Внеклассное занятие "Мы - россияне"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Савельева Галина Геннадьевна

 

Цель: расширить представление учащихся о родной стране, о государственных символах России; содействовать воспитанию  уважения к социальным нормам и ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_-_rossiyane.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы - россияне»

Внеклассное мероприятие

Цель: расширить представление учащихся о родной стране, о государственных символах России; содействовать воспитанию  уважения к социальным нормам и ценностям.

Оборудование:

  • Презентация
  • Различные конструкторы, кубики
  • Альбомные листы, цветные карандаши
  • Запись гимна России.

  1. Актуализация темы

Детям предлагается разделиться на группы и за определённое время из всевозможных геометрических фигур собрать дом. Хорошо, если кто-то из учащихся проявит инициативу и построит конструкцию самостоятельно.

- Из понравившихся вам деталей вы построили дом. Каждое здание интересно  по – своему. Для каждого из вас этот дом дорог. Так же как и любому человеку важен и дорог его дом, в котором он живёт.

- Как можно назвать то местечко, где родился и вырос человек? (Ответы учащихся)

  1. Просмотр  слайдов и прослушивание песни «Родная песенка» (Слайды2-9)

IІI. Беседа «Наша Родина».

- (Слайд 10) Как по-другому можно назвать Родину? 

- (Слайд 11) Константин Ушинский говорил:

«Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия.

Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в  ней для нас родное;

Матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…»

- (Слайд 12) Как называется наша страна? (Россия)

- (Слайд 13) Россия – огромная и необъятная страна. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов. Это

  • 21 республика
  • 6 краёв
  • 49 областей
  • 1 автономная область
  • 10 автономных округов
  • 2 города федерального значения  (Москва, Санкт-Петербург)

- (Слайд 14) Много ли народов населяет нашу страну?

- По данным переписи населения, которая проходила в 2010 году,  население России составляет более  141 млн. человек. Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. 

-  (Слайд 15) Россия – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие  народы и народности.

- Когда вы строили дом, вы выбирали детали, которые вам нравились, на свой вкус. Вместе, сообща, вы построили неповторимые дома. И это не смотря на то, что вы все разные, непохожие друг на друга.

- (Слайд 16)  Как можно одним словом назвать жителей России? Мы – Россияне.

IV. Символика России.

- (Слайд 17) Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн.

  1. (Слайд18) Флаг России.

- Какие цвета составляют флаг России?

- Во все времена цвету предавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, а из красной и синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.

  1. (Слайд 19) Игра «Найди флаг»

Детям предлагаются изображения флагов России и других государств (Франции, Словения, Люксембург, Польша и др.)

                 

- Найдите российский флаг.

- В чём его отличие от других флагов?

  1. (Слайд 20) Герб России.

- Герб России  сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно рассматривать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь правильно прочесть.

На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головой орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они нам напоминают об историческом прошлом нашей страны, символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.

Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.

  1. Игра «Герб моей семьи»

Дети создают герб  своей семьи и объясняют его значение.

  1. (Слайд 21) Гимн России.

- Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов  и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы.

  1. Исполнение  Государственного гимна России.

V.Беседа «Президентские выборы»

- В каждом государстве есть главный город. Какой город является  столицей России? (Слайд 22)

- Именно в столице находится самый главный человек страны. Как он называется?

- Кто является президентом России?  (Слайд 23)

- В чём состоят полномочия президента? (Слайд 24)

- (Слайд 25) Можно ли обойтись без президента?

- Кто может стать президентом? (Президентом Российской Федерации может быть избран взрослый гражданин Российской Федерации, если ему уже исполнилось 35 лет, и он постоянно живёт в России не менее 10 лет.)

- Может ли стать президентом женщина? (Да, может, если ей не менее 35 лет, и она живёт в России не менее 10 лет)

- Кто выбирает президента? (Выбирают Президента Российской Федерации все взрослые граждане России, которые хотят и имеют право принять участие в выборах. Дети и подростки до 18 лет не могут участвовать в выборах Президента России и выборах депутатов Государственной Думы)

- На какой срок выбирают президента? (С этого года президента выбирают на 6 лет)

- Какими качествами должен обладать человек, который претендует на пост президента?

- Вы строили дом, прилагали усилия, проявляли творчество. На это вы затратили и время, и терпение. Обидно ли вам будет, если вдруг кто-то завладеет вашим домом и, разрушив его, постарается построить свой, на ваш взгляд не удобный и не красивый?

- На пост президента нужно выбрать такого человека, который не разрушит уже построенное ранее и создаст что-то новое и полезное.  

- Кто из вас быстрее построил свой дом? Одному строителю было труднее. Ему приходилось самому выбирать детали для постройки, проектировать здание, больше потребовалось времени для создания дома. В политике так же необходимо единство взглядов и действий. Президент должен работать  сообща со своей командой, учитывая интересы и потребности народа своей страны.

VІ. Моя мала родина – Узловая. (Слайд 26)

  1. Сообщение учителя об истории города.

Возникновение же и развитие города относится ко второй половине XIX века и неразрывно связано с железной дорогой. В это время в России шло усиленное железнодорожное строительство, в частности - строилась Ряжско-Вяземскоя железная дорога, на которой недалеко от деревни Хрущево в 1873 году началось сооружение станции 2 класса, которая получила название Хрущёвская. В 1874 году было начато движение по направлению на Ряжск, Елец и Тулу, начал функционировать вокзал. (Слайд 27) Вот только название Хрущёвская не прижилось и в 1877 году станцию переименовали в Узловую, что имело глубокий смысл, ведь в этом месте сходилось несколько дорог, переплетающихся между собой. В 1924 года станция становится центром Узловского района, а в в 1926 году переходит в категорию рабочих посёлков. В сентябре 1938 года посёлок был преобразован в город.

Свою лепту в развитие города, да и всего района, внесли не только железнодорожники, но и шахтёры, ведь располагается он в Подмосковном угольном бассейне. Строительство шахт и добыча угля наиболее быстрыми темпами проводились в конце пятидесятых - середине шестидесятых годов прошлого столетия, после чего многие пласты были выработаны и шахты из-за низкой рентабельности начали закрываться. Последняя шахта была закрыта в двухтысячном году. В результате этого население города начало сокращаться, чему способствовала и неблагополучная экологическая обстановка.

Сейчас в Узловой шахтеров уже нет (остались только бывшие шахтёры), зато есть памятник.

  1. Сообщения детей о достопримечательностях города Узловая.

А)памятник девушкам – зенитчицам, черный тюльпан; (Слайд 28)

Б) памятник чернобыльцам; (Слайд 28)

В) вечный огонь и памятник воину-освободителю; (Слайды 29, 30)

Г) сквер им. А.П. Завенягина; (Слайд 31)

Д) улица Трегубова; (Слайд 31)

Е) детская библиотека им. З.И.Воскресенской.  (Слайд 32)

3. (Слайд 33)

-А этого человека вам представлять не нужно. Ученик нашей школы, Герой Росии, погибший в Чечне, - Евгений Рындин.

Мы гордимся своей малой родиной, особых достопримечательностей в нашем городе нет, но главное его богатство - люди, в нем родились и проживали многие известные личности, в том числе тринадцать Героев Советского Союз и три Героя России.

VІІ. Итог занятия.

1.Тест «Знаешь ли ты Россию?»

1.Столица России?

  • Москва
  • Петербург.
  • Киев

2. Как называется жилой дом на Руси?

  • Хата
  • Изба
  • Юрта

3. Как называется праздник проводов русской зимы?

  • Масленица
  • Пасха
  • Рождество

4. Предмет одежды русской женщины в старину.

  • Халат
  • Сарафан
  • Сапоги

 5.Назовите блюдо русской кухни.

  • Чебуреки
  • Пицца
  • Пельмени

  1. Русская народная сказка.
  • «Теремок»
  • «Бременские музыканты»
  • «Айога»

  1. Какая птица изображена на Государственном гербе России?
  • Гриф
  • Ястреб
  • Орёл

  1. Кто является президентом России?
  • Николя Саркози.
  • Дмитрий Медведев
  • Михаил Саакашвили
  • Владимир Путин

Результаты.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • 7-8 баллов – ты истинно русский человек.
  • 5-6 баллов -  изучай родной край.
  • Менее 4 баллов – проверь своё происхождение.

2. Итоговая беседа.

 - Что бы вы хотели изменить в нашей стране, если бы были президентом?

- Что нужно делать, чтобы страна оставалась сильной, красивой, дружной?

- Через несколько лет  вы повзрослеете, будете принимать участие в строительстве нашей страны и нашего города, надеюсь, что  вы проявите столько же терпения, творчества и желания, сколько проявили при строительстве этих игрушечных домов и сделаете нашу державу сильной, красивой и независимой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие победы Россиян

Расширить знания учащихся о победах россиян в разных сферах жизни, - в разные исторические эпохи; - формировать гражданские и патриотические чувства; - воспитывать чувство гордости за Россию...

Мы - Россияне. Презентация. Внеклассное мероприятие.

Мы - Россияне. Презентация. Внеклассное мероприятие....

Программа воспитательной работы "Мы- россияне"

Воспитательная программа "Мы-россияне"ориентирована и направлена на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству. Программа представляет комплекс взаимосвязанны...

Мы-Россияне

Презентация для беседы о многонациональном составе нашей страны. Можно использовать для внеклассного мероприятия и на уроках окружающего мира , автор А.А.Плешаков,3класс , тема: "Общество"...

мы - россияне

Родина,  родные… В  корнях  этих  слов  близкие  каждому  образы:  мать  и  отец,  родители,  те  кто  дает  жизнь  ново...

Россиянең диңгезләре, елгалары һәм күлләре

4 нче сыйныфта Әйләнә-тирәдән үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе. УМК "Школа России"...

Как трудятся россияне

Презентация по окружающему миру умк 21 век, 2 класс...