Социальные принципы здорового образа жизни
классный час (4 класс) по теме

Меньшова Ольга Владимировна96

Классный час 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Разработка классного часа

Тема: «Социальные принципы здорового образа жизни»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о здоровом образе жизни.

Какие ощущения возникают у вас, когда вы слышите слова «Здоровый образ жизни?»

Ответы детей:

- спортивный зал, ребята играют в баскетбол, волейбол;

      - сосновый лес, пропитанный запахом хвои, палатка на берегу озера;                                           - солнечный зимний день, искрящийся чистый снег, а я с друзьями качусь с горы на лыжах…

Учитель: Спасибо. Вы правы. Здоровый образ жизни у человека – это  приятные ощущения, чувство радости при занятиях физическими упражнениями,  красота поступков человека, красота человеческого тела и окружающего мира.

А теперь, ребята, предлагаю вам ответить на вопросы анкеты и оценить, насколько ваш образ жизни является здоровым.

Анкета «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша)

(во время написания анкеты можно включить легкую непринужденную музыку).

                          Инструкция: отметить вариант ответа знаком «+».

1.Как ты оцениваешь состояние своего здоровья?

     а) хорошее

     б) так себе

     в) плохое

     г) затрудняюсь ответить

2.Занимаешься ли ты физкультурой или спортом?

     а) да

     б) нет

3. Долго ли ты гуляешь днём на свежем воздухе?

     а) больше двух часов

     б) около часа

     в) совсем не выхожу на улицу

4.Что ты делаешь утром?

     а) зарядку

     б) обливание

     в) плотно завтракаю

     г) курю по дороге в школу

5.Обедаешь ли ты в школьной столовой?

     а) всегда

     б) иногда

     в) нет

6.Вкакое время ты ложишься спать?

     а) до 21 часа

     б) между 21 и 22 часами

     в) после 22 часов

7.Пробовал ли ты алкоголь, наркотики или никотин?

     а) никогда

     б) иногда

     в) часто

8.Как чаще всего ты проводишь своё свободное время?

     а) занимаюсь в спортивной секции, кружке

     б) провожу время с друзьями

     в) читаю книги

     г) помогаю родителям по дому

     д) смотрю ТВ

     е) играю в компьютерные игры

     ж) что-то другое.

Обработка результатов: ответы оцениваются по 10-бальной шкале.

  1. а-10, б-5, в-0, г-0
  2. а-10, б-0
  3. а-10,б-5, в-0
  4. а-10, б-10, в-0, г-0
  5. а-10, б-5,в-0
  6. а-10, б-5, в-0
  7. а-10, б-5, в-0
  8. а-10, б-5, в-5, г-5, д-0, е-0, ж-0

Подсчитать общее количество баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (115-80 баллов) - осознанное отношение школьников к собственному здоровью, ведение здорового образа жизни (комментарии учителя: твоё отношение к собственному здоровью следует оценить как отличное)

Средний уровень (75-50 баллов) – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления и ведения здорового образа жизни (комментарии учителя: ты ведёшь себя хорошо, но можешь и лучше, многое следовало бы изменить).

Низкий уровень (45 баллов и меньше) – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней (комментарий учителя: ты очень пренебрежительно относишься к своему здоровью, при правильном образе жизни ты мог бы получить от каждого прожитого дня больше удовольствия, ты заслуживаешь лучшего к себе отношения.

Учитель: В этой анкете, если вы обратили внимания, есть биологические основы здорового образа жизни.

 Давайте их назовем:

- правильное питание;

- необходимая для организма физическая нагрузка;

- отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков).

Учитель: Какие еще условия здорового образа жизни вы могли бы добавить?

- соблюдение личной гигиены;

- закаливание организма;

- посещение врачей – стоматолога, терапевта, окулиста 1-2 раза в год,

- вовремя делать профилактические прививки;

- безопасное поведение на улице, в быту;

- правильное экологическое поведение.

Учитель обращает внимание класса, что эти составляющие здоровый образ жизни для каждого человека индивидуальны: что подходит для одного, может не быть таковым для другого. Каждый человек должен знать физиологические особенности своего организма, чтобы правильно строить рацион питания, давать себе физическую нагрузку, выбирать режим жизнедеятельности.

 Физкультминутка: дает представление о том, что смена вида деятельности в момент усталости позволяет продолжить активную деятельность.

Учитель предлагает после физкультминутки продолжить фразу: «Теперь я чувствую…»

Варианты ответов:

- готовность к работе;

- ушла усталость;

- улучшилось настроение.

Учитель переходит к изложению других принципов организации здорового образа жизни, так называемых социальных принципов.

 Учитель: Велик и разумен человек. Он живет в обществе и для его образа жизни недостаточно осуществления биологических принципов, нужны социальные.

А как вы понимаете слово социальные? Давайте обратимся к словарю Ожегова (ребята читают определение).

Ребята, скажите, а какими могут быть социальные принципы?

Ответы детей:

- уважение окружающих;

- умение красиво одеваться, общаться;

- доводить дело до конца, выполнять обещания;

- не позволять себе совершать недостойные поступки.

