Осенний листопад
классный час (4 класс) по теме

Акулова Надежда Николаевна

Познавательно-игровая программа с литературными героями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osenniy_listopad.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                «Осенний листопад».

                        Познавательно – игровая программа.

        Баклажана Патиссоновна: Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!

        Тетушка Лукерья: Здорово живете, милые ребятушки!

        Б. П.: Вот и осень вступила в свои права. Славная пора, не правда ли? Так и хочется запеть!

(Поет на мотив песни «Ах, вернисаж…»)

        На этой выставке картин

        Уже давно сюжет один.

        Его сама рисует осень…

        Дыша туманом холодов,

        Пленяя щедростью садов,

        Опять пришла на землю осень…

        Т.Л.: (приплясывая, запевает на мотив частушки):

        

        Эх, топну ногой

        Да притопну другой!

        Уродилась моя репа

        В этот год вот такой!

        Б.П:

        Открыт осенний вернисаж,

        Ты посмотри, какой пейзаж.

        Вот журавлей летящих клин,

        А вот осенний георгин.

        

        Т.Л:

Эх, топну ногой

Да притопну другой!

Уродилась моя тыква

        В этот год вот такой!

        Б.П: Простите, уважаемая, что это вы мне все мешаете? Я пришла к ребятам, чтобы провести с ними увлекательную лекцию под названием «Осень в гости к нам пришла», а вы …с какой – то репой да с плясками.

        Т.Л: Так ведь и репа – то у меня тоже чудо! А коли народу собралось столько, как не поплясать? В старину осенью всегда праздники устраивали с песнями, играми да плясками. Урожай собран, можно и повеселиться от души.

        Б.П: Да кто вы такая?

        Т.Л: Да я тетушка Лукерья из деревни Картошкино. Лучшая на всю округу певунья, плясунья и огородница!

        Б.П: А я дама ученая, специалист международного класса по всем садово – огородным наукам! И прошу не мешать мне выполнять мою работу.

        Т.Л: А давай вместе! Может и сладим?

        Б.П: Гм!(Снова поет.)

        

        Дыша туманом холодов,

        Сюда приходит осень вновь…

        Т.Л: Эх, топну ногой

                Да притопну другой…

        Б.П:

                Соберем ли в эту осень

                Урожай вот такой!

        Т.Л: Сладили! Начинаем?

        Б.П.: Начинаем!

        Т.Л:  Осень золотая! Славная пора!

        Б. П: Осень золотая снова к нам пришла.

        Т.Л: И в свои хоромы заглянуть нас просит.

                (Вместе.)

                Щедро всех одарит наша чудо – осень!

        (Обе ведущие делают короткую танцевальную проходку.)

        Т.Л: Ох, уморилась, покуда дотащила!

        Б.П.: Хм! А что же у вас такое, уважаемая?

        Т.Л: А это – урожай!

        Б.Л: А вот пусть ребята и отгадают, что в корзине!

                ЗАГАДКИ.

        Т.Л: А я вот, что скажу, Патиссоновна! Слыхала,что ученые ваши за то, чтоб люди больше ели таких плодов, что на их родной земле выросли. Мол, полезнее это для здоровья. Так ли это?

        Б.П: В общем – то, так. Ну и что?

Т.Л: А то, что знаю я три овоща, которые не одну тысячу лет на нашей Русской земле росли и были для наших предков, можно сказать, вторым хлебом. Вот я и хочу, чтобы и ребятки овощи эти знали и уважали.

Б.П: И где же эти три старинных русских овоща?

Т.Л: У меня в заветной маленькой корзинке. Ну – ка, кто угадает кто угадает, семена какого овоща спрятаны в этих мешочках? Много про него занятного можно рассказать. Прежде он был на Руси царем всех овощей. Нынче нет – нет, да и услышишь такие слова: «Было это давным – давно, еще при царе…» - и дальше называют этот овощ. И верно, он тогда не просто грядочку на огороде занимал, а на всех русских полях царствовал. И парили его, и варили, и даже кисель. А в свежем виде для ребятишек он просто лакомством был.

Библиотекарь: Когда лакомством, а когда и чистым наказанием, в деревенской школе всегда стояли такие вот мешочки. Кто провинился – на коленки! А под колени эти мешочки подкладывали. Каково стоять так часа два? Не хотите ли попробовать? Ну, каково? Больно? То – то.

Будем играть в старинную игру. Вот эти мешочки нужно в мою корзинку издалека закинуть, как попали в корзинку – получаете взамен одну буковку из названия нашего овоща. Сколько мешочков из пяти сумеете закинуть – столько и буковок дам взамен. А уж по ним и слово – названия овоща – угадайте!

