Пальчиковые игры
учебно-методическое пособие по теме

Тэтэ Вера Ивановна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Администрация МО «Усть-Илимский район»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Брусничка»

(МДОУ «Брусничка»)

Воспитатель:

Вера Ивановна Тэтэ

п. Тубинский

2013г

Цель: Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений, моторику обеих рук.

Ладушки- ладушки

Ладушки- ладушки!

Пекла баба оладушки.
 Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

 У нашей милой бабушки!

Сорока – сорока

Сорока- сорока                                              

Кашку варила

Деток кормила.

Этому дала,                                                                  

 Этому дала,

 Этому дала,

 Этому дала,

 Этому дала

 Как у нашего кота

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Этот пальчик бабушка…

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Ладошки

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

Обезьянки

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому, что надоело танцевать.

Мальчик – пальчик

Пальчик- мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

 С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

 С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Где же ручки

Где же, где же наши ручки,

Наши ручки, наши ручки?

Вот ручки, наши ручки,

Пляшут, пляшут наши ручки

Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали – стоп!

Где же, где же наши ножки,

Наши ножки, наши ножки?

Вот ножки, наши ножки

Пляшут, пляшут наши ножки

Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали – стоп!

Где же, где же  наши детки…..

Вот детки, наши детки…..

Пляшут, пляшут наши детки. Поплясали - стоп!

хлопаем в ладоши, сопровождая действия    стихотворным текстом

       

 указательным пальцем правой руки выполняют

                                     движения по ладони левой руки. Действия  

сопровождаются словами, загибаем пальчики:

Мизинец,

Безымянный,                                                  

Средний,

Указательный,

Большой

   

       

(дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным тестом)      

(загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения руками)     

дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом)  

(Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щечку- спят. Выполняют встряхивающие движения кистями рук

(дети поочередно поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке

Рисование

  1. 1.Мы кружок нарисовали,
  2. Наши пальчики устали,
  3. Мы руками потрясем,
  4. Рисовать начнем.
  5.                               2.  Мы черту нарисовали,

      Наши пальчики устали,

                                   Мы руками потрясем,

                                   Рисовать начнем.

3.Мы волну нарисовали,

Наши пальчики устали,

  1. Мы руками потрясем,

Рисовать начнем.

                              4. Точки мы нарисовали,

    Наши пальчики устали,

                                   Мы руками потрясем,

                                   Рисовать начнем

(дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом)  

Водичка, водичка…

Цель: Развивать моторику обеих рук

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

(дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом)  

Пальчик о пальчик

Цель: Развивать движения кистей и пальцев рук; умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова и фразы

Пальчик о пальчик тук да тук-

Хлопай, хлопай, хлопай,

Ножками топай, топай, топай.

Спрятались , спрятались

Пальчик , пальчик тук да тук

- 2 раза

- Хлопают в ладоши

- Топают ногами

- Закрывают лицо руками

1,2,3,4,5  вышли в садик погулять

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим, ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу,

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать

Пальцем одной руки читаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки

Указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой

Счет пальцев в обратном порядке

Кошка – мышки

Вот кулак,

А вот – ладошка

На ладошку села кошка.

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять.

Мышки очень испугались,

В норки быстро разбежались

Показать кулак левой руки

раскрыть пальцы, ладонь вверх

когти» правой руки водят по ладошке левой

правой рукой загибать по одному пальцу левой  

вращать кулаком

спрятать кулак под подмышку

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья берёзы,

Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём

Загибают пальчики, начиная с большого пальца

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого пальца

«Шагают» по столу средним и указательным пальцем.

Осень, осень к нам пришла…

Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, лет

Дети стучат пальцем левой руки по ладони    правой.

Трут ладонью о ладонь.

Осень

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,

Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные, волнообразные движения ладонями

Загибают по одному пальчику на обеих руках

Спокойно укладывают ладони на стол

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз   

Прицепил  вагон, повез,

Ехал, ехал паровоз

Прицепил  вагон, повез…

           http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/palchikovaya-igra-parovoz.png  

руки в «замок», большие   пальцы вращаются

сцепить указательные пальцы

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой

Он плывет ко мне домой   

 Крепко я держу штурвал  

Я ведь  главный  капитан                                                                          

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты,                

 Мы не дети,

мы пилоты  

Руки – нос, и руки – крылья       

Полетела эскадрилья.                           

