программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
рабочая программа на тему

Цыганок Елена Викторовна

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mbou_ivanovskaya_sosh.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Ежегодно для учащихся школы организуется летний оздоровительный лагерь при школе, который функционирует на базе МБОУ «Ивановская СОШ».

   В нем отдыхают дети в возрасте от 7 до 11 лет.

   Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа лучших учителей школы совместно с   учреждениями микросоциума.

   Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей, изучения ими ранее недоступных сфер человеческой деятельности.

       За последние десятилетия мир вокруг нас значительно изменился. В молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. Она особенно необходима в период летних каникул. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях.

       Отмечается резкая дифференциация доходов разных семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, наоборот,их безработица. Эта ситуация как порождает внутренние конфликты и проблемы у детей, так и делает очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми. В то же время медики, социологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных на общество», предоставленных самим себе, не знающих чем заняться. В летнее время данные проблемы осложняются в виду того, что увеличивается количество свободного времени у детей. 

Решение проблем отклоняющегося поведения подростков возможно лишь на программно-целевой основе. Поэтому работа летнего пришкольного лагеря рассматривается, как составная часть данной программы. 

   Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагерь способствует формированию не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.

Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.

Летний лагерь сегодня – это:

1. Возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.

2.Укрепление здоровья и организация досуга учащихся.

3.Профилактика вредных привычек, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальная защита прав и законных интересов детей.

     Именно первоочередной задачей летнего пришкольного лагеря является физическое и духовное оздоровление детей и подростков.

Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана данная программа.

   Разработка программы продиктована:

●Повышением спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых школьников;

●Модернизацией старых форм работы и введением новых;

●Сбалансированным   питанием;

●Использованием естественных оздоровительных факторов лета.

     Реализация программы происходит как в кратковременном воздействии на детей, так и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности, и основывается на следующих принципах:

●Оздоровительный лагерь для ребёнка.

●Высшим показателем оценки работы пришкольного лагеря можно считать самочувствие в ней человека, каждого ребёнка и взрослого.

●Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя – личность ученика.

●Взаимодействие педагога, воспитателя, воспитанника и родителей – это творческое сотрудничество единомышленников.

●Воспитание эффективно, если оно целесообразно и нешаблонно. Творчество учителя, воспитателя – важнейший признак педагогической культуры.

●Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.

●Воспитательный процесс дискретен: ребёнок не всё время находится под воздействием школы. Поэтому воздействие должно быть ярким, запоминающимся, воспитывающим.

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  1. Конституция РФ
  2. Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»
  3. Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  4. Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
  5. Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и     оплаты их труда.
  6. Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
  7. Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996).
  8. Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30.06.1999. - № 121.
  9. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 год (Постановление Правительства РФ № 732 от 3.11.2002 г.).
  10. Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.
  11. Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование «4-5 2000 г. Стр. 269.
  12. Приказ МО РФ № 2688 от 13.07.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г., стр. 249.
  13. Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций. Журнал «Народное образование» № 3 2002 г., стр. 272.
  14. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. СанПиН 2.4.4.2599-10
  1. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
  2. Устав МБОУ «Ивановская СОШ».

Цель программы: организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период.

Задачи программы:

●Организация социально-значимой деятельности несовершеннолетних в каникулярное время;

●Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся в каникулярный период;

●Создание условий для развития детско-юношеского творчества, физкультуры и спорта;

●Формирование у школьников навыков общения и толерантности;

●Привитие навыков здорового образа жизни; 

●Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период;

 ●Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Программа как средство реализации поставленных целей и задач включает в себя следующие направления:

Здоровый образ жизни

Задачи:

● Активная и широкая пропаганда здорового образа жизни

● Развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере.

● Обучение приемам и методам оздоровления организма.

● Обеспечение качественным сбалансированным питанием учащихся.

Содержание деятельности:

● Минутки здоровья;

● Контроль за качеством питания;

● КТД «Здоров будешь - все добудешь!»;

● Парад спортивных достижений «Веселый репортаж»;

● «Веселые старты»;

● Викторины: «Мы то, что мы едим!»;

Интеллектуально-творческое воспитание 

  Задачи:

● Развитие творческих способностей через КПД и индивидуальную деятельность.

● Развитие интеллектуальных способностей детей.

● Создание взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности 

● Воспитание духовной культуры.

Содержание деятельности:

● Викторины: «Ромашка»

● Спортивно-интеллектуальная игра «Поле чудес»;

● Малые олимпийские игры и др.

 ● Конкурсы: рисунков на асфальте;

● Фестиваль детского творчества «Летняя мозаика»;

● Мастер - классы по асфальтовой живописи, мозаике, оригами, аппликации, вышиванию, по составлению кроссвордов, букетов и т.д.

Нравственно-патриотическое воспитание 

Задачи:

● Поддержание у детей интереса к родному краю, своей стране.

● Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране

● Воспитание в детях доброты, человечности, милосердия

● Формирование у учащихся интереса к историческому прошлому страны.

Содержание деятельности:

● Экскурсии в краеведческий музей района

● День Памяти и скорби, посвящённый 22 июня, «Мы памяти этой верны»

● «Игры народов мира»;

● Беседа: «Россия – Родина моя»

Предупредительно-профилактическое воспитание.

Задачи:

● Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка и соблюдения правил дорожного движения.

● Обеспечение защиты прав несовершеннолетних.

● Организация досуга и отдыха детей и подростков в каникулярное время.

● Сокращение числа учащихся, совершивших правонарушения в летнее время.

Содержание деятельности:

● Организация бесед   инспектора ПДН по вопросам безопасности;

● «Берегите лес от пожара» - беседа.

 ● Конкурс рисунков по ПДД;

● Посещение семей учащихся, которые находятся в лагере и состоят на внутришкольном контроле.

Экологическое воспитание  

Задачи:

● Поддержание интереса к окружающему нас миру, природе

● Формирование у учащихся правильного общения с природой, готовности защищать её.

● Поддержание вокруг школы экологически благоприятной, «зелёной зоны». 

Содержание деятельности:

● Мастер-класс «Летняя мозаика»;

● Трудовой десант;

● Кругосветка «Знатоки лесной аптеки»;

● Конкурс поделок из природного материал

● Зоологические забеги.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

                В мероприятиях , проводимых в оздоровительном лагере, принимают участие все дети. Каждый день в лагере подчинён определённой идее, с помощью которой организуется деятельность ребёнка.

                Правила игры определяются законами лагерной жизни и основными направлениями деятельности школьников.

Законы жизни лагеря

●Закон главной тропы: нельзя нарушать правила дорожного движения, уходить одному с территории лагеря, всегда и везде вместе с отрядом.

●Закон чистоты: соблюдай чистоту во всём и везде, будь опрятным.

●Закон единого плеча: поддерживаем друг друга, не обижаем младших, уважаем старших.

●Закон здорового духа: начинаем день с утренней зарядки, соревнуемся в честной борьбе, заботимся о своём здоровье.

●Закон колокольчика: будь весел, принимай участие в праздниках, конкурсах, твори и выдумывай.

●Закон зелёного друга: береги природу, не обижай братьев меньших.

●Закон мудрой совы: читай каждый день и будешь умней.

РЕЖИМ ДНЯ 

8.30 – сбор детей, зарядка

9.00-9.15 – линейка

9.15-10.00 – завтрак

10.00-12.00 – работа по плану отрядов

12.00-13.00 – оздоровительные мероприятия

13.00 – 13.30 – обед

13.30-14.30 –свободное время – занятия по интересам

Календарный план смены

1-й день (02 июня 2014 г.) – «Познакомимся поближе»:

  1.  Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей, оформление отрядных уголков.
  2. Открытие лагеря: игровая программа, конкурс рисунков. (Старшая вожатая Трубачева  О. В.)

2-й день (03 июня 2014 г.) –  «Веселая регата»:

  1. Экскурсия в библиотеку «Великий русский писатель А. С. Пушкин»(Библиотекарь  Березуцкая Н. А.)
  2. Поход в кинотеатр. (СДК Ивановское)
  3. «На дворе у нас игра» - подвижные игры на свежем воздухе.

3-й день (04 июня 2014 г.) – «Хорошо спортсменом быть»:

  1. Малые Олимпийские игры.
  2. «Веселый репортаж» - конкурс рисунков, стихов, рассказов на спортивную тему.( Физ. рук. Леляков П. В.)

4-й день (05 июня 2014 г.) «Закаляйся, если хочешь быть здоров!».

  1. Встреча с медицинским работником «В гостях у королевы здоровья»
  2. Беседа «Закаляйся, если хочешь быть здоров!».

(Мед. работник Новикова О. А.)

5-й день (06 июня 2014 г.)

«Живая старина»:

  1. Конкурс прикладного творчества  «Мы фантазеры» - выставка работ.
  2. Беседа «Уважай старших». (Старшая вожатая Трубачева  О. В.)

8-й день (10 июня 2014 г.) «Театрализованные старты»

  1. Театрализированное представление -инсценирование сказки (Рук. Кружка «Театр + МЫ» Трушова Н. Е.)
  2. Свободное время, игры по интересам.

7-й день (09 июня 2014 г.) – «Летний калейдоскоп»:

  1. Интеллектуальные игры - «Поле чудес»
  2. «Летняя мозаика» - игровая программа, конкурс на лучший летний букет. (Старшая вожатая Трубачева  О. В.)

6-й день (07 июня 2014 г.)  «Сказочные старты»:

  1.  «Путешествие за тридевять земель» - викторина по сказкам.
  2. . «Гостиная Василисы Премудрой» - конкурс сказочников. (Воспитатель Доронина Е.А.)

9-й день (11 июня 2014 г.) –  «Россия - родина моя»

  1. Просмотр патриотического фильма
  2. Беседа: «Россия – Родина моя» (Воспитатель Залунина З. Л.)
  3. Поход в кинотеатр.

10-й день (16 июня 2014 г.)  Веселые старты:

  1. Веселые старты.
  2. Свободное время, игры по интересам. ( Физ. рук. Леляков П. В.)

11-й день (17 июня 2014 г.) – «Путешествие в Цветочный город»:

  1. «Ромашка» - викторина о цветах.
  2. Конкурс на лучший летний букет. (Воспитатель Крикунова С. Е.)

12-й день (18 июня 2014 г.) – «Мы юные пожарники»:

  1. Беседа на противопожарную тему.
  2.  «Берегите лес от пожара» - беседа. (Воспитатель Фищенко Н. И.)

13-й день (19 июня 2014 г.)

«День смеха»:

  1. «Праздник смеха» - игровая программа.
  2. Конкурс дружеских шаржей.

14-й день (20 июня 2014 г.) «Путешествие в страну сладкоежек»:

  1. «Мы то, что мы едим» -беседы о здоровом питании, викторина.
  2. Конкурс «Шуточное меню». (Старшая вожатая Трубачева  О. В.)
  3. Поход в кинотеатр. (СДК Ивановское)

15-й день (21 июня 2014 г.)  «Путешествие в Спортландию»:

  1. Военно-спортивная игра в лагере «Поиск городов»
  2. «Наши лучшие спортсмены» - конкурс рисунков, стихов и рассказов.

16-й день (23 июня 2014 г.) – «Зов джунглей»:

  1. Прогулка в царство растений Марьинского парка.
  2. «В гостях у Лешего» - беседа «Как вести себя в лесу».

17-й день (24 июня 2014 г.) – «По следам Робинзона»:

  1. Конкурс на лучшего следопыта.
  2. Конкурс детективных комиксов. (Воспитатель Ковалева Н. А.)

18-й день (25 июня 2014 г.) Фестиваль искусств:

  1. «Мир твоих увлечений» - рассказы детей о своих хобби. Выставка.
  2. Беседа «Как вести себя на концерте и в театре». (Старшая вожатая Трубачева  О. В.)

19-й день (26 июня 2014 г.) – «Будь природе другом»:

  1. Конкурс стихов о природе.
  2. «Лекарственные растения» - беседа.
  3. Поход в кинотеатр. (СДК Ивановское)

20-й день (27 июня 2014 г.) – «Фестиваль игры»:

  1. Веселый футбол.
  2. Игры по интересам.  ( Физ. рук. Леляков П. В.)

