Опыт приобщения детей к духовно-нравственным традициям
статья по теме

Кобзар Светлана Петровна

В статье представлен опыт приобщения детей к духовно–нравственным традициям в рамках воспитательной системы класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_priobshcheniya_detey_k_duhovno.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ТРАДИЦИЯМ.

Кобзар С.П.

учитель начальных классов МОУ СОШ №12, г. Хабаровск

       В нашей стране за время длительного отрыва светской жизни от церковной несколько поколений русских людей выросло без веры, которая была основана на христианской нравственности; изменился уклад семейной жизни – были утрачены традиции, заложенные праотцами, передаваемые из поколения в поколение и служившие залогом морального здоровья народа.

       Напряжённая, неустойчивая социально-экономическая, экологическая и общественно-политическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. А ведь духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая благополучного развития общества и государства.

       Духовно-нравственное воспитание личности – процесс непрерывного восхождения личности к высшим ценностям человеческого бытия.

       И в этом восхождении многое зависит от родителей. Зная библейские слова о том, что хорошее дерево не может давать плохого плода, взрослые, заботящиеся о духовном здоровье своих детей, усиленно начинают работать над собою.  Эта работа включает не только развитие эрудиции, культурно-эстетическое самообразование, но и расширение представлений об истории религий. А плоды этой работы становятся доступны детям.

       Когда, наконец, родители, многие даже из тех, кто не живёт в полной мере жизнью Церкви, осознали, как важно и необходимо для их детей духовно-нравственное воспитание – не «религиозное образование» - система знаний, а именно воспитание, целостное воздействие на человека, на ум, сердце и волю его. Такую форму воспитания оказалось возможным предоставить в моём классе, благодаря сложившимся традициям.

       В нашем классе традиций много.

       Одной из них является «День гостей». Каждый четверг к нам на урок приходят родители. В течение 1 класса (за 33 учебные недели) мы с ребятами познакомились с 18 мамами. 4 папами, 9 дедушками и 2 бабушками. Гостей встречаем подарками: добрыми приветствиями, рисунками, поделками.

       Родители рассказывают о своей работе, увлечениях, читают стихи собственного сочинения, принося свои подарки. Делятся с ребятами своими знаниями: дедушка – учитель физики – показал на деле неоценимую пользу знаний прикладной физики, мама – тренер проводила мини-урок фитнеса, мама прокурор Хабаровского края перед выборами президента рассказывала о Конституции РФ, о правах и обязанностях гражданина России. Дедушка, глава администрации посёлка Мухен, рассказывал о природных богатствах нашего края, о необходимости бережного отношения к ним, подарил классу энциклопедию, коллекцию полезных ископаемых и кедровые шишки. С известным в Хабаровске краеведом Забавниковой Одой Алексеевной, бабушкой нашего ученика, дети провели не один час, узнали много о культуре, традициях коренных народов Приамурья, делали своими руками кукол, какими играли дети их возраста в давние времена. Знаменитый лётчик-испытатель  Бархутдинов В.Р. рассказывал о своём увлечении небом. В класс приходили замечательные люди из русского исторического общества, приносили настоящую кольчугу, и всё облачение русского богатыря, рассказывали о героях России. Александр Лепетухин читал свои радостные добрые сказки. Дети очень гордятся своими родителями. Всем очень нравятся соревнования между папами и детьми по футболу, а мамы показывают своё умение в игре в шахматы и шашки, причём не всегда выигрывая у своих чад.

       Ещё одна традиция – встречи с ветеранами. Наш класс шефствует над ветераном труда – бывшим директором нашей школы Васильевой Галиной Андреевной. Ребята чествуют её, приглашая её на все праздники. Она нередкий гость и на уроках, даже в театр и музей Галина Андреевна с удовольствием ходит с нами. А на «уроки общения» к нам приходят ветераны войны и труда Масленикова Мария Максимовна и Волошин Николай Иванович. Эти встречи просто необходимы и маленьким и большим в одинаковой мере.

       Родители являются обязательными участниками всех мероприятий. Календарные праздники, родительские собрания с детьми, где ставятся проблемные вопросы по воспитанию, и дети выступают в роли советчиков или консультантов, классные часы, которые ведут мамы и бабушки, выезды на природу, и даже генеральные уборки и заклеивание окон в классной комнате доказывают, что взрослые и дети – «неразлучные друзья».

       Есть ещё одно важное воспитательное направление сотрудничества.

       Так случилось, что в классе из 31 человека 8 ребят разных национальностей и представители 4 религиозных конфессий. В некоторых детских коллективах с таким составом нередко возникают разногласия, ссоры. У нас о различиях нет и речи.

       Один из родителей нашего класса – иерей православной церкви – служит в Христа Рождественском храме. Он часто посещал школу. Сначала забирал после уроков дочь, а затем стал приходить на встречи с ребятами и рассказывать об истории России и Москвы, о Георгии Победоносце и Илье Муромце. Детям очень понравились эти истории, и они попросили рассказать о героях России. С этого начался цикл встреч, посвящённых русским богатырям. Эту идею поддержали на родительском собрании все без исключения родители, которые были обеспокоены увлечением детей компьютерными играми и мультсериалами.

       На Рождество первоклассники стали гостями детей Воскресной школы при Свято-Иннокентьевском храме, которые показали светлую рождественскую историю по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Малыши были потрясены простой и выразительной игрой юных артистов – детей детского дома, чьи судьбы во многом созвучны с судьбой главного героя. Актёры были вознаграждены не только бурными аплодисментами, но и слезами в глазах детей и взрослых.

       На Пасху отец Георгий организовал посещение Спасо-Преображенского Кафедрального собора. Дети увидели нижний и верхний соборы, ризницу, ели пасхальные куличи в трапезной, поднимались на колокольню, желающие могли позвонить в колокола. После этой экскурсии многие ребята повели родителей в Собор (кто-то бабушку, дедушку – атеистов, кто-то маму, а один мальчик своего воскресного папу), рассказали о том, что узнали, о мучениках и праведниках, о святых и небесных покровителях. Некоторые родители в церкви были впервые. Дети поделились своим опытом с родителями! Они выступили в роли духовных наставников. И это очень ценно.

       Во 2 классе актив родителей вышел с предложением об организации «Уроков доброты», которые вёл бы отец Георгий. Была разработана программа. И эти занятия не пропаганда православия, а воспитание души светлой, чистой, открытой для добра, знакомство с традициями, бытом, характером людей, живущих в России, кроме этого преподнесение исторических фактов с точки зрения канонической и религиозной. Например, одновременно с рассказом об истории праздника Покрова Пресвятой Богородицы, которая является покровительницей Русского государства, ребята познакомились с образом русской женщины вообще, которая хранит семейный очаг, и воспитывает детей, и утешает страждущих, и кормит обездоленных; в то же время русую женщину отличают такие качества как скромность, верность, терпение, способность к пониманию и состраданию.

       Содружество детей, родителей и учителей (т.е. семьи и школы) при поддержке института Церкви способствует возрождению утрачиваемых традиций и нравственному оздоровлению нового поколения.

     

    В наше жёсткое время трудно говорить о добре, трудней порой поверить в него, но ещё труднее его творить. Но без веры – нет и действия. Именно об этом слова великого Л.Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».

Духовно-нравственное  воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

Теоретическая  обоснованность  опытаПроблемаС конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали соци...

Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность.

. Аннотация к докладу.В  докладе раскрыты  взаимодействие учителя, ученика и родителей, которое позволило существенно расширить содержание нового предмета, сделать общение детей с родителями...

Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное развитие младших школьников»

Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - моя жизнь будет связана с обучением и воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей ...

«Кулики – сороки» методическая разработка занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Традиции и обряды моего народа» для обучающихся 2 классов

 Цель: Возвращение к истокам народных традиций. Осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки»...