Формирование волевых качеств у младших школьников
статья

Виноградова Анна Евгеньевна

Статья о важности воспитания у младших школьников волевых качеств. Основные приёмы для формирования волевых качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volevye_kachestva.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование волевых качеств у младших школьников

       Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения. 

      За каждое волевое действие ученик несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Младший школьник должен вовремя приходить в школу, быть внимательным на уроке, регулярно готовить домашние задания; причем делать все это надо и тогда, когда нет желания. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. При единстве требований школы и семьи у детей этого возраста успешно развиваются такие качества, как организованность и прилежание. Поведение ребенка под влиянием предъявляемых к нему требований  начинается  с усиленного развития выдержки, сдержанности и терпения, как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. В процессе учебной деятельности крепнут и дефференцируются мотивы долга.

       Сначала ребенка приходиться принуждать к тому, чтобы он неукоснительно выполнял правила поведения в школе и дома, потом начинается следующий этап формирования волевой привычки - этап «втягивания», когда ребенок выполняет все требуемое без напоминаний, но еще возможны срывы, нежелание делать зарядку или вовремя сесть за уроки. На третьем этапе у ребенка формируется потребность в выполнении режима дня. Это значит, что у него сформировалась привычка к гигиенической культуре достаточно от 5 до 10 недель, а для формирования привычки к сосредоточенному интеллектуальному труду нужны годы. Отсюда следуют, что учителю нельзя ослаблять внимание к формированию этой волевой привычки на протяжении всех лет обучения детей в начальной школе. Но зато, если удалось эту привычку сформировать, она уже автоматически будет срабатывать в течение всей последующей жизни воспитанника. Отрицательные последствия для ребенка имеет невнимание учителя и родителей к  развитию волевой сферы личности.

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

-Конструктивные предметные игры, появляющиеся в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.

-Сюжетно- ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности.

-Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Например: «Король», «Прошепчи имя», «Все мы чем-то похожи…», «Объятия», «Кошки, собаки, медведи и зайцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время

В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...

Формирование нравственных качеств у младших школьников.

Курсовая работа теме:"Формирование нравственных качеств у младших школьников"Рассмотрение вопросов нравственности и духовности, т.к. в современном образовании это тема является актуальной...

Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.

Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает ...

"Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника"

Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значимая роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащенииее внутреннего содержания, морально - волевых качеств....

"Формирование интегративных качеств личности младших школьников на уроках окружающего мира"

выступление на районном семинаре учителей начальных классов и воспитателей ДОУ по проблемам преемственности...

Буклет "Воспитание волевых качеств личности младшего школьника"

Уважаемые гости сайта, в представленном буклете "Воспитание волевых качеств личности младшего школьника" Вы можете найти интересную и полезную информацию о том, как развить волевые качества ...

Развитие морально - волевых качеств у младших школьников в процессе обучения самбо

Развитие морально - волевых качеств происходит в процессе занятий и соревнований и в быту. Правильное построение занятий, соревнований и режима, соответствующая требовательность со стороны тренера явл...