ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА
опыты и эксперименты по теме

 

Одной из форм, которая формирует нравственные ценности и творческое мышление, это  организация школьного «Пресс-центра» и издание школьной газеты. Такая форма работы,   помогает ребятам заявить о себе, как о творческих, умных и активных учениках, способствует раскрытию и развитию его интеллектуальных и творческих  способностей.  Газета – важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям,  научится высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 формирование нравственной системы  ценностей   и творческого мышления у младших школьников посредством создания школьного пресс-центра

 

2014

Оглавление

Введение…………….………………………………………………………………3

Глава I.   Нравственные ценности и творческое мышление младшего школьника………………………………………………………………………………..4

  1. Особенности  формирования нравственных ценностей и творческого мышление младшего школьника ……………….………………………………….5
  2. Школьная газета – как форма реализации нравственных ценностей и творческого мышление младшего школьника ………….………………………..7
  3. Описание  программы «Служу Отечеству пером»……………………..........7

Глава II. Практическая часть

2.1    Создание школьного «Пресс-центра» и газеты «Школьная весточка»…..10

2.2    Сотрудничество со всероссийским журналом «Добрята»………….……11

2.3    Диагностика уровня воспитанности

Введение

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. В современном мире маленький человек развивается, окруженный множеством разнообразных источников воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В наши дни, как показывают многочисленные социологические исследования, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. Поэтому возникла необходимость в приобщении младших школьников  к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности. Вооружения нравственными знаниями важно  потому, что они информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования  системы  нравственных ценностей и творческого мышления младших школьников посредством создания школьного Пресс-центра.

Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств  и творческого мышления младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств и творческого мышления младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование  нравственной системы ценностей  и творческого мышления младшего школьника будет эффективным, если создать условия для реализации творческих способностей путем выпуска школьной газеты.

В ходе исследования решались следующие задачи:

Рассмотреть сущность  и задачи  формирования нравственной  системы ценностей и творческого мышления младших школьников.

Экспериментально подтвердить эффективность выявленных методов и средств формирования нравственных нравственной  системы ценностей и творческого мышления младших школьников при создании школьной газеты

Методы исследования: 

теоретический  анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;

изучение педагогического опыта;

педагогический эксперимент;

анализ и обобщение результатов эксперимента.

ГлаваI. Нравственные ценности и творческое мышление младшего школьника

1.1 Особенности формирования нравственных ценностей и творческого мышление младшего школьника

Формирование нравственных ценностей  и творческого мышления  школьника это сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.

Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Для освоения нравственного опыта, ребята нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт учащихся весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных и на преодоление отрицательных качеств. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.

В начальной школе дети сталкиваются с тем, что они постоянно должны следовать моральным правилам и нормам, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшие школьники должны постоянно учиться  соблюдать и применять данные правила и нормы во взаимоотношениях с учителями, другими взрослыми, сверстниками.   Учащиеся младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, коллективизма, способности к сопереживанию.

Но нравственному развитию младшего школьника присущи возрастные изменения. На этом возрастном этапе дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. Младший школьник продолжает полагаться на авторитет родителей, учителя, более старших учащихся. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к отрицательному влиянию.

 Положительные навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений.

Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих школьников.

Формирование нравственной  системы ценностей и творческого мышления - важнейшая задача современной школы. Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах.   Они могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом деятельности школы по нравственному воспитанию должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности.

Огромное влияние на поведение учеников оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе в стенах школы и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсий в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. развитию творческого мышления. В данном случае учитель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных  ценностей и творческого мышления: любви к Родине, чувства долга перед коллективом.

Таким образом, формирование нравственной  системы ценностей и творческого мышления приобретает важное значение в процессе действий сознательного выбора поступков, действия или линии поведения в соответствии с существующими и утвердившимися нормами. Правильное духовно – нравственное развитие и воспитание младшего школьника способствует появлению стремлений у детей стать лучше. Возникновение потребности в духовно – нравственном совершенствовании усиливается под влиянием положительного примера. Поэтому сегодня необходима организация педагогом таких занятий, на которых бы ребенок при совершении определенных действий и опираясь на полученные знания, сам приходил к выводу о правильности тех или иных принципах духовно – нравственного воспитания.

