"Край родной-земля Донская"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Просвирина Елена Владимировна

Программа по внеурочной деятельности "Край родной-земля Донская" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 172531.6b0xjx3cam.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Курс « Край родной – земля Донская» реализует духовно- нравственное направление внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса- ознакомление учащихся с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения своей малой родине, ее истории и культуре. Формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.

     Казачество – это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за её пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая, походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока( кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.

Курс «Край родной- земля Донская» предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Курс рассчитан на 33 учебных часа (1 час в неделю). Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен.

     Цель данного курса: ознакомление учащихся  с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества ,  привитие чувства патриотизма, любви и уважения к  своей малой родине, ее истории и культуре.

Для реализации данной цели перед педагогом стоит ряд задач:

  1.  Ознакомление учащихся с языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
  2.  Формирование творческих способностей  у детей на примерах донского фольклора.
  3.  Формирование кругозора  детей.  ознакомление  особенностями  природы донского края, представителями растительного и животного мира.
  4.  Формирование чувства гордости за свой край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.

     Данная программа представляет собой интегрированный курс, который включает в себя знания разных областей : окружающий мир, литература, история , музыка, , изобразительное искусство, технология.

    Такое построение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям и обрядам казачества, но и истории края, его природным особенностям, позволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сценарии праздников.

Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.

      Основные виды деятельности:

  • сюжетно- ролевая игра;
  • игра- спор;
  • подвижная игра;
  • учебная игра;
  • конкурс;
  • викторина;
  • праздник.

 

       ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ.

     Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях  учащихся.

  Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города,  Ростовской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей.

 

Форма подведения итогов реализации программы:   проведение праздника.

 

                                 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

Программа состоит из  3 разделов,  формирующих представления  учащихся об истории  Донского казачьего края, воспитывающих патриотизм, любовь и уважение к  своей малой родине, ее истории и культуре.  

        Основные разделы программы:

  • введение
  • природа Донского края
  • история и традиции Донского казачьего края.

         Воспитательные идеи программы:

        1.Познай свою малую родину!

    2.Люби свой родной край!

         3.Старайся делать добро!

           1.Введение

   Знакомство с содержанием и тематикой занятий. Обеспечение активности детей, самостоятельного творчества.

         2. Природа Донского края.

Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью. Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

 3. История и традиции Донского края.

  Особенности народных праздников.   Связь праздников с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей Тихого Дона.   Традиции своего народа.   Своеобразие народных сказок и легенд . Уникальность содержания  и музыкально-поэтического оформления донской казачьей песни.

          КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

 

Тема

Учебные задачи

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Заветная шкатулка.

Знакомство с содержанием и тематикой занятий. Обеспечение активности детей,самостоятельного творчества.

1

6.09

    +

2

Главная песня казаков

Формировать русский менталитет на основе образа малой родины. Воспитывать патриотизм.

1

13.09

    +

3

Почему Дон Ивановичем зовут?

Обогащать знания и представления учащихся о родном крае,стимулировать интерес к изучению легенд и преданий Дона.

1

20.09

    +

4

Сказ «на поле было Куликовом».

Дать понятие о легендах и преданиях Тихого Дона как отражении народной памяти о действительных исторических событиях.

1

27.09

     +

5

Делу время – потехе час.

Развивать умение работать с литературными источниками, двигательную активность учащихся.

1

4.10

    +

6

Казачья песня. «Трава,моя трава»

Показать детям уникальность содержания музыкального и поэтического оформления донской казачьей песни.Учить слушать, воспроизводить народные песни.

1

11.10

    +

7

Народные сказки Донского края.

Формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени.

1

18.10

     +

8

Сказка про Иван-озеро.

Донести до сознания учащихся силу нравственного потенциала, заложенного в сказках. Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем.

1

25.10

   +

9

Пословица недаром молвится.

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

1

1.11

 

     +

10

Осень на Дону.

Беседа об осенних месяцах. Разучивание стихотворения. Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала.

1

15.11

     +

11

Про анютины глазки и цветок бессмертник.

Расширять знания детей о растительном мире родного края. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

1

22.11

     +

12

Про Галичью гору.

Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

1

29.11

     +

13

Неповторимый язык казачьей песни.

Расширять и углублять знания учащихся о своеобразии казачьей песни, ее роли в жизни казака.

1

6.12

    +

14

Творческая мастерская.

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации.

1

13.12

    +

15

Казачьи потешки, небывальщины, загадки. Создание книжки малышки.

Познакомить детей с принципами оформления книги. Формировать умение работать в группе, распределять обязанности и четко их выполнять.

1

20.12

    +

16

Казачья песня «Посею лебеду на берегу».

Показать учащимся уникальность содержания  и музыкально-поэтического оформления донской казачьей песни. Поднять уровень музыкальной культуры учащихся, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения.

1

27.12

    +

17

Казачьи игры и забавы.

На примере казачьих игр и забав формировать понимание, что игра- это подготовка к взрослой жизни.

1

17.01

     +

18

Женщина казачка. Сказка «Алёнкин брод»

Раскрыть своеобразие народных сказок и легенд, показать, чем они интересны и поучительны. Познакомить с ролью женщины казачки в жизни станицы и в семье.

1

24.01

      +

19

Зимняя сказка.

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме. Разгадывание кроссворда. Беседа о зимних месяцах .

1

31.01

     +

20

Откуда фамилии казачьи пошли.

Показать связь сегодняшнего дня с историческим прошлым жителей многонационального Тихого Дона. Воспитывать

1

7.02

   +

21

Донского казака- видно издалека.

Знакомство с качествами казаков, казачьим менталитетом.

1

14.02

     +

22

Нарядный казачий костюм.

Дать учащимся понятие о своеобразии казачьего костюма.

1

21.02

     +

23

Обычаи и праздники казаков.

Познакомить учащихся с особенностями народных праздников. Показать связь праздников с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей Тихого Дона. Воспитывать уважение  к традициям своего народа.

1

28.02

      +

24

Живет легенда на Дону. Легенда про золотых коней.

Дать понятие о легендах Дона. Показать их близость к былинам и историческим песням.

1

7.03

     +

25

Весна пришла!

Беседа о весенних изменениях. Сочинение. Беседа «Что происходит с растениями весной?»

 

1

14.03

     +

26

Богатство из богатств.

Формировать у детей экологическую культуру. Развивать интерес к природе родного края.

1

21.03

      +

27

Прошлое и настоящее реки Дон.

Развивать интерес к природным богатствам донского края. Формировать бережное отношение к славной реке казаков.

1

4.04

      +

28

Имя, станице нареченное.

На основе знакомства учащихся с богатством культуры Донского края воспитывать патриотов своей малой родины.

1

11.04

      +

29

 Природа Донского края летом.

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Беседа о зимних изменениях в природе края.  

1

18.04

     +

30

Викторина «Что, где, когда?»

Закрепить полученные знания. Развивать воображение, сообразительность, смекалку.

1

25.04

     +

31-32

Подготовка праздника «Казачьи посиделки».

Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора. Расширять кругозор детей.

2

2-16.05

      +

33

Праздник «Казачьи посиделки».

Закрепить знания, полученные на занятиях. Воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма и гордости за свою родину.

1

23.05

     +

                                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
  2. Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
  3. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
  4. Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
  5. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
  6. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
  7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
  8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.
  9. Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
  10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
  11. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
  12. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
  13. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
  14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.

14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".

Сценарий внеклассного мероприятия  посвященного Дню  освобождения  Смоленщины  от  немецко-фашистких захватчиков....

Классный час "Край родной - земля Белгородская"

Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....

Внеклассное мероприятие по кубановедению на тему: "Край наш кубанский - родная земля"

Внеклассное мероприятие по кубановедению  на тему: "Край наш кубанский - родная земля" было проведено в 4 классе. Цель данного мероприятия: привитие любви к родному краю, к тво...

проектная работа Край наш Кубанский родная земля

История Краснодарского края и поселка....

"Край наш Кубанский - родная земля!"

Внеклассное мероприятие об истории Краснодарского края,о творчестве кубанского народа,об обычаях и традициях наших предков....

Интеллектуальная игра « Край родной - земля Нижегородская»

Формирование устойчивого интереса учащихся к истории и культуре родного края, воспитание патриотов «малой родины»....

Край родной-земля Кубанская

Расширение знаний детей об исторических событиях Кубани, жизни, труде и быте казаков, природе края....