Значение православной культуры в формировании нравственных качеств современных младших школьников
статья по музыке (1 класс)

НК-ПП-129                                                                                    Ярышева А.Н.,                                                                                                                             

Выпускница магистратуры  ФГБОУ ВО

«Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова»

г. Ульяновск, Российская Федерация

Научный руководитель: д.п.н., проф. Арябкина И.В.

 

Значение православной культуры в формировании нравственных  качеств  современных  младших  школьников

 

 «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны сейчас думать о том, что мы вкладываем в душу человека»

 В.А. Сухомлинский

Самое могучее и красивое дерево было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает младший школьник в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир младшие школьники совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

нравственность  - это код человеческих отношений. «Ключом» к расшифровке этого кода является культура. Латинское слово «cultura», означает «возделывание», «воспитание», «образование».

Образование светское, но понимание данных сочетаний слов следующее: образование - от образа Божия Слово «светскость» исходит от корня «свет». Свет, восходящий от Бога. Не дать погаснуть этой божественной искре в младшем школьнике, еще более разжечь ее – вот задача школы. Школа занимается образованием. Мы формируем, воспитываем личность. Личность понятие христианское, его нет в других культурах. Смысловой ряд: лик – личность, без лика – безличный, без образования – без образа, безобразный. Воспитание младших школьников было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

За последние десятилетия в школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Почему? ««Зло не исправляется злом, а добром»,Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Поэтому, преподавая современному младшему школьнику основы православной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться порицанием порока.

В чем сложность нашего образования? Его диагноз дал не психолог, не педагог, а гениальный писатель Самуил Яковлевич Маршак:

Точные диагностические строки, касающиеся самой технологии обучения. Вы никого ни о чем не спрашиваете – вам предлагают знания («ответы без вопросов»).

Что происходит сегодня? Пришло время перемены мира, нынешний век наиболее правильно назвать информационным, но появилась еще одна характеристика, которая ворвалась в наше сознание несколько лет назад. Наш век назван сетевым. Сегодняшние дети – дети приобщающиеся к информационной социализации. Социализация – это пространство, в котором младший школьник живет. Социализация – это приобщение к миру ценностей.  И образование – это не инструмент, а один из важнейших институтов социализации. Он находится в постоянных, сложных отношениях с другими институтами, в первую очередь с институтом семьи. И во что превращается школа, когда образование вырывается из института  семьи, института средств массовой коммуникации? Но сегодня школа имеет дело с другим поколением – поколением информационных акселератов. Весь трагизм ситуации в том, что грядущее поколение действительно на грани разрыва времен. Шекспировские слова о том, что распалась связь времен, относится и к нашим детям. В эпоху информационной социализации обучающиеся – это реальные «смыслочерпалки»: они сначала вычерпывают смыслы, а потом уже черпают знания. Современный младший школьник знает и умеет, но его беда в том, что он не хочет. Задача образования не дробить мир, а давать целостную картину мира. Это должно стать навигатором движения в изменяющемся информационном мире. Это миссия учителя. Образование задает идеологию страны. Сегодня идеологи – это учителя школ, вузов. И когда учителей называли гуру, и когда к Христу апостолы обращались как к Учителю, за этим была святая правда.

православную кульутру- давно предлагалось включить в федеральный образовательный стандарт, то есть изучать во всех школах и регионах России всем обучающимся в российских школах детям, без различия вероисповеданий. Изучать предлагается не православное исповедание, а представления Православия о человеке, его призвании, о нравственном законе и способах его соблюдения, о том, как люди строили свою душу, свой дом и нашу страну.

Это не оскорбляет мусульман, буддистов, атеистов, потому что творцами православной культуры являются люди разных кровей, иноверцы и даже атеисты. Дело не в крови и не в фамилии.

Православная культура – это язык выражения внутреннего мира всего народа, а не только одного человека. Из истории нам известно, что Тургенев называл себя атеистом, но он - творец православной культуры. Мусульманский писатель - Айтматов, - творец православной культуры.

Л.Н. Толстой был отлучен от церкви, тем не менее, он творец православной культуры. О необходимости изучения Библии детьми, Лев Николаевич говорил следующее: «Как все понятно и ясно, особенно для ребенка, и вместе с тем как строго и серьезно! Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой книги…Библия, как по форме, так и по содержанию, должна служить образцом всех детских руководств и книг для чтения»

Нельзя научить младших школьников быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки. Ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.   Новый школьный курс - это только начало большого и трудного пути. ОПК -  своеобразная ступень для духовно - нравственного роста и воспитания наших детей, но очень важно, чтобы сама школа хотела изучать православную культуру. ОПК -  это есть прикосновение к тем самым истоком, из которых должен пить каждый человек, живущий на русской земле, считающий ее своей.  Наше законодательство не только не запрещает, но даже обязывает изучать православную культуру. В Конституции  РФ (статья 44 пункт 3) сказано: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия» Заботиться о сохранении – это значит… знать, беречь, передавать другим это наследие. А как можно беречь и сохранять то, чего не знаешь? И когда вас спрашивают, зачем нужно знать «Основы православной культуры», можно ответить вопросом на вопрос: «А разве не стыдно не знать историю одной из древнейших мировых цивилизаций, той, к которой мы, живя в России, принадлежим независимо от нашей этнической принадлежности?»

Именно поэтому Православная культура должна стать «частью души ребенка, началом, порождающим личность». Игра для младших школьников – важное средство самовыражения, проба сил.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Батурин Г.И., Кузин Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольни­ков. - М., -1995. - С.  72
  2. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной дея­тельности: Автореф. дис. доктора пед. наук. Л., 1973.-42 с.
  3. Иоанн Златоуст, св. О воспитании: Репринт, изд-во Московской Патриархии, 1993. - С.  260
  4. Кочетов А.И.Методика изучения личности школьника // Педагогиче­ская диагностика в школе.— Минск: Народная асвета, 1987. — С. 34-72.
  5. Петровский A.B. Психологическая характеристика личности // Общая психология. - М.: Просвещение, 1970. - С. 117-119.
  6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека — Минск: На­родная асвета, 1978.- С.  288
  7. Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. д-ра пед наук. Воронеж. — 1992. — С.  46
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Просвещение, 1960. — С.  328
  9. Яковлев В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников. - Тамбов, 1975.- С.  190

© А. Ярышева, 2020

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НК-ПП-129                                                                                    Ярышева А.Н.,                                                                                                                             

Выпускница магистратуры  ФГБОУ ВО

«Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова»

г. Ульяновск, Российская Федерация

Научный руководитель: д.п.н., проф. Арябкина И.В.

Значение православной культуры в формировании нравственных  качеств  современных  младших  школьников

 «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны сейчас думать о том, что мы вкладываем в душу человека»

 В.А. Сухомлинский

Самое могучее и красивое дерево было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает младший школьник в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир младшие школьники совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Нравственность  - это код человеческих отношений. «Ключом» к расшифровке этого кода является культура. Латинское слово «cultura», означает «возделывание», «воспитание», «образование».

Образование светское, но понимание данных сочетаний слов следующее: образование - от образа Божия Слово «светскость» исходит от корня «свет». Свет, восходящий от Бога. Не дать погаснуть этой божественной искре в младшем школьнике, еще более разжечь ее – вот задача школы. Школа занимается образованием. Мы формируем, воспитываем личность. Личность понятие христианское, его нет в других культурах. Смысловой ряд: лик – личность, без лика – безличный, без образования – без образа, безобразный. Воспитание младших школьников было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

За последние десятилетия в школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Почему? ««Зло не исправляется злом, а добром», - говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.  Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Поэтому, преподавая современному младшему школьнику основы православной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться порицанием порока.

В чем сложность нашего образования? Его диагноз дал не психолог, не педагог, а гениальный писатель Самуил Яковлевич Маршак:

Точные диагностические строки, касающиеся самой технологии обучения. Вы никого ни о чем не спрашиваете – вам предлагают знания («ответы без вопросов»).

Что происходит сегодня? Пришло время перемены мира, нынешний век наиболее правильно назвать информационным, но появилась еще одна характеристика, которая ворвалась в наше сознание несколько лет назад. Наш век назван сетевым. Сегодняшние дети – дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации. Социализация – это пространство, в котором младший школьник живет. Социализация – это приобщение к миру ценностей.  И образование – это не инструмент, а один из важнейших институтов социализации. Он находится в постоянных, сложных отношениях с другими институтами, в первую очередь с институтом семьи. И во что превращается школа, когда образование вырывается из института  семьи, института средств массовой коммуникации? Но сегодня школа имеет дело с другим поколением – поколением информационных акселератов. Весь трагизм ситуации в том, что грядущее поколение действительно на грани разрыва времен. Шекспировские слова о том, что распалась связь времен, относится и к нашим детям. В эпоху информационной социализации обучающиеся – это реальные «смыслочерпалки»: они сначала вычерпывают смыслы, а потом уже черпают знания. Современный младший школьник знает и умеет, но его беда в том, что он не хочет. Задача образования не дробить мир, а давать целостную картину мира. Это должно стать навигатором движения в изменяющемся информационном мире. Это миссия учителя. Образование задает идеологию страны. Сегодня идеологи – это учителя школ, вузов. И когда учителей называли гуру, и когда к Христу апостолы обращались как к Учителю, за этим была святая правда.

Православную культуру давно предлагалось включить в федеральный образовательный стандарт, то есть изучать во всех школах и регионах России всем обучающимся в российских школах детям, без различия вероисповеданий. Изучать предлагается не православное исповедание, а представления Православия о человеке, его призвании, о нравственном законе и способах его соблюдения, о том, как люди строили свою душу, свой дом и нашу страну.

Это не оскорбляет мусульман, буддистов, атеистов, потому что творцами православной культуры являются люди разных кровей, иноверцы и даже атеисты. Дело не в крови и не в фамилии.

Православная культура – это язык выражения внутреннего мира всего народа, а не только одного человека. Из истории нам известно, что Тургенев называл себя атеистом, но он - творец православной культуры. Мусульманский писатель - Айтматов, - творец православной культуры.

Л.Н. Толстой был отлучен от церкви, тем не менее, он творец православной культуры. О необходимости изучения Библии детьми, Лев Николаевич говорил следующее: «Как все понятно и ясно, особенно для ребенка, и вместе с тем как строго и серьезно! Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой книги…Библия, как по форме, так и по содержанию, должна служить образцом всех детских руководств и книг для чтения»

Нельзя научить младших школьников быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки. Ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.   Новый школьный курс - это только начало большого и трудного пути. ОПК -  своеобразная ступень для духовно - нравственного роста и воспитания наших детей, но очень важно, чтобы сама школа хотела изучать православную культуру. ОПК -  это есть прикосновение к тем самым истоком, из которых должен пить каждый человек, живущий на русской земле, считающий ее своей.  Наше законодательство не только не запрещает, но даже обязывает изучать православную культуру. В Конституции  РФ (статья 44 пункт 3) сказано: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия» Заботиться о сохранении – это значит… знать, беречь, передавать другим это наследие. А как можно беречь и сохранять то, чего не знаешь? И когда вас спрашивают, зачем нужно знать «Основы православной культуры», можно ответить вопросом на вопрос: «А разве не стыдно не знать историю одной из древнейших мировых цивилизаций, той, к которой мы, живя в России, принадлежим независимо от нашей этнической принадлежности?»

Именно поэтому Православная культура должна стать «частью души ребенка, началом, порождающим личность». Игра для младших школьников – важное средство самовыражения, проба сил.

Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому младшие школьники так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые (Мф. 11, 25).

Список используемой литературы:

  1. Батурин Г.И., Кузин Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., -1995. - С.  72
  2. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис. доктора пед. наук. Л., 1973.-42 с.
  3. Иоанн Златоуст, св. О воспитании: Репринт, изд-во Московской Патриархии, 1993. - С.  260
  4. Кочетов А.И.Методика изучения личности школьника // Педагогическая диагностика в школе.— Минск: Народная асвета, 1987. — С. 34-72.
  5. Петровский A.B. Психологическая характеристика личности // Общая психология. - М.: Просвещение, 1970. - С. 117-119.
  6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека — Минск: Народная асвета, 1978.- С.  288
  7. Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. д-ра пед наук. Воронеж. — 1992. — С.  46
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Просвещение, 1960. — С.  328
  9. Яковлев В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников. - Тамбов, 1975.- С.  190

© А. Ярышева, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и православной культуре:"Правописание глаголов возвратного значения в неопределенной форме и 3 лице. Доброе имя мое - в славе Отечества"

Цели урока: упражнять учащихся в правописании глаголов возвратного значения в неопределённой форме и 3 лице, составить алгоритм правописания глаголов с – тся, - ться, упражнять учащихся в выполнении р...

Система работы по формированию нравственных ценностей в рамках кружка основ православной культуры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края....

Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нрвственных ценностей

Материал для классных руководителей из опыта работы по формированию духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности школьников....

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В начальной школе идет актив...

Использование возможностей курса «Основы православной культуры» для формирования нравственных ценностей и развития культуры школьников.

Данная работа направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:·...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....