Ломоносов - великий русский учёный
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Хрытина Ирина Борисовна

Школьный семинар "Шаги к успеху". Академия наук начальных классов "Ломоносов - великий русский учёный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия

«Ломоносов М. В. -  великий русский  учёный»

Аудитория

1 - 4 классы

Цель мероприятия

Познакомить обучающихся с личностью

Ломоносова М.В. и его научными достижениями

Задачи

Образовательные

Дать представление о вкладе Ломоносова в науку

Развивающие

Развитие кругозораи познавательных интересов обучающихся

Воспитательные

Воспитание патриотизма, чувства гордости к выдающимся  людям,   дружеских отношений в классном коллективе.

Оборудование

  • презентация
  • выставка книг
  • фотовыставка

Подготовили учителя начальных классов

Довгаль Л. Д.

Хрытина И. Б.

Слайд 2 Портрет Ломоносова

Звучит музыка

Учитель

Имя Михаила Васильевича Ломоносова мы называем одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры.

Слайд 3 Портрет Пушкина А. С.

“Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет, вернее сказать, сам был первым русским университетом”.

Учитель

Так охарактеризовал гениального русского учёного – энциклопедиста великий русский поэт А.С.Пушкин, подчеркнув, его роль как учёного и просветителя. Многие идеи Ломоносова опередили науку его времени на столетие. Ломоносов оказал громадное влияние на развитее науки и культуры России. Он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, как бы заглянувший на два века вперёд и предугадавший значение Северного морского пути, и замечательный геолог. Один из выдающихся естествоиспытателей своего времени, великий химик, физик.

Слайд 4 Фото ГБОУ СОШ№ 152

1 ученик

Сегодня День Науки в школе моей,

С любовью и участием поздравим мы друзей.

Школа  любимая дает нам много знаний,

Умения и радостей, а главное – мечтаний.

В школе  мы учимся, в школе  растем.

Вот моя школа, вот мой светлый дом!

2ученик

Да! Есть в нашем городе волшебная страна.

И не случайно называется школою  она.

Здесь всё, как прежде было в далекие года.

Здесь много интересного и нового всегда.

3 ученик

И в школу каждый день  приходит детвора,

Чтоб получить заряд большой, удачи и добра.

И каждый может с гордостью произнести слова:

«Школа, школа, школа любимая моя!»

Учитель

И сегодня День Науки мы посвящаем великому русскому учёному мирового значения, поэту, художнику, историку Михаилу Васильевичу Ломоносову.

И везде он сказал своё слово, сделал много открытий.

Ломоносов был гениальным человеком, горячо любящим свою страну.

В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

Слайд 5 Холмогоры

Ученики

Более  300 лет назад в  ноябре 1711 года  в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры родился Михаил Ломоносов.

Слайд 6 «Галиот «Чайка»

Его отец был рыбаком. Летом маленький Михайло уезжал на рыбный промысел в Белое и Баренцево моря. Судно односельчане прозвали "Чайка" за отличные мореходные качества.

Слайд 7, 8, 9

Зимой он учился грамоте у сельского дьячка. Уже через два года он отлично читал. Он прочитал все церковные книги. Первыми внецерковными книгами были "Грамматика" Смотрицкого и "Арифметика" Магницкого. Он никогда не расставался с этими книгами, постоянно перечитывал их и даже выучил их наизусть.

Слайд 10

Ломоносов слышал рассказы богомольцев и купцов о школах открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало у него желание учиться, и он решил пробраться в Москву, что бы там поступить в школу. Но как это сделать? Просить отца - нечего было и думать. Тогда Ломоносов тайно решил покинуть дом и отправиться в Москву учиться.

Он был мечтою окрылен, хотел всего добиться

И вот однажды он пешком в Москву пошел учиться.

И все науки постигал, ему не просто было,

И он большим ученым стал, страна его любила.

Он всем нам дал живой пример, таким быть может каждый.

Слайд 10 Путь в науку

Ученик

В 19 лет он ушёл из дома в Москву. Ему предстоял долгий и тяжёлый путь – пройти вместе с рыбным обозом многие сотни километров, преодолев расстояние от Архангельска до Москвы за три недели.

Не сразу Ломоносова приняли в академию. Он скрыл свое происхождение, выдал себя за дворянина и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Только здесь обучали латинскому языку, международному языку того времени.

Он не был ни богат, ни знаменит,

Когда пришел пешком в Москву

И «грыз» науки сложной он гранит,

Превосходя усталость, голод и тоску.

Слайд 11

Вначале он выносил много неприятностей от товарищей, по возрасту вдвое моложе его, и терпел нужду (школа выдавала 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас). Но Ломоносов преодолел все. В 1735 году, как одного из лучших учеников, его отправили на учебу в Петербург, затем в Германию.

Он выдержал насмешки все надменные,

Не обижался и хотел все – все узнать:

Насколько сложно выглядит вселенная,

И что изобрести, чтоб человек умел летать?

Слайд 12

Учитель

Михаил Васильевич Ломоносов поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых он работал.

