Духовно-нравственное воспитание.Петербургская модель.
статья (2 класс) по теме

Кочеткова Татьяна Федоровна

В связи с введением внеурочной деятельности возникла необходимость ведения занятий.Программа курса ,,Я и мой мир,, Н.И.Элиасберг является уже готовой для прведения таких занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe.peterburgskaya_model.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание личности: опыт Санкт-Петербурга.

Модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают особенно значимой проблему духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, которые должны быть главной активной силой преобразования экономики, социальной жизни и культуры в нашей стране.Эту историческую потребность ярко отразили применительно к школе авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – Москва "Просвещение" 2009.

В Концепции утверждается, что "именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся" (с.5). Созданная в условиях подготовки для школ нового федерального образовательного стандарта общего образования, данная Концепция является его методологической основой (с.6).

Хочется отметить, что в усовершенствованном варианте содержания Концепции – духовно-нравственное воспитание рассматривается как задача всей школы, педагогов, преподающих как комплекс традиционных учебных предметов, так и, как вариант, работающих «по программам обучения основам религиозной культуры и светской жизни". В Концепции указывается: "Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования". Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

"Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции" (с.6).

Содержание Концепции требует от каждого учителя найти свое место в решении задач воспитания самостоятельной творческой личности гражданина и патриота. Неслучайно перечень основ осуществления духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника Концепция начинает с "нравственного примера педагога".

Из Концепции:

"Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога , который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя". Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя" (с. 20).

Признавая актуальность задач воспитании школьников, сформулированных в Концепции и предлагаемых принципов их реализации, педагогическим коллективам школ Санкт-Петербурга необходимо в новом учебном году проанализировать воспитательный потенциал как учебных предметов, так и внеурочной деятельности учащихся (включая дополнительное образование) с позиций духовно-нравственного развития и воспитания личности.

При этом целесообразно обратить внимание на опыт образовательных учреждений, реализующих систему гражданско-правового образования в школе ("Петербургская модель").В рамках общей системы гражданско-правового образования школьников выделено четыре этапа по годам обучения:

 I этап – начальная школа, II этап – основная школа с 5 до 7 класса; III этап – 8-9 классы; IV этап - полная средняя школа - 10-11 классы.

Ядро этой системы составляет этико-правовая вертикаль, охватывающая все этапы.

Этико-правовую вертикаль составляют обществоведческие учебные курсы этико-правового содержания. Это:

I этап -  курс "Я и мой мир" - 1 час в неделю в 1-4 классах.

II этап – курс «Обществознание. Социальная практика» - 1 час в неделю в 5, 6, 7 классах.

III этап – курс обществознания «Права человека в свободной стране» - по 1 часу в неделю в 8 и 9 классах.

IV этап – курс обществознания и отдельный курс «Право» - 2 часа в неделю.

Отличительной чертой этико-правовой вертикали являются единство и преемственность в отборе содержания, а также методов преподавания, широкое применение интерактивных технологий.

Возникает вопрос – Какова причина долгожительства системы гражданско-правового образования в Санкт-Петербурге?

Ответ: Причин "долгожительства" несколько.

Это, во-первых, реалистичность системы – она опирается на глубокое изучение практики работы школы и создана практиками. Поэтому она соответствует возможностям педагогов, не единиц, а многих.

Во-вторых, обеспеченность всех этапов системы целостным учебно-методическим комплексом для учащихся и педагогов. Особенно важно, что для каждого этапа созданы пособия учителя и руководителя школы, включающие материалы научные, нормативные, методические, дидактические из опыта работы, позволяющие учителю самостоятельно подготовиться к преподавания.

В-третьих, сложилась система оперативной помощи учителям и руководителям школ, работающим в рамках данной системы и углубленной курсовой подготовки в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

В-четвертых, адекватность данной системы потребностям общества и задачам школы. Поддержка ее органами управления образованием.

В-пятых, постоянно подтверждаемая жизнью школы и судьбами учащихся эффективность Петербургской модели гражданско-правового образования.Обращение к Концепции становится мощным фактором обогащения содержания Петербургской модели, входящих в нее учебных курсов, а также внеурочной деятельности рядом базовых национальных ценностей, к разработке методики их представления школьникам. Такая позитивная трансформация должна стать результатом совместного исследования и педагогического поиска ученых, методистов, руководителей и учителей школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...