Лекция для родителей "Трудовое воспитание в семье"
методическая разработка (1 класс) по теме

Бережнова Любовь Ивановна

В лекции даны практические рекомендации по привитию навыков трудолюбия своим детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_dlya_roditeley_trudovoe_vospitanie_v_seme.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей «Трудовое воспитание  в семье».

Цель: обсудить с родителями проблему трудового воспитания младших школьников в семье.

Подготовительный этап: анкетирование родителей и учащихся.

              Анкета для родителей.

  1. Помогает ли вам ребёнок по дому?
  2. Есть ли у вашего ребёнка постоянные поручения по дому? Если да, то какие?
  3. Охотно ли ваш ребёнок выполняет трудовые поручения по дому?
  4. Поощряете ли вы ребёнка за выполнение домашнего поручения? Если да, то каким образом?
  5. Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение домашнего поручения? Если да, то как?

Анкета для учащихся.

1.Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения? Какие?

2.Ты выполняешь их без напоминания или тебя надо просить?

3.Поощряют ли тебя родители за выполнение трудовых поручений? Как?

4.Наказывают ли тебя родители за невыполненное поручение?

Эпиграф:

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья. А приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»

                                                                                                              К. Д. Ушинский

   Большинство родителей хорошо понимают, что условием, определяющим счастье каждого человека, является включение его в общественно полезную деятельность.

   В школе, начиная с 1 класса, проводится большая образовательная и воспитательная работа, направленная на то, чтобы сделать детей сознательными тружениками.   У школьников в процессе обучения и внеклассной работы воспитываются глубокое уважение к людям труда, к результатам их деятельности, бережливость, умение самим посильно принимать участие в общем труде. Для воспитания учащихся сознательными тружениками необходимо, чтобы каждый из них имел трудовые обязанности в школе и дома, за выполнение  которых надо регулярно и строго спрашивать.

  К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что в детстве школьников нужно  беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребёнка, охраняя его от сравнительно тяжёлых и неприятных трудовых обязанностей. «Нам было тяжело, мы рано начали работать – пусть детям будет легче», - это довольно распространённое рассуждение взрослых является глубоко ошибочным и влечёт за собой пагубные последствия, прежде всего для детей и самих  родителей. Есть родители, в том числе и матери, которые считают, что домашний труд – это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих» дел, отказываются от их выполнения. Родители должны быть убеждены в том, что мальчиков и девочек наравне нужно приучать ко всем выдам домашнего труда, к навыкам самообслуживания. При этом, конечно, нужно использовать их опыт и возможности. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается, что то или иное дело женское и недостойно мужчины, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы, отказываться от её выполнения.  

    Постепенно приучать ребёнка к выполнению того или иного вида работы можно с помощью организации совместного труда родителей и детей. Сначала в  труде основную роль играют родители, а дети выполняют отдельные операции, отдельные поручения. Первое время, например, работу по уборке комнаты можно организовать так: один стул берёт ребёнок, другой – мать.  «Смотри, как я протираю стул,- объясняет мать, - вот в этих местах скапливается больше всего пыли. Здесь надо более тщательно протирать».

   Когда ребёнок освоит ту или иную работу и начнёт свободно с ней справляться, ему следует давать самостоятельные задания. Например, идёт уборка комнаты. Мать обметает потолок, стены, а девочка в это время протирает стулья так, как её научила мама.

  Сначала ребёнку нужно давать небольшие задания и переключать на другую работу по мере выполнения предыдущего поручения. Если первое время ребёнок с непривычки устанет, следует быстрее переключить его на другую, более лёгкую работу.

  Совершенно необходимо, чтобы у ребёнка были ежедневные посильные поручения по дому: протереть пыль, вымыть посуду, почистить пылесосом ковёр, полить цветы,  привести в порядок комнату и обувь, сходить в магазин, погулять с собакой и т. д.

   Постепенное привлечение детей к домашней работе помогает выработать у них нужные умения и навыки. Ведь учёба – это тоже труд, требующий определённых усилий.

    Участие ребёнка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына, дочери, члена семьи перед родителями и близкими людьми.

Обсуждение жизненных ситуаций.

Что делать, если:

  • Вы решили сделать работу по дому, а ребёнок в это время смотрит телевизор.
  • Вы дали поручение, а ребёнок пообещал, но не делает, тянет время.
  • Ребёнок выполнил поручение, постарался. Благодарить или не благодарить?

Родителям на заметку:

  • Давая поручение ребёнку, подумайте, по силам ли оно ему.
  • Уважайте своего ребёнка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать.
  • Не забывайте хвалить ребёнка за хорошо выполненные поручения.
  • Старайтесь быть последовательными в своих требованиях.
  • Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите ему образец правильного выполнения поручения.
  • Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.
  • Учите ребёнка уважать труд других людей.
  • Не делайте за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"

Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....

Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников"  и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...

Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

программа патриотического воспитания "Моя семья в истории завода, моя семья в истории страны"

В своих сочинениях «Моя мечта о России. Как её осуществить?» дети пишут: «Я хочу, чтобы наша страна была сильной и могучей, чтобы в России заботились о детях, были построены стадионы, бассейны, различ...

Тема: «Закон, семья, ребёнок (нравственное и правовое воспитание в семье»

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи:Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействовать формиро...