Устный журнал «Огонь - мой друг и враг»
классный час (2 класс) по теме

Этот материал знакомит детей с правилами обращения с огнём , с историей огня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

Устный   журнал «Огонь - мой друг и враг»

Цель мероприятия:

создать условия для формирования личности ученика, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности.

Задачи :

- познакомить учащихся с некоторыми причинами пожаров и правилами поведения при их возникновении ;
- научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
Оборудование: компьютер, экран, презентация, книги, воздушный шарик, листы бумаги, карандаши, ручки.
                                                  Ход занятия

Вступительная часть

Москва была, как на ладони,

 Видна с пожарной каланчи. Пожар!

Стремглав летели кони,

Как пламя, сами горячи.

Москва на всадников смотрела

С любовью, с гордостью живой.

Пожарный — это парень смелый,

Пожарный - парень удалой!

Другая техника и средства,

Да и размах теперь другой,

Но дух отваги по наследству

Не зря достался нам с тобой

Статистические данные по  Лебедянскому району:

Пока же рейтинг наиболее пожароопасных территорий по количеству возгораний в сельских администрациях Лебедянского района образом (в скобках указано количество пожаров):
Волотовская 17 (1), Кузнецкая 13, Павловская 12, П.Казацкая 7 (2), Агрономовская 6 (5), Б.Поповская 6 (1), Куйманская 4 (3), Троекуровская 4, Б.Избищенская 3 (1), Вязовская 3, Куликовская 3, Докторовская 2 (1), Ольховская 2 (1), Шовская 2 (1), Слободская 2, Яблоновская 2.

Всего по району за истекший период 2010 года было 134 возгорания и 32 пожара, в том числе 34 возгорания и 16 пожаров, произошедших в городе Лебедянь. По данным УГПН ГУ МЧС Липецкой области по Лебедянскому району имеются четыре семьи, пострадавшие от пожара, в результате которого их имущество полностью или частично было уничтожено.

Страница 1

Сцена 1. «Появление огня в жизни человека»

Пещера. В кругу сидят члены племени. Звучит фонограмма сильного дождя.

Женщина. Сегодня ветер особенно зол. Он воет и стонет и выворачивает с корнем огромные деревья.

Мужчина. В небе творится что-то страшное. Все грохочет и гремит, и все время вспыхивает дрожащее сияние. Я слышал, как в лесу за рекой раздался сильный удар. Оттуда повалил едкий туман, и новый непонятный свет разлился вокруг.

Вождь. Однажды я уже видел такой свет. Это значит, что красный зверь напал на деревья и теперь борется с ними. Он упал с неба и победит в борьбе. Но не надо его бояться. Нас защитит река. Красный зверь не может ее перепрыгнуть, иначе он убил бы нас, как убил деревья.

1-й мальчик. Кажется, ветер успокоился. Там, где бушевала буря, стало тихо.

Женщина. Всем хочется есть. Ведь из-за грозы мужчины давно не охотились.

Вождь. Пойдемте туда, где лежат мертвые деревья, попробуем добыть себе пропитание. Будьте осторожны: зверь не ушел, он просто устал. Кое-где он и сейчас шевелится. Люди двигаются по сцене.

1-й мальчик (склонясь над опаленной птицей). Птица! Должно быть, она не успела улететь и упала вместе с деревом, на котором сидела. Перья исчезли, тушка почернела - она стала такая некрасивая.

2-й мальчик. Зато здорово пахнет! Отдай! (Отнимает птицу и вонзает в тушку зубы.) Какое вкусное и мягкое мясо! Ищите и вы!

Все двигаются по сцене, собирают птиц и животных, которые поджарились в пламени лесного пожара. (Для реквизитов этой сцены можно покрасить черной гуашью пластмассовые игрушки.) Все вернулись в пещеру с добычей, вождь поделил ее, начали есть.

Женщина. Как хорошо иметь маленького красного зверя у себя в пещере! Я попыталась принести его на ветке, но он умер по дороге. Должно быть, его все время нужно кормить сухой травой или хворостом.

Мальчик. Хорошо, мама, я попробую. (Уходит.) Все ложатся отдыхать.

Девочка. Как сыро и холодно в нашей пещере. Я не могу уснуть. Так хочется согреться.