                                ИГРА

                        «Попади в корзинку».

Т.Л: Ну как, сложили слово? Молодцы! А теперь дружно скажите отгадку?

        На солнце вызрел и подсох

        И рвется из стручков…Верно, горох!

Т.Л:   Ой – о – ой! Заигрались, а про корзину – то мою совсем забыли. Есть у меня там еще один овощ, тоже с древних времен на огороде растет. Очень я люблю его, потому что он – мой родственник!

Б.П:  Интересно! И как его зовут твоего родственника?

Т.Л:  

        Да покуда подрастал, трижды имя он менял:

        Был с соринку, словно мушка, -

        Звался он тогда «чернушка»,

        А подрос через годок –

        Называться стал «севок».

        Вырос круглый, желтый, крепкий.

        И тогда назвался «репкой».

        Что же это за овощ?

Дети: Репа!

Т.Л:  А вот и не репа! Вот и промахнулись!

Б.П.:  Даю научную справку. Слово «репка» часто добавляют к названию этого овоща, потому что, созревший, он напоминает репку: круглый приплюснутый и в золотистой оболочке. Но он гораздо меньше репы.

Т.Л: И гораздо хулиганистее!

        Ох и вреден тот мальчонка

        В золотистой рубашонке!

        Кто с него рубашку стянет,

        Горько – горько плакать станет.

Б.П:     Всем понятно стало вдруг:

        Этот едкий овощ…

Дети: Лук!

Т.Л:    Правильно! Это лук. А я – Лукерья. Стало быть, родня мы с этим овощем.

Б.П:    Но нет! Нет, нет и нет! Я, как дама ученая, не могу согласиться, что лук – репка –мальчонка вредный! Наука утверждает, что лук – защитник для человека.

Т.Л:    Все верно! Недаром в старину про лук пословицу сложили. А какую – угадайте!

                                ИГРА

                        « Составьте поговорку».

Т.Л: А в моей корзинке заветной еще один овощ остался.

        Земляная курица

        Гнездышко свила

        К осени десяток

        Яиц нанесла

        Неказистых, шишковатых,

        Только знают все ребята,

        Что давно пора Антошку

        Дружно звать копать…

Дети: Картошку!

Т.Л:    Для нас, русских, это можно сказать второй хлеб! Мы без нее за стол не садимся! Теперь мы все картошку и сажаем, и копаем, и кушаем :вареную, печеную, жареную.

Б.П:   Угу! Особенно  Антошки! Те больше с ложкой…

Т.Л:            Да что ты? Песенка эта вовсе не про наших Антошек сложена. Докажем, это ребята? Есть в зале Антошки? Вот команда Антошек – а соперники их будет команда Алешек. Посмотрим, чья команда вырастила больше картошки.

                                ИГРА

                        «Чей картофельный куст больше?»

Т.Л:    Чудный огород у тебя, Патиссоновна! И чего только там не сыщешь!

Б.П.    Есть на моем огороде сторож, который всех воришек отпугивает, а для добрых людей урожай бережет.

Т.Л: И что же за сторож это? Ой страшный, лохматый.

Б.П:  День и ночь стоит на палке

        С бородою из мочалки.

        Раз воришки налетели,

        Поживиться чем хотели,

        Но увидели урода –

        И скорее с огорода!

Т.Л:    А давай – ка поближе пугал огородных поищем.

Б.П:     Ну, хотя бы в этом зале.

                                ИГРА

                        « Кто скорее нарядит пугало».

Т.Л..:   Вот теперь  по виду настоящие пугала! А по характеру? Грозные ли? Смогут ли ворон распугать?

Б.П:     А это мы сейчас проверим. Уважаемые пугала, ваша задача – как можно сильнее перепугать ворону. Вороной будет Лукерья.

Т.Л..:   Ох, устала я пойду в свой огород, да и тебе Баклажана Патиссоновна пора домой.

Вместе: До свидания ребята! До новых встреч!

 

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет "Осенний листопад" (презентация к уроку математики, 3 класс)

Устный счет. 3 класс. Подходит к любому УМК. Повторение тем: - нахождение неизвестного числа; - названия компонентов арифметических действий....

Аппликация "Осенний листопад"

презентация для урока изо во 2 классе...

Г.Граубин "Почему осенью листопад"

Книга старого издания, но содержание по-прежнему актуально....

Осенний листопад

работы выполнены из природного материала...

"Закружила осень листопадом"

Сценарий праздника осени...

Веселые соревнования "Осенний листопад"

Можно провести на уроке физкультуры или на осеннем празднике....