Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.
статья по теме

Мерцалова Ольга Дмитриевна

              Помочь ребенку раскрыть и совершенствовать себя, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности, подсказывает, направляет в нужное русло.  С помощью классного руководителя каждый воспитанник должен найти свое место в классном коллективе, а после уже в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_klassnogo_rukovoditelya.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мерцалова О.Д.

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

"Формирование личности ученика - это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка" 

                                                                                                                   В.А Сухомлинский

       Если мысленно представить данный цветок, то, безусловно, чтобы он благоухал, необходим проводник питательных веществ от корня - стебель. Именно  таким проводником в жизни школьника является классный руководитель, который играет главную роль  в формировании детского коллектива и в организации его воздействия на личность учащихся. 

         В нашем  образовательном учреждении реализуется программа воспитания и социализации школьников  «ДОМ», которая направлена на  становление и развитие   социально активной личности каждого ребёнка .        В рамках данной  программы проводятся  различные мероприятия, классные часы, профилактические беседы, способствующие  формированию у детей норм нравственного поведения, развитие их личностных качеств, обогащение школьников  нравственными представлениями и понятиями.

         Неотъемлемой частью в практике  каждого классного руководителя является работа по реализации 15 целевых комплексных программ воспитания подрастающего поколения.

         Каждым классным руководителем спланирована совместная работа с социальным педагогом и педагогом- психологом школы по формированию классных коллективов и развитию личности каждого обучающегося.

         В.А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе ребёнка оставляет чуткость и заботливость, проявленная классным руководителем. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость,  помощь  , поддержку».

       Безусловно, без диагностирования уровня развития классного коллектива невозможно правильно организовать работу в данном направлении. С целью повышения профессиональной компетенции классных руководителей на заседании  МО классных руководителей были рассмотрены следующие вопросы: «Формирование  личности  школьников через различные формы воспитательной работы», «Диагностические методики изучения классного коллектива»,« Формирование и развитие органов  самоуправления в классном коллективе».

              Помочь ребенку раскрыть и совершенствовать себя, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности, подсказывает, направляет в нужное русло.  С помощью классного руководителя каждый воспитанник должен найти свое место в классном коллективе, а после уже в обществе.

         Наиболее эффективным средством сплочения коллектива школьников в нашем образовательном учреждении  в рамках программы  «ДОМ» является коллективная творческая деятельность. Классные коллективы принимают активное участие в общешкольных мероприятиях - концертах, спортивных соревнованиях, конкурсах. Именно через КТД происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, активного отношения к другим людям, к окружающему миру. Итоговые мероприятия тематических периодов каждой  четверти - результат совместной исследовательской и поисковой деятельности школьников, где каждый  ребёнок может раскрыть себя как личность. 

        Коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения. Значительное влияние на развитие личности школьника оказывают его взаимоотношения со сверстниками, что отражается в статусном положении ребенка в классном коллективе .От  этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытия потенциала личности каждого ребёнка, а различные отношения создают различные группы, иногда и асоциальные.

         Через организацию  целенаправленной индивидуальной работы классные руководители нашей школы поддерживают, стимулируют и незаметно корректируют все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Во всех классных коллективах есть стабильный актив, при этом классные руководители создают условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.

       Классные руководители начальных классов являются архитекторами классных коллективов, в которых каждому ребёнку комфортно. Они стимулируют личностное развитие младших школьников в процессе учебных занятий и внеурочной работы. Диагностические беседы,  проектная деятельность, ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся, посещение семей  и дальнейшая коррекционная работа повышают рейтинг каждого ребёнка в классном коллективе.

      В заключении хочется отметить, что в дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, позволяет ребенку не только проявлять, развивать положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности, но и  совершенствоваться как личность.

Так пусть же воспитания цветок

Благоухает нежным ароматом,

      Ребёнок в нём - отдельный лепесток

                   Пусть станет личностью с душой богатой!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика в контексте стандарта второго поколения

В данной разработке очень хорошо просматривается влияние классного руководителя на развитие личности учащихся....

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика .

Выступление на педагогическом совете школы, по проблеме роль классного руководителя в становлении классного коллектива....

Доклад «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику при...

Выступление на педсовете: «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера? Как мотивировать личность к лидерству? А лидер – это всегда Личность?          ...