Женщина. Потерпи, доченька, ты скоро привыкнешь к холоду.

Девочка. К нему нельзя привыкнуть. Он пробирает меня до костей.

Вбегает мальчик с горящей веткой.

Мальчик. Люди! Я донес красного зверя. Всю дорогу я кормил его сухими ветками, и он выжил. Но самое главное, что я спас жизнь ему, а он мне.

Женщина. Что случилось, сынок?

Мальчик. Я уже почти дошел, когда навстречу мне из кустов выскочил огромный тигр. Злобно рыча, он приготовился к прыжку. От страха я сильно закричал и стал размахивать веткой, на которой сидел красный зверь. Мама, тигр испугался и ушел.

Вождь. Теперь я знаю, как защитить нашу пещеру от диких зверей. Мы поселим красного друга у входа, будем кормить его днем и ночью, а он будет давать нам свет, тепло и отпугивать врагов. Мы назовем его Огонь. Но горе тому нерадивому, кто не уследит за Огнем и погасит его. Виновник несчастья будет казнен.

Мальчик. О, Вождь! Ты мудр. Позволь мне сказать дерзкое слово.

Вождь. Говори, сегодня ты победитель.

Мальчик. Там, на дороге, я встретил двух мальчиков из племени, с которым мы недавно воевали. Они очень голодны и сильно замерзли. Разреши мне открыть им тайну Огня.

Мужчина. Глупый мальчишка! Мы еще вчера были врагами, от их рук погибли наши лучшие люди, а ты их пожалел!

Старейшина. Вот видите, дети, как много может сделать наблюдательный человек. Скоро мы выйдем из лесов и пещер, и наша жизнь станет лучше и легче.

Ведущий   (обращаясь к зрителям). Скажите, ребята, о каких изобретениях человечества шла речь в этой сцене? (Гончарное ремесло, обработка металла, изготовление лодок.)

 Страница 2  «Пища огня»

Викторина для зрителей

(Рекомендуется выдать участникам ответы на вопросы, т.к. вопросы викгорины могут вызвать затруднения у зрителей.)

  • Как называется пища огня? (Топливо.)
  • Какой вид топлива самый распространенный и древний?(Дрова.)
  • Во что превратилась бы наша планета Земля, если бы транспорт и промышленность обслуживались бы только дровами? (В пустыню. Мы бы вырубили леса, пересохли бы реки, погибли бы птицы. Ветер гулял бы по голым просторам, губя посевы, унося частицы плодородной почвы.)
  • Что стали делать люди, когда поняли эту грозившую им опасность? (Люди стали заботиться о лесах. У нас в стране охраняют старые лесные участки, сажают новые, создают лесозащитные полосы в степях. Зеленые стены леса спасают
    растущий хлеб от сухих ветров. Люди и сейчас рубят лес, но  делают это с умом и расчетливо.)
  • Скажите, ребята, от кого сильно страдают леса? (Леса страдают от некультурных туристов и озорных ребят. Какой-нибудь шалопай срубит неизвестно зачем елку-подростка и оставит сохнуть на поляне, где она красовалась. Мальчики, гоняясь друг за другом, переломают молодые дубки. А бывает и хуже: бросил кто-то горящую папиросу, не залил костер, уходя со стоянки, и вспыхивает лесной пожар. Это страшное бедствие, с которым трудно справиться.)
  • Подумайте, каким должно быть в лесу поведение человека?
    (Человек сам не должен губить лес и не позволять это делать другому. Нельзя жечь костры.)
  • Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям топливом. (Каменный уголь.)
  • В результате каких процессов в земле образовался каменный уголь? (Уголь сам был когда-то деревом. Давным-давно

высокие могучие леса покрывали землю. Почва была сырая, воздух влажный, растительность пышная. Деревья теснились друг к другу. Одни отживали свой век, другие разрастались и, когда в свой черед погибали, валились сверху на своих предков. Ил, принесенный водою, затягивал их, песок, гонимый ветром, засыпал. Под тяжелым грузом, без доступа воздуха эти «останки» деревьев не исчезли бесследно — они превратились в каменный уголь.)

Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество коричневато-бурого цвета? (Торф.)