1.2. Школьная газета – как форма реализации нравственных ценностей и творческого мышление младшего школьника

Одной из форм, которая формирует нравственные ценности и творческое мышление, это  организация школьного «Пресс-центра» и издание школьной газеты. Такая форма работы,   помогает ребятам заявить о себе, как о творческих, умных и активных учениках, способствует раскрытию и развитию его интеллектуальных и творческих  способностей.  

О школьной прессе известно давно. Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчёты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные  газеты и бюллетени. Занимались этим отдельные классы. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ.

 Газета – важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям,  научится высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир.  Она остается самым простым и доступным школьным изданием, которое  рассказывает о повседневных школьных делах, информирует учащихся о предстоящих планах на будущее, воспитывает в детях высокие нравственные качества. Почему именно газета?

Не все дети готовы  и могут демонстрировать свои таланты перед широкой аудиторией, на сцене, ребенку психологически комфортнее создать небольшой творческий  проект самому, пусть это будет рассказ, фотография, сообщение, стих . Но где и как показать то, что ты создал? Один из вариантов – газета. Не секрет, что часто ученик не может найти себе поручение по душе в классе. Такой ребенок может попробовать себя в газете: в качестве корреспондента, если тебе нравится общаться, и ты хочешь найти друзей и знакомых в других классах; дизайнера, если нравится работать и творить в компьютерных программах; корректора, если ты чувствуешь себя знатоком русского языка. Работая в газете, ученик выбирает тему, интересную для него самого, обрабатывая материал, развивает учебные и коммуникативные навыки в творческой форме. А лучше и надёжнее всего запоминается информация, и усваиваются практические приемы значимые и интересные для ребенка.

В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. А задача педагога и состоит в развитии творческой индивидуальности ребенка. По утверждению психолога Л.С. Выготского, «творчество – норма детского развития». В своей деятельности любой педагог должен опираться на постулат: «Каждый мой ученик – творчески одаренная личность. Потенциальная  одаренность живет в каждом из них, и моя задача – развивать творческие силы в маленьком человеке. А так как творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка, стоит заставлять их постоянно пробовать собственные силы в  творчестве».  Мало детей, у которых не встречаются способности к творчеству. Каждый ученик  проявляет в той или иной мере интерес к себе, у каждого ученика есть энергия для самореализации, что позволяет «проявить себя»  в поле социально-общественного пространства школы.

Таким образом, «Пресс-центр» формирует нравственные ценности и  творческое мышление  у учащихся, учит работать с различными источниками информации, учит обосновывать, утверждать и отстаивать свою точку зрения.   Ребенок учится работать с информацией, грамотно ее анализировать, принимать ответственное решение для реализации намеченных планов, проводить сравнительную деятельность и отличать «черное» от «белого», человек учится «не быть ни чьим повтором» и подводить логическое завершение своей деятельности, т.е. он работает «на результат». Данный результат может быть выражен как одной большой статьей, так и серией статей на заданную тему.

1.3  Описание  программы «Служу Отечеству пером»

В 2010 году я познакомилась с новой образовательной программой «Служу Отечеству пером». Авторы  программы -  творческий коллектив  педагогов дополнительного образования из города Томска (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева).

Программа привлекла  моё внимание   своей оригинальностью, новизной. В ней соединились различные аспекты работы  с детьми: духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей младших школьников и изучение журналистики, как части  современного процесса информатизации. Программа дополнительного образования «Служу Отечеству пером» дала мне как учителю большие возможности для  объединения данных направлений в работе со своими учениками.

Важно помочь ребёнку выбрать в этом потоке правильные ориентиры и выстраивать свою жизнь в соответствии с ними. Главный из них – осознание Добра как синтеза всех нравственных ценностей человечества. Программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» создает условия для общения с людьми, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью, способствует выработке аналитического склада ума, трудолюбия. Кроме того, она позволяет вести активную работу по внедрению здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения детей, формирует активную гражданскую позицию. Данная программа способствует успешному вхождению в социум, а значит, отвечает практическим интересам личности. Она помогает преодолевать однобокость и фрагментарность мышления, способствует выработке целостного мировоззрения.

 Целью программы является формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты, сборника детских работ, размещение детских работ на страницах детского журнала «Добрята» города Томска. Программа построена так, чтобы ученики, имея небольшой запас знаний, сразу же на первых этапах обучения включились в журналистское творчество.

 Учитывая возрастные, психологические, физиологические особенности детей, одним из основополагающих принципов программы является «игра в журналистов». Такая игра полезна тем, что дает возможность познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность. Содержание учебного материала имеет предпрофильную направленность, что является новизной для обучающихся.

 Реализация программы дополнительного образования «Служу Отечеству пером» рассчитана на четыре года, предусматривается постепенное усложнение материала и видов практических работ. Следует отметить, что выбор аудитории для реализации проекта не случаен, так как именно в младшем школьном возрасте дети ведут себя естественно и раскрепощённо. Они более открыты ко всему новому, горят творческими идеями, мыслят свободно.

 Так на будущее закладывается модель выпускника начальной школы. Гражданина, который любит свою Родину, является патриотом своей страны; человеком, владеющим информацией и свободно ориентирующемся в информационном обществе, который может реализовать себя в современной жизни. Информированный человек всегда успешен, ориентирован на саморазвитие. Поэтому задача обучения основам детской журналистики является актуальной. Темы занятий говорят о нравственных качествах человека: «Дорога добра», «Жить – добро творить», «Учимся доброте». Даже герои рабочей тетради называются – Добринка и Добренок.

 На занятиях мы слушаем музыкальные произведения. Музыка различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, самоотверженность. Последовательное ознакомление школьников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость  народа любой национальности. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу  и народам, проживающих  на одной территории.  Авторы программы предлагают диски с аудио- и видеорядом к каждому занятию. Это замечательные народные песни, классическая музыка, детские песни, картин, фотографии.

В рабочих тетрадях очень тщательно подобраны литературные произведения. Преимущество отдано известным авторам: В. Катаев, В. Осеева, В. Сухомлинский, С. Михалков, к. Ушинский.

Развитие, углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому,  природе, окружающей его, к родному селу, городу.  Предлагаются такие темы: «Сказка волшебная – Русь», «Любимый город»

Беседы на патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, написанных детьми, просмотр видео сюжетов о красоте Родины находят отклик в творчестве детей. Оно выражается в рисунках, размышлениях, поступках. Так в 2011 – 2012 учебном году были созданы рукописные книги: «Азбука в картинках», сборник сказок, сборник сказок и рассказов о животных, сборник рассказов «Я и моя семья»

Итогом  занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее эмоциональное восхищение. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, сопереживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества.

Глава II. Практическая часть

2.1    Создание школьного «Пресс-центра» и газеты «Школьная весточка»

Образовательная программа «служу Отечеству пером» реализуется  мной  в течение  трех лет.  Вначале вся работа проводилась в рамках   внеурочной деятельности. Но очень скоро программа органически соединилась с различными   направлениями  воспитательной работы с  учащимися   и стала основой для создания воспитательной системы класса. А результатом работы по каждому направлению воспитательной работы  с классным коллективом  является  опыт  литературного и журналистского творчества  ребят: рукописные книги, статьи и рисунки во Всероссийской газете «Добрята».

В сентябре 2013 года  базе третьих классов был организован школьный «Пресс-центр» и выпуск газеты «Школьная весточка». Создание школьной газеты позволило установить более тесные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. Целью создания газеты является формирование нравственной системы ценностей и творческого   мышления учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, так же и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании.

 Пресс-центр развивает аналитические способности у учащихся, учит работать с литературой и другими источниками информации; учит обосновывать, утверждать и отстаивать свою точку зрения. Ребенок обучается не только четко формулировать проблему, но и предлагать пути решения. Ребенок учится работать с информацией, грамотно ее анализировать, принимать ответственное решение для реализации намеченных планов, проводить сравнительную деятельность и отличать «черное» от «белого», человек учится «не быть ни чьим повтором». Работа в школьном Пресс-центре позволит ребятам, желающим связать свою жизнь с журналистикой, вовремя понять, надо ли им это. То есть Пресс-центр будет выполнять профориентационную работу.

