Классный час по поликультурному воспитанию "Культура народов Поволжья".
классный час (4 класс) по теме

Классный час в начальной школе на закрепление пройденного материала о культуре народов Поволжья (русские ,татары,мордва,казахи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Классный час в 4 «А» классе : « Культура народов Поволжья.»

Воспитатель : Горюнова Г.С.

Дата проведения: 28.11.2013г.

Время проведения: 13.00.-13.40.

Место проведения: учебный кабинет учащихся 4 «А» класса .

Форма проведения: презентация.            

Цель:

Обобщить и углубить знания, полученные при  ознакомлении с культурой народов Поволжья.

Задачи:

  • Формировать у детей интерес к самобытности, фольклору народов, проживающих на территории Поволжья.

  • Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

  • Воспитывать у школьников любовь к родной земле, уважение к традициям разных народов, способствовать повышению уверенности в себе.

Оборудование :

 мультимедийный  проектор, ноутбук, доска, электронная   презентация, фонограмма с записью музыки русского , татарского ,казахского народов,  элементы национальных костюмов (русский, татарский, казахский, мордовский), выставка рисунков орнамента народов Поволжья, национальные блюда Народов Поволжья, карточки с числами 1, 2, 3, пазлы для «сердца» и народных орнаментов.

Ход классного часа:

  1. Организационно - психологический момент «Улыбка» -2 мин.
  2. Ознакомление детей с темой классного часа, постановка цели-3 мин.
  3. Выступления детей на закрепление полученных знаний-9 мин.
  4. Выявление уровня знаний детей и сравнительный анализ по данной теме:

-Практическое задание (работа в парах) «Собери орнамент»-4 мин

Физкультминутка - подвижная игра -5 мин.

-Викторина по сказкам-7 мин.

-Игра «Сердце доброты»-5мин.

5.Подведение итогов, выводы (рефлексия)- 5 мин.

                     

                                       

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ :

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы окунёмся в культуру  народов Поволжья. В этом году мы с вами начали ознакомление с   народами  Поволжья.(2-5 сл) На  классных  часах,  в музее вы знакомились с традициями, историей, культурой, бытом народов, проживающих на территории Поволжья. Мы с вами разучивали  игры, читали сказки, рисовали жилища  этих народов. Все свои знания  мы оформили в презентациях «Народы Поволжья». Как вы думаете у этих народов  есть что-то общее? Давайте сегодня сравним эти народы.

(6 сл)Сначала  вспомним, почему эту территорию называют Поволжье? Где  она расположена?  (выходит один ученик и показывает по карте)

Ученик 1: Много веков назад на  этой территории  проживало очень мало людей,  край  представлял  из  себя  неисследованный регион,
с середины 16 века территория Поволжья вошла в состав России и русские переселенцы начали  освоение новых территорий, в котором активное участие приняло коренное население Поволжья -  башкиры, чуваши, мордва.…Какие  народы,  проживающие на территории Поволжья вы ещё знаете?

Ведущий: .

(7сл)Сегодня ребята продемонстрируют нам элементы  национальной одежды и напомнят нам о народах. А вы внимательно слушайте и смотрите т.к. после выступления мы  сравним эти народы.

(8-14)Ученица 2: У каждого народа принято при встрече приветствовать друг друга. Здравствуйте, я вам расскажу о национальных особенностях  русского народа.

(15-21 сл)2 уч – «Шумбратада!»-Мордовия.(выступление)

(22-28 сл)3уч – «Исенмесез!»  - Татарстан.(выступление)

(29-34 сл)4 уч -  «Салембердак» -Казахстан.(выступление)

--- Предлагаю сравнить эти народы, что-то общее вы заметили в национальной одежде, обуви, кухни, праздниках народов?

Ведущая: На уроках рисования мы знакомились с особенностями национальных орнаментов, многие из них мы рисовали. Составьте из пазл на вашем столе орнамент и определите к какому народу он относиться, докажите. (ученики составляют). А здесь есть сходства и какие?

Чтобы вышивать такие орнаменты требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А после работы играли в разные игры. Какие игры народов Поволжья  вы знаете? «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть, например, в татарскую народную игру «Тимербай».

Ведущий: Какую игру вам напомнили эти движения?

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы внимательно читали сказки.

 Возьмите веера, правильный ответ показывайте числом 1, 2, 3.

К кому обращалась мама со словами: «Скажи им,  подружка, чтобы  ко мне поспешили»?

  1. К бабушке.
    2.К дочке.
    3. К белочке.

Какое наследство оставил отец трём сыновьям ?

1Три сундука золота.
2.Три поля.
3. 
Три совета.

Сколько лап стёрла собака?

1. Четыре.
2.Одну.
3.Две.

Кто утопил   лодку у мышки ?

1.Лиса.
2. 
Медведь.
3.Сорока.

За кого вышла замуж красавица из сундука?

  1. За лекаря.
    2. За Ермека.
    3. За пастуха.

Ведущий: Молодцы, ребята, вы внимательно слушали сказки.Какие сказки на ваш взгляд схожи друг с другом?  Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Сказки разных народов похожи между собой? Сказок много есть на свете, все их очень любят дети. А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию)

(36 сл)(выходят 6 учеников рассказывают стих о дружбе)

1 ученик: Народы Поволжья  объединяет  любовь к своим истокам, традициям ,к своей малой родине.

2 ученик: В единстве сила каждого народа,

Всегда равняйте на него судьбу,

3 ученик: Куда бы вас не привела дорога

Не забывайте Родину свою!

                                                             Игра “Сердце доброты”

Ведущий: И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.

(Дети складывают “пазлы” на  доске, получается большое сердце.)

Ведущий: Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в учёбе.
Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Ведущий: Ребята, чем мы сегодня занимались на классном часе?(выясняли что общего у разных народов Поволжья .Так какой вывод можно сделать?(Что у нас много похожего и делить нам нечего, и родина у нас одна, надо уважать культуру других народов) .

Ученик :У каждого народа принято приглашать гостя за богатый стол. Вот и мы от чистого сердца  хотим угостить вас национальными блюдами, которые мы  приготовили со своими родителями.

Просим всех к столу! Приятного аппетита!

(35 сл щелчок) (Под русскую  народную  музыку    разносятся  угощения участникам и гостям.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ярмарка народов Поволжья

сценарий к празднику...

Презентация к уроку ОРКСЭ "Народы Поволжья"

Презентация (в 2-х частях) к уроку  ОРКСЭ в 4 классе по теме "Народы Поволжья"...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

Теоретическая  обоснованность  опытаПроблемаС конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали соци...

Конспект занятия "Народы Поволжья"

Конспект занятия кружка «Юные патриоты» Народы Поволжья(Занятие «открытия» нового знания) Автор: педагог дополнительного образования Азизова Г.Р. Содержательная цель: воспитание граждан...

ОРКС Народы Поволжья и Урала Чуваши.

В этой презентации рассказывается о народе -чуваши:  числиность, религия, занятия, традиции, праздники....

«Изучение некоторых особенностей национальной культуры народов Поволжья».

Тема  проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на ...

Презентация по теме проекта "Мы - представители народов Поволжья"

В презентации собран материал проекта по теме «Мы – представители народов Поволжья».  Здесь Вы познакомитесь с целью, задачами и гипотезой проекта, выводами.Мы живем на красивой реке Волга. Наша ...