Как и где образуется торф? (Растения, что погрузились в болотные топи, слабо спрессовывались, давление сверху было небольшим, ведь огромные деревья на болотах встретишь нечасто. Воздуха в глубь земли проникает больше. Эта отмершая растительность сильнее изменилась, больше разрушилась. Так образовался торф.) 

Как-то раз пенсильванский житель Николас Ален отправился на охоту, устал и остался ночевать в горах. Он развел костер на горном выступе и уснул. Проснулся он оттого, что горела сама гора. Утром Ален осмотрел место своего ночлега и понял, что тут вышел на поверхность пласт черного камня. Ночевка в горах принесла ему удачу. Почему? (Потому что Ален нашел в Пенсильвании крупное угольное месторождение.)

Однажды русскому царю, много сделавшему для процветания государства Российского, показали черный блестящий камень, обладающий удивительной способностью гореть. Он, взяв его в руки, сказал: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим весьма полезен будет».

- Как звали царя, так безошибочно определившего важность каменного угля? (Петр I.)

Примерно в то же время в Сибири, на берегу реки Томи, крестьянин Михаил Волков открыл «горелую гору». Назвал он ее так потому, что из трещин горы шел дым. Волков отправил в столицу куски угля. Так было открыто знаменитое угольное месторождение. Как оно называется? (Кузнецкий угольный бассейн — Кузбасс.)

-Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? (Нефть.)

-Как нефть образовалась в недрах земли? (Есть две версии. Одни утверждают, что нефть — результат разложения всяких органических остатков, то есть останков животных и растений, когда-то существовавших на земле. Так думал еще М.В. Ломоносов, и его этот взгляд разделял «отец русской нефти» академик Губкин. Но другие ученые считают, что нефть возникла в результате сложных химических процессов в земной коре.)

           В старых книгах рассказывается, как византийцы выиграли морской бой у арабов с помощью нефти. В разгар сражения арабы увидели чудо: загорелось море. Они испугались и растерялись, а византийцы воспользовались этим и уничтожили их флот. Что сделали византийцы? (Они вылили в море много бочек нефти. Более легкая, чем вода, нефть собралась на поверхности, разлившись тонким слоем. Византийцы подожгли эту пленку нефти.) 

Отставной полковник Новосельцев не имел к нефти никакого отношения, но он не мог равнодушно смотреть на мучения людей, кустарным способом добывающих необходимый стране продукт. В узкий душный колодец рабочего спускали на веревке. Он, копая землю, пел. Как только голос смолкал, все понимали: товарищу плохо, он потерял сознание. Его тащили наверх, приводили в чувство, потом снова опускали. Как 150 лет назад Новосельцев облегчил жизнь нефтедобытчикам? (Под его руководством на Кубани с помощью специальных механизмов была пробурена первая скважина и построен нефтеперегонный завод.) 

-Какое горючее вещество, называемое «невидимым топливом», является частым спутником нефти? (Газ.) Как газ попадает в наши дома? (Из газовых месторождений по трубам газ попадает в дома. Газ — прекрасный помощник жителям: и согреет, и позволит быстро приготовить еду. Но он требует внимательного к себе отношения. При утечке газа человек может отравиться и погибнуть, а если случайно зажечь спичку взрыв уничтожит все.)

Викторина «Огонь в нашей речи»

В старину огонь был судьей в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает оттас -ность, говорят, что он находится... (между двух огней).

  • Огонь стал для нас символом всего доброго и прекрасного.
    Про никчемного, мелкого человека, думающего только о себе, говорят, что он...
    (не светит и не греет).
  • Про добросовестного, хорошего работника говорят, что трудится... (с огоньком).

Страница 3 «Огонь в древних мифах»

В е д у щ и й. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку. Сейчас мы вспомним древнегреческий миф о Прометее, принесшем людям огонь. Прометей стоит возле Зевса, сидящего на троне.

Прометей. О великий Зевс, могущественный и мудрый! Позволь мне обратиться к тебе с просьбой о помощи людскому племени. Людям плохо живется: они не имеют домов, построенных из дерева и камня, не знают ни наук, ни ремесел, копошатся, точно муравьи, глубоко под землей, в темных пещерах без солнца и воздуха.

Зевс. Молчи, дерзкий титан, а то я забуду все твои прежние заслуги и сурово накажу. Люди навсегда останутся неразумными и всечасно терзаемыми страхом смерти. Тогда власть богов не* будет иметь границ. Прочь с глаз моих. (Зевс уходит разгневанный.)

