ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
опыты и эксперименты по теме

Теоретическая  обоснованность  опыта

Проблема

С конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали социально-политические события того времени. Изменения, произошедшие в российском обществе в конце ХХ века, значительным образом повлияли на смену системы морально-нравственных, духовных, семейных и других общественно-значимых ценностей у значительной части населения страны. Наблюдается тенденция к нарастанию источников ранней деградации общества, проявляющихся в алкоголизации, наркотизации, нездоровом образе жизни, особенно у представителей подрастающего поколения. Под воздействием негативных образцов западной культуры происходит отход от национальных культурных ценностей, норм и образцов поведения, изменение морально-нравственного облика детей и молодежи, снижение авторитета родителей в структуре межличностных отношений в семье.

        Актуальность

        Для повышения патриотизма  современной молодежи, ее духовно-нравственных ценностей, гуманности, воспитания чувства ответственности, добра и справедливости необходимо сориентировать школьное образование на повышение его гуманизации, с обязательным учетом этнокультурного компонента, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе происходит обретение и усвоение человеком системы духовных и нравственных ценностей, приобщение к основам национальной культуры, характерным для того или иного этноса.

Изучение культуры и традиций народов Поволжья на уроках и во внеурочное время позволяет извлечь уроки на будущее, способствует формированию гражданских позиций, воспитывает интерес воспитанников СРО ДЭПО «ЭкоСпас» к культурному наследию.

          Способ решения

Чтобы узнать любую культуру, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Любая культура влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.

Для реализации поставленных задач в условиях учебно-воспитательной  программы  необходимо:

- сориентировать воспитание на формирование духовно-нравственных качеств путем ориентации на общечеловеческие ценности, высокие гуманистические идеалы, нормы и установки;

         - повысить уровень этнокультурной компетентности учащихся путем включения их в совместную научно-исследовательскую, спортивную, культурно-досуговую деятельность;

        - способствовать организации в Этнокультурном центре «Национальная деревня» конкурсов, викторин, ярмарок, приуроченных к празднованию Рождества, Крещения, Масленицы, Спас и т. д.,

        - ввести в учебный план школ факультативные занятия в рамках национально-регионального компонента для обогащения кругозора учащихся, снижения уровня националистических настроений;

        - активнее привлекать сотрудников органов образования и культуры, музейных и библиотечных работников для подготовки тематических вечеров, семинаров, «круглых столов», экскурсий для учащихся в «Национальную деревню»;

        Для соблюдения принципа толерантности, адаптации социальных к потребностям и интересам различных этнических групп в рамках учебно-воспитательного процесса необходимо:

       -  целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре;

       - формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ;

        - развивать морально-нравственные качества воспитанников,

        - способствовать укреплению этнического самосознания, позитивному отношению к людям других национальностей.

Целесообразность выбранных форм работы

          Цель программы      

Расширить знания учащихся по истории и культуре родного края, приобщить их к семейным нормам и ценностям, национальным обычаям и традициям, способствовать воспитанию патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.

          

Основные задачи программы   

- создать системные представления о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры родного края, своей семьи в культурно-историческом пространстве страны;

          - познакомить с историческими и культурными событиями прошлого, жизнью и бытом народов, проживающих на территории Саратовского края, их образом жизни, традициями и обычаями в Этнокультурном центре «Национальная деревня»;

          - раскрыть содержание семейных традиций русского, украинского, мордовского, татарского, немецкого народов, проживающих на территории Саратовского края;

         - расширить знания учащихся в области национального языка, фольклора, народного творчества;

         - развить эстетический вкус и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;

         -способствовать укреплению этнического самосознания, патриотизма, толерантного отношения к людям другой национальности;

       - осуществить профилактику экстремизма и межнациональной розни;

       - повысить статус семьи в обществе, семейных ценностей и образа жизни.

 

Ожидаемые  результаты:

— реализация принципов федерального законодательства в области эстетического воспитания, художественного образования детей, а также педагогической деятельности;

          — соблюдение гарантированных международным и российским законодательствами прав и интересов детей в обществе;

          — приобщение детей к культуре и истории родного края, расширение кругозора, повышение общеобразовательного и культурного уровня учащихся;

— повышение уровня социальной адаптации детей в обществе.

 

 

Новизна

Многообразие культурных ценностей охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все культурные ценности живы сегодня - многие из них не располагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любой момент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует, чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные детали функционирования современных ценностей, но на условия обретения и утраты всех смыслов, которые когда-либо были открыты человечеством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

 адрес: ул. Рахова,124

Контактные телефоны: 51-10-48, 51-66-62,

 факс (845-2) 51-10-48;

e-mail: school18.saratov@mail.ru

Автор: Лукьянова Марина Васильевна,

учитель начальных классов,

руководитель СРО ДЭПО «ЭкоСпас»,

к.т: 8-917-201-59-05,

lukyanova-67@mail.ru

ecospas.ucoz.ru

Теоретическая  обоснованность  опыта

Проблема

С конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали социально-политические события того времени. Изменения, произошедшие в российском обществе в конце ХХ века, значительным образом повлияли на смену системы морально-нравственных, духовных, семейных и других общественно-значимых ценностей у значительной части населения страны. Наблюдается тенденция к нарастанию источников ранней деградации общества, проявляющихся в алкоголизации, наркотизации, нездоровом образе жизни, особенно у представителей подрастающего поколения. Под воздействием негативных образцов западной культуры происходит отход от национальных культурных ценностей, норм и образцов поведения, изменение морально-нравственного облика детей и молодежи, снижение авторитета родителей в структуре межличностных отношений в семье.

        Актуальность

        Для повышения патриотизма  современной молодежи, ее духовно-нравственных ценностей, гуманности, воспитания чувства ответственности, добра и справедливости необходимо сориентировать школьное образование на повышение его гуманизации, с обязательным учетом этнокультурного компонента, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе происходит обретение и усвоение человеком системы духовных и нравственных ценностей, приобщение к основам национальной культуры, характерным для того или иного этноса.

Изучение культуры и традиций народов Поволжья на уроках и во внеурочное время позволяет извлечь уроки на будущее, способствует формированию гражданских позиций, воспитывает интерес воспитанников СРО ДЭПО «ЭкоСпас» к культурному наследию.

          Способ решения

Чтобы узнать любую культуру, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Любая культура влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.

Для реализации поставленных задач в условиях учебно-воспитательной  программы  необходимо:

- сориентировать воспитание на формирование духовно-нравственных качеств путем ориентации на общечеловеческие ценности, высокие гуманистические идеалы, нормы и установки;

         - повысить уровень этнокультурной компетентности учащихся путем включения их в совместную научно-исследовательскую, спортивную, культурно-досуговую деятельность;

        - способствовать организации в Этнокультурном центре «Национальная деревня» конкурсов, викторин, ярмарок, приуроченных к празднованию Рождества, Крещения, Масленицы, Спас и т. д.,

        - ввести в учебный план школ факультативные занятия в рамках национально-регионального компонента для обогащения кругозора учащихся, снижения уровня националистических настроений;

        - активнее привлекать сотрудников органов образования и культуры, музейных и библиотечных работников для подготовки тематических вечеров, семинаров, «круглых столов», экскурсий для учащихся в «Национальную деревню»;

        Для соблюдения принципа толерантности, адаптации социальных к потребностям и интересам различных этнических групп в рамках учебно-воспитательного процесса необходимо:

       -  целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре;

       - формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ;

        - развивать морально-нравственные качества воспитанников,

        - способствовать укреплению этнического самосознания, позитивному отношению к людям других национальностей.

Целесообразность выбранных форм работы

          Цель программы        

Расширить знания учащихся по истории и культуре родного края, приобщить их к семейным нормам и ценностям, национальным обычаям и традициям, способствовать воспитанию патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.

