Использование возможностей курса «Основы православной культуры» для формирования нравственных ценностей и развития культуры школьников.
статья по теме

Юдина Светлана Владимировна

Данная работа направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:

·          осознать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

·          развить чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознать ответственность за сохранение культурно-исторического наследия России;

·         знать важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающиеся имена в истории России, святыни земли Русской и знаменитые памятники православной культуры России;

·          осознать необходимость для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

·          уметь следить за своими словами и делами; контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

·         иметь настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

·          как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительно относиться к людям других верований, другой национальной культуры, уметь  взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование возможностей курса «Основы православной культуры»

для формирования нравственных ценностей

и развития культуры школьников.

Содержание

  1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
  2. Роль курса «Основы Православной культуры».
  3. Цели и задачи курса.
  4. Технологии, методы и приёмы, используемые на уроках.
  5. Роль родителей в изучении предмета.
  6. Задания для проверки усвоения пройденного на уроке материала.
  7. Результаты освоения учебного курса.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. Так Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Большую роль отводил нравственному воспитанию Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывали Ушинский К. Д. и В.Г. Белинский. Они отмечали, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую  или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В связи с этим роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формировании духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки.

Поэтому введение курса «Основы православной культуры» — один из важнейших шагов, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей.

Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций  российской педагогики.

Создавая её, я ставила перед собой цель - помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Любая деятельность направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:

  •  осознать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  •  развить чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознать ответственность за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знать важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающиеся имена в истории России, святыни земли Русской и знаменитые памятники православной культуры России;
  •  осознать необходимость для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  •  уметь следить за своими словами и делами; контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • иметь настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  •  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительно относиться к людям других верований, другой национальной культуры, уметь  взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания», то есть воспитание для совершения добрых дел. Главная задача предмета в том и состоит, чтобы привить школьнику вкус и стремление к добру, чистоте, добрым делам, благородным поступкам.  Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие.

Поэтому изучая «Основы православных культур», мы с детьми размышляем над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чём смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живёт, а безнравственная разрушает и умирает? На наших уроках мы говорим о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрываем жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

В связи со спецификой преподавания предмета изложение материала должно быть не только информативным, но и интересным, нестандартным, запоминающимся. Именно эту задачу помогает решить применение информационных технологий.

Когда на уроке необычно, материал подан ярко, творчески, когда ученик видит не только учителя и слышит не только его речь, отношение к предмету становится более позитивным, ребенок с удовольствием идет на занятия и активно участвует в подготовке урока. Прежде всего, очень эффективным приемом является использование тематических презентаций, составленных учителем.

Для повышения эффективности усвоения материала данного курса на своих уроках я использую рефлексивное чтение, анализ проблемных ситуаций, взаимный обмен заданиями, беседы, диспуты. Для детей интересны уроки в форме интеллектуальных клубов (по типу «Что? Где? Когда?), викторин, виртуальных экскурсий в храмы, монастыри и музеи России, где экскурсоводом может быть и учитель, и подготовленные ученики. Результатом таких экскурсий являются творческие работы, через которые дети выражают свои эмоции и впечатления от увиденного: рисунки, сообщения, презентации.

Особое значение в реализации полученного опыта имеет организация проектной и исследовательской деятельности детей. Проекты бывают краткосрочными и долгосрочными. Задания выполняются индивидуально, группами или коллективно. Рекомендуются следующие виды проектов:

  1. Создание сборника пословиц, поговорок, загадок о добре.
  2. Составление словаря терминов.
  3. Культурные традиции моего народа (моей семьи).
  4. Картины и иконы. Их сходства и различия.
  5. Обычаи православной Пасхи. История празднования Пасхи.
  6. Создание галереи национальных героев, великих Святых Русской Православной Церкви, известных памятников православной культуры России (иконы, храмы).
  7. Составление сборника стихотворений, иллюстрирующего курс «Основы православной культуры».

В изучении данного предмета  велико значение родительского участия. На уроках дети получают домашнее задание в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Некоторые из них требуют обращения детей к опыту родителей, бабушек и дедушек, чтобы узнать их точку зрения по тому или иному вопросу, познакомиться с традициями семейной жизни. Например, тема «Россия – наша Родина» предусматривает следующие вопросы-задания: 1) совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье; 2) узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты. Именно это богатое содержание мы задействуем в учебно-воспитательный процесс. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, делает общение детей с родителями на нравственные жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.

Для проверки выполнения домашних заданий использую:

1)     Кроссворд наоборот. Учитель предлагает готовый кроссворд, а ребята по желанию находят в словарях определения к словам. В данном случае задание даётся по выбору, кто сколько нашёл.

 2) Конкурс рассказчиков (даётся начало рассказа и окончание, надо рассказать середину или придумать окончание начатого рассказа).

3)Интервью.

4) Слова в квадрате могут составлять  ребята (храм, церковь, икона)

 

5) Игра «Загадай слово» (назвать первую и последнюю буквы, дать характеристику слова, участники могут задавать вопросы, выигрывает тот, кто отгадал первым).

6) Художественный образ. Подготовить сценку или рисунок, которые представляют следующие понятия: уважение, толерантность, культура, обычай. Дети должны догадаться, о каком слове идёт речь?

7) Обсуди высказывание.

8)  Составь рассказ, используя слова: народ, нация, культура, уважение, толерантность, федерация.

9)  Составь ребусы.

10)  Подробный пересказ (выборочный, краткий) и т.д.        

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» я  использую следующие виды контрольных заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников: 

  1. Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

  2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений        с пропусками значимого слова или части предложения.

  3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).  

  4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

 5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

6)     Соотнеси начало пословиц и поговорок с их продолжением. Учитель предлагает первую часть пословицы, а вторую часть пословицы дети должны найти.

 7)     Игра «Поле-чудес» (даётся определение, надо отгадать слово)

 

 

 

 

 

 

  • Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.  В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
  • В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
  • В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

   Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОПК, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

- Возможно ли это за такой короткий срок (34 уч. ч.)? – спросите вы. Я отвечу такими словами: Что бы вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зёрнышко – ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зёрен, через год девятьсот, ещё через год он засеет зерном всё поле и получит обильный урожай.

Литература

  1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников/ Н. Г. Аверина// Нач. школа. – 2005. - №11
  2. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Москва: «Просвещение», 2012.
  3. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.
  4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей, «Новое время», 2012.