 Школьная газета помогает отражать достижения и недостатки в жизни коллективов и отдельных учащихся и указывает пути преодоления трудностей. На положительных примерах школьная печать показывает достижения и рост коллектива и тем самым способствует воспитанию у школьников добросовестного отношения к труду и общественным поручениям. Важно также отношение авторов заметок к фактам и событиям школьной жизни, деятельности детских общественных объединений. Это дает возможность учителю наряду с другими средствами глубже узнать учащихся, влиять на них и коллектив в целом. Участие школьников в редакции газеты способствует проявлению и развитию у них творческой активности и самодеятельности, повышению уровня успеваемости и дисциплины, формированию нравственной  системы ценностей и творческого мышления

2.2    Сотрудничество со всероссийским журналом «Добрята»

Отдельно хочется сказать о журнале «Добрята», который выпускается авторами этой образовательной программы. Очень красочное издание, в котором соавторами являются дети. Любой ребенок может написать маленькую заметку, нарисовать рисунок, сочинить сказку и отправить в редакцию газеты. Каждый, чей материал будет напечатан,  получает сертификат.  

С первого года занятий по внеурочной деятельности ребята сотрудничают с журналом.  Учащиеся писали сказки и  рассказы о добре,  о взаимоотношениях между сверстниками.  Их работы были опубликованы в журнале,  а на фестивале  юных журналистов получили заслуженные сертификаты.

  Результатом работы школьного «Пресс – центра» стало не только издание собственной газеты, но и создание целой странички в о всероссийском журнале «Добрята», которая получила название «Туймазинские добрята»

2.3    Диагностика уровня воспитанности

Для подтверждения теоретических положений был проведен педагогический эксперимент, который проводился на базе 3 д класса муниципальной бюджетной общеобразовательной  школы с углубленным изучением отдельных предметов № 8 В экспериментальном исследовании участвовало 25 человек.

Цель исследования: выявить уровень сформированности нравственной воспитанности младших школьников.

Для воспитания нравственных качеств   проведена диагностика по методике М.И. Шиловой, диагностические таблицы отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе.

Анализ психологических и нравственных качеств ребенка позволил определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине по таблицам УНВ (уровни нравственной воспитанности) в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.

Таблицы уровня нравственной воспитанности разработаны по трем ступеням с учетом психологических и возрастных особенностей детей – методика М.И. Шиловой.(См. Приложе6ние Таблица )

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика (см. Приложение «Инструкция к таблице «сводный лист»).

Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Средний балл, помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.

Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда может регулировать свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае  говорят «воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях говорят: «недостаточно воспитанный ребенок».

Преобладание отрицательных проявлений, вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного.

По результатам анализа «Сводного листа была составлена гистограмма представленная на рис. 1. ( Приложение 2)

Из представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся 3 класса преобладают признаки второго уровня проявления нравственно-волевых качеств личности. Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к обществу, отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений к умственному труду и отношению к себе.

В ходе формирующего этапа исследовательской работы  были проведены занятия по «Основам детской журналистики» в рамках программы «Служу Отечеству пером», организована журналистская деятельность в школьном «Пресс-центре», созданы условия для реализации творчества в газете «Школьная весточка».

В рамках контрольного этапа педагогического эксперимента   была проведена аналогичную диагностику и составлена таблица  с критериями нравственной воспитанности. рис 2 (Приложение 3)

Как видно из данной гистограммы динамика роста нравственной воспитанности у младших школьников очевидна.

Сократилось до нуля количество испытуемых относящихся к первому уровню, количество испытуемых относящихся ко второй группе увеличилось на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество учащихся 3 уровня (26%).

Таким образом, наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса средний уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями.   И поэтому работу по формированию нравственной  системы ценностей и творческого мышления надо продолжать.

Заключение

Специфика формирования нравственных ценностей и творческого мышления у младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.

Логика формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).

Благоприятны для развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста следующие особенности деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.

В подтверждение теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент, на основе результатов которого нами сделаны следующие выводы. Эффективность воспитания нравственных ценностей школьников возможна при создании педагогических условий: посредством создания   школьного «Пресс-центра» и выпуска газет

Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в сторону увеличения.

Опытная работа проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону "актуального развития".

Этой работой мы подтвердили "закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: "Если человека учат добру - ...в результате будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

И наши  воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

Литература

  1. Горчакова, Т. В. Служу Отечеству пером. Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики / Т. В. Горчакова, Л. Н. Бударина, Т. В. Коростелева. – Томск. : Твердыня, 2010. 98 с.
  2. Горчакова, Т. В. Дорогою Добра. Методическое пособие к рабочей тетради по основам детской журналистики / Т. В. Горчакова, Л. Н. Бударина, Т. В. Коростелева, Н. А. Панюкова – Томск. : Твердыня, 2008. 164 с.
  3. Горчакова, Т. В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики для учащихся начальных классов / Т. В. Горчакова, Л. Н. Бударина, Н. А. Панюкова, Т. В. Коростелева, Н.В. Павлова; под. ред. Г. С. Горчакова. – Томск. : Твердыня, 2007. 67 с.
  4. Интернет- ресурсы

http://dobryata.ru/?page_id=46

http://dobryata.ru/?page_id=31

http://festival.1september.ru/

http://festival.1september.ru/articles/526315/

http://refoteka.ru/r-111507.html

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=465007

http://nsportal.ru/user/171954/page/dopolnitelnoe-obrazovanie-obobshchenie-opyta-izdanie-shkolnoy-gazety

http://festival.1september.ru/

http://www.bestreferat.ru/referat-402190.html

http://ua.coolreferat.com/Воспитание_нравственных_ценностей_детей_младшего_школьного_возраста_часть=4

http://xreferat.ru/71/5518-2-vospitanie-nravstvennyh-cennosteiy-deteiy-mladshego-shkol-nogo-vozrasta.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/organizaciya-vospitatelnoy-raboty-v-usloviyah-realizacii

http://www.ekaterinaschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=830:2013-05-17-10-19-20&catid=55:2011-01-06-10-20-33&Itemid=184

Приложение1

 Год

 Номер

           Материалы, опубликованные в журнале «Добрята»

2014

 январь

«Игрушка – друг детей» А.Малышкина,4

«Первые успехи» Л.Бадыкшанова, 2 класс

«Творческая жизнь» С.Буржомова 3 д

«Мой друг Гром» Л.Галиева

 февраль

«Будем беречь», А Ахмитшина, стр 23

«Я житель планеты Земля», И.Павлов,4 класс

«Тучи» Анжела Каранаева, 2 г класс,

 «Фантазерка», 3б класс М, Сагадеева

« Волшебник пластилин»,А.Султанаева,3б

март

 «Колядки». Е.Штепа, 3 в класс, стр 23

«Я житель планеты Земля», Э.Мирсапова, 4 класс

«Газик и спичка», Э.Ракипова, 3 б класс

«Самое главное» Д.Саетгареев, 3 в класс, стр.4

«О доброте» А.Аделина, 3Д класс, стр.9

2013

 январь

«Послушная глина» Ахмитшина Аделина

«Волшебный лес» Галиева Лилия

 февраль

«Удивительные создания» Ахмитшина Аделина

 май

«Мы одна семья» Ахмитшина Аделина

«Фестивальдружбы» ученики 3а класса

«Стану чемпионом» Бекчеров Марсель

 октябрь

«У камня желаний» Ахмитшина Аделина

«Опасные рейсы» Ямалетдинов Альберт

«Многое умею» Пурахина Полина

«Береги природу» Горшков Роман

 ноябрь

«Волшебные рыбки» Ахмитшина Аделина

«Учиться на отлично» Рудой Алексей

«Лучший читатель» Ярметова Анна

2012

 январь

«Жирафик» (сказка) Даутова Милана

 март

«Как Рекс перевоспитал Васю» Буржомова Самира

 апрель

«Готовы весну встречать» ученики 1б класса

 октябрь

«Мой лучший друг» Ибрагимова Валерия

 декабрь

« Мои увлечения» Ахмитшина Аделина

«Смелый воробей» Хазиев Рафаэль

2011

 март

«Мой родной город» Хазиев Рафаэль

Приложение2.

 Диагностика уровня воспитанности

Рисунок 1.

         Приложение 3

Рисунок 2 .Сравнительные показатели уровней   сформированности нравственных ценностей и творческого мышления на контрольном и заключительном этапах эксперимента

  Приложение 4

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Приложение 5

ПРОГРАММА  РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО «  ПРЕСС-ЦЕНТРА»

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Школьная газета». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования – образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом – главное предназначение школы – основной ступени становления ребенка, гражданина, развитие крепкой духовной личности.

Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять.

Данный кружок развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…

В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей. Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике.Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание школьной газеты

ЗАДАЧИ (этапы решения цели):

- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу

- совершенствование и развитие навыков литературного творчества

- повышение грамотности

- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы

- воспитание информационной культуры

- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции

- повышение коммуникативных способностей детей

- повышение статуса детей в школьном коллективе

- развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журналистика

Исследовательская деятельность

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КРУЖКОВЦЕВ.