Смыслом жизни Михаила Васильевича Ломоносова до самого последнего дня было "утверждение наук в отечестве", которое он считал залогом процветания своей родины.

Ученик

Отчизну, потомки, вы прославляйте!

Труд и науки в ней развивайте.

Родина вами гордится! Дерзайте!

Мозаику жизни своей составляйте.

ГРАММАТИКА

Учитель

Ломоносов  написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. «Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Написал учебник «Российская грамматика» на немецком языке.

Задания

1) Что значит выражение «водой не разольёшь»? (Очень дружные, не поссоришь)

2) Сколько в году месяцев, оканчивающихся на ь? (9)

3) Сколько пар парных согласных по глухости-звонкости в русском языке? (6)

Слайд 13

4) Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу. (Насос, сосна)

Слайд 14

5) С «К» в полях меня найдёте,

С «Г» романсы запоёте.

С «В» в косички заплетёте. (Колос, голос, волос)

Слайд 15

6) Восстановите слова:

•        БУАЗР (арбуз)

•        ФЕОК (кофе)

•        ОРИГП (пирог)

•        МИНОЛ (лимон)

ЛИТЕРАТУРА

Учитель

Ломоносов ввёл понятие стихотворного размера: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Создал теорию о «штилях» (стилях) речи. М.В.Ломоносовым было написано несколько выдающихся поэтических произведений

Слайд 16

Задания

1) Какое дерево росло у Лукоморья? (Дуб зелёный)

2) Из какой сказки этот предмет? (Горошина, «Принцесса на горошине» Г. Андерсен)

3) «Кот в мешке». Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки К.Чуковского. Что спрятано в мешке? (Мочалка)

4) Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

•        Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из «Репки»)

•        Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)

•        Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)

•        В гости не приду. Мотор забарахлил. (Карлсон)

•        Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа)

АСТРОНОМИЯ

Слайд 17

Ученик

Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца.

ИСКУССТВО

Слайды 18 – 19

 Ломоносов создал оригинальные цветные стёкла для мозаики – смальту. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова были  ярче и богаче итальянских по краскам. М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора.

Жизнь свою Михайло Ломоносов не мыслил вне деятельности на благо России. Этой землёй рождённый, он дышал её интересами, он страстно желал её славы, он привносил свои соображения для её развития.

Слайды 20 – 24 Память о Ломоносове

        Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

        памятник Ломоносову в Архангельске

         драматический театр имени Ломоносова в Архангельске

Именем Ломоносова названы:

        теплоход Ломоносова

        хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане

        сорта роз и сирени

         кратер на Луне

         глубоководные ракообразные

Выпущена почтовая марка и монета достоинством в 100 рублей в 1992 году

Слайды 25 – 33 Памятные места в Санкт –Петербурге 

Слайд 34 Награды имени Ломоносова

Высшая награда Российской Академии Наук большая золотая медаль имени Ломоносова

Государственные награды: орден Ломоносова, золотая медаль имени Ломоносова.

Слайды 35 – 49 Конкурс знатоков

                             Строптивый  сын  архангельских  поморов,

                             Прямой,  как  ветер  северной  реки,

                             Он  сохранил  неукротимый  норов

                             И  песни,  что  певали  рыбаки.

                            Поднявшись  вне  параграфов  и  правил,

                            Везде  дыханьем  родины  храним,

                            Не  он  ли  в  старом  Марбурге  заставил

                            Немецких  буршей  трепетать  пред  ним?

                            Не  он  ли  дал  российской  музе  крылья,

                            Нашел  слова,  звучащие  как  медь!

                            Доколь  же  иноземное  засилье

                            Придется  в  Академии  терпеть?

                           В  нее  вошел,  достойный  славы  Россов,

                           Как  беломорский  ветер  молодой,

                           Крестьянский  сын  Михайло  Ломоносов,

                           Родившийся  под  северной  звездой.

                                                                       Н.И.Рыленков  «Ломоносов»

Давайте же ровняться все на гения!

Возьмем его в пример, чтобы начать мечтать.

Замыслим, воплотим все смелые творения,

Чтобы вторыми Ломоносовыми стать!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.

Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....

Классный час «М.В. Ломоносов – первый русский учёный» (устный журнал и игра-путешествие «Дорогой Ломоносова»)

В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой в...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Ломоносов Михайло Васильевич- великий русский ученый".

Урок посвящен жизненному и творческому пути великого русского ученого М.В.Ломоносова....

М. В. Ломоносов великий сын - великой страны.

             Предмет: окружающий мир.              Тип урока: комбиниро...

Михаил Васильевич Ломоносов- великий русский ученый.

На уроке окружающего мира обучающиеся познакомились с биографией и достижениями М.В.Ломоносова...

Ломоносов - великий помор!

Данная методическая разработка является попыткой оказать помощь в решении проблемы воспитания ребенка. Занятие разработано с учетом интеграции познания и художественного творчества с использованием ИК...

БАЗАРНЫЙ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ Русский учёный, врач и педагог-новатор

Базарный Владимир Филиппович (родился 4 мая 1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 33 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы пу...