Методическое сообщение "Развитие волевых качеств у школьников"
методическая разработка (4 класс) на тему

Вавина Юлия Леонидовна

В методическом сообщении "Развитие волевых качеств у школьников" раскрываются понятия о воле, формировании необходимых качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

Развитие волевых качеств

у школьников

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком. 

Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более значимы и притягательны для человека эти цели, тем – при прочих равных условиях – сильнее будет его воля, напряженнее желания, упорнее стремление к их осуществлению. Значимой целью является для человека то, что связано с его потребностями и интересами.

Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

 На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Эти качества вторичные.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

        Волевое действие, необходимость в нем возникает, тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

 Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

        Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.

        Совершенно очевидно, что особо важную роль играет развитие волевых качеств для одаренных детей.

         В настоящее время очень много говорится о роли деятельности

в развитии ребенка, но при этом не всегда подчеркивается, что далеко не каждая деятельность развивает ребенка. Для того чтобы из задатков появились способности, необходима познавательная потребность, которая является главной отличительной особенностью одаренного ребенка. А для этого необходима  продуманная система  развития волевых навыков.

         Мною разработан цикл занятий, направленных на развитие волевых качеств. В каждом занятии представлены тесты, анкеты, опросники, упражнения, памятки, правила. Основу занятий составляют сведения из жизни великих людей, притчи, основные понятия, «мысли мудрых».

        Главная цель занятий -  воспитывать у детей нравственно-волевые качества, помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания. Поэтому особое внимание уделяется формированию у детей силы воли, целеустремленности, настойчивости, упорства, решительности, трудолюбия и т.д.

         При построении занятий учитывалось то, что всякое волевое действие можно структурировать следующим образом: осознание цели - стремление к ее достижению - осознание ряда возможностей - осознанный выбор мотива действия - выбор решения - осуществление решения.

        Критерием оценки эффективности данных занятий должно стать стремление учащихся развить в себе положительные качества личности, появление у них потребности в развитии силы воли, а также сформированности умений и навыков самостоятельной работы, направленной на развитие волевых качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие волевых качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности

Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определ...

Занятия по развитию волевых качеств у школьников

В каждом занятии представлены тесты, анкеты, опросники, упражнения, памятки, правила. Основу занятий составляют сведения из жизни великих людей, притчи, основные понятия, «мысли мудрых»....

"Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника"

Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значимая роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащенииее внутреннего содержания, морально - волевых качеств....

"Развитие волевых качеств младших школьников"

Развитие эмоционально-волевой саморегуляции у детей младшего школьного возраста является важнейшим условием успешной учебной деятельности.Развитие эмоционально - волевой саморегуляции не может осущест...

Формирование волевых качеств у младших школьников

Статья о важности воспитания у младших школьников волевых качеств. Основные приёмы для формирования волевых качеств...