Ребенок - родители два участника процесса воспитания
статья на тему

Иванова Ольга Николаевна


В статье рассмотрены краткие аспекты воспитания ребенка в семье, предложены рекомендации по облегчению этого процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок - родители: два участника процесса воспитания.

    «У хороших родителей вырастают хорошие дети»... Очень часто можно услышать эти слова

в повседневной жизни.  Однако трудно объяснить, каких родителей можно назвать хорошими.

Одни думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу для правильного воспитания детей. Другие считают, что главное в воспитании - это лишь любовь и забота. Так или иначе, люди всего лишь учатся быть родителями и ошибки неизбежны.

   Эта проблема была и будет актуальной всегда, потому что дети - это наше будущее. И непрерывный процесс смены поколений будут заставлять общество обращаться к этой теме постоянно.  Важно так же помнить, что воспитание детей - это сложный и противоречивый процесс.  

   Когда мы оцениваем любую деятельность, мы обычно исходим из некого идеала, нормы. Но в воспитательной деятельности такой абсолютной нормы нет.  Потому что, во-первых, в родительском труде, как во всяком другом, возможны ошибки и неудачи, а, во-вторых, каждый ребенок индивидуален, и ему нужен особый подход, который соответствует его темпераменту, характеру и наклонностям.

   Придя в наш мир, ребёнок начинает его познавать. Его познание начинается с примера поведения людей, которые его окружают. А самое близкое окружение – это его семья. Семья для ребенка - это маленький мир, являющийся неким гарантом, защищающий его от внешних неблагоприятных воздействий и дающий чувство уверенности в своей нужности в обществе. Поэтому важно создать для ребенка этот надежный и уютный мир, в котором ребенок будет комфортно себя чувствовать.

   Сейчас многие зададутся вопросом: а как правильно создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя в нем хорошо? Не нужно забывать, что ребенок – зеркало семьи. И от того, какими будут отношения в семье, на каких чувствах будет основано воспитание в семье, будут основаны его отношения с окружающим миром. Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» писал, что: ребенок - это тонкий психолог. Ребенок очень тонко воспринимает действительность, своей проницательностью он замечает все мелочи и чувствует этот мир глубже и ярче. Важно учитывать это. И не забывать, что родительская любовь – это не только жизненно необходимая потребность маленького ребенка, но и гарантия его благополучия и счастья.  Потому что ребенок целиком зависит от родителей, он не может сопротивляться воле взрослых, а будет только замыкаться в себе и накапливать обиды и разочарования, которые во взрослой жизни могут перерасти в гнев и озлобленность.  

   Из всего вышесказанного следует: во-первых, что родители составляют первую общественную среду ребенка и играют большую роль в его жизни; во-вторых, важно любить и уважать ребенка и, в-третьих, относится к ребенку как к личности, у которой есть свои желания и мнения. Вместе с тем, родителям нужно помнить об опасности «раствориться в ребенке», потерять самоуважение, и как следствие уважение ребенка и авторитет в его глазах.

Рассматривая подробно отношения между членами семьи, можно выделить несколько основных видов ошибок во взаимоотношениях.

Например, если родители считают только свою точку зрения правильной и не дают ребенку возможность действовать самостоятельно, то они не смогут воспитать в ребенке потребность к автономности и решительности. Или, если ребенка воспитывают с возможностью располагать собою по собственному усмотрению - минимальный контроль, максимум свободы, то эта крайность в дальнейшем может привести к тому, что ребенок станет капризным и неуправляемым. Другой аспект - если воспитывать в строгости, эмоциональной отверженности своего ребенка, то ребенок, не зная любви, может вырасти с психическими отклонениями, которые могут привести к неврозам или суицидальному поведению. А если ребенка чересчур опекают и слишком много заботятся, то это может привести к тому, что во взрослой жизни этот человек будет несамостоятелен, и не будет уметь приспосабливаться к действительности. Так же можно привести множество других примеров с ошибками в воспитании. А происходят они из-за незнания родителей, как правильно воспитывать детей и непредвиденности последствий своего поведения.

   Ранее в психологической среде выдвигалось предположение, что особенности характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Считалось, что если кто-либо из родителей проявляет склонность к печали, грусти, то и у детей этих родителей будут заметны такие же качества. При более углубленном изучении этой темы все оказалось намного сложнее. Связь характера родителей и воспитанных в характере ребенка черт поведения не просматривается напрямую. Многое обуславливается типом нервной системы ребенка, зависит от условий жизни семьи.Теперь психологам понятно, что одна и та же характерная черта поведения родителя способна в зависимости от различных условий вызывать и самые разные виды реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. К примеру, резкий, несдержанный, властный родитель может вызвать в своем ребенке как схожие черты, такие как грубость, дерзость, так и прямо противоположные, а именно угнетенность, неуверенность.

   Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

   Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

   Так же важно учитывать, что дети по своей природе очень ранимы и восприимчивы. Они видят мир честным и благородным, и в ответ ждут того же. Возникает вопрос – откуда в нашем обществе берутся преступники, маньяки-убийцы и другие люди с девиантным и с делинквентным поведением?

Как утверждал австрийский психолог Зигмунд Фрейд: «все проблемы - родом из детства». Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться некий образ поведения, определенное отношение к жизни. И если вы хотите вырастить счастливого, здорового и уравновешенного ребенка, который не оставит вас в старости и будет всегда вас любить и уважать, то имейте в виду, что воспитание в семье – это очень сложный и противоречивый процесс, который изменчив, непрерывен и разнообразен и результаты родительского влияния видны далеко не сразу. Важно найти ту грань любви и строгости в воспитании, чтобы из ребенка выросла самостоятельная, независимая личность, которая находится в гармонии со своим внутренним миром. Нужно не забывать, что процесс воспитания – это «улица с двухсторонним движением», где воспитывая и развивая ребенка необходимо иметь постоянную обратную связь, которая поможет своевременно скорректировать методы и приемы воспитания. Ибо основная цель воспитания ребенка – это создание гармонично развитой личности и полезного члена общества.  И воспитание должно быть направленно исключительно на этот результат. Поэтому нужно стараться как можно больше внимания уделять своему ребенку, несмотря на усталость или работу. Ведь может быть упущен тот момент, когда нужно было что-то исправить или поменять, или просто выстроить правильные отношения с ребенком. Это важно помнить и знать. Помогут в нелегком труде воспитания советы заботливым родителям:

1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребенка поддерживают, он учится верить в себя.

5. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

6. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей

7. Если ребенок заботится о других, он учится быть благородным.

8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

9.  Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

10. Если ребенок живет в понимании, дружбе и любви, он учится находить любовь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль родителей как субъекта в процессе воспитания в начальной школе"

Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и...

Права и обязанности родителей, как участников образовательного процесса

В данном материале даны выдерки из Федерального закона РФ "Об образовании" № 273-ФЗ от 29.12.2012 в отношении прав и обязанностей родителей и обучающихся, как участников образовательного процесса....

Родители - активные участники образовательного процесса

Как сделать взаимодействие с родителми активным и интересным?...

Роль родителей в процессе воспитания

Любите ли вы своего ребёнка? Обычно все отвечают положительно. Мужчины считают, что проявляют свою любовь, обеспечивая семью, заботясь о её благосостоянии. Женщины не жалеют сил чтобы одеть детей, нак...

Интерактивные методы работы с родителями в процессе воспитания грамотного пешехода (начальная школа)

Традиционные формы работы с родителями, в которых главное место отводилось докладам и выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо ис...

Презентация на тему "Родители - непосредственные участники образовательного процесса"

Наиболее благоприятные условия дистанционного обучения школьников складываются именно тогда, когда непосредственными участниками образовательного процесса являются родители обучающихся. В организации ...