           

Основные задачи программы        

- создать системные представления о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры родного края, своей семьи в культурно-историческом пространстве страны;

          - познакомить с историческими и культурными событиями прошлого, жизнью и бытом народов, проживающих на территории Саратовского края, их образом жизни, традициями и обычаями в Этнокультурном центре «Национальная деревня»;

          - раскрыть содержание семейных традиций русского, украинского, мордовского, татарского, немецкого народов, проживающих на территории Саратовского края;

         - расширить знания учащихся в области национального языка, фольклора, народного творчества;

         - развить эстетический вкус и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;

         -способствовать укреплению этнического самосознания, патриотизма, толерантного отношения к людям другой национальности;

       - осуществить профилактику экстремизма и межнациональной розни;

       - повысить статус семьи в обществе, семейных ценностей и образа жизни.

Ожидаемые  результаты:

— реализация принципов федерального законодательства в области эстетического воспитания, художественного образования детей, а также педагогической деятельности;

          — соблюдение гарантированных международным и российским законодательствами прав и интересов детей в обществе;

          — приобщение детей к культуре и истории родного края, расширение кругозора, повышение общеобразовательного и культурного уровня учащихся;

— повышение уровня социальной адаптации детей в обществе.

Новизна

Многообразие культурных ценностей охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все культурные ценности живы сегодня - многие из них не располагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любой момент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует, чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные детали функционирования современных ценностей, но на условия обретения и утраты всех смыслов, которые когда-либо были открыты человечеством.

Практическая значимость

Формы и методы

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ СРО ДЭПО «ЭкоСпас» на 2013-2014 г.

Празднование дат патриотического, исторического значения и связанных

с традициями России.

  1. Организация экскурсий в Этнокультурный центр «Национальная деревня» и совместное проведение мероприятий, тематических вечеров, посвященных выдающимся людям Саратовской области, событиям, датам.

  1. Участие в конкурсах на знание национального фольклора.

  1. Реализация теоретических знаний на практике в форме изготовления поделок, рисунков, росписи по дереву, вышивки…

  1. Благотворительная акция «Пасхальное яйцо» совместно с  министром-председателем комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области Б.Л. Шинчуком

  1. Ежегодное празднование русского народного праздника

    «Масленица», на территории «Национальная деревня».

  1. Ежегодное празднование православного праздника

    «Рождество», «Пасха», «Спас», «Троица», фестивалей «Вера, Надежда, Любовь»                                

  1. Фестивали «Саратовские бабушки», «Саратовские дедушки», на территории «Национальная деревня».

  1. Сотрудничество с «Национальной деревней», с директором Сердобинцевым Валерием Викторовичем;

  1.  Организация и проведение мероприятий в «Национальной деревне»: «День защиты детей», «Краски лета» и мн. др

  1. Литературно-музыкальная постановка, мини-спектакль, спектакль, танцы и песни связанные с традициями России

Сотрудничество с ветеранами ВОВ и тружеников тыла

Пропагандистская деятельность среди учащихся МОУ «СОШ    № 18» и жителей района с целью привлечения их к решению экологических проблем нашего города.

Акция «Дорога к сердцу»

Благотворительная акция «Не отрекаются любя…»

Благотворительная акция «Помоги другу»

Поздравление ветеранов ВОВ с Днем Победы! Патронаж ветеранов ВОВ, блокадников Ленинграда.

Общешкольные мероприятия.

Участие в областных детских эколого-патриотических движениях.

Способы и средства реализации опыта

Структура программы: теоретическое и практическое усвоение

материала в рамках реализации плана СРО ДЭПО «ЭкоСпас».

Описание структуры

В ходе проведения занятий в рамках программы СРО ДЭПО «ЭкоСпас» воспитанники должны знать:

         -  содержание понятий «культура», «история», «народное творчество», «традиция», «обычай», «этнос», «национальность», «толерантность»;

          - основные историко-культурные события родного края;

          - основные национальности, проживающие на его территории, их обычаи и традиции, особенности одежды, национальной кухни;

          -  историю возникновения различных праздников и особенности их проведения в Саратовской области;

         -  пословицы, поговорки, заклички, песни, фольклор и т. д. народов края

Процедура реализации

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

       1. Устное народное творчество (сказки, пословицы, поговорки)          

       2. Национальная литература и поэзия.

       3. Искусство изучаемой страны (народное, классическое,

           современное):                                                            

       - музыкальное искусство (различных жанров);

       - театр (этнографический, классический, современный);

       - хореография;

       4. Традиционные праздники, обряды, обычаи.

