"Традиции Руси - осень"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Габова Ирина Александровна

Данное занятие относится к занятиям кружка по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_rusi.docx22.65 КБ
Файл traditsii_1.docx124.83 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции Руси (осень)

  1. Орг.момент.

Приготовились к занятию. На уголке пенал, цветные карандаши или фломастеры, страничка для книжечки.

- Обещаете мне работать в полную силу?

  1. Объявление темы.

Ребята, тема занятия вся рассыпалась на части. Соберём слоги, узнаем, какая тема занятия будет.

Тра

ди

ци

и

Ру

си

- Что получилось? («Традиции Руси»)

- Какое из этих слов вас смущает, какое значение из этих плохо знаете или не уверены в своём ответе, о чём не говорили еще на занятиях кружка?

3. Актуализация.

- А Русь вам известно?

- Что такое Русь? (так раньше называлось наше государство)

Да, об этом мы говорили на прошлом занятии. Мы говорили о нашем государстве в древности, в давние времена и о нашем современном государстве.

Вспомним, т.к. нам необходимо это знать:

  • Что узнали про название (Русь-Руссия-Россия-Российская Федерация)
  • Что узнали про житьё в древности? (дома, семьи, профессии)
  • Приведите примеры как на Руси было и как это стало в современном мире?

Но мы сравнивали и говорили о тех благах, которые дошли до нас с древности для удобства жизни. Но, помимо этого есть еще и другие, духовные блага или по другому – ТРАДИЦИИ.

4.Знакомство с новой темой.

Тради́ция (обычай)  - множество  обрядовпривычек, порядков, передаваемых из поколения в поколение, то есть уклад жизни.

Как жили, как воспитывали, к чему приучали. Посмотрим за наблюдениями наших предков на Руси.

- Как вы думаете, мы можем на 1 занятии всё это узнать? (это очень много, ведь опыт поколений большой, занятий немного и цели у нас нет узнать ВСЕ традиции и обычаи). Поэтому мы будем изучать по частям. По 1 в четверти.

Угадайте слово, оно подскажет с какими традициями Руси будем знакомиться сегодня.

Посчитайте буквы по порядку – узнаете слово

16

19

6

15

30

О

С

Е

Н

Ь

Итак, сегодня остановимся на  осенних приметах, традициях и обычаях.

В прошлом году мы тоже брали раздел времён года.(портфолио). Изучали, стихи, наблюдали за природой в разные времена года. В этом году уже будем изучать глубже.

- Что мы можем узнать про осень от наших предков? (приметы, обычаи, традиции)

- Зачем нам это надо знать? (мы, наследники тех времён, мы тоже принимаем и передаём из поколения в поколение, уважение к прошлому, приметы актуальны и сейчас, передают мудрость народа, развивает любознательность)

- Какая цель будет? (Изучить, что к нам дошло от наших предков на осеннюю тему).

5. ФИЗМИНУТКА про осень

- Где мы можем взять информацию о необходимом нам объекте – осени и осенних традициях?:

  • Книги
  • Наблюдения
  • Журналы и газеты
  • ТВ, интернет
  • В школе
  • В библиотеке
  • В мероприятиях

Это всё развивает нашу любознательность, даёт нам новые знания, чтобы быть умнее и делать мир лучше.

Сегодня информацию я вам принесла из своих занятий, когда еще не было компьютеров. Сегодня вы моей работой воспользуетесь.

Работать мы будем по группам. Для того чтобы разделиться на группы, необходимо найти на своей страничке листок. Необходимо его раскрасить. Но листики у всех разные.

-У кого какой листик? (кленовый, берёзовый, рябины, дубовый)

Раскрасьте свой листик в соответствии с цветами, какие принимают листья во время осени.

ОБРАЗЦЫ

Сейчас вы разделитесь на 4 группы. Кленовые листочки, берёзовые, дубовые и рябины.

Я вам раздам листочки-помощники. И вы должны будете  поработать в группе по плану.

ПЛАН:

  1. Название месяца.
  2. Название месяца в народе с пояснением.
  3. Пословицы с пояснением.
  4. Иллюстрация вашего месяца.

ПЛАН:

  1. Название времени года.
  2. Месяца этого времени года.
  3. Пословицы с пояснением.
  4. Труд людей в данное время года.

