ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
статья по теме

Тэтэ Вера Ивановна

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. Многие педагоги, психологи работают над этой проблемой не один десяток лет, находя все новые  и новые формы работы с детьми. Их опыт очень необходим при работе на адаптационных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya_-_statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Тэтэ В.И.

воспитатель МДОУ «Брусничка»

п. Тубинский

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. Многие педагоги, психологи работают над этой проблемой не один десяток лет, находя все новые  и новые формы работы с детьми. Их опыт очень необходим при работе на адаптационных группах.

Изучив опыт педагогов: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Г.М. Мелиной, «Ребенок в мире поиска» под ред. Дыбиной О.В., Щетининой В.В. я приступила к реализации и апробированию технологии песочной терапии,  где  перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы усвоения знаний детьми.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе.  Воспитатель естественным путем  осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

  • В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
  • В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
  • В песочнице, взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
  •  В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
  • Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

     Поэтому в своей группе мы оборудовали «педагогическую песочницу», которая  проста в использовании и не требует серьезных материальных вложений, это:

1. водонепроницаемый  пластиковый таз,

2. песок  светло-коричневого цвета,

3. набор игрового материала : лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр.

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Игры в песочнице провожу с подгруппой детей, особое внимание при этом уделяю вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Я внимательно слежу за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие  ненавязчиво завершаю.

 Вначале  я показываю способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их.

На первых двух-трех занятиях детям  не показываю весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки. На это направлены следующие  игры-упражнения :

«Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами.

Упражнение «Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

В игре-занятии «Песочный детский сад» поэтапно обыгрываю целый день в  детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание  уделяю в игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например расставание с родителями или прием пищи. Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.

Для достижения наибольшего  педагогического эффекта, я тесно взаимодействую с родителями. Провожу консультации, беседы.

     Таким образом, песочная терапия является мощным  средством  успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов.

Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы....

«Адаптация детей к условиям детского сада»

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом....

Адаптация ребёнка к условиям детского сада

Адаптация ребёнка к условиям детского сада...

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада....