«Песочная терапия как средство развития познавательной активности детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта»
методическая разработка

Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»

Коломенского городского округа Московской области»

Тема выступления на методическом объединении учителей начальных классов:

«Песочная терапия как средство развития познавательной активности детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта»

Подготовил учитель:

Алимова Надежда Александровна

2019г.

Коломенский г.о.

Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. 

Основоположником  методики песочной терапии был Карл Густав Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета», и способности сознания к исцелению, трансформации и самосохранению его последователь Дора Калф изобрела песочную терапию.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом, что вызывает определенные трудности в процессе обучения. Формирование представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, служит одним из средств активизации познавательной деятельности детей.

 В связи с этим, дети с умственной отсталостью  нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, может стать - песочная игротерапия. 

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. «Терапия песком» - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить свободу и безопасность самовыражения. Это способ выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе.

Как правило, первые контакты детей друг с другом - в песочнице. Это традиционные игры с песком.

Общие принципы взаимодействия с умственно отсталыми детьми в ходе песочной терапии, которые задают «правила и условия игры» и отражаются в каждом нашем «шаге» и действии всего коррекционно-развивающего занятия.

1. Принцип комфортной среды,  в которой дети чувствуют себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.; Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем

 3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр; На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  как правило не сформирован навык захвата, удержания предмета, слабая моторика рук, ничто не вызывает у них интереса. Вот здесь и может прийти на помощь игры с песком.

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, холодным, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Детей песок привлекает своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании. Обычно, многие дети со сложной структурой дефекта, увидев перед собой песок, хотят его потрогать, понюхать, некоторые даже облизать и залезть в него. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его уровня развития. Как правило, сначала, манипуляции с песком выглядят совсем просто: ребенок смотрит, трогает, прихлопывает по нему, разбрасывает, а через какое-то время может начать проводить пальчиком линии по песку, рисовать отдельные орнаменты, лепить простые композиции.

Разнообразие игр с песком настолько велико, что перечислить все невозможно. Мной используется несколько приемов по снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, координации движения рук, тактильных ощущений, психических процессов (внимание, память), мышления, воображения, речи, а так же развитию слухового и зрительного восприятия:

- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки, затем поочередно;

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны»;

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- "узоры” - на песке нарисована часть узора, ребенку необходимо продолжить узор;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно;

- выдавливание трафаретом  (животные, геометрические фигуры и т.д.);

-"сказка на песке” ;

-  посчитать камешки и решить на песке математическую задачку;

- писать буквы на песке - сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.

Опыт работы показывает, что песочная терапия оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка. После занятия, как правило, ребенок спокойнее, уравновешеннее. Руки становятся теплее, пластичнее, пальчики разминаются, становятся мягче. Улучшается координация рук, внимание. Важным результатом использования песочной терапии является повышение учебной мотивации, заинтересованность в дальнейшем обучении, обогащение кругозора и расширение словарного запаса детей. Мы можем использовать одновременно массу наглядного материала. Например, при изучении домашних животных - нарисовать кошку, параллельно повторив части туловища и т.д., поставить фигурку кошки, найти ее среди других фигур, поставить к ней соответствующую иллюстрацию и т.д. В этом случае песочная терапия становится необычным игровым приемом, который способствует обогащению словарного запаса, развитию связанной речи, творческого рассказывания у детей с нарушением речи.

Главными качествами, которыми должен обладать педагог, использующий в коррекционной работе занятия песочной терапией – это творчество и фантазию.

Таким образом, можно сделать выводы:

Песочная терапия:

-  усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

- развивает тактильно - кинестетическую  чувствительность  и мелкую моторику рук.

- интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

- способствует развитию речи.

- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...

«Развитие коммуникативной активности детей младшего школьного возраста с множественными нарушениями на логопедических занятиях»

Описание различных способов коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями....

МАСТЕР-КЛАСС «Игры для хорошего настроения» или « Использование подвижных игр в образовательной деятельности как средство повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста».

Важнейший результат игры- это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры в значительной степени игрового и соревновательного характера больше чем другие формы и средства физич...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с различными материалами....