Выступление на педсовете: «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»
методическая разработка на тему

Ильясова Антонида Идылбаевна

Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера? Как мотивировать личность к лидерству? А лидер – это всегда Личность?                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера? Как мотивировать личность к лидерству? А лидер – это всегда Личность?                

Учитель начальных классов Ильясова А.И.

Давайте  сначала  выясним, кто какой лидер. Вот как это слово толкуется в словаре С.И.Ожегова:  «Лидер – человек пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе»

« Чаще всего лидером становиться тот,

у кого есть какие – либо особенности,

ценимые членами группы, и кто располагает

личностными чертами, нужными группе

именно в данный момент времени»

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели образовательные учреждения (ОУ) к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон воспитания. Стратегической задачей модернизации российской школы стало: «выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-политических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе».

Сегодня условия рыночной экономики диктуют потребность в воспитании управленца, высокоидейной и нравственной личности, ответственной за свои действия, личности, которая может самостоятельно организовывать свою деятельность.

Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию.

Коллектив 4 «А» класса состоит из 23 человек. Они проявляют инициативу, активно участвуют в классных и школьных мероприятиях, учатся самостоятельно принимать решения. Опыт работы показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявить и растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности.

Возникает вопрос: кто является ЛИДЕРОМ, какими качествами обладает ЛИДЕР?

В своем классе я провожу простой тест на выявление лидера в классе.

Инструкция: изобразите 10 геометрических фигур на листе бумаги.

     Лидером будет считаться тот ребёнок, у которого будет больше четырехугольников (устойчивая фигура)

Как видно на графике, лидерами  в классе  являются 8 человек,  как правило,  это учащиеся с хорошей успеваемостью, т. е. ударники.

Лидерство следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные), личностные (деловые), обеспечивающие лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию.  

Являются ли лидерские  качества врожденными или приобретенными? Имеют место обе природы качеств. С одной стороны, лидер изначально наделен определенными чертами, которые перешли к нему генетически. С другой стороны, выполнение функций лидера способствует формированию у ребенка определенных качеств. Предполагается, что лидерские качества можно сформировать и развить. Кроме того, нужно учитывать психологическую мотивацию и возрастные особенности личности.

Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Многие малыши, получив поручение, быстро теряют к нему интерес. Подобные проявления тормозят развитие самостоятельности у детей. Дети этого возраста имеют огромный заряд активности, жажду деятельности. Они открыты для общения.

Включение младшего школьника в работу органов самоуправления имеет цель помочь самореализоваться личности в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Лидеры в классном коллективе

В классном ученическом коллективе встречаются лидеры, роли которых различны.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед классом, в реализации трудовой, учебной деятельности. Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в классе. Ученики, успешно действующие в обеих сферах классной жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров класса.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения большего количества одноклассников, чем эмоциональные лидеры. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих одноклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры часто не испытывают потребности в управлении классом и поэтому не нуждаются в знании межличностных отношений.

Отрицательные взаимоотношения между учениками точнее характеризуют деловые лидеры.

Для развития классного коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от деятельности, что обеспечивает каждому ребенку возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации. (Смена поручений в классе.)

Межличностные отношения в классе.

Для формирования личности учащегося, для управления развитием коллектива учителю необходимо знать систему деловых и межличностных отношений в классе.

Межличностные отношения в классном коллективе – один из важнейших факторов состояния благополучия класса. Знания межличностных отношений необходимы для того, чтобы правильно организовать воспитательную работу в классе, выработать правильный педагогический подход к детям, правильно выбрать актив класса, распределить детей по группам; воспитывать у детей доброжелательные  отношения  друг к другу, дружбу. Не зная межличностных отношений между детьми в классе, учитель не сможет даже правильно рассадить детей по партам.

Положение ученика в классе может быть благоприятным, тогда он чувствует себя принятым в группу, чувствует симпатию со стороны товарищей и сам им симпатизирует. Такую психологическую ситуацию ученик переживает как чувство единства с группой. При неблагоприятном положении возникает состояние психологической изоляции, что отрицательно сказывается на формировании личности. И учителю очень важно заметить тех детей,  с которыми не хотят дружить, сидеть за одной партой. Нужно принять своевременные меры, чтобы включить таких детей в коллективную деятельность.

Можно ли воспитать лидера и как это сделать?

Прежде чем взяться за этот труд, надо ответить самим себе на вопросы:

1. Почему я хочу это сделать?

2. Какие качества я хочу в нем развивать и как я это буду делать?

Если энтузиазм не покинул,  следует попробовать  воспользоваться следующими советами:

-  Поощрять  стремление к исследованию, поиску нового.

- Позволять  рисковать (в пределах разумного). Подчеркивать  важность стремления преодолевать преграды.

- Подбадривать  ребенка. Уверенность появляется, когда ему  говорят: «Я знаю, ты сможешь это сделать!». И после: «Ты это сделал. Молодец!» Уверенность в себе воспитывается с первых шагов малыша.

- Не стараться уберечь от ошибок и их последствий. Воспитывать  в ребенке решительность.

- Настраивайтесь на успех. Некоторые дети беспокоятся, прежде всего, о том, чтобы не потерпеть неудачу в каком-то деле. Тогда успех не гарантируют даже высокие способности в этой области. Тот же, кто верит в успех, добивается его сам и увлекает за собой других.

- Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Вместо этого спросите: «А что ты можешь сделать?» Умение предложить варианты и возможности для действия – вот отличительная черта для лидера. Тот, кто изучает проблему и указывает остальным способ ее решения, неизбежно встает во главе дела.

- Помочь ребенку определить сферу его интересов. Кто-то станет заводилой в игре, а кто-то в учебе. Став взрослым, один человек создаст уникальную актерскую труппу, другой – возглавит смелую научную разработку или организует новую политическую партию. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а именно она лежит в основе лидерства.

- Подсказать  ребенку один из секретов лидера – каждый день здороваться с каждым и улыбаться. Если он поддерживает хорошие отношения не только с тем, с кем дружит, но и с другими детьми, то в нем скоро увидят потенциального лидера.

- Поощрять ребенка к выступлению перед большим количеством людей. Умение говорить с аудиторией без стеснения – одно из главных качеств лидера. (Ответы у доски – первый шаг)

Лидером становится тот, кто имеет три главных качества:

уважение к другим,

находчивость

                  ответственность.

Он старается понять и выполнять правила (уважение к другим). В случае неудачи он не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость). Умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность). Надо, чтобы ребенок понял: быть лидером – не значит быть сверхчеловеком. Главное – ставить перед собой реальные задачи и использовать для их достижения свои способности и талант.

Можно ли вырастить лидера?

Нет таких родителей, которые не мечтали бы о таких качествах своего ребенка, как решительность, умение добиваться своего, убеждать других, вести их за собой, пользуясь своим непререкаемым авторитетом. Любая мать с плохо скрываемой гордостью, будет рассказывать о том, что ее Вася, Петя, Катюша едва придя в детский коллектив, сразу стала лидировать.

Кстати, та же самая мама продолжает требовать от своего чада полного подчинения, послушания в доме, чтобы он был этаким беcпроблемным пай-мальчиком, отличником, гордостью родителей. А ведь эти требования, мягко говоря, не совместимы. Одно из основных качеств лидера - ему тесны любые режимные рамки, стандартные наборы правил поведения, он хочет (и может!) сам принимать решения и отвечать за них.

Но не спешите радоваться, видя как ваш ученик верховодит ватагой сверстников, громко раздает команды и увлекает собственным примером на какое-нибудь «полезное» дело, то есть явно проявляет лидерские качества. Оказывается, среди детей, даже с большей остротой, чем у взрослых проявляется деление на лидеров и псевдолидеров. Будет совсем не плохо, если мы, все же разберемся, кто же он: лидер или псевдолидер. Зачем? Да хотя бы потому, что дети к 10 годам, а то и раньше, сами прекрасно начинают видеть и чувствовать эту разницу. А псевдолидера  может постигнуть сильнейшее разочарование, чреватое озлобленностью, ударом по самооценке и кучей вновь приобретенных комплексов.

Понять, действительно ли  ребенок - лидер, не просто. Но постепенно, возрастная проницательность малышей, с одной стороны, и беспомощность псевдолидеров, с другой стороны, оттесняют последних и выдвигают в центр внимания настоящих лидеров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как выявить лидера?» 1

Слайд 2

« Чаще всего лидером становиться тот, у кого есть какие – либо особенности, ценимые членами группы, и кто располагает личностными чертами, нужными группе именно в данный момент времени» Н.Н. Миклухо - Маклай 2

Слайд 3

3

Слайд 4

Тест «Геометрическая фигура» 4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

Можно ли воспитать лидера и как это сделать? Поощрять стремление к исследованию, поиску нового. Позволять рисковать. Подбадривать ребенка. Настраивайтесь на успех. Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Помочь ребенку определить сферу его интересов. Поощрять ребенка к выступлению перед большим количеством людей. 8

Слайд 9

9

Слайд 10

«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно остаться человеком» Гёте 10

Слайд 11

11 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика в контексте стандарта второго поколения

В данной разработке очень хорошо просматривается влияние классного руководителя на развитие личности учащихся....

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика .

Выступление на педагогическом совете школы, по проблеме роль классного руководителя в становлении классного коллектива....

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

            Помочь ребенку раскрыть и совершенствовать себя, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Он поощряет дружбу ...

Доклад «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику при...