Интерактивные методы работы с родителями в процессе воспитания грамотного пешехода (начальная школа)
методическая разработка

Традиционные формы работы с родителями, в которых главное место отводилось докладам и выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение родителей в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

В работе предложены следующие формы работы: Мастер–класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, авторскими находками и всем тем, что помогает взрослым достичь наилучших результатов в вопросах формирования у детей безопасности на дорогах.Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Технология «Открытое пространство» . Деловая игра, частью которой является "Мозговой штурм". 

 

В процессе интерактивных форм взаимодействия информация должна усваиваться не в пассивном, а в активном режиме. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена информацией. Контроль знаний предполагает умение применять полученные знания на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные методы работы с родителями в процессе воспитания грамотного пешехода (начальная школа)

Шилова В.В., учитель начальных классов

МОУ лицей «МОК № 2» г. Джанкоя, РК

Традиционные формы работы с родителями, в которых главное место отводилось докладам и выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение родителей в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Повышение мастерства педагогов, пополнение теоретических и практических знаний родителей осуществляются с помощью разнообразных форм работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. 

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

  • это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых участник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
  • процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
  • каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
  • формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
  • показателем эффективности групповой деятельности служит удовлетворенность участников совместной деятельностью.

В настоящее время в процессе изучения Правил дорожного движения в начальной школе, воспитания грамотного пешехода активно используются интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей:

Мастер–класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, авторскими находками и всем тем, что помогает взрослым достичь наилучших результатов в вопросах формирования у детей безопасности на дорогах.

Например: Например, я провожу мастер – класс «Учим детей соблюдать правила дорожного движения» (совместное занятие с детьми и родителями).  На этом мероприятии педагог знакомит родителей с возрастными особенностями детей данного возраста. Все мы знаем, что маленькие дети в связи со своими физиологическими особенностями не в состоянии долгое время контролировать свое поведение, поэтому эта задача целиком и полностью лежит на взрослом.

- Педагог предлагает детям и родителям различные игры по формированию ПДД: подвижная игра «Красный, желтый, зеленый», когда родители и дети двигаются в соответствии с сигналом светофора;

- игра «Узнай по описанию», в игре участвуют родитель и ребенок. Один описывает знак – другой угадывает его и наоборот.

На мастер – классе может быть использована творческая работа, когда родителям предлагается самостоятельно придумать и нарисовать знак по ПДД, который может быть очень актуален в современном обществе – это могут быть знаки с мобильными телефонами, наушниками, скейтбортами, велосипедами.

Еще одной интерактивной формой работы с родитеями могут быть интерактивные игры (например «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «КВН»).  Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи. Данные игры способствуют педагогическому просвещению родителей. Игру «Счастливый случай» по безопасности в природе мы проводили в нашем детском саду в рамках базового заседания.  

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле образования и воспитания ребёнка. В данном случае это безопасность детей на дорогах. Акции могут быть как общешкольными, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование целой системы педагогического взаимодействия школы (организации дополнительного образования) и семьи в интересах развития ребенка.

Например, акция «Осторожно - дети». Она может включать в себя:

  • с детьми – развлечения и досуги с участием родителей, инспектора ГИБДД («Знатоки ПДД»), экскурсии, беседы, игры, изготовление листовок для водителей руками детей и родителей, информационных плакатов, которые дети изготавливают совместно с родителями.
  • с родителями – представление информационно – педагогического материала, консультации, как групповые, так и индивидуальные, семинары – практикумы, вечера вопросов и ответов, беседы за круглым столом.

Технология «Открытое пространство» - очень простой, но мощный способ проведения собраний. Данную технологию лучше всего использовать в начале учебного года, так как некоторые предложения родителей затем можно внести в годовой план. Оно начинается следующим образом. Ведущий объясняет, что любой человек может заявить тему для работы на дискуссионных площадках. Желающим предлагается подойти к центру круга, написать свою тему на листе бумаги, записать свое имя. Это означает, что он берет ответственность за то, чтобы состоялось обсуждение темы. И так делает каждый желающий, который хочет обсудить актуальную для себя тему.  На этом этапе Доска, на которую вывешиваются предложенные темы и автор, превращается в так называемую «Сельскую рыночную площадь», которая открывается для того, чтобы участники определились в том, в чем они хотят принимать участие. После этого они приступают к работе в самоорганизующихся группах. Участники обсуждают тему, вырабатывают план действий. Участники, подобно шмелям, могут «перелетать» из одной группы в другую. После окончания работы отчеты вывешиваются на доске под рубрикой «Горячие новости», чтобы все могли ознакомиться с результатами обсуждений в ходе мероприятия. На заключительном этапе работы группа собирается в круг, чтобы поделиться размышлениями, тому, чему научились, или просто высказать свое мнение.  Пожалуй, самое важное в технологии открытого пространства, что она работает по одному Закону - «Закону двух ног»:  «Если вы оказались в месте, где не можете сделать существенный вклад в работу или чему-нибудь научиться, используйте свои две ноги и перейдите туда, где вы сможете это делать». 

