Классный час на тему"Хлеб - всему голова"
методическая разработка (3 класс) по теме

Грязнова Елена Терентьевна

Представлен материал для подготовки и проведения классного часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb_-_vsemu_golova.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель: - воспитание уважительного отношения к труду и бережного отношения к хлебу;

            - расширить знания о пользе хлеба, о его ценности.

1.Учитель: отгадайте загадку

Круглый, как солнышко
На горячем донышке.
В печке подрумянится,
Да там и останется.
Остынет на блюде,
Пожалуйста, к людям:
Ешьте на здоровье.

- Отгадав загадку вы,  уже догадались о чём пойдёт речь на нашем классном часе.

- Так о чём же?

- Правильно, тема классного часа «Хлеб – всему голова». Сегодня мы узнаем откуда к нам на столы пришёл хлеб, сколько ему лет и сколько нужно сил чтобы хлеб получился вкусным, ароматным.

2. Рассказ учителя.

- Это было давно. Во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

3. Историческая справка.

1 ученик.  Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применялись для выпечки горшки специальной формы – «клибанос».Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

2 ученик. Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда в давние времена хлеб мало напоминал нынешний и представлял собой плотные поджаренные куски зерновой массы. 5 -6 тыс. лет назад в Древнем Египте произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто способом брожения. Искусство приготовления  «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхлённый пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали разнообразные сорта хлеба.

3 ученик. На Руси секретом приготовления дрожжевого теста владели с незапамятных времён, и хлеб пекли практически в каждом доме. Несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров: появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, калачники. Со временем возникают и другие блюда с использованием муки. Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

4. Монтаж.

В нём - здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот об этом – то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто – чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поёт,

Капитаны – комбайнёры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

В порошок её сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –                                                                                                                                      Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,                                                                                                                    Не жалел трудов и сил!

4 ученик.

 

С хлебом связано много обрядов. Так у восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности богу. Хлеб брали с собой, отправляясь сватать, с хлебом и солью встречали молодых по возвращению из церкви после венчания, хлеб клали в колыбель к новорождённому как оберег от злых сил.

Слово учителя.

 - Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего».

В народе хлеб имеет несколько названий.

- Почему один хлеб называют чёрный, а другой белый?

- Из чего готовят отрубной хлеб?

- Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство, отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных. Замечательный педагог Сухомлинский написал о хлебе так: « Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испечённый из новой ржи. И рядом с хлебом – отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь:                    « Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым». Пусть же и для нас с вами хлеб будет святым.

- В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день – это 125 г. И всё же они делились этими крохами с голодающими рабочими. В Мрскве, в музее Революции хранятся эти маленькие чёрные сухарики. Хлеб, которым делятся в трудную минуту,  не имеет равного вкуса.

- Крепла страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины_ трактора, комбайны, самолёты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась Великая Отечественная война. Люди узнали цену военного хлеба.

       Военный хлеб.

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел. А мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

- Во время Вов можно было встретить лозунг: «Мир – народам, хлеб голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г. хлеба. Рабочему – 200 г. и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но  желанные для каждого человека.  Ведь нужно было работать.

- О хлебе сложены песни, написаны стихи, поговорки. И мне хотелось бы узнать, а знаете ли вы поговорки о хлебе.

5. Игра «Доскажи пословицу».

* Не шуба греет, а …(хлеб).

* В дороге хлеб не…( помеха).

* Не будет хлеба ,…(не будет и обеда).

*Без соли не вкусно, а без хлеба,…( несытно).

* У кого хлебушко, у того и (счастье).

*Хлеб всему …( голова).

* Без печки холодно – без хлеба… (голодно).

 - Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский лётчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери – « Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что , им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в  поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий. Вкус разделённого хлеба несравним ни с чем.»

 - Сейчас как никогда мы должны бережно относиться к хлебу.

- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

- Если хлеб остался, что с ним нужно сделать?

-  Чтобы вкусный каравай был  каждый день у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:

1. Бери хлеба столько, сколько съешь.

2. Учись готовить из чёрствого  хлеба различные блюда.

- А знаете ли вы, что из одного зёрнышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зёрен.

6. Работа  с фразеологическими оборотами.

- Как вы понимаете:

1.Даром хлеб есть;( жить напрасно, не принося пользы)

2. Хлеб да соль; (пожелания приятного аппетита)

3. Хлеб насущный. ( необходимые для жизни средства).

7. В лазоревых лентах колосья

Венчают державный наш герб.

Хлеб – радость и счастье, и гордость,

Могущество родины – хлеб.

7. Итог классного часа

«Какие же правила бережного отношения к хлебу мы с вами составили?»

Дети читают хором:

  1. Береги хлеб, он дорого даётся.
  2. Не оставляй недоеденных кусков.
  3. Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
  4. Продли хлебу жизнь.
  5. Никогда не бросай хлеб.
  6. Подними брошенный кусок, отдай птицам.

Эти правила вывешивались постепенно, в течение классного часа.

– Сегодня вы выполните из солёного теста своё изделие:

Калач, булку или баранку. После того, как вы слепите, сфотографируйте свою работу на компьютерах.

Напишите на жёлтых листах зёрнышках, что вы узнали о хлебе, как вы будете к хлебу относиться.

– Прикрепим зёрнышки в виде колосков.

– У нас получилась общая работа.

– Молодцы!

– Наш классный час подошёл к концу.


 Не шуба греет, а хлеб. В дороге хлеб не помеха. Не будет хлеба, не будет и обеда.

Без соли не вкусно, а без хлеба, несытно.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Хлеб всему  голова.

Без печки холодно – без хлеба голодно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Хлеб всему голова» (сценарий)

Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к тр...

Классный час по теме «Хлеб – всему голова»

Цели:1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к ро...

Классный час на тему "Хлеб - всему голова!"

Разработка классного часа  используется в 1 классе.Она даёт возможность расширить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб н...

Классный час по теме: "Хлеб-всему голова".

Цели: расширить знания о тяжёлом повседневном труде хлебороба, процессе выращивания хлеба, о пользе хлеба и его ценности; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу. Познакомить со знатными хле...

классный час на тему: "Хлеб - всему голова!"

Данное занятие предназначено для учащихся начальных классов. Тема о хлебе затронута не случайно. Эта тема актуальна всегда, связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и у многих из них теря...

Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" 3 класс

Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" разработан  для учащихся начальной школы....