Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности ученика
статья по теме

Задачина Елена Александровна

Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?

Коллектив – это определённая группа людей, объединённая общими интересами. Полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив. И в перевоспитании личности важную роль играет коллектив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zadachinoy_e.a.mkou_sosh_no_5.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности ученика    

                                                                 Елена Александровна Задачина

                                                                 учитель начальных классов

                                                                 МКОУ СОШ № 5 городского округа                            

                                                                 город Фролово Волгоградской  области                               

Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?

Коллектив – это определённая группа людей, объединённая общими интересами. Полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив. И в перевоспитании личности важную роль играет коллектив.

Выявление коллективных навыков начинается ещё до поступления ребёнка в школу. Когда учитель посещает детский сад, обязательно беседует с воспитателем, а затем анкетирует родителей. Организация детского коллектива в 1 классе начинается со сплочения родительского коллектива, потому что родители оказывают огромное влияние на детей в этом возрасте. Ещё до начала обучения учитель несколько раз встречается с родителями, так они знакомятся, лучше узнают друг друга. Наибольшее количество мероприятий в 1 классе стараемся проводить вместе с родителями. На линейке 1 сентября первоклашки видят в какой огромный школьный коллектив они вливаются. И, наверное, каждый гордится тем, что станет членом этой семьи. И помочь ему в этом должен в первую очередь учитель.

Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лжи, смелости и трусости. Очень важно планировать общие интересные дела, походы, посещение музеев, детских спектаклей, соревнований. В 1-2 классах целесообразно использовать активные и групповые формы работы: игры, конкурсы и др. Коллективное сотворчество позволяет детям присушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывать умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать своё понимание. Ежедневно мы напоминаем о том, что дружеские отношения могут быть не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками, потому что мы одна семья.

Одним из способов выявления коллективных навыков является беседа с детьми. Она может стать важным аргументом в изучении особенностей ребёнка, если педагог умеет правильно формулировать вопрос, точно воспринимать информацию.   Можно задать следующие вопросы: «Есть ли у вас друзья в классе? Почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то пока ещё нет друга, и от чего это зависит?»

Другой способ – анкетирование, содержащее вопросы о том, насколько комфортно ребёнок чувствует себя в классе, степень его значимости. В зависимости от ответов ребёнка учитель корректирует свою работу в классе по сплочению детей. Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу. Если назревает конфликтная ситуация, используем метод наблюдения. Также выявить коллективные навыки можно с помощью различных диагностик. В 1 классе д\м «Урок физкультуры» позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включённости в жизнь класса. Д\м «Солнце, тучка, дождик» - определить самочувствие дома и в классе. Д\м «Подарки» очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во 2 классе д\м «Пьедестал» позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в классе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Д\м «Дом, в котором я живу» помогает изучить привязанность детей друг к другу, к своим товарищам. Как уже было сказано в1 классе на многие мероприятия приглашаем родителей. А во втором классе ряд праздников проводили в параллели. Наиболее интересным в этом учебном году получилась конкурсная программа «Что за прелесть эти сказки!» Ведь важно, чтобы ребята увидели,  какие взаимоотношения в другом классе.

Планируя воспитательную работу, мы подбираем мероприятия таким образом, чтобы воспитывать у детей доброту, сострадание, взаимопомощь, сочувствие, а также формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений.

Выявление коллективных навыков происходит и на уроке.

В 1 и 2 классах – это работа в парах, здесь хорошо видно умеют ли дети сотрудничать друг с другом, прислушиваться к мнению другого. Да и просто, когда ученик отвечает у доски, как дети в классе реагируют на правильный или неправильный ответ.

У всех ли есть коллективные навыки? Анализируя свою работу, мы можем сделать вывод, что не все дети осваивают коллективные навыки общения в полной мере. Дети знают, как себя вести, знают правила общения, но в силу различных причин: таких как индивидуальные особенности характера, воспитание в семье и др. не выполняют эти правила.

Можно ли сформировать коллективные навыки? Конечно же,  можно. При правильной организации работы и тесной взаимосвязью с семьёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика в контексте стандарта второго поколения

В данной разработке очень хорошо просматривается влияние классного руководителя на развитие личности учащихся....

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика .

Выступление на педагогическом совете школы, по проблеме роль классного руководителя в становлении классного коллектива....

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

            Помочь ребенку раскрыть и совершенствовать себя, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Он поощряет дружбу ...

Доклад «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику при...