Что следует знать о каждом ребенке, чтобы управлять процессом воспитания
статья по теме

Памятка для классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_sleduet_znat_o_kazhdom_rebyonke.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

             «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»

                                    республики Мордовия

 

                                         

          «Что следует знать о каждом ребёнке,    

    чтобы управлять процессом воспитания »

                  ( памятка для классного руководителя )

 

                                                                          подготовила

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          Кижапкина Тамара Ивановна

                                             п. Торбеево

                                                  2014

     

     1. Условия семейного воспитания.        

    Состав семьи. Влияние семьи на развитие и становление личности ребёнка. Жилищные условия: имеется отдельная комната у ребёнка или личный уголок, рабочее место. 

     2. Состояние здоровья, физическое развитие, физическая культура.

     Здоров:  физически развит, приучен к занятиям утренней гимнастикой, спортом, имеет хорошую осанку.

     Здоровье слабое: часто болеет, физически не развит, утренней гимнастикой не занимается, не посещает спортивных кружков.

     3. Общественная направленность и интересы.

     Интересуется или не интересуется событиями общественной жизни страны, мира? Читает ли сам или прослушивает чтение взрослыми детской периодической печати, журналов, книг? Обсуждает ли прочитанное с товарищами? Умеет ли подчинять свои личные интересы, потребности интересам класса, школы, товарищей?

     4. Успехи в учебной деятельности.     

     Какие отметки преобладают? Какие уроки больше всего интересуют ребёнка?

     Как относится к учению: добросовестно, недобросовестно; с интересом, без интереса, не желает учиться?

     Старается понять учебный материал или просто вызубривает необходимое?

     Что мешает учиться хорошо: запущенность в усвоении материала первых лет учения, неумение учиться, слабое внимание, неразвитая память, пассивность, лень и т. п.?

     Есть ли элементы творчества в учении?

     5. Познавательные интересы.

     Любит ли ребёнок конструировать?

     Если интересуется, то какими видами техники?

     Посещает ли спортивные кружки, секции?

     Занимается или нет музыкой, живописью, танцами, участвует ли в школьной художественной самодеятельности?

     Увлекается или нет каким-либо видом коллекционирования?

     Устойчивы или неустойчивы познавательные интересы?

     6. Труд и игра.

     Как проявляет себя в различных видах труда: трудолюбив, активен или пассивен, проявляет творчество, смекалку или просто является прилежным исполнителем? Какой вид труда предпочитает: общественную организаторскую работу, хозяйственно-бытовой, учебный? Любит ли что-либо мастерить? Уважает ли труд других людей? Воспитано ли желание своим трудом приносить пользу окружающим?

     Отношение к самообслуживанию.

     Какие игры предпочитает: подвижные, спокойные, настольные, творческие, дидактические, спортивные? Степень активности в игре.

     7. Положение в коллективе класса.      

     Имеет ли общественное поручение и какое? Как его выполняет? Как относится к смене поручений?

     Любят ли ребёнка в коллективе? За что?

     Имеет ли постоянных или устойчивых друзей? Какую роль выполняет в дружбе, ведущую или подчинённую, умеет ли приказывать товарищам и подчиняться им? Бывают ли с группой конфликты, на какой почве? Правильное ли у него представление о товариществе, дружбе? Является ли он (она) сам (сама) хорошим товарищем (подругой)? Откровенен ли ребёнок с товарищами или замкнут? Умеет ли уступать, если бывает неправ? Общителен ли ребёнок?

     8. Дисциплинированность. 

     Приучен или нет к выполнению режима дня в школе и дома? Нарушает или нет правила поведения? Характер нарушений: намеренное, по небрежности, по неумению уложиться во времени. Укажите наиболее типичные случаи нарушения дисциплины.

     Научился или нет вести себя дисциплинированно в классе, слушать объяснения учителя, правильно реагировать на ошибки товарищей?

     Научился или нет правильно вести себя на перемене, на улице?

     9. Навыки культурного поведения.

     Умеет или нет выполнять требования личной гигиены, корректно относиться к старшим, к одноклассникам? Умеет или нет культурно вести себя в общественных местах, выполнять точно обещанное и порученное, не опаздывать?

     Развиты или нет эстетические навыки, опрятность, аккуратность причёски, одежды, учебных и бытовых принадлежностей?

     Умеет ли отделить красивое в жизни, в быту от некрасивого?

     10. Краткая характеристика внимания, памяти, мышления, речи, чувств.

     Устойчиво или неустойчиво внимание, быстро или медленно переключается с одного на другое? Какой вид внимания преобладает?

     Какая память преобладает?

     Какой характер носят мышление и речь: умеет ли рассуждать, доказывать, критически относиться к познаваемым фактам? Какое мышление преобладает?

     Проявляет или нет любознательность?

     Каков характер речи: достаточен ли словарный запас, образность, выразительность, эмоциональность?

     Какое преобладает настроение? Каким чаще бывает: весёлым, бодрым, оживлённым, смешливым, раздражительным, безразличным, вялым, скучным, плаксивым и др.?

     11. Своеобразие ребёнка.

     Чем отличается от других детей в своём поведении, уровне интеллектуального развития?  Какие черты характера начинают проявляться или уже преобладают?   

 

   

                            Использованные источники:

       1. Л.Р., Болотина, Д.И. Латышина. Методика внеклассной воспитательной  работы в начальных классах. М.: Просвещение. 1978, с. 106-108.

      2.  Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников.  (Сборник). М.: Просвещение. 1971, с. 312 - 318.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?

Уважаемые родители, в ответ на Ваши вопросы привожу перечень умений, которыми, по возможности, должен владеть ваш ребенок при поступлении в школу....

Внедрение коррекционно-развивающих программ, ориентированных на повышение уровня и развития каждого ребенка.

В специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья обучаются дети, для которых важным моментом в обучении является коррекция и развитие ручной моторик...

Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?

Материал для родителей, заинтересованных в развитии потенциала ребенка, включает тест для определения темперамента ребенка, его описание и рекомендации....

Как общаться с ребенком, чтобы он доверял вам

Дети часто отказываются разделять с родителями свои внутренние проблемы. Почему это происходит?  Многие родители считают, что если они будут полностью принимать своего реб...

Как общаться с ребенком, чтобы он доверял вам

Дети часто отказываются разделять с родителями свои внутренние проблемы. Почему это происходит?  Многие родители считают, что если они будут полностью принимать своего реб...

Ребенок - родители два участника процесса воспитания

В статье рассмотрены краткие аспекты воспитания ребенка в семье, предложены рекомендации по облегчению этого процесса....

Интегрированный урок.Математика-окружающий мир. Правила дорожного движения знать должен каждый.

Интегрированный урок.Математика-окружающий мир. Правила дорожного движения знать должен каждый....