21-й день (28 июня 2014 г.) – «Расстаются друзья»»:

  1. Концерт детского творчества.
  2. «В гостях у кота Леопольда» - беседа «Давайте жить дружно».

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Нормативно-правовые условия:

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Устав МБОУ «Ивановская СОШ».
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  • Приказы отдела образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Акт приемки лагеря.
  • Планы работы.

  1. Кадровые условия.

  • В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
  •     Начальник лагеря
  •     Воспитатели
  •     Обслуживающий персонал
  •     медработник

 

  1. Методические условия предусматривают:

 

  •     наличие необходимой документации, программы, плана;
  •     проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  •     коллективные творческие дела
  •     творческие мастерские
  •     индивидуальная работа
  •     тренинги
  •     деловые и ролевые игры

 

  1. Материально-технические условия предусматривают:

 

 

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

 

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты,  

Материальная база школы.

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

 

 

 

 

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания,    (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

 Площадка для  проведения общелагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

 

Школьный стадион

 

Отрядные дела, игры-путешествия

 

Материальная база

школы

 

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый зал

 

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинский работник школы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед,  

 

Заведующая пищеблоком

 

Комнаты гигиены

 

Туалеты    раздевалки

 

Материальная база школы

 

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

 

Методическое обеспечение программы

   Методические условия предусматривают:

●наличие необходимой документации, программы, плана;

●проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

●коллективные творческие дела;

●индивидуальная работа;

●деловые и ролевые игры;

●самоуправление в отряде и в лагере.

Мотивационное обеспечение программы

Данная программа – это система свободных, не организуемых жёстко пространств, в центре которой находится ребёнок. Она ориентирует каждого педагога на максимально внимательное отношение к каждому ребёнку, предоставляет ему возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в самостоятельно выбранном направлении.

                В этой системе основной акцент делается на удовлетворение интересов, желаний и потребностей ребёнка, самостоятельное планирование им своего времени, осуществление выбора занятия в соответствии со своими интересами

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

●Укрепление здоровья детей

●Интерес у школьников к занятиям физкультурой и спортом

●Развитие творческих способностей учащихся

●Развитие коммуникативных способностей 

●Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов

●Отсутствие противоправных действий, нарушений правил дорожного движения учащимися школы в летний период.

 Организация управления программой и контроль

за ходом её реализации.

   Организацию и коррекцию деятельности по реализации программы осуществляет творческая группа под руководством заместителя директора по воспитательной работе. Итоги реализации программы проводятся один раз в год на совещании при заместителе директора по ВР по итогам работы лагерной смены. Информация о деятельности направляется в Отдел образования.

Программу реализуют: заместитель директора по ВР, воспитатели отрядов, вожатые.

           Для того, чтобы воспитательная работа давала нужный результат, необходим тесный контакт с воспитателями и вожатыми.

             

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Ивановская СОШ»

Ю. Н. Егоров

_______________

«_____»_______201_ г.

Программа

летнего оздоровительного лагеря «Буратино» с дневным пребыванием

для обучающихся 1-4 классов   

«Секреты здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна здоровья»

Цель программыСоздание условий для оздоровления учащихся и организационного отдыха в летний период, укрепления физического, духовного и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей ...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Весёлые каникулы - 2013"

1. Программа лагеря разработана на основе нормативных документов Министерства образования Нижегородской области "Об организации и проведении летней кампании" 2. Ежедневное планирование лагеря "Ве...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Фабрика звёзд»

Представлена программа летнего отдыха учащихся в условиях школы. http://vlager.edu.ru/program/?search=%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B......

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город детства»

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город детства"....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Дружба" при МОУ "Ковернинская средняя школа №1" - "Путешествие по стране ГТО"

В настоящее время воспитание здоровой и физически развитой личности является одной из приоритетных задач нашего государства. Для её решения необходимо обеспечить круглогодичное включение детей и подро...

ПРОГРАММА Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей БОУ «Воронцовская СШ» «Дети Земли» (с экологическим уклоном)

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе....