Роль разновозрастных отрядов в формировании социального опыта школьников (программа работы по организации РВО в общеобразовательных учреждениях)
проект на тему

Ларионова Евдокия Прокопьевна

Система воспитательной работы в школе традиционна: воспитательный процесс строится через работу с отдельными классами, взаимодействие осуществляется только в рамках проведения больших общешкольных мероприятий. Проблема заключается в отсутствии тесного взаимодействия ребят разного возраста. В процессе взаимодействия со сверстниками, с младшими, взрослыми учащийся имеет дело с носителями различного социального опыта. Это позволяет ребенку развиваться разносторонне, социализироваться, формировать познавательный и коммуникативный потенциал личности. Решением данных проблем может являться создание разновозрастных отрядов в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри

678960 Республики Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. К. Маркса, д. 7/1  телефон 4-79-13

Роль разновозрастных отрядов в формировании социального опыта школьников

(программа работы по организации РВО в общеобразовательных учреждениях)

Авторы:

Плотникова Марина Евгеньевна,

классный руководитель 7б класса

МОУ – СОШ № 18;

Ларионова Евдокия Прокопьевна,

классный руководитель 2б класса

МОУ – СОШ № 18

2014г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) функционирует 27 лет.

Образовательное учреждение находится в квартале Г-Е. Имеется налаженная транспортная связь со всеми кварталами города.

Социальный статус населения микрорайона разнообразен: от семей служащих, творческих и научных работников до семей мигрантов.

Рядом находится Гимназия № 1. У жителей микрорайона есть возможность выбора общеобразовательного учреждения.

Система воспитательной работы в школе традиционна: воспитательный процесс строится через работу с отдельными классами, взаимодействие осуществляется только в рамках проведения больших общешкольных мероприятий.

Проблема заключается в отсутствии тесного взаимодействия ребят разного возраста, а в настоящее время  «многие исследователи детского коллектива указывают на большую роль межвозрастных связей, как в организации коллектива, так и в развитии личности ребёнка».  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что организация отношений между учениками разного возраста должна охватывать основные направления идейно-воспитательной работы в школе. В процессе взаимодействия со сверстниками, с младшими, взрослыми учащийся имеет дело с носителями различного социального опыта. Это позволяет ребенку развиваться многосторонне, социализироваться, формировать познавательный и коммуникативный  потенциал личности.

Решением данных проблем может являться создание разновозрастных отрядов в ОУ.

Одним из примеров такой организации служит РВО (дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет)  «РОСТ» (Развитие, Образование, Сотрудничество, Творчество), созданный в городе Нерюнгри в СОШ №18 в 2012 году и представленный ребятами первого, шестого и десятого классов.

В данном отряде предназначение каждого возрастного звена имеет определенную направленность: старшие дети (10 класс) – это воспитатели, модераторы, тьюторы для ребят среднего и младшего возраста; подростки (6 класс) – это инициаторы, изобретатели, «провокаторы»; младшие школьники (1 класс) – воспитанники, для них примером для подражания являются дети старшего и среднего возраста.

Задачами данной организации являются:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание  трудолюбия,    творческого   отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, к  природе.
  • формирование познавательного интереса к различным областям знаний
  • формирование потребности к достижению успеха и самоутверждению в различных видах деятельности
  • переориентация обучающихся с детских норм поведения на взрослые
  • формирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения

Этапы и сроки реализации программы:

Продолжительность исследования – 3 года

I этап - Подготовительный (август – сентябрь 2012г.)

  • Разработка программы воспитательной работы на основе ФГОС НОО и концепции воспитательного процесса в ходе организации межвозрастного взаимодействия;
  • Запуск формирующего и констатирующего эксперимента;
  • Проведение мониторинга;
  • Разработка программы эксперимента по организации межвозрастного взаимодействия.

II этап - Основной (2012-2014 гг.)

  • Окончательное формирование структуры воспитательной работы;
  • Проведение экспериментальной проверки формирующего эксперимента;
  • Корректировка отдельных положений программы эксперимента воспитательной работы;
  • Проведение мониторинга, формирующего эксперимент.

Основные направления межвозрастного взаимодействия

Формы работы

Планируемые результаты

Духовно-нравственное направление

–встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда;

–оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда;

– «Уроки мужества». Вахта памяти;

– выставки рисунков;

– оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;

– тематические классные часы;

– конкурсы рисунков;

– фестивали патриотической песни;

– работа кружка « Я – гражданин России»;

– изучение конституции страны. Викторины. Дебаты. Ролевые игры;

– оформление стендов с государственной символикой;

– творческие проекты.

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

3) Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

4) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Общеинтеллектуальное направление

-интеллектуальные соревнования;

– предметные недели;

–экскурсии, олимпиады, конференции, конкурсы.

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  3. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Общекультурное направление

– тематические классные часы;

– поездки в музеи и театры;

–организация выставок творческих работ учащихся;

– организация игр на переменах;

–художественная самодеятельность;

– театральные кружки;

– творческие мастерские;

– конкурсы лучших чтецов.

  1. воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию, потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
  2. развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
  3. овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности с применением ИКТ;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Социальное:

–круглые столы, конференции, диспуты, ролевые игры;

– проведение совместных праздников;

- благотворительные акции;

–социально-полезная деятельность. Трудовые десанты. Волонтерская деятельность.

  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  взрослыми; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  2. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  3. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление

секции плавания, волейбола, футбола, борьбы;

– спортивные соревнования. Веселые старты.

– подвижные игры.

– Дни здоровья.

–тематические классные часы о здоровом образе жизни.

  1. воспитание культуры ведения здорового образа жизни должно стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, поведения и поступков;
  2. понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  3. развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  4. сформированность потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

III этап - Аналитический (2015 г.)

Сравнительный анализ воспитательной работы на разных ступенях обучения;

Описание опыта научно-исследовательской деятельности;

Подготовка рекомендаций по организации межвозрастного взаимодействия в условиях общеобразовательной школы;

Разработка программы следующего эксперимента.

Разновозрастное сотрудничество обучающихся на разных уровнях  содержит неограниченные возможности формирования УУД младшего школьника и развития УУД в среднем звене: 

  1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  2. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  3. Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

-  способность принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

-  преодоление импульсивности, непроизвольности;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая    осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль разновозрастных отрядов в формировании социального опыта школьников (программа работы по организации РВО в общеобразовательных учреждениях)

Система воспитательной работы в школе традиционна: воспитательный процесс строится через работу с отдельными классами, взаимодействие осуществляется только в рамках проведения больших общешкольных мер...

Роль разновозрастных отрядов в формировании социального опыта школьников (программа работы по организации РВО в общеобразовательных учреждениях)

Система воспитательной работы в школе традиционна: воспитательный процесс строится через работу с отдельными классами, взаимодействие осуществляется только в рамках проведения больших общешкольных мер...

Расписание уроков для первоклассников с учётом санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Расписание уроков для первоклассников с  использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, вноябре-декабре – по 4 урока...