Учитель: Другими словами, ребята, мы можем выделить несколько социальных принципов:

1.Эстетика

2.Нравственность

3.Волевое начало

4.Самоограничение.

Учитель: Давайте подробно рассмотрим каждый из этих социальных критериев:

1. Эстетика здорового образа жизни. Это слово пришло к нам из греческого языка, означает «чувствующий, чувствительный». Итак, эстетика – наука о прекрасном.

Что такое красота?

И почему еѐ обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Так сказал поэт Николай Заболоцкий.

Учитель: Понятие красоты ощутимо в изобразительном искусстве, в поэзии, в литературе, театре, музыке и, конечно, в поступках человека, в образе жизни людей. Красота и здоровый образ жизни взаимосвязаны. Здоровый образ жизни воспитывает гармонически развитую личность, позволяет человеку быть внешне и внутренне красивым.

Как сказал Чехов: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли».

 Значит, здоровый образ жизни – это часть культуры человека. В этом и заключается эстетика здорового образа жизни.

Учитель: Переходим к следующему принципу.

2. Нравственность

Давайте ещѐ раз обратимся к словарю Ожегова (ребята читают определение).

А теперь прошу прочесть высказывание Владимира Сухомлинского:

«Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости годы детства»

Другие зачитывают слова Р.Эмерсона:

«Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а нравственный облик человека, воспитанного страной».

Учитель: Прошу вас прокомментировать эти высказывания.

Учитель предлагает разыграть ролевую ситуацию в автобусе, когда необходимо передать за проезд (разыгрываем сценку).

Ученики делают вывод, что приятно получать благодарность, общаться с воспитанными людьми.

Учитель: Как вы думаете, что ещё может влиять на действия человека в обществе?

Ответы учеников.

Учитель: Вторым способом регулирования действий человека в обществе является право. Давайте обратимся к словарю (зачитывают определение).

Учитель: Как вы понимаете данное толкование?

Ответы учеников:

- высоконравственное отношение к людям, к обществу.

Вывод учителя: В жизни необходимо следовать общепринятым правилам и нормам поведения и тогда они сделают среду общения и обитания более здоровыми. Значит, здоровый образ жизни не причиняет неудобств людям, не наносит вред, не ущемляет их права. В этом и заключается нравственность здорового образа жизни.

3.Волевое начало – это третий принцип здорового образа жизни.

Учитель: Что значит иметь волю?

Ответы учеников:

- иметь волю – это значит заставлять себя делать то, что не хочется (утреннюю зарядку, обливание холодной водой, прогулки перед сном, чистка зубов и т.д.)

- и не делать того, что хочется (закурить, съесть лишний кусок торта и т.д.).

То есть проявить волю. Это и есть волевой принцип здорового образа жизни.

 4.Самоограничение (похож на волевой).

Учитель просит прочесть высказывание А.Шопенгауэра:

«Достаточный запас смирения имеет первостепенное значение при подготовке к жизненному путешествию. Соблюдение умеренности во всем – золотое правило здоровья».

Учитель выслушивает рассуждения детей по этому поводу.

Заключение. Рефлексия.

1. Итак, с какими принципами здорового образа жизни мы познакомились сегодня на занятии?

2. Вам было комфортно?

3. Прошу каждого из вас написать свое определение: «Что такое здоровый образ жизни в твоём понимании?»

Примерные записи (можно прочитать некоторые высказывания):

- это отказ от вредных привычек;

- это рациональное питание;

- это поведение человека, которое направлено на укрепление своего здоровья;

- это условия для создания крепкой семьи;

-это реализация своих способностей.

Учитель: Скажите, что же является основным условием здорового образа жизни? Когда это становится возможным?

Ответ учеников: когда человек сам осознает, что быть здоровым ему просто необходимо. Это зависит от самого человека.

 Учитель: Заканчивая наше занятие, я хочу прочесть вам стихотворные строки:

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след.

И решить все трудные задачи,

Человек рождается на свет…

Для чего? Ищите свой ответ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический проект Дом № 17 «Здоровый образ жизни» для учащихся 2 класса

Ведущая идея:Приобщение детей к здоровому образу жизни и вовлечение в процесс становления здоровой личности. Назначение: Проект предназначен для работы с детьми школьного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.Великие философы – мыслители утвержд...

Социальный проект "Мы выбираем здоровый образ жизни"

Проект «Мы выбираем здоровый образ жизни» разработан в условиях реализации национально -  образовательной инициативы «Наша новая школа» и раскрывает содержание в приоритетном направлении – здоров...

Презентация социального проекта "Мы выбираем здоровый образ жизни"

Данная презентация представляет содержание социального проекта "Мы выбираем здоровый образ жизни"....

Социальный проект "Здоровый образ жизни"

Малоподвижный образ становится нормой, как для детей, так и для взрослых. В достаточной мере этому помогают и компьютеры. Сегодняшний компьютерный день среднестатистического ребенка – это 2...

Социальный проект «Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни»

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего ...