Формирование нравственных качеств у младших школьников.
материал по теме

Грецкая Оксана Степановна

Курсовая работа теме:"Формирование нравственных качеств у младших школьников"

Рассмотрение вопросов нравственности и духовности, т.к. в современном образовании это тема является актуальной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_2.rar29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………….....................................................................................................................3

Раздел I. Понятие, цели, задачи, виды нравственного воспитания...........................................6

Раздел II. Диагностика нравственной воспитанности младших школьников.......................12

Раздел III. Методы нравственного воспитания.........................................................................17

Заключение...................................................................................................................................22

Список использованной литературы.........................................................................................24

Введение

Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Социальный заказ государства на воспитание человека, формирования новых жизненных установок личности определен и нашел отражение в документах по вопросу модернизации образования, где сказано, « …развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди…»,  Законе РФ "Об образовании". Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным, что обосновывает внесенную в вышеупомянутый закон поправку об основной задаче образования, которой признано формирование духовно-нравственной личности.

В 2002 году проходило научное исследование «Социально – педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников»,  в опросе которого приняли участие 140 педагогов из 6 регионов РФ. Лишь 24% педагогов назвали формирование духовно-нравственных ценностей, отвечая на вопрос, что они считают  главным в учебно-познавательном процессе, а большинство опрошенных эту проблему поставили на последнее место по степени значимости. В ответах учителей начальной школы на вопрос о том, какие личностные качества в учениках воспитать не удаётся или удаётся плохо, чаще всего педагоги отмечали, что испытывают значительные затруднения в воспитании у детей нравственных качеств, т.е. тех,  которые определяются духовно-нравственными ценностями детей: доброта, отзывчивость, искренность, сострадание, умение сопереживать и сочувствовать - это такие качества личности, которые имеют глубинную природную основу и слабо компенсируются другими качествами.

Всегда высоко ценилась духовно-нравственная воспитанность. В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро, одной из причин чего является абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана со следующими положениями:

1) общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2) в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3) само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4) вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Учитывая  вышесказанное, можно говорить о таких противоречиях, которые сложились между:

-  потребностью общества в высокоорганизованной, духовно развитой личности  и отсутствием системы нравственного воспитания  учащихся;

- социальным заказом общества по воспитанию у детей нравственных качеств  и низким уровнем проявления этих качеств у детей и взрослых к данной проблеме;

-  неоспоримым чувством уважения к старшему поколению и широким распространением в общественном сознании эгоизма, цинизма, агрессивности.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром. Гражданское и нравственное воспитание, воспитание героя, патриота, воспитание честного человека целиком основывается на воспитании чувств.

Наделив школьника знаниями, но не воспитав в своем ученике нравственно богатую личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера. Педагог, занимающийся нравственным воспитанием, сам -  пример нравственного поведения,  личность. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчет, но и на его собственные чувства и эмоции. Современная профессиональная педагогическая деятельность требует учителя, ценностными установками которого является приоритет личностного развития школьника, способность свободно ориентироваться в сложных социокультурных проблемах. Результативность работы педагога зависит и от способности учителя научить ребенка интонационно-образному восприятию мира, что пробуждает интерес к предмету.

Актуальность работы обусловлена тем, что именно в младшем школьном возрасте закладываются культурологические основы нравственного воспитания. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит будущее нашей страны, ее благополучие.

Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно - нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Предмет исследования - духовно - нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности, средства воспитания нравственных качеств младших школьников.

Объект исследования – развитие духовно - моральных качеств личности младших школьников как  процесс их нравственного воспитания.

В соответствии с актуальностью, проблемами, целями, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Проанализировать задачи и содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников;

3. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.

4. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности.  

Работа состоит из введения, основной части из трех разделов, заключения и списка литературы.

Раздел I. Понятие, цели, задачи, виды нравственного воспитания

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. "Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)[1]." В.И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного." "Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести[2]." С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И.: "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами". Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека". А Ницше считал: "Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю. "Мораль - это важничанье человека перед природой". В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить "умению чувствовать человека". "Никто не учит маленького человека: "Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное". Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать". Также считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает".

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, которая является ведущей для младших школьников, так как обладает большими воспитательными возможностями. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся[3].

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Основные задачи нравственного воспитания можно сформулировать следующим образом: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков[4].

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате " наставление нравов" он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: "научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же цитировал народное изречение: " кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает". Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог - демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: "Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность". Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".

Из педагогов - классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье "о нравственном элементе в воспитании" он писал: "Нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…" Но если педагоги - классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение. Нравственные нормы, правила и требования к поведению личности - есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на этот вопрос, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою "нравственность" в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовидность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

Раздел II. Диагностика нравственной воспитанности младших школьников

Воспитание нравственных качеств младших школьников не может эффективно осуществляться без учета результативности этого процесса, его диагностики. Необходимо отметить, что в педагогической теории данная проблема освещалась в основном на уровне обобщения результатов опыта воспитательной работы учителей и классных руководителей. Вопросы диагностики нравственной воспитанности младших школьников не получили всесторонней научной разработки и затрагивались при исследовании отдельных аспектов педагогической диагностики в практике учебно-воспитательной работы школы и в связи с изучением эффективности воспитания.

Исходными теоретическими посылками при решении методических основ диагностики нравственной воспитанности младших школьников выступают следующие.

Во-первых. При изучении нравственной воспитанности младших школьников необходимо руководствоваться положением о том, что результаты диагностики следует сравнивать не с какой-то моральной нормой или идеалом, а сопоставлять с реальным стартовым уровнем нравственной воспитанности учащихся, на котором они находились до проведения с ними с ними воспитательной работы.

Во-вторых. Одной из причин несовершенства диагностики нравственной воспитанности школьников является то, что «при измерении в результат нравственного воспитания и развития обычно включается лишь конечный идеал, а все промежуточные звенья не принимаются в расчет. В связи с этим результативность воспитания оценивается только по внешним показателям, без учета сложных внутренних изменений»[5]. Поэтому определение критериев и характеристик (структурной и содержательной) нравственной воспитанности должно основываться на положении о том, что нравственные качества как психологические образования имеют внутреннюю содержательно-психологическую структуру, степень сформированности компонентов которой и определяет характер и направленность деятельности и поведения учащихся начальных классов. Изучение содержательной и структурной характеристик нравственной воспитанности младших школьников позволяет установить не только ее внешние поведенческие проявления, но и внутренние психологические изменения, происходящие под влиянием воспитания.

В-третьих. Педагогическая диагностика не является самоцелью. Она не может выступать только в качестве инструмента познания личности младшего школьника[6]. Поэтому, определяя методические основы диагностики нравственной воспитанности школьников,  необходимо придерживаться следующего положения: регулярное и систематическое изучение нравственной воспитанности учащихся является одним из важнейших этапов конструирования воспитательной работы учителя начальных классов, основой ее организации и совершенствования,  т.е.  диагностику нравственной воспитанности следует рассматривать не только как инструмент познания личности младшего школьника, но и как инструмент воспитания его нравственных качеств.

В-четвертых. Нравственное формирование личности осуществляется под влиянием воспитания, ближайшего круга общения учащихся начальных классов, семьи и других факторов социальной среды. Нередко последние оказывают даже более сильное воспитательное воздействие на формирование нравственности личности младшего школьника, чем воспитательные усилия педагога.  Если мы получаем в нравственном воспитании запланированный результат (нравственные качества и свойства личности), то тем самым направляем конечное влияние на личность и неорганизованных воздействий,  иначе говоря,  определяем получение конечного результата всего процесса формирования личности, конечно, в ограниченном объеме в аспекте задач воспитания»[7]. Действительно, диагностика нравственной воспитанности младших школьников не позволяет с определенной достоверностью установить, какие нравственные качества сформировались в семье, какие — под влиянием стихийного общения со сверстниками, а какие — в результате целенаправленной воспитательной работы учителя. Тем не менее в структуре педагогической деятельности, как это будет раскрыто ниже, диагностика нравственной воспитанности учащихся занимает значительное место и играет важную роль в организации воспитания их нравственных качеств, оценке эффективности проводимых учителем начальных классов воспитательных мероприятий, повышении его педагогического мастерства.

В практике нравственного воспитания младших школьников диагностика нравственной воспитанности личности выполняет прежде всего информационно-прогностическую функцию. К началу обучения в школе у ребенка формируется комплекс определенных нравственных привычек, а также отдельных структурных компонентов нравственных качеств. С другой стороны, процесс нравственного формирования личности младшего школьника является непрерывным. Поэтому на начальном этапе организации нравственного воспитания учащихся учителю начальных классов очень важно иметь информацию об уровне их нравственной воспитанности.

