год".

2) Говорит мышонок Мурке:

- Ну, тогда сыграем в жмурки!

Завяжи глаза платком

И лови меня потом.

Ведущий: Я утверждаю, что это строки из "Сказки о глупом мышонке".

Ответ: неверно, это "Сказка об умном мышонке".

3) Борода твоя долга,

Да не выросли рога.

У меня длиннее вдвое -

Живо справлюсь я с тобою.

Ведущий: эти слова принадлежат козлу, "Кошкин дом".

Ответ: неверно, это коза.

3. Задание "Фейс - контроль". Угадать имя героя по словесному портрету, и определить, из какого он произведения.

1) Принесла овсяной кашки,

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиску,

Отвернулся он от миски.

Герой: котёнок.

Произведение: "Усатый - полосатый".

2) Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил.

Герой: кот Василий.

Произведение: "Кошкин дом".

4. Задание: восстановите  строки знаменитых стихотворений.

 1) Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ____________ ,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной ________________ ,

Это он,

Это он,

Ленинградский _____________________ .

2) Жил человек _____________________

На улице Бассейной.

Сел он утром на ________________ ,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это ___________ .

5. Задание "Кто больше".

1.Назвать животных - героев сказки Маршака "Теремок":

•        1)лягушка

•        2)мышка

•        3)петух

•        4)ёж

•        5)волк

•        6)лиса

•        7)медведь

2.Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке "О глупом мышонке":

•        1)мышка

•        2)утка

•        3)жаба

•        4)лошадь

•        5)свинка

•        6)курица

•        7)щука

•        8)кошка

3.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом":

•        1)свинья

•        2)петух

•        3)курица

•        4)козёл

•        5)коза

4.Что сдавала дама в багаж:

•        1)диван

•        2)чемодан

•        3)саквояж

•        4)картина

•        5)корзина

•        6)картонка

•        7)маленькая собачонка

5.Что пообещала королева за корзину подснежников в пьесе "Двенадцать месяцев":

•        1)корзину золота (в которой принесли подснежники),

•        2)бархатную шубу на седой лисе,

•        3)участие в королевском новогоднем катании.

6 .Исправьте, пожалуйста, ошибки в стихах-путалках о детках в клетках.

1.Эй, не стойте слишком близко-

Я рысенок, а не киска.(Рысенок – тигренок.”Тигренок”.)

2.Взгляни на маленьких котят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят,

Когда едят,

Они не спят. (Котят – совят.”Совята”.)

3.Дали тапочки слону.

Взял он тапочку одну

И сказал:

-Нужны пошире,

И не две, а все четыре! ( Тапочки – туфельки,  тапочку – туфельку.”Слон”.)

4.Полосатые ослятки,

Африканские ослятки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы ослятки,

Будто школьные тетрадки,

Разрисованы ослятки,

От копыт до головы. (Ослятки – лошадки. ”Зебры”.)

7.А сейчас давайте вспомним названия литературных произведений С.Я.Маршака. Дополните недостающее слово в названии.

1.Усатый - ...( полосатый).

2.Детки в ... (клетке).

3.Сказка о глупом ...( мышонке).

4. Сказка об умном ... (мышонке).

6.Рассказ о неизвестном ...( герое).

7.Мельник, мальчик и ...( осел).

8.Кот и ... (лодыри).

9.Отчего кошку назвали ...( кошкой).

 Учитель. А сейчас, уважаемые гости, посмотрите, пожалуйста, кукольный спектакль, поставленный по пьесе С.Я.Маршака “Сказка про козла”.

                С.Я.Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и безоблачными счастливыми днями. Он написал много и о многом:

Немало книжек выпущено мной,

Но все они умчались, точно птицы...

              Книги С.Я Маршака разлетелись по всему свету. Их издавали бессчетное количество раз. Его книжки есть в каждой семье.

                    Закончить наш утренник хотелось бы “Пожеланием  друзьям”  Самуила Яковлевича  Маршака.

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и

каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево!

Всего Вам доброго! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения. Тема: «В гостях у С. Я. Маршака».

Урок внеклассного чтения.Тема: «В гостях у С. Я. Маршака»....

Классный час по теме: "В гости к С. Я. Маршаку"

Классный час, посвященный произведениям С.Я. Маршака....

Презентация для классного часа "В гостях у С.Я. Маршака".

В данной презинтации представлены стихи,загадки по произведениям С. Маршака....

В гостях у С.Я.Маршака

В гостях у С.Я.Маршака...

Литературный праздник "В гостях у С.Я.Маршака"

Материал содержит сценарий литературного праздника....