Формирование творческой личности ребенка на уроках курса «Мир логики».
статья (4 класс) по теме

Беляева Анжела Владимировна

 

В моей работе в выпускном классе начальной школы  во внеурочной деятельности я руководствуюсь методическим пособием  «Мир логики» автора Гин Светланы Ивановны.  Особую помощь в развитии мышления моих ребят оказали методы ТРИЗ – педагогики, а именно, о  бучение детей навыкам основным мыслительным  операциям: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, рассуждать, выделять закономерности. Опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации учащихся, предоставляет младшим школьникам возможность успешной самореализации. Дети получают сильные эмоциональные  впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческой личности ребенка на уроках курса «Мир логики».

Беляева А.В.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 15

Г. Нерюнгри РС(Я)

«В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть».  (А.Н. Толстой)

История цивилизации показывает, что самые значительные успехи, в том числе в интеллектуальной деятельности, достигаются при условии превращения той или иной деятельности в технологию, или метод, алгоритм. Недостаток логического мышления часто является проблемой в нашей взрослой жизни.

В моей работе в выпускном классе начальной школы  во внеурочной деятельности я руководствуюсь методическим пособием  «Мир логики» автора Гин Светланы Ивановны.  Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, доцент кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования, отличник образования Республики Беларусь, лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся; кандидат педагогических наук. Автор книг «Первые дни в школе», «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», «Занятия по ТРИЗ в детском саду», «Зачетные работы по математике и русскому языку,  2-4 классы» и др.

Перенимая опыт у автора, неоднократно обращаясь к ее работам, я стала применять эти уникальные педагогические находки во внеурочной работе в своем классе. Что хотелось бы отметить? Особую помощь в развитии мышления моих ребят оказали методы ТРИЗ – педагогики, а именно, о  бучение детей навыкам основным мыслительным  операциям: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, рассуждать, выделять закономерности. Причем, хотелось бы отметить, что мой 4 «Б» довольно разноуровневый класс. (диаграмма 1)

        Диаграмма 1

Анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод, что я должна в своей работе применять  методики рассчитанные на разные уровни подготовки будущих пятиклассников. Вот тут мне и помогает  курс «Мир логики».  Основная проблема школы, которую хочется отметить отдельно, это то, что дети практически перестали читать. А,следовательно, красиво и связно говорить. И я снова обращаюсь к опыту  Гин С.И. Заданий в пособии «Мир логики» содержится  в избытке на различный уровень подготовки детей. Все этапы урока подробно расписаны вплоть до расчёта времени на каждый. Используются такие приёмы  обучения , как: работа в группах, новые упражнения, задачи, игры, выстроенные в цельную систему. Все это помогает развивать у детей не только мыслительные операции, но и речь. Дети учатся слушать и слышать друг друга, различать сильные и слабые высказывания, начинают применять знания полученные на уроках логики на других предметах.

Технология проведения уроков и сам предмет таковы, что дети – буквально все – хотят говорить. И их надо выслушивать, а это занимает время. Поэтому на уроках часто применяются групповые формы работы. Я все чаще использую на своих уроках групповые формы работы. Группа – это обычно четыре ученика (на двух соседних партах), которые поворачиваются лицом друг к другу. Обычно состав групп постоянный, меняется только спикер (представитель от группы), чтобы пересадки не занимали времени урока. Однако можно пересаживать детей до урока, и тогда состав групп будет меняться. Обычно работа в группах проходит следующим образом: все группы получают задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию. Например, каждая группа получает одно и то же задание «сравнить», но объекты для сравнения у всех разные. При подведении итогов ответы групп, складываются в одну общую картину. Иногда несколько групп получают совершенно одинаковые задания, что позволяет сравнить разные подходы к решению проблемы. Благодаря внедрению опыта  Светланы Ивановны в свою работу, я заметила, что дети стали лучше обращаться друг с другом, научились находить общие темы для общения, приобрели умение слышать и слушать друг друга. А это значит, что мне удаётся реализовывать коммуникативные УУД, что является неотъемлемой частью ФГОС.

На уроках математики всегда существует проблема: дети зачастую испытывают трудности в изобретательской деятельности, моделировании, что затрудняет развитие деятельностного подхода в обучении. И здесь неоценимую помощь оказывает мне работа по методике Светланы Ивановны. В написании своих работ Светлана Ивановна руководствовалась теорией решения изобретательских задач. Эта теория появилась в 60-х годах в СССР. Основателем теории являлся Г.С. Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) – писатель-фантаст, инженер, изобретатель.

ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией. ТРИЗ помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.

В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ у моих ребят постепенно формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи.

Обратим внимание на основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ (таблица 1):

                       Таблица 1

«Взрослое» мышление

«Детское» мышление

«Тризовское» мышление

Страх перед противоречиями, стремление их избегать

Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях

«Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия

Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно

Синкретизм, стремление связывать «все со всем»

Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями

Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением

Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно

Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции

Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции

Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу

Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции

«Законопослушность», использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей

«Законотворчество» — стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей

Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей

Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах

Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить

Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект

Опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации учащихся, предоставляет младшим школьникам возможность успешной самореализации.

Реализация личностных УУД, по моему глубокому убеждению, основывается на знании творческих аспектов личности. Мой класс достаточно разнообразный в плане творческих способностей (диаграмма 2).

        Диаграмма 2

Анализируя данную диаграмму, я сделала вывод, что, благодаря большой разноплановости интересов, воспитание творческой личности предполагает формирование системы ценностей и способностей к ее реализации. Для этого необходима целенаправленная работа, которой будет предшествовать анализ различных систем ценностей и поступков в литературных и реальных ситуациях.  Важнейшим шагом в моей внеурочной работе является формирование понятия творческого коллектива ребят и умение взаимодействия в творческом коллективе. Кроме этого, предполагается обучение способам организации творческого труда: умению планировать работу, навыкам обработки информации, повышению работоспособности, рефлексивным способностям. Опираясь на результаты, полученные при работе на занятиях «Мир логики», дети уже самостоятельно выносят приобретенные знания во внешнюю жизнь. Научившись на занятиях анализировать искусственно созданную систему ценностей, литературную и реальную, дети с легкостью анализируют и оценивают свою собственную систему ценностей.

Дети получают сильные эмоциональные  впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.

По моему личному наблюдению, знания и навыки, полученные на уроках логики, дети применяют на предметных занятиях и в повседневной жизни. Повысилась деятельная активность детей, любознательность и заинтересованность (диаграмма 3).

        Диаграмма 3

Личностный рост за год обучения на занятиях «Мир логики» очевиден у всех детей без исключения. И каждый ученик это осознаёт. Результаты  становятся заметными уже к концу первой четверти: развивается и делается грамотной речь, дети учатся слушать и слышать друг друга, проявляются познавательные интересы, обостряется внимание к различным логическим сбоям. Знания, полученные на уроках логики, начинают применяться и на других предметах. Однако для меня, как для учителя, сложность заключается в том, что весь урок приходится быть «в готовности № 1», быстро реагировать, переключаться, анализировать ответы и предлагать контраргументы против слабых высказываний, быть готовым к тому, что спорить и отстаивать свою точку зрения ученики будут не только на уроках логики. Не стоит пугаться таких ситуаций, ведь для детей наглядный пример учителя, который тоже учится, тоже стремится понять неизвестное, – могучий воспитательный стимул. Таким образом, получается, что курс развивает не только детей, но и учителя. Так, вопреки бытовой логике, минусы могут превращаться в плюсы. Но самый большой плюс для учителя, который, наверное, может уменьшить значение любых минусов, – это удовольствие и радость видеть рядом с собой умных детей!

Список литературы:

  1. http://ru.wikibooks.org
  2. http://www.trizway.com; «Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе формирования креативности младших школьников», автор Гин С.И.; Москва Издательство «Вита7Пресс»; 2001г.
  3. www.trizway.com; Сайт Лаборатории «Универсальный решатель»
  4. «Мир логики» (методическое пособие для учителей начальных классов), автор Гин С.И.; Москва Издательство «Вита7Пресс»; 2001г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе».

Консультация для воспитателей как готовить руку ребенка к письму....

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"

Одной  из  основных  задач  школы  является  обеспечение  доступности  качественного  образования  в  соответствии  с  возможностями...

Развитие творческой личности младшего школьника через курс «Театральная мастерская»

Занятия по внеурочной деятельности  можно построить по единому алгоритму.  Эти этапы должны найти место на каждом внеурочном занятии, н...

Формирование творческой личности школьника на уроках физической культуры.

Возрастные ценности жизни, здоровья, долголетия и реализации человеческой индивидуальности все чаще рассматривается как критерии социального прогресса общества. Человек будущего – это человек ра...

Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...