Ломоносов - великий помор!
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Данная методическая разработка является попыткой оказать помощь в решении проблемы воспитания ребенка. Занятие разработано с учетом интеграции познания и художественного творчества с использованием ИКТ. Это позволяет в доступной форме донести до детей исторический материал: научить адекватно относиться к истории страны, любить свою Родину, гордиться ею, гордиться людьми, прославившими ее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект - рекомендации 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«М.В.Ломоносов – великий помор».

Участник: МБОУ  COШ  №37

учитель начальных классов

Афанасова Нина Александровна

Краеведческий  курс «Морянка».

Тема: «Славные поморы».

Занятие: «Мальчик из Холмогор».

                                  Архангельск 2014г.

                                           «...Ключ к пониманию мира – не в естественном              порядке вещей..., а в истории человека»

Барг М.А.

  1. Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
  2. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
  3. Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Здесь же перечислены важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.

                                                                                                                                       Данная методическая разработка является попыткой оказать помощь в решении проблемы воспитания ребенка. Занятие разработано с учетом интеграции познания и художественного творчества с использованием ИКТ. Это позволяет в доступной форме донести до детей исторический материал: научить адекватно относиться к истории страны, любить свою Родину, гордиться ею, гордиться людьми, прославившими ее.

    Разработка адресована широкому кругу читателей: педагогам ДОУ и учителям начальных классов, родителям.

 «М.В.Ломоносов – великий помор».

Цель занятия:

- создание  условий  для обобщения знаний детей о М.В.Ломоносове, его жизни и деятельности.

Задачи:

1. - воспитывать гордость за великого помора;

- развивать сотрудничество при работе в группе, воспитывать чувство само -  и взаимоуважения.

2. Предметные:

- формировать  представления о том, как развивалась наука;

- создать условия для формирования  у учащихся умения готовить доклад  о людях родного края.

3. Результаты:

Регулятивные УУД:

- учим анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать  выводы;  развивать устную речь учащихся;

- совместно с учителем обнаруживаем, формулируем учебную проблему.

Познавательные УУД:

- осуществляем поиск информации; проводим несложные наблюдения;

- развиваем умение создавать мозаичные работы из различных материалов, упражняем в умении подбирать необходимый цвет для составления мозаики.

Коммуникативные УУД:

- учимся  работать в группах (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад); высказываем суждение по результатам сравнения.

Личностные УУД:

- формируем  познавательный интерес к изучению истории родного края и людей, прославивших наше Отечество, гордимся ими.

Формы организации деятельности: работа в парах, группах, фронтальная.

Оборудование и наглядные пособия:

компьютер; интерактивная доска; презентация; различные виды мозаик.

Предварительная работа:

- разучивание стихов о Ломоносове и Ломоносова;

- рассматривание портретов знаменитых людей;

- составление мозаичных полотен.

Участники:

- педагоги;

- обучающиеся;

- родители.

Подготовка к занятию под песню «Мы любим тебя, Архангельск».

(на экране слайд №1 – запись песни «Мы любим тебя, Архангельск» и тема «М.В.Ломоносов - великий  помор»). Садятся.

(На экране слайд №2 – изображение г. Архангельска.)

Ведущий : Город древний

                  И вечно новый,

                  О тебе не стихает молва.

                  Мы к тебе обращаем снова

                  Дорогие сердцу слова.

О каком городе эти слова?  (Малая Родина – Архангельск)

Мы гордимся родным краем, а еще мы гордимся теми людьми, которые прославили его.

(На экране слайд№3 - портреты знаменитых людей.)

Много в мире есть знаменитых людей, и среди них есть наш земляк. Кто это?  Что для нашего края сделали эти люди? (На экране портрет  Ивана Грозного – основателя города Архангельска, портрет  Петра I – основателя кораблестроения в городе, Ломоносова М.В. – великого ученого.)  (заслушать ответы детей)

(На экране слайд №4 – портрет Ломоносова).

Я назвала его земляком. Что это значит?              

Давайте отправимся почти 300 лет назад в деревню Мишанинскую, где родился Михайло Ломоносов.

     

 (На экране слайд№5– деревня, отец)

Какие события из детства Михайло вы знаете? (заслушать ответы детей)

Ведущий: Родился  Михайло в деревне Мишанинской 19 ноября 1711 года  (Позже она слилась с д. Денисовкой.)  Отец – Василий Дорофеевич был крестьянином – помором.

 

(На экране слайд №6  - Михайло в лодке.)                                                                                   Семья опытных мореходов, которые знали морские пути и управляли судами. Отец, по отзыву Михайло, был человек добрый и свое состояние «довольно кровавым потом нажил». Лучшими моментами детства было общение с мамой. Мать умерла рано, когда Мише было 9 лет. Отец снова женился, третья его жена оказалась «злой и завистливой мачехой».  С 10 лет стал ходить с отцом в Белое море. Походы в море закаляли его, давали возможность наблюдать за явлениями природы.

(На экране слайд № 7 - первые книги.)

К 14 годам мальчик самостоятельно овладел чтением, грамотно и четко писал. О своих первых книгах он потом скажет так: «Врата моей учености». Это «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.

(На экране слайд №  8- подчерк в 14 лет.) Прочитайте, что пишет Ломоносов. Почему вы не можете прочитать текст?

(На экране слайд № 9- за чтением книг.)

Жизнь в родном доме стала невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой из-за чтения книг.

Тяжелая обстановка в семье, желание учиться заставили принять решение оставить родной дом. Узнав, что отец хочет его женить, Михаил решил бежать. С помощью земляков получил паспорт. В декабре в непогоду, когда все спали, надев 2 рубахи и  тулуп, взяв книги, отправился за обозом с рыбой.

(На экране слайд №10 - Михайло по дороге в Москву.)

 Нагнав обоз, он три недели добирался до Москвы.  В Москве неожиданно встретил односельчанина, который ему «дал угол для жилья». В январе,  когда было ему 18 лет, поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию.

(На экране слайд №11- академия.)

Учиться было трудно: негде жить, не было денег (у отца он денег не просил). Учителя уважали его за терпение, стремление к знаниям. Пять лет проучился в Москве, затем как самого лучшего, направили в Петербург, а потом в Германию. Ломоносов всегда и везде был первым, лучшим.

(На экране слайд № 12- портрет Ломоносова.)

(Ученик  читает отрывок стихотворения о Ломоносове.)

А Михайло Ломоносов

Всем сородичам пример.                                    

Он явился – нет вопросов,

Он в науке – пионер.

                                              Земли он прошел и воды.

                                              Он воитель и борец.

                                              Для российского народа

                                              Он служитель сын, отец.  

Ведущий: Ломоносова называют гением в истории человечества. Какие открытия сделал этот великий ученый? (заслушать ответы детей)

(На экране слайд № 13- мозаичное полотно.)

Что это за искусство? (заслушать ответы детей.)

Ведущий: Ломоносов возродил мозаичное искусство. Сам придумал, как делать цветное стекло. Сделал 40 работ. Вот некоторые из них.

(На экране слайд № 14 – картина художника о работе Ломоносова над  созданием мозаичного полотна «Петр Великий»; слайд 15 – «Полтавская битва».)

 (заслушать ответы детей)

(На экране слайд № 16)

А это детская работа  в технике мозаика.

Физ. пауза. Я предлагаю вам составить свою картину в технике мозаики.

(1 вариант: на столах разложены различные виды  мозаик; 2 вариант: на столах заранее приготовлена бумага для составления мозаичного полотна  - аппликации.

Дети работают парами или тройками.  Работают под музыку 3-4  минуты  - запись на слайде №16.  Работы анализируются.)

(На экране слайд №17- Ломоносов за работой.) Ломоносов c детства любил наблюдать за природными явлениями. Работая в своей лаборатории, он пытался приручить молнию, исследовал атмосферное электричество, пытался заставить его работать на человека. Теперь мы знаем о многих природных явлениях. Расскажите, как нужно вести себя во время грозы.

 (Заслушать ответы детей: нельзя купаться во время грозы, нельзя прикасаться к металлическим предметам, нельзя прятаться под высоким деревом.)

Ведущий: Плавая с отцом на корабле «Чайка», Михайло любил смотреть на небо, ориентироваться по звездам.

(На экране слайд №18 – космос.)

Что такое Солнце? Именно Ломоносов доказал, что Солнце - огненный бушующий океан. На какой планете живем мы? Сколько всего планет? Ломоносов предположил, что на Венере возможна жизнь, так как она окружена атмосферой, также как и Земля.

 Но чтобы лучше наблюдать за всеми природными явлениями, космосом он изобрел «ночезрительную трубу». Что это такое и как этот прибор называется сейчас? (телескоп).

На каком языке общаемся мы с вами? (русском) Ломоносов знал 31 язык: свободно говорил и писал стихи.

(На экране слайд №19, 20- книги Ломоносова.)

Например, прочитав латинский рассказ, он написал следующее стихотворение:

  Услышали мухи

  Медовые духи,

  Прилетевши, сели,

  В радости запели.

  Когда стали ести,

  Попали в напасти.

  Увязли ноги:

  Ах! – плачут убоги,

  Меду полизали,

  А сами пропали.

 О чем это стихотворение? (заслушать ответы )

(На экране слайд № 21 – Московский университет.)

Вы помните трудное детство Ломоносова, его желание учиться. И чтобы могли учиться все дети, он открыл первый в мире университет (в 1755году).

(На экране слайд № 22- памятник Ломоносову в Москве и в Архангельске.)

Почему нашему земляку во многих городах стоят памятники, в честь его названы улицы, учебные заведения? (Ломоносов – великий ученый)

Какие чувства вы испытываете к этому человеку? (гордость, уважение, желание быть похожим на него…)

Сегодня мы узнали лишь малую часть его великих открытий. Ломоносов работал в 17 областях науки и искусства. Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, Почетный член Шведской и Болонской академии наук оставил после себя богатейшее научное наследие.

         Мы очень гордимся  им, благодарим его, прославляем. Если вы хотите хоть немного быть похожими на нашего земляка, вам нужно много учиться, не лениться. Ломоносов  постоянно твердил такие слова: «Как поднимешься ты над науками высоко, с той высоты на нашу русскую землю гляди. И рассматривая, где на ней правда и где неправда. За правду стой, против неправды бейся – жизни не жалея. Жизни не жалея!

Заканчивается занятие  под музыку.

(слайд №23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий ученый М. В. Ломоносов

Предлагаемый материал содержит конспект и презентацию к уроку обобщению или классному часу о М. В. Ломоносове....

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Ломоносов Михайло Васильевич- великий русский ученый".

Урок посвящен жизненному и творческому пути великого русского ученого М.В.Ломоносова....

М. В. Ломоносов великий сын - великой страны.

             Предмет: окружающий мир.              Тип урока: комбиниро...

Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;Обобщить знания;Проверить сформированность умения  делать выводы;Воспитывать чувс...

Ломоносов - великий русский учёный

Школьный семинар "Шаги к успеху". Академия наук начальных классов "Ломоносов - великий русский учёный"...

Михаил Васильевич Ломоносов- великий русский ученый.

На уроке окружающего мира обучающиеся познакомились с биографией и достижениями М.В.Ломоносова...

Великий помор Ломоносов

Презентация к уроку окружающего мира...