       5. История православной религии (совместно с духовенством Храма Рождества Христова)

       6. Традиционная материальная культура (совместно с

           «Национальной деревней»):

        - Народные костюмы;

- Традиционные поселения и жилища в Этнокультурном центре                 «Национальная деревня»;

       - Традиционная утварь в «Национальной деревне».

       7. Традиционная национальная кухня в Этнокультурном центре

           «Национальная деревня»

Инструментарии применения

Саратовская региональная общественная детская эколого-патриотическая организация "ЭкоСпас" организованна в 2007 году.

Эколого-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач нашей организации.

Формирование у учащихся любви к своей Родине, изучение родного края, активное участие в озеленении своего города, уважение к старшему поколению, сохранение традиций своей страны, воспитывает в детях патриотизм и осознание своего места в обществе.                      

За основу организации были взяты следующие направления:

           - Краеведческое

           - Экологическое

           - Патриотическое

           -Сохранение традиций русского народа

Цель:

           духовно-нравственное развитие и воспитание: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

          Задачи:

         - формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

         - воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

         - воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

         - способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

         - приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

За период 2012-2014 г.г. проводились совместные мероприятия в Этнокультурном центре «Национальная деревня», совместно с министром-председателем комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области Б.Л. Шинчуком. Наша организация была утверждена в плане проведения мероприятий проходящих на территории «Национальной деревни» вице-губернатором Д.В. Фадеевым.

Этнографический комплекс «Национальная деревня народов Саратовской области» — это музей под открытым небом, расположенный в Парке Победы города Саратова, дающий возможность познакомиться с национальными бытовыми традициями и обычаями, особенностями домостроительства, узнать о выдающихся людях области.

Цель создания комплекса - отметить национальный состав населения Саратовской области, который представлен 135 национальностями.

- Русское подворье. Здесь находятся деревенский дом и баня, которые перевезены из Воскресенского района области.

- Башкирская юрта.

- Казахская юрта.

- На Мордовском подворье представлена традиционная мордовская усадьба «Кудо».

- На Грузинском дворе находится двухэтажный дом «Ода».

- На Армянском подворье «Хрчит» построен традиционный армянский средневековый крестьянский дом, заложен сад.

- Украинский хутор «Свитанок».

- На Корейском подворье «Корейский сад камней» построена пагода.

- На Азербайджанском дворе находится «Девичья башня», копия подобной башни в Баку. Её высота составляет 16 м.

- Дагестанский «замок». При его строительстве использовался настоящий отделочный камень, привезенный из Дагестана.

- Татарское подворье.

- Узбекский двор представлен узбекской чайханой «Согдиана».

- На Белорусском подворье построена хата.

- Подворье поволжских немцев. Интерьер дома включает экспонаты, привезенные из мест поселения поволжских немцев.

-  Планируется завершение строительства чечено-ингушского национально-культурного комплекса, чувашского подворья „Ентеш“.

Диагностическое инструментарии

Критерии оценки эффективности программы:

           - уровень знаний учащихся об истории и культуре родного края; национальном составе населения области;

           - особенности культурно-исторического развития отдельных народов;

           - сформированность личностных характеристик учащихся, направленных на понимание и принятие другой культуры, способность к совместной деятельности и общению с представителями другой национальности;

          -  степень толерантности, наличие/отсутствие страха, негативного  отношения, ксенофобии по отношению к людям другой национальности;

- формирование интереса к другой культуре;

          - выработка и внедрение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Востребованность

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через нее — и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.

Отзыв о реализации

Наши награды:

http://foto.mail.ru/mail/lukyanova-67/_myphoto/3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт приобщения детей к духовно-нравственным традициям

В статье представлен опыт приобщения детей к духовно–нравственным традициям в рамках воспитательной системы класса....

ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».

Духовно-нравственное  воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....

Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка.   От того, насколько полно б...

Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка.   От того, насколько полно б...

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана".

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана"....

Исследовательский проект на тему : "Культура и традиции народов Поволжья"

Исследование культуры и традиций народов Поволжья. Посещение Саратовского Этнографического музея....