Прометей сидит грустный. Появляется его мать Фемида.

Фемида. Сын мой, чем ты так прогневил Зевса? Разве ты забыл участь титанов, десять лет воевавших с ним за власть? Где они теперь, сильные и своевольные исполины? Одни убиты, другие лишены родины и отправлены в дальние края. Опомнись, Прометей, моли о прощении ради меня и себя.

П р о м е т е й. Пойми меня, родная, я не могу жить спокойно, когда знаю, как страдают люди. Клянусь, что помогу им. Я поеду на остров Лемнос, тайно возьму из кузницы своего друга Гефеста искру божественного огня и принесу ее человеку. Прости! (Уходит.)

Фемида. Сынок! (Плача, уходит.)

Появляются Зевс и его слуги Сила и Власть. Зевс садится на трон.

С и л а. О великий Зевс! Последний из титанов ослушался твоей воли и совершил страшный грех: он похитил искру огня и в тлеющей тростинке принес ее людям.

Власть. Если бы только это! Он научил их строить жилища, приручать животных, лечить больных, объяснил им устройство Земли и движение небесных светил, обучил их письму и счету, добыче земных сокровищ: железа, меди, серебра, золота.

Сила. Прометей построил для людей корабли, приделал к ним льняные крылья — паруса, и они весело побежали по глади моря. Он приручил горячего дикого коня и впряг его в колесницу, а вола заставил носить на шее ярмо и пахать для человека землю.

Власть. Счастливый человек многое понял в окружающем мире, перестал слепо бояться смерти, постиг воспоминание о прошлом и обрел надежду на будущее. Люди прославляют Прометея, а о тебе, о Могущественный, и не вспоминают!

Зевс. Как осмелился дерзкий титан похитить из кузницы Гефеста священный огонь, принадлежащий богам? И что он с этим божественным даром сделал? Отдал его жалким людишкам! Теперь они смеются и радуются, думая, что больше не зависят от моей воли. Прометей горько пожалеет о своем поступке. Ты, Сила, и ты, Власть, схватите Прометея, отправьте на край земли в страну скифов, где возвышаются Кавказские горы. Пусть кузнец Гефест наденет на непокорного тяжелые цепи и накрепко прикует к скале.

Фонограмма грома или торжественная музыка.

Прометей (прикованный к скале). Весны сменяются зимами, рождаются и умирают поколения людей, а меня уже несколько тысячелетий палит раскаленное солнце, хлещут дожди и грады, замораживают злые ветры.

Каждый третий день я с тоской слежу, как высоко в небе появляется маленькая точка, как она растет и приближается. Это орел, посланный Зевсом, прилетает, чтобы рвать и раздирать когтями мое тело, клевать мою печень.

Я страдаю... Но пощады я не попросил ни разу, не смирился перед Зевсом и даже наедине с собой не пожалел о своей доброте к людям. Об одном прошу судьбу: пусть мои муки не будут напрасными, пусть человек будет свободен и счастлив с божественным огнем!

Страница 4 «Загадочная»

Загадки

Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)

В избе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ —

А тушить не идет (Печка.)

На улице столбом,

В избе скатертью. (Дым.)

Рыжий зверь в печи сидит,

 Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может — два.

Ты его рукой не тронь —

 Искусает всю ладонь. (Огонь.)

Это темный-темный дом.

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (Спичка.)

Сидит на крыше

Всех выше

И дымом дышит. (Труба.)

Схоронилось солнышк

 В маковое зернышко.

Пробежит по земле —

Вспыхнет весело во мгле. (Искра.)

Страница 5 «Игровая»

Тот, к кому попадает шар, должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Этот шар в руках недаром

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар —

 Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет ... (злой пожар).

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар в ... (квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил ... (утюг)?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками... (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ... (газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички ... (зажигал)?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег ... (костер)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег ... (траву)?

Кто бросал в огонь при этом Незнакомые ... (предметы)?

Помни, каждый гражданин,

Этот номер... (01).

Дым увидел — не зевай

И пожарных ... (вызывай).