Учащиеся   узнают понятия:

1.тема, идея (основная мысль текста), его композиция,

2.типы речи, стили речи,

3.изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.

4.жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья,

Учащиеся   научатся:

1.собирать материал, систематизировать его,

2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,

3.доказывать свою собственную точку зрения,

4.интересоваться мнением других людей,

5.составлять план,

6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,

7.собирать материал

8.грамотно излагать свои мысли,

9.создавать макет будущего номера

10.редактировать созданный материал

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В школе создана команда детей (редколлегия газеты), школьная газета выходит ежемесячно в бумажном варианте

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

реализация программы на базе школы

подготовка детей к будущей профессиональной деятельности

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРННЫЕ ПРОГРАММОЙ:

1.свободная творческая дискуссия;

2.ролевые игры;

3.творческих заданий;

4.активные методы формирования системы общения;

5.практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Содержание образовательной программы .

Количество часов

Темы

Вид деятельности

Практика письменной речи

Навыки

1

1-2

Вводное занятие. Понятие о школьной газете

Беседа

2

3-4

Из истории журналистике

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

Знакомство со СМИ

3.

5-6

Печатные издания и их роль

Доклад

Составление

доклада

Устная и письменная работа с текстом

4.

7-10

Текст. Тема и идея текста.

Рассказ « Маленькое происшествие»

Работа с текстом

5.

10-13

Стили речи

Тезисы и конспекты. Работа с текстом.

Умение находить стилистические фигуры в газетных публикациях

6.

12-14

Газета. Какая она должна быть?

Знакомство с техническими средствами( фотоаппарат, видеокамера)

Фотомонтаж

7

15

Анализ рубрик печатных изданий

Обзор печати

Составление заметки информационного характера.

Умение выделять главное в тексте

8.

16-18

Газетная статья

Статья о спортивном празднике

Умение описывать события по наблюдениям

9

15-16

Что такое очерк

Подбор материала к портретному очерку

Написание очерка «Мой друг».

Умение использовать особенности жанра.

Диалог в повествовании.

10

17-20

Реклама на страницах газеты

Подбор материала

Создание рекламы самой необычной вещи.

Умение правильно строить рекламу

11

19-22

Интервью

 Особенности жанра

Интервью у  интересного человекеа

Умение правильно взять интервью

12

23-24

Репортаж

Особенности  репортажа

.

Умение использовать элементы всех информационных жанров

13

24-26

Работа над языком статьи

Лексика. Отбор материала

Эмоционально окрашенные слова, слова в переносном значении

Умение использовать средства художественной выразительности.

14

27-28

Создание газетных статей

Работа по совершенствованию написанного.

Знакомство с работой мастеров слова над рукописью.

Навыки работы с текстом

15

29-30

Редактирование текста

Работа с текстом

.

16

31-32

Оформление , дизайн газеты

Занятие ведет профессиональный журналист

Совершенствование навыков журналистской работы.

17

33-34

Выпуск школьных газет» Школьные новости»

Формирование навыков по верстке газет.

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ.Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

Задания. Напишите репортаж «Мой город». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

3 ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)

Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.

7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.

Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.

10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

11. РЕПОРТАЖ.Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.Создание и презентации своих собственных статей.

14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.

15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.

16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1.Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

2.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

3.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

4.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

6.Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

7.Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.

8.В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

9.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации

Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование геометрических представлений и творческого воображения у младших школьников. Система задач конструктивного характера».

В настоящее время педагогика носит личностно-развивающий характер. Развивающий эффект нетрадиционных методов заключается не в овладении ЗУНами, а в развитии способностей к овладению какими-либо ...

Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»

Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха»...

Статья " Развитие творческого мышления у младших школьников во внеурочное время".

В современных условиях жизни необходимо формировать творческое мышление у детей. Творческие способности присущи любому нормальному ребенку - нужно только суметь вовремя их раскрыть....

Особенности формирования познавательного интереса и развития мышления у младших школьников в процессе обучения.

Урок является ключевым средством для формирования способностей и организации взаимодействия педагога с учащимися. Далеко не весь учебный материал для младших школьников интересен. Чтобы у ребенка появ...

Буклет «Развитие мотивации в учебной и внеурочной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха».

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...