Процесс воспитания того или иного нравственного качества занимает довольно продолжительное время. В этой связи текущая диагностика нравственной воспитанности младших школьников помогает учителю своевременно выявлять недостатки и отклонения в нравственном формировании личности ученика, учитывать его индивидуальные особенности и на этой основе осуществлять корректировку проводимой воспитательной работы. Контролируя процесс воспитания у младших школьников нравственных качеств, учитель начальных классов имеет возможность управлять им[8].

Диагностика нравственной воспитанности позволяет учителю начальных классов не только прогнозировать воспитательную работу по целенаправленному формированию нравственных качеств учащихся, контролировать и корректировать ее, но и оценивать результаты своей педагогической деятельности. В соответствии с поставленными воспитательными задачами учитель начальных классов использует для их реализации разнообразные воспитательные мероприятия: беседы, утренники, экскурсии, посещение музеев, театров, проведение встреч, организацию школьных выставок и др. Каждое из воспитательных мероприятий вносит определенный вклад в формирование нравственных качеств личности младшего школьника. Реализация в педагогической деятельности оценочно-результативной функции диагностики нравственной воспитанности младших школьников способствует также повышению педагогического мастерства учителя начальных классов[9]. Установлено, что учебно-воспитательная деятельность учителей, которые систематически проводят диагностику нравственной воспитанности младших школьников, характеризуется следующими признаками:

— четкостью и конкретностью в определении воспитательных задач, поиском оптимальных путей их реализации;

— осуществлением преемственности в нравственном воспитании учащихся в течение их обучения в начальной школе;

— творческим подходом к планированию воспитательных мероприятий и отбору методов нравственного воспитания;

—  повышением роли обучения в воспитании у учащихся нравственных качеств;

— осуществлением постоянного контроля за ходом нравственного воспитания учащихся и его корректировкой;

— организацией совместной целенаправленной работы с родителями по воспитанию у учащихся нравственных качеств;

—  сопоставлением и анализом запланированных результатов с полученными в ходе нравственного воспитания учащихся;

— учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их нравственного воспитания;

— овладением учителем научными методами изучения личности младшего школьника.

Появление указанных выше признаков в педагогической деятельности учителя начальных классов, несомненно, свидетельствует не только о совершенствовании воспитательной работы по формированию у учащихся нравственных качеств, но и о росте его педагогического мастерства.

Теоретические основы диагностики нравственной воспитанности учащихся начальных классов, базирующиеся на идеи личностно ориентированного воспитания, имеют практическую направленность, в которой выражается весь целостный процесс формирования нравственных качеств младших школьников: его прогнозирование, осуществление, совершенствование, а также оценка результативности.

Нравственные качества не только формируются в деятельности и общении, но и проявляются в них. По характеру и направленности поведения и деятельности учащихся можно судить о наличии у них тех или иных нравственных качеств и устойчивых привычек. В любой деятельности и общении ученик так или иначе обнаруживает свою нравственную воспитанность или проявляет признаки невоспитанности. Нравственность ученика характеризуется совокупностью разнообразных нравственных качеств и их содержательно структурных компонентов, отражающих его отношения к Родине, другим странам и народам, к выполнению своих обязанностей,  к материальным ценностям и природе,  другим людям и к самому себе[10].

Большая часть времени жизнедеятельности учащихся начальных классов, их общения со сверстниками и взрослыми приходится на семью. Нравственные отношения, в которые включаются учащиеся вне школы, регламентируются и направляются традициями семейного воспитания и требованиями родителей. Изучение нравственной воспитанности младших школьников, ее диагностика должна осуществляться в условиях школьного и семейного воспитания. Это позволяет не только значительно повысить ее объективность, но и педагогически направить семейное воспитание на нравственное формирование личности ребенка.

Диагностика нравственной воспитанности младших школьников является одним из важнейших условий повышения действенности и результативности нравственного воспитания. Младший школьник в процессе своей жизнедеятельности испытывает не только положительные внешние воспитательные воздействия, но и отрицательные формирующие влияния, которые приводят к появлению соответствующих качеств личности, нездоровых потребностей и привычек поведения. В этой связи диагностика нравственной воспитанности младших школьников должна быть направлена не только на изучение их положительных, но и на выявление отрицательных качеств.

Диагностика нравственной воспитанности младших школьников в педагогической деятельности учителя начальных классов является отправным пунктом в планировании и организации процесса воспитания нравственных качеств, его коррекции и совершенствования. Она позволяет учителю начальных классов правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации,  спланировать воспитательную работу,  а также составить программу нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе.

Раздел III. Методы нравственного воспитания

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт[11].

Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся[12]. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Важно в своих требованиях опираться на мнение школьников, советоваться с ними.

Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших школьников необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Используя этот метод в своей работе, учитель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у учащихся этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный, который позволяет ученикам самостоятельно решать нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы.

Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения[13]. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять - мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности.

Опираясь на знание этапов формирования учащихся - читателей и особенностей эстетического восприятия или литературных произведений, организуется чтение художественной литературы для младших школьников.

Специфические цели учебно-воспитательной работы в чтении художественной литературы направлены на обеспечение знакомства учащихся с разнообразными детскими книгами, освоение детьми общих свойств и закономерностей, по которым группируют книги, овладение различными видами деятельности с доступными книгами, что, в конечном счете, обеспечивает возможность каждому ученику определить свой круг чтения.

Для методики начального обучения предлагается следующая классификация методов:

1. метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, сообщение учителя, беседа);

2. метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала);

3. метод наглядного обучения.

Один и тот же материал может быть изучен разными методами (приемами) и их сочетаниями. Главное в современной школе - установка на максимальное развитие самостоятельности учащихся, на диалогичность учебного процесса. Учитывается также принцип педагогической целесообразности. Например, выразительное чтение имеет важное значение на этапе первоначального восприятия текста, чтение с комментариями позволяет привлечь внимание к тем сторонам произведения, которые при самостоятельном чтении не могут быть в достаточной степени восприняты и поняты учащимися.

Беседа особенно плодотворна в том случае, когда в ходе ее не только воспроизводится прочитанное, но стимулирует размышление учащихся, сопоставление фактов и т.д.

В практике обучения младших школьников используется самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя: анализ текста художественной литературы входящих и не входящих в программу. В процессе урока по пропедевтическому курсу учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выявляют закономерности, выполняют творческие задания.

Действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер. На уроках учащимся нужно создать такие условия, при которых предлагаемые материалы и задания выходят за рамки общепринятой учебной программы и содержат нечто новое и оригинальное[14].Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д. Во втором классе можно обучать детей исследовательскому методу. Желательно проводить уроки в основном в игровой форме с опорой на базовые знания учащихся. Большое внимание на уроках уделяется образности, занимательности, наполненности практической деятельностью.

Только на основе такого выбора методов обучения с учетом психолого-возрастных учебных возможностей и особенностей детей младшего школьного возраста вероятно приблизиться к решению стоящих перед курсом задач развивающего обучения.

Нужна активная мыслительная деятельность, самостоятельное продумывание фактов, поступков людей и последующая их оценка. Поэтому в учебный процесс включаются вопросы типа: а как бы вы поступили на месте данного литературного персонажа.Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним[15].

Как правило, ход познания нового материала на уроках традиционно организуется "от учителя". Такой путь облегчает познание, но менее эффективен для развития детей. Необходим другой путь познания - от учеников. В данном случае на развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональной сферой. "Идти от детей" в процессе познания означает организовать и направлять их поиск, то есть вести учеников в их коллективном творческом поиске.

Вопросно-ответный метод опроса на уроках приемлем лишь с адаптацией к младшим школьникам, так как он сковывает мыслительную деятельность ребенка. При такой организации опроса важно ставить вопросы в общем виде, чтобы пробудить самостоятельность мысли учащихся, а не заставлять их лишь напрягать память.

Активизации мыслительной деятельности младших школьников способствуют:

• вопросы, в которых сталкиваются противоречия;

• вопросы, требующие установления сходства и различия;

• действия выбора, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с другом различных вариантов;

• задания типа "Подтверди собственным примером...", "Докажи...";

•задания, требующие исправления чужих логических, стилистических, фактических и прочих ошибок...

Важным методическим моментом является самостоятельный поиск учеников, "добывание" знаний из различных источников из списка для внеклассного чтения.

Необходимо выделить следующие методы, направленные на стимуляцию творческой и умственной активности детей:

1. обеспечение благоприятной атмосферы на уроках. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка, что должно способствовать свободному проявлению дивергентного мышления;

2. обогащение "окружающей среды" ребенка самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

3. поощрение высказывания оригинальных идей;

4. обеспечение возможности для практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа в самых разнообразных областях знаний;

5. использование личного примера творческого подхода к решению различного рода проблем;

6. предоставление детям возможности свободно задавать вопросы.

Учитывая возрастные особенности (педагогические и психологические) младших школьников, учитель должен обращать внимание на осознанность, действенность и системность, а также прочность знаний. Знания должны быть усвоены на репродуктивном уровне, последующем достижении конструктивного и, по мере возможности и способности детей, творческого уровня знаний.

Достижение высоких уровней знаний возможно лишь при правильном сочетании информационного, эвристического и исследовательского методов познавательной деятельности[16].В процессе работы с художественной литературой могут применяться как традиционные формы обучения, так и уроки нестандартного, нового типа, нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок - анализ первоисточников; урок - комментарий; урок - панорама; урок - викторина; экспресс - опрос и так далее.

Учебные формы такого рода активизируют мыслительную деятельность школьников, развивают чувство ответственности, повышают творческие способности, побуждают к изучению дополнительного материала, развивают межпредметные связи. Уроки нестандартного типа приучают ребят к активному восприятию.

Творчество младших школьников способствует самовыражению, позволяет учителю выходить за рамки учебной программы. Результаты таких уроков - творческая активность, высокое качество знаний и умений, достигнутое в процессе общения учеников и учителя, воспитание культуры интеллектуального труда.

Заключение

В данной курсовой работе изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования нравственных качеств у младшего школьника, то есть нравственного облика личности.

Рассмотрена классификация нравственных качеств в психолого-педагогической литературе: патриотизм, любознательность, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина.

Определены эффективные методы и формы направленные на формирование нравственных качеств у младших школьников – метод формирования сознания в словесной форме.

Изучены диагностические методы по формированию нравственных качеств у младших школьников: анкета, тест, опрос, которые позволяют выявить уровень воспитанности.

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Подтверждается закономерность нравственного воспитания «Если человека учат добру - в результате будет добро", при условии постоянной, требовательной, настойчивой учебы в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Задача общеобразовательной школы - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ее решение связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром.

1. В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.

2. Оптимальные условия формирования нравственных качеств и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.

3. Формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения обеспечивается следующими условиями:

-  формирование нравственных качеств младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице);

– использование таких средств как картины; рисунки, ТСО и др. позволяет обеспечить формирование нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.

- содержание изучаемого материала раскрывает нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей и т.д.

И главная цель учителя будет достигнута - наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

Список использованной литературы

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992.

Приказ Министерства образования РФ  «О Концепции  модернизации российского образования на период  до 2010 года» от 11.02.2002.

Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа, 2005, №11. - С. 68-71.

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.

Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Альма Матер, 2006.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 класс). – М.: Просвящение, 2003.

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-12

Капустина Н.Г., Фомина Н.А. Представление младших школьников об основных этических категориях // Начальная школа, 2007, №9.

Кондрашин И. Глоссарий философских терминов. - 2006.

Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №6. - С. 3-6.

Маленкова Л.И.  Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000. - 436 с.

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы./ Сост. Игнатьева Т.В. – М.: Просвещение, 2004.

Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико- Принт», 2004. - 128 с.

Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 189 с.


[1] Кондрашин И. Глоссарий философских терминов. – 2006. – С. 191.

[2] Немов Р.С. Психология.В трех книгах.Кн.1.:Общие основы психологии. - М.:Владос,2000. – С. 203.

[3] Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – С. 458.

[4] Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Альма Матер, 2006. – С. 95.

[5] Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2001. – С. 139.

[6] Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.

[7] Капустина Н.Г., Фомина Н.А. Представление младших школьников об основных этических категориях // Начальная школа, 2007, №9.

[8] Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №6. - С. 3-6.

[9] Маленкова Л.И.  Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

[10] Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико- Принт», 2004. – С. 108.

[11] Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы./ Сост. Игнатьева Т.В. – М.: Просвещение, 2004. – С. 79.

[12] Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-12

[13] Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя(1-4 класс).– М.: Просвящение, 2003. – С. 65.

[14] Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа, 2005, №11. - С. 68-71.

[15] Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы./ Сост. Игнатьева Т.В. – М.: Просвещение, 2004. - С. 83.

[16] Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством технологии критического мышления на уроках литературного чтения

Модель формирования нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения....