"Конституция РФ" классный час
классный час (3 класс) на тему

Суслова Любовь Ивановна

Классный час проведён в 3 кдассе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час.22.19 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «КОНСТИТУЦИЯ РФ»

     Сегодня Вы в третий раз переступили порог нашей школы – школы знаний. Путешествуя по этой стране знаний Вы узнаете много интересного и увлекательного.

    Есть в году различные праздники и сегодня праздник у нас. В третий раз идут третьеклассники в свой приветливый школьный класс.

 А в сторонке стоят родители

 И с волнением глядят.

Будто все впервые увидели

Повзрослевших детей своих

Кто знает – какой сегодня праздник? Как он называется? (день знаний)

Все ученики нашей огромной страны  идут в школу чтобы получать новые знания. Такую возможность дает нам главной, основной закон нашей страны – Конституция Российской федерации. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

    Наша Родина такая большая что, если мы захотим проехать ее с востока на запад даже на самом быстром поезде эта дорога займет у нас целую неделю, а на самолете-  до 2 дней. В России проживают 180 наций и народностей, каждый народ имеет свой язык.

    Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, за свой народ, свою землю и ее историю

Ход классного часа:

Учитель:

 Как называется наша Родина?

Учащиеся:

Россия

Учитель:

Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся:

 Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель:

 Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся:

Москва – это столица нашей родины.

Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся:

Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн.

Учитель:

Что представляет собой Государственный герб России?

Учащиеся:

Государственный герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой  - держава. Н груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Учитель:

 Опишите российский флаг.

Учащиеся:

Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета.

Учитель:

Что вы можете рассказать о государственном гимне России?

Учащиеся:

Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы – С.В. Михалков и А.В. Александров. Гимн мы учили на уроках музыки. То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимя к государству.

Учитель:

Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу , и флагу – это отношение к смому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Кстати, а что такое Конституция?

Учащиеся:

Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно. Обратимся к нашему помощнику – «Толковому словарю». В переводе с латинского языка Слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

*учащимся показывается Конституция Российской Федерации.

Учитель:

 А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?

Учащиеся:

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

Учитель:

Правильно, Но мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю вам это будет интересно.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот так она начиналась:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепринятых принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину и перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему?

Учащиеся:

Наша страна называется Россия, а полностью – Российская Федерация.

Учитель: В статье 1 Конституции так и записано:»Российская Федерация – Россия»А что значит слово «федерация»

*заслушиваются ответы учащихся

Учитель:

И вновь обратимся к толковому словарю. «Федерация» в переводе с латинского означает «договор, союз»

Наша страна называется Российской потому что, большинство ее населения – русские. А вот слово «Федерация» поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать  россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии ,убеждений и принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

А как вы понимаете выражение «демократическое государство»? Что такое демократия?

*заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В толковом словаре написано, что «демократия в переводе с греческого языка переводится как «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

А каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Учащиеся:

Например, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную думу, одобрять или критиковать какие-либо решения правительства.

Учитель:

Кто такой президент? Какими полномочиями он наделен?

Учащиеся: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, ее политикой, ведет международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является верховными главнокомандующим Вооруженных сил Российской Федерации. Кто является президентом в России в настоящее время?

*заслушиваются ответы учащихся

Учитель:

Что такое Государственная дума? Чем она отличается от правительства?

Учащиеся:

Государственная дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при исполнении каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране.

Учитель: Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания. Слово «президент» в переводе с латинского языка означает «сидящий впереди, во главе». Действительно, президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81,сказано о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10  лет».

Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается так же, как и президент, на 4 года.  В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.

Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается?

Учащиеся:

Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции. Если существуют нарушения, то она за них наказывает.

Учитель: Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов, исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Учащиеся:

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбирать или быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту отечества.

Учитель: 

Стоп! Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как «права» и «обязанность»

Что такое право и что такое обязанность? В чем их различие?

Учащиеся:

Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать, в этом состоит их различие.

Учитель: Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблиуц «Права и обязанности граждан России».

Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, Включающая в себя более 50 статей, при чем права даются в совокупности со свободами.

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину.

Право на личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Свобода мысли и слова

Право избирать и быть избранным

Право на труд

Право на отдых

Право на получение социальной помощи

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на образование

Право на получении юридической помощи

Свобода информации

Свобода  творчества

Учитель:

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение.

Учащиеся:

Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством.

Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам , унижению, как физическому, так и моральному.

Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране.

Но если гражданин совершил какой либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана, то человека могут посадит в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.

Учитель: Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе вероисповеданий?

Учащиеся: Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между государствами. Так же человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами или действиями не должен разжигать войну между народами.

Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, надо хорошо подумать!

Учитель:

Молодцы! Еще бы мне хотелось обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что  она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чем, она расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как, впрочем и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребенка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, приумножать ее славу и беречь ее богатства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "15-летие Конституции РК"

Классный час посвященный празднованию 15-летия Конституции РК...

ЭОР по теме День Конституции РФ. Презентация к классному часу.

Презентация Power Point по теме 12 декабря - День Конституции. Материал рекомендован для учителей начальных классов. Применение в урочной и внеурочной деятельности. Классный час 3-4 класс. ...

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

12 декабря - День Конституции РФ

Внекласное мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ...

Конституция РФ

http://www.constitution.ru/...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Используемый материал позволяет продолжить знакомство с Российскими праздниками, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствует воспитаниюпатриотизма, содействует развитию познав...

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.

Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...