Внеурочная деятельность - кружок "Эрудит"-рабочая программа
рабочая программа (1 класс) по теме

Cысоева Светлана Геннадьевна

             Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и вне­школьной работы, способствующих повышению интереса школь­ников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны. В последнее время такие марафоны занимают все более важное место в комплексном развитии младших школьников. Перед учителем встают вопросы: как подготовить детей к марафону? когда лучше начать эту подготовку?Эту подготовку следует начинать с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе рекомендуется проводить виктори­ны на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. В том же словаре читаем: «Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу. В книге представлены разные викторины: викторина с буквами, матема­тическая викторина, викторина по природоведению, сказочная, загадочная и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erudit_programma.1-4.doc522.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

Рабочая  программа

                             Составила: Сысоева С.Г.

           

Пояснительная записка

             Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны. В последнее время такие марафоны занимают все более важное место в комплексном развитии младших школьников. Перед учителем встают вопросы: как подготовить детей к марафону? когда лучше начать эту подготовку? Данное пособие даст ответы на эти и многие другие вопросы.

          Что же такое интеллектуальный марафон? Из Толкового словаря С.И. Ожегова следует, что интеллект - ум, мыслительная способность, умственное начало у человека, а марафон – спортивные гонки на самой длинной дистанции. Следовательно, интеллектуальный марафон для младших школьников ;- это соревнование мыслительных способностей пусть пока на небольшую, но очень важную для них дистанцию. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта: Интеллектуальные марафоны предоставляют для этого прекрасную возможность и служат первой ступенью в подготовке к дальнейшему участию в олимпиадах..

          Эту подготовку следует начинать с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе рекомендуется проводить викторины на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. В том же словаре читаем: «Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу. В книге представлены разные викторины: викторина с буквами, математическая викторина, викторина по природоведению, сказочная, загадочная и другие.

        При проведении викторин учитель может использовать разные формы работы: фронтальную, групповую или индивидуальную. Главное –каждый ответ на вопрос подробно комментировать, чтобы в марафоне подобные вопросы не вызвали затруднения. Проводить викторины лучше в игровой форме, например в форме телевизионной игры «Самый умный», когда ученик или группа за одну минуту отвечает на определенное количество вопросов.

        Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

        Общий курс в объединении рассчитан на 4 года по направлениям – гуманитарному и математическому. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 6,5-11 лет.

           Цель программы- создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

         Задачи программы:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.

Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

Главные принципы реализации программы

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

                                                                                   Основные формы работы кружка

     Занятия рассчитаны на групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

                                                                                       Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности.

Программа  рассчитана на 34 занятия. По ней обучаются учащиеся 1-4 классов. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается  несколько минут. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

Мониторинг результативности работы с учащимися::

- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

- изучение структуры интеллекта;

- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Планируемые результаты:

       Личностные УУД:

  • Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.
  • Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
  • Формирование моральной самооценки.
  • Развитие познавательных интересов.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  •  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение адекватно оценивать свою деятельность;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других. 
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Материально-техническое обеспечение реализации программы “Эрудит”.

    -   Программа составлена на основании материалов книги Т.Н.Максимовой «Интеллектуальный марафон» 1-4 классы.- М.; ВАКО, 2010. (Мастерская учителя) и

   -  «Все предметы начальной школы в викторинах» О.В.Уварова, Е.А.Нефедова.- М.:АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2009.

  -  Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания /сост.  Т.Г.Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2007.

  -  Развитие мышления и познавательных способностей и задания /авт.-сост. Л.А.Абъятанова - Волгоград: Учитель, 2011.

   - Интернет

  - 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

   - Учебное пособие «В царстве смекалки» Л.А. Князева.

   - О. Холодова: Юным умникам и умницам: Методическое пособие. 2 класс (1-4)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Эрудит»   в 1 классе

2 часа в неделю (66 час)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведе-

ния

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведе-

ния

1

Викторина «Первый звонок»

2

20

Интеллектуальный марафон №7

1

2

Викторина с буквами

2

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Хочу всё знать о хищниках»

1

3

Занимательная викторина

2

21

Интеллектуальный марафон №8

1

4

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Откуда берутся сны?»

1

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: А водятся ли сейчас драконы?»

1

Викторина ан сообразительность

1

22

Интеллектуальный марафон №9

2

5

Шуточная викторина

2

23

Интеллектуальный марафон №10

2

6

Загадочная викторина

2

24

Интеллектуальный марафон №11

2

7

Сказочная викторина

2

25

Интеллектуальный марафон №12

1

8

Математическая викторина

2

Просмотр журнала «Хочу всё знать»

1

9

Правила игры в шашки

2

26

Интеллектуальный марафон №13

2

10

Викторина на природоведению

2

27

Интеллектуальный марафон №14

2

11

Викторина на внимательность

2

28

Интеллектуальный марафон №15

2

12

Викторина по ОБЖ

2

29

Интеллектуальный марафон №16

1

13

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Чем можно резать стекло?»

1

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему «Кто придумал этот суп?»

1

Интеллектуальный марафон №1

1

30

Интеллектуальный марафон №17

2

14

Интеллектуальный марафон №2

2

31

Интеллектуальный марафон №18

2

15

Игра «Умники и умницы»

2

32

Интеллектуальный марафон №19

2

16

Интеллектуальный марафон №3

2

33

Игра «У доски»

2

17

Интеллектуальный марафон №4

2

18

Интеллектуальный марафон №5

2

19

Интеллектуальный марафон №6

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Эрудит»   во 2 классе

2 часа в неделю (68 час)

№ п/п

Название занятия

Кол-во час.

Дата

№ п/п

Название занятия

Кол-во час.

Дата

1

Упражнения на развитие памяти и внимания

Интеллектуальный марафон №1

2

18

 

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему  «А рыбы и правда не умеют говорить?»

2

2

Составление загадок.  

 Загадочная викторина.

2

19

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

Интеллектуальный марафон №10

2

3

Развитие воображения

Интеллектуальный марафон №2

2

20

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

Интеллектуальный марафон №11

2

4

Выполнение рисунка по точкам,  дорисуй вторую половинку.

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему  «Почему люди не летают?»

2

21

Фразеологизмы.

Интеллектуальный марафон №12

2

5

Головоломки

Интеллектуальный марафон №3

2

22

Задания типа «Найди лишнее»

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему  «Почему ночью все кошки серы?»

2

6

Проведи аналогию

Интеллектуальный марафон №4.

2

23

Графические задания

Интеллектуальный марафон №13

2

7

Разгадывание кроссворда.

Составление кроссворда (коллективная работа)

2

24

Развиваем логическое мышление

Интеллектуальный марафон №14

2

8

Упражнения на развитие логики мышления

Интеллектуальный марафон №5

2

25

Буквенное лото.

Игра «Самый умный»

2

9

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему  «Почему разные вещи называют одним словом КЛЮЧ?»

2

26

Головоломки со спичками

Интеллектуальный марафон №15

2

10

Задания, развивающие кругозор.

 Викторина по сказкам.

2

27

Задачи на определение истинности суждения

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему  «Почему стрелка компаса не показывает точно на север?»

2

11

Анаграммы

Интеллектуальный марафон №6

2

28

Задания на определение по указанным признакам

Интеллектуальный марафон №16

2

12

Развиваем  быстроту  реакции

Интеллектуальный марафон №7

2

29

Игра в шашки. (разминка)

2

13

Логические, эвристические задачи

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему  «Есть ли часы, которые никогда не врут?»

2

30

Шашечный турнир  1 тур  (отборочный)

2

14

Волшебные палочки: работа с геометрическим материалом.

Математическая игра.

2

31

Шашечный турнир  2 тур

2

15

Собираем слова.

Интеллектуальный марафон №8

2

32

Игра « У доски»

2

16

Занимательные магические квадраты

Игра «Самый умный»

2

33

Задания на нетривиальное мышление

Интеллектуальный марафон №17

2

17

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

Интеллектуальный марафон №9

2

34

Итоговая игра «Кто хочет стать миллионером»

2

                                                              ИТОГО:

68 час

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Эрудит»   в  3 классе

2 часа в неделю (68 час)

№ п/п

Название занятия

Кол-во час.

Дата

№ п/п

Название занятия

Кол-во час.

Дата

1

Развиваем  быстроту  реакции

1

18

Знакомство с противоречиями

1

Интеллектуальный марафон №1

1

Интеллектуальный марафон №18

1

2

Таинства окружающего мира

1

19

Интеллектуальный марафон №19

1

Интеллектуальный марафон №2

1

Кроссворд «Судоки»

1

3

Признаки и свойства предметов

1

20

Приём устранения противоречий

1

Интеллектуальный марафон №3

1

Интеллектуальный марафон №20

1

4

Задания на определение по указанным признакам

1

21

Анаграммы

1

Интеллектуальный марафон №4

1

Интеллектуальный марафон №21

1

5

Существенные и несущественные признаки предмета

1

22

Страна загадок

1

Интеллектуальный марафон №5

1

Интеллектуальный марафон №22

1

6

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему6 «Зачем придумали зеркало?»  

1

23

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: Почему боятся черных кошек?»  

1

Интеллектуальный марафон №6

1

Интеллектуальный марафон №23

1

7

Сравнение предметов

1

24

Придумывание сказки

1

Интеллектуальный марафон №7

1

Интеллектуальный марафон №24

1

8

Волшебные палочки: работа с геометрическим материалом.

1

25

Слова – тезки. (Омонимы).

1

Интеллектуальный марафон №8

1

Интеллектуальный марафон №25

1

9

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Как были придуманы буквы?»  

1

26

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему: «Откуда берется снег?»  

1

Интеллектуальный марафон №9

1

Интеллектуальный марафон №26

1

10

Развиваем  быстроту  реакции

1

27

Перечисление множеств

1

Интеллектуальный марафон №10

1

Интеллектуальный марафон №27

1

11

Фантазия и творчество

1

28

Развиваем  внимание

1

Интеллектуальный марафон №11

1

Интеллектуальный марафон №28

1

12

Приемы фантазирования

1

29

Головоломки

1

Интеллектуальный марафон №12

1

Интеллектуальный марафон №29

1

13

Шарады

1

30

Причина и следствие

1

Интеллектуальный марафон №13

1

Интеллектуальный марафон №30

1

14

Множества

1

31

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему»Как моряки находят дорогу в море?»  

1

Интеллектуальный марафон №14

1

Интеллектуальный марафон №31

1

15

Разгадывание кроссворда. Судоки.

1

32

Разгадывание кроссворда.

1

Интеллектуальный марафон №15

1

Интеллектуальный марафон №32

1

16

Фразеологизмы.                                                                                                                                                                                                            

1

33

Шашечный турнир

1

Интеллектуальный марафон №16

1

Интеллектуальный марафон №33

1

17

Просмотр журнала «Хочу всё знать» на тему  

1

34

Шашечный турнир

1

Интеллектуальный марафон №17

1

Интеллектуальный марафон №34

1

                                                 ИТОГО:

68 час

Материально-техническое обеспечение реализации программы “Эрудит”.

    -   Программа составлена на основании материалов книги Т.Н.Максимовой «Интеллектуальный марафон» 1-4 классы.- М.; ВАКО, 2010. (Мастерская учителя) и

   -  «Все предметы начальной школы в викторинах» О.В.Уварова, Е.А.Нефедова.- М.:АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2009.

  -  Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания /сост.  Т.Г.Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2007.

  -  Развитие мышления и познавательных способностей и задания /авт.-сост. Л.А.Абъятанова - Волгоград: Учитель, 2011.

   - Интернет

  - 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

   - Учебное пособие «В царстве смекалки» Л.А. Князева.

   - О. Холодова: Юным умникам и умницам: Методическое пособие. 2 класс (1-4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. 2 класс. Программа "Юные инспектора дорожного движения"

               Данная рабочая программа «Юные инспектора дорожного движения» для учащихся    2 классов  разработана на основе авторск...

РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ                ЭКО...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Внеурочная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка "Фантазия" (нетрадиционные способы рисования), 1 класс.

     Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадицион...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...