Дети рассказывают.

- О чём у знали? Об осенних приметах.

- Кто их составлял? (народ)

Люди долгое время наблюдали, отмечали себе, записывали, фиксировали данные. Наблюдали много лет подряд и передали эти данные нам.

- А зачем нам надо это знать? (использовать в жизни, на даче, в наблюдениях за природой).

Люди много лет  наблюдали за природой, за погодой. Ведь основным их занятие было земледелие, они сеяли, пахали, собирали урожай. Как поработают весну-лето, такой урожай и соберут, то и будут кушать зимой. Наблюдали, когда собирать тот или иной овощ с грядки, как хранить, чтоб сохранился богатый урожай. И почти каждый день назывался по-своему. Я сейчас вам приведу примеры, а вы подумайте, почему эти дни так называли.

5 сентября – брусничник.

8 сентября – овсяница (косили овёс)

11 сентября – полетовщик (птицы готовятся к полёту в тёплые края)

17 сентября – луков день.

23 сентября – рябинник.

28 сентября – гусятник.

1 октября – журавлиный лёт

2 октября – заступник пчёл.

27 октября – грязина.

24 октября – студило.

КРОССВОРД

Это что связано с урожаем. Но так же были осенью и праздники. Один из них – самый великий осенний праздник -  ПОКРОВ. В прошлом году для вас был приготовлен и показан праздник Покров. Вот плакат с этого праздника. Давайте вспомним,  что это за праздник и что в тот день происходило.

Итог.

Цель была изучить, что к нам дошло от наших предков на осеннюю тему.

- Что узнали от наших предков об осени?

- Где эти знания могут нам пригодиться?

- Что расскажете родителям о нашем занятии?

Тест.

Предлагаю вам небольшой тест, «Проверь себя». Вы ставите правильный вариант ответа в клеточку рядом с вопросом. Вопросы буду зачитывать я, варианты показывать вам, чтоб вы не запутались.

  1. Какое название имела Российская Федерация в давние времена. Русь, Россия, Белоруссия
  2. Как одним словом назвать множество  обрядовпривычек, порядков, передаваемых из поколения в поколение, то есть уклад жизни? Праздник, жизнь, традиция
  3. О каком времени года сегодня говорили? Зима, осень, лето
  4. Какой месяц лишний? Ноябрь, январь, сентябрь
  5. Какой месяц имел второе название «листопад»? сентябрь, октябрь, ноябрь
  6. Какой месяц имел второе название листогной? сентябрь, октябрь, ноябрь
  7. Кто автор примет? Пушкин, народ, автор
  8. Почему день назвали полетовщик? Улетают пчёлы, облетают листья, улетают птицы
  9. Какой главный осенний праздник? Покров, осенины, урожайник
  10.  Отгадайте загадку: как песчинка мал, а землю покрывает, сам из воды, а с воздуха слетает? Лист, капля воды снег

Проверка. Отметить на прямой



Предварительный просмотр:

16

19http://deti-online.com/images/raskraski/raskraski-dlya-malyshey--derevya--17.jpg

6

15

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

19http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/listya_1.jpg

6

15

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

Классный час "О традиции чаепития на Руси"

воспитание культуры чаепития...

Традиции празднования Рождества на Руси.

Познавательная игра в форме Поле Чудес для учащихся 4 класса....

Устный журнал "Православные традиции на Руси. Светлый праздник Пасхи"

Данное занятие  знакомит детей с обычаями православной церкви – празднованием Светлой Пасхи; прививает интерес к традициям наших предков; способствует воспитанию сострадания, терпения, прощ...

Урок-проект "Христианские праздники и традиции их празднования на Руси"

Курс ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Урок-проект является завершающим звеном проектной работы, где учащиеся  через поиск информации, литературных  произведений,...

Презентация "Христианские праздники и традиции их празднования на Руси"

Презентация к уроку-проекту "Христианские праздники и традиции их празднования на Руси"...

Новогодние традиции Древней Руси 1 класс

Материал для проведения дистанционного внеклассного мероприятия на зимних каникулах...


 

Комментарии

Спасибо, Ирина Александровна, за хорошую разработку внеурочного занятия. Очень много познавательного материала. Обязательно проведу такое занятие со своими учениками.