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившихся ситуаций.

Мы понимаем, что трудно привлечь родителей к активности, поэтому можно заранее выбрать родителей, которые будут организаторами площадок и темы их интересующие.

Например: трое родителей задают темы:

  • организация экскурсии к пешеходному переходу;
  • семейный опыт обучения детей ПДД;
  • «Вечер ПДД».

Все остальные родители выбирают для себя более актуальную тему из предложенных и делятся на площадки (столы заранее расставлены в зале).

Работая на площадке «Семейный опыт обучения детей ПДД», каждый родитель рассказывает о том, как в их семье осуществляется данная работа. Высказываются все члены площадки. Обсуждают все аспекты за и против таких методов. Кто – то учит ПДД только на улице, в процессе наблюдений. Кто – то обращает внимание на соблюдение ПДД только на основе личного опыта (посмотри, как нужно переходить улицу, посмотри, какой сигнал светофора загорелся и т.д.). Некоторые родители, данную работу проводят с использованием компьютерных игр для детей. Некоторые специально приобретают детские книги по ПДД. В процессе обсуждения организатор группы записывает самые актуальные методы работы с детьми и в заключительной части представит результат работы своей площадки.

Члены площадки «Вечер ПДД» обсуждают план организации вечера. Какие мероприятия можно провести с детьми. Родители обдумывают, как могут поучаствовать в данном мероприятии: провести беседу (например рассказать, как ведут себя пешеходы, переходя улицу. Что можно, а чего нельзя при этом делать). Кто – то и родителей может предложить провести игры по ПДД.

Если кому – то из родителей стало ясно, что в данном мероприятие ему не интересно или он не сможет поучаствовать, то спокойно переходит на другую площадку (например: «Организация экскурсии к пешеходному переходу»). Здесь он может организовать беседу с детьми или оказать помощь в организации поездки (заняться вопросами связанными с транспортом – автобусом для детей).

В конце всей работы участники каждой площадки рассказывают кратко о результатах своей работы. Данная технология помогает привлечь всех родителей в организации и участии в воспитательно – образовательном процессе. Поможет достичь оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей.

Часто использую в работе интерактивную форму -  «Деловая игра».

Частью «Деловой игры» является «Мозговой штурм». Ее цель уточнить и закрепить знания педагогов по вопросам обучения дошкольников ПДД. Интерактивные формы работы предполагают взаимодействие родителей между собой. Поэтому предлагаем каждому педагогу подготовить в течении 1 минуты и записать на листочке вопрос по ПДД к определенному педагогу из другой команды по ПДД. (Контроль за правильностью ответов можно возложить на приглашенного сотрудника из Государственной инспекции дорожного движения).

Примерные вопросы для игры:

-  Как правильно ходить по тротуару? (Нужно придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам).

- Как правильно идти по улице, если нет тротуара? (Идти по обочине, по левой стороне навстречу движущимся автомобилям).

- Сколько взрослых должно сопровождать детей во время целевых прогулок? (Не менее 2 взрослых, заранее прошедших соответствующий инструктаж).

- Как построить детей перед началом движения по улице? (Дети строятся в колонну по двое и берутся за руки, желательно, чтобы у них в руках не было никаких лишних предметов. Сопровождающие должны иметь при себе красные флажки).

- Как правильно переходить проезжую часть с группой детей? (Сопровождающий выходит на проезжую часть с поднятым флажком, чтобы привлечь водителей. Убедившись, что все автомобили остановились, начинает переводить через дорогу детей).

Педагоги записывают вопрос и передают его для ответа одному из педагогов.

В процессе интерактивных форм взаимодействия информация должна усваиваться не в пассивном, а в активном режиме. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена информацией. Контроль знаний предполагает умение применять полученные знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

Памятка для родителей детей по воспитанию грамотного пешехода

При переходе проезжей части ребенок старшего дошкольного возраста должен усвоить:- Переходить дорогу только по пешеходному переходу.- Идти только на зеленый сигнал светофора для пешеходов.- Спокойно п...

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье идет речь о том, что одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи. Основными приемами обучения русскому произношению на первоначальном этапе обучения ...

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Любови Валерьевны

Приемы и методы работы над чтением на уроках английского языка в начальной школеучителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.ТомскаВойцеховской Любови Валерьевны...

Работа с родителями при введении курса ОРКСЭ в начальной школе.

Корректное введение предмета ОРКСЭ в систему начального образования младших школьников. Описание методов работы с родителями с целью заинтересовать изучаемым материалом, увлечь, повести за собой. Пред...

Работа с родителями при введении курса ОРКСЭ в начальной школе.

Корректное введение учебного материала в программу начальной школы. Знакомство с предметом "Основы религиозной культуры и светской этики. Описание методов работы с родителями и учениками....