руки – «полочка», покачиваются

руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос)

«держать штурвал»

4 хлопка

И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

4 хлопка

«нос»,  «крылья»

встать, разбежаться, руки – крылья

ВОРОНА

У вороны голова,                  

ва-ва-ва-ва                            

Клюв  и  крылья»

Хвостик,  ноги,           

оги-оги-оги-оги                     

руки на голове

4 хлопка

  руки у носа,   «крылья

руки за спиной, топать,

4 хлопка

МАШИНКА

Заведу мою машину                           

- Би-би-би, налью бензину.              

 Крепко-крепко руль держу               

На педаль ногою жму.                         

«мотор»

3 хлопка, топать

«держать руль»

топать правой ногой

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Дети загибают пальцы на руке, начиная с большого пальца

Капуста

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту жмем, жмем.

Движения прямыми ладонями вверх, вниз

Поочередное поглаживание подушечек пальцев

Потирать кулачок об кулачок

Сжимать и разжимать кулачки

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую!

Движения в соответствии с текстом игры

Коготки

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

Поджать подушечки пальцев руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «Мяу!»

На работу

Большой палец встал один,

Указательный - за ним,

Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все - «Ура!»

На работу им пора

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого пальца

Широко расставить пальцы в стороны.

Всех помощников…

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу

Это веником махал,

Чисто-чисто подметал.

Ну а это маленький

Спал у нашей маменьки

 В соответствии с текстом игры пальцами одной руки растираем пальцы другой руки, начиная с большого пальца

Пальчик – мальчик…

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

В соответствии с текстом игры пальцами одной руки растираем пальцы другой руки, начиная с большого пальца

Барашек

Тра-та-та, тра-та-та –

 Бьет барашек в ворота!

Тра-та-та, тра-та-та -  

Бьет  барашек в ворота!

Он ногами тук - тук-тук,

Он рогами стук-стук-стук.

Тра-та-та, тра-та-та -  бьет барашек в ворота!

Ворота не проломил, лишь головку утомил.

Тра-та-та, тра-та-та -  бьет барашек в ворота

Кто бы этому барашку

 Мог бы сделать  а-та-та-та?!

Хлопают в ладоши

Стучат кулачками о коленки

Нажимают кулачками об коленки

Берутся пальчиками за голову, качают головой

Имитация хлопка по попе

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице

Повстречал ежонка еж: здравствуй, братец! Как живешь?

Ивану-большому — дрова рубить…

Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков всех пальцев левой руки. Проделать тоже самое левой рукой

Будут пальчики вставать…

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора

Этот пальчик самый…

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Цыпленок

Бедный маленький цыпленок

Кушать захотел спросонок,

Пальчиком, как клювом бьёт,

Буд-то бы зерно клюёт.

прижать кулачки друг у другу

постучать указательными пальчиками по столу

Замок

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли

Пальчики переплести в замок, раскачивать "замок" при чтении стиха

постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок)

не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну - вперед, другую - назад, так чередовать)

не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем

резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны.

Пирог

Тесто ручками помнем

Пирог сладкий испечем

Серединку смажем джемом

А верхушку вкусным кремом.

И кокосовой крошкой

Присыпаем пирог немножко,

А потом и чай заварим, Пирогами вас одарим.

Пальчики

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать

сжимаем и разжимаем пальчики

слаживаем ладони обоих рук в виде пирогагладим пальчиками ладонь одной руки

имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук

как-будто помешиваем чай

слаживаем пальцы в кулачки

ребенок разворачивает левую ручку

ладошкой к себе, правой ручкой
загибает мизинчик на левой руке)

 (загибает безымянный пальчик)

 (загибает средний пальчик)

(загибает указательный пальчик)

 (загибает большой пальчик)
поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой.

Шалун

Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.

на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

Есть игрушки у меня

Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.

хлопать в ладоши)

(загибать поочерёдно пальчики

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".
Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают

Рыбки

Пять маленьких рыбок
Играли в реке,
Лежало большое
Бревно на песке,
И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!”
Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
А третья сказала:
“Мне хочется спать!”
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!”

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Быстро качаем ладонями (дрожь).

Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала.
Им корочку хлеба
Дала покусать,

Погладила (отшлёпала) всех
и отправила спать.

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом"
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Радуга

Гляньте: радуга над нами,
Над деревьями,
Домами,
И над морем, над волной,

И немножко надо мной.

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)

 Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Руки сложены над головой крышей.
Нарисовать волну рукой.
Дотронуться до головы.

Гвозди

Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.

Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул

Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Дом

Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.
Солнце было,

Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл

Руки над головой "домиком".
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
"Стряхивающие" движения
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для детей...

пальчиковые игры

Интересная подборка. Можно испльзовать при подготовке к школе ....

Пальчиковые игры - упражнения с мячом

Массажный мячик  - эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучша...

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры...

«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры в старшей группе...