Страница 6 «Веселая»

Ведущий читает четверостишия. Участники после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это — я, это — я, это все мои друзья!», а если нет — молчат.

Ведущий

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

 Бережет родную школу

От огня?

Ребята Это — я, это — я,

Это все мои друзья!

Ведущий

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор —

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Ребята молчат.

 Ведущий 

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Ребята Это — я, это — я, .  

Это все мои друзья!

Ведущий

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол —

Еле сам живой ушел?

'Ребята молчат.

Ведущий

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает.

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

Ребята Это — я, это — я, Это все мои друзья!

Ведущий. Ну, вот теперь я вижу: вы знаете, что с огнем шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.

 Страница7  практических знаний

Викторина «Когда огонь перестал быть другом»

Огонь с древнейших времен играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне. Загадки:

Без рук, без ног, а на гору ползет.

В камне спал, по железу встал, по дереву пошел - как сокол полетел.

Дрожит свинка — золотая щетинка.

Красный кочеток по жердочке бежит.

Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все

любят меня, и все губят меня. Пословицы:

Огонь не вода — схватит, не выплывешь

Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.

Огню да воде бог волю дал.

«Спи, царь Огонь», — говорит царица Водица».

Ведущий. Огонь может быть человеку другом, а может врагом, и тогда надо знать, как правильно себя вести. Этому учит наша викторина.

  • Что делать, если загорелась ваша квартира? (Позвонить 01,потом вывести детей и престарелых, только затем тушитьпожар своими средствами.)
  • Что делать, если загорелся телевизор? (Его надо сразу отключить от сети, а затем тушить водой через верхние вентиляционные отверстия стенки (стоять сбоку). Или,
    набросив плотное одеяло, чтобы огонь не перебрался на  шторы, бежать за водой. В помещении, где взорвался кинескоп, находиться нельзя; такой дым ядовит и очень
    опасен.)
  • Почему нельзя держать телевизор в стенке? (Он перегревается, кроме того, там его трудно потушить.)
  • Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя? (Плотная ткань, лучше мокрая, и вода.)
  • Почему во время пожара нельзя открывать окна? (С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.)
  • Что прежде всего нужно сделать при тушении электропроводки? (Отключить электричество, чтобы избежать удара током.)
  • Что опаснее на пожаре: огонь или дым? (Дым. Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения различной синтетики.)
  • Как нужно дышать в задымленной квартире? (Через мокрую тряпку. Если есть возможность, нужно защитить легкие противогазом или респиратором.)
  • Как нужно передвигаться по задымленным коридорам?
    (На четвереньках или ползком, так как внизу меньше дыма,
  • Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда?
    (а) нельзя давать ему бегать: пламя разгорится сильнее
  •  б) нужно помочь ему сбросить воспламенившуюся одежду, либо погасить ее водой или снегом, при-необходимости накинуть на него одеяло, пальто, оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения;
  •  в) необходимо вызвать «Скорую помощь»; г) оказать посильную доврачебную
    помощь. При ожогах I и II степени: положить стерильную повязку, не смазывая кожу вазелином или жирами. При тя
    желых ожогах: завернуть пострадавшего в чистую простыню, укрыть потеплее, дать одну-две таблетки анальгина или амидопирина, напоить теплым чаем.)

Нужно ли звонить в пожарную охрану в том случае, если другие уже вызвали помощь? (Нужно. Вы должны сообщить, в какой квартире вы находитесь. Эта информация дежурным пожарной охраны сразу передается по рации на место пожара, и помощь будет оказана быстрее.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Огонь - наш друг и враг"

Презентация для внеклассного занятия о пожарной безопасности для детей...

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...

Классный час "Огонь – наш друг или враг?"

Классный час "Огонь – наш друг или враг?"Цель:закрепить правила пожарной безопасности, изученные ранее, умение соблюдать их;довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного о...

презентация"Огонь – наш друг или враг?"

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит человеческие жи...

Сценарий классного часа «Огонь – наш друг или враг…»

Классный час "Огонь - наш друг или враг..." проходит в виде "круглого стола" с приглашением гостей: начальник Нововеличковской ВДПО - Иванько Г.М., главный врач Нововеличковской участковой больни...

Презентация к классному часу "Огонь - наш друг или враг..."

Презентация к классному часу "Огонь - наш друг или враг..."....