Формирование сотрудничества взрослого с ребенком раннего возраста средствами устного народного творчества
статья по теме

Еремина Ирина Валерьевна

Эмоциональное общение взрослого и ребенка при нормальном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. Оно начинается с «заражения эмоциями» (Э.Сеген, А.Валлон) в ответ на приветливый взгляд и ласковый голос взрослого, а в дальнейшем перерастает в «комплекс оживления». В процессе эмоционального контакта у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, которая ложится в дальнейшем в основу мотивационной сферы. В первый год жизни эмоции ребенка должны быть положительными, должны вызывать у него желание их повторения. Уже к концу первого года жизни эмоциональный контакт переходит в деловой, т.е. становится основой сотрудничества и приобретает познавательный характер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование сотрудничества взрослого с ребенком раннего возраста средствами устного народного творчества

 

Дети развиваются в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, которое становится необходимым условием развития малыша.

Сотрудничество взрослого и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку определенные знания, умения и навыки, но и ребенок должен хотеть их взять, сделать своими, «присвоить».

Эмоциональное общение взрослого и ребенка при нормальном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. Оно начинается с «заражения эмоциями» (Э.Сеген, А.Валлон) в ответ на приветливый взгляд и ласковый голос взрослого, а в дальнейшем перерастает в «комплекс оживления». В процессе эмоционального контакта у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, которая ложится в дальнейшем в основу мотивационной сферы. В первый год жизни эмоции ребенка должны быть положительными, должны вызывать у него желание их повторения. Уже к концу первого года жизни эмоциональный контакт переходит в деловой, т.е. становится основой сотрудничества и приобретает познавательный характер.

Детям, находящимся в домах ребенка, свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. У детей отсутствует в младенчестве «заражение эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется потребность в общении со взрослым. Следовательно, не создается основа для сотрудничества, что негативно отражается на всем познавательном и личностном развитии ребенка.

В связи с тем, что онтогенетический ход развития детей, живущих в домах ребенка, нарушается, необходимо с младенчества создавать первичную основу сотрудничества, а именно, эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Вот тут–то на помощь и приходит детский фольклор.

Ценность произведений устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малышей, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, взывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Коза рогатая»), вызывают потребность вместе поиграть. Под звуки ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Накормить:

Травка - муравка со сна поднялась,

Птица - синица за зерно взялась,

Зайки - за капусту,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

Спать уложить:

Пошел котик во лесок,                    Стал он люлечку качать:

Нашел котик поясок,                       Баю – бай,

Нарядился,                                        Баю – бай.

Воротился,                                       

В программных занятиях с детьми в доме ребенка используется устный народный фольклор в разных видах (потешки, загадки, считалки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, чувства ритма, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятиям.

В своей работе мы широко используем произведения устного народного творчества в развитии речи, а также в воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Младенцам читаем напевные, короткие, но интонационно выразительные произведения, в которых содержатся вопросы, восклицания, утверждения. Вопросительно – радостная интонация хорошо передается, например, в потешке «Ладушки – ладушки»:

Ладушки – ладушки!

Где были?

У бабушки!

Что ели?

Кашку!

А вот потешку «Баю – бай» можно прочитать со строгой интонацией:

Баю – бай, баю-бай!

Ты, собачка, не ла-а-й,

Белолапа, не скули-и-и.(строго)

Мою Таню не буди-и-и. (строго)

Темна ноченька – не спится,

Моя Танечка боится (ласково).

Ты, собачка, не лай,

Мою Таню не пугай! (строго)

Строгие интонации слышатся также и в потешке о сороке – белобоке, которая отчитывает птенца:

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала-а-а, (повествовательно)

Этому дала-а-а,

Этому дала-а-а,

А этому не дала-а-а:

Ты воды не носил!

Дров не рубил!

Каши не варил! (возмущенно)

Тебе нет ничего! (строго)

После чтения произведения, в котором слышатся строгие, повелительные, недовольные интонации голоса, необходимо прочитать веселую потешку, песенку, где звучат радостные, восклицательные интонации, например:

Чики, чики, кички!                            Как они летели,

Березовые лычки!                              Все люди глядели!

Летели две птички,                            Как они садились,

Собой невелички.                            Все люди дивились!

 

Для занятий с малышами мы используем произведения, содержащие звукоподражания музыкальным инструментам, например дудочке («Ой ду-ду, ду-ду…»), свирели («Ай, люли – люли – люли…»), колокольчику («Тили – бом! Тили – бом…»).

Детям первых месяцев жизни необходимо также напевно читать или пропевать прибаутки в 8 – 10 строк, в которых звучат спокойные интонации, идет плавное повествование:

На дубочке, на дубочке                     Синие карманчики.

Тут сидят два голубочка.                   На дубу они сидят,

У них шейки голубые,                        Меж собою говорят:

У них перья золотые,                           Все про Галеньку,

Красные кафтанчики,                          Все про маленькую…

Проговаривая речетативом потешку, пропевая её, воспитатель наклоняется над ребенком, выразительно артикулирует необходимые звуки. Мимика его лица, эмоциональные реакции соотносятся с содержанием читаемого, меняются в зависимости от хода развертывающихся событий. Это способствует формированию общения между взрослым и ребенком.

Наши воспитатели вводят в игры, развлечения хорошо известные детям потешки, чтобы дать им возможность проявить речевую активность.

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га-га!

Наши курочки в окно:

Ко, ко, ко!

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры.

    К одному году малыш уже должен знать своё имя. Вот здесь пригодятся потешки, песенки, в которых присутствует имя ребенка, например:

Катя, Катя (Оля, Лена) маленькая,                    Пройди по дороженьке,

Катенька удаленькая,                                         Топни, Катя, ноженькой.

Или:

Кто у нас хороший?                                         Вовочка хороший!

Кто у нас пригожий?                                        Вовочка пригожий!

 

    Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

    Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Народное творчество формирует сотрудничество взрослого с ребенком с самого раннего возраста. О педагогической ценности народного поэтического творчества не должны забывать воспитатели, в чьи руки отданы самые юные граждане нашей страны.

Литература:

  1. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. Для работников дошк. Учреждений. – М.: Просвещение, 1987г.
  2. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2006г.
  3. Детский фольклор. Виноградов Д.С. Л,. 1976г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...

Развитие учащихся средствами устного народного творчества

Использование средств устного народного творчества - загадок, пословиц, поговорок, песен, сказок - в урочной и внеурочной деятельности....

Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а ...

Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества

в презентации рассказывается  и показывается о значении устного народного творчества для маленьких детей...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В статье рассматривается устное народное творчество как средство экологического воспитания детей младшего школьного возраста....