Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.
статья по теме

Агунькина Анастасия Андреевна

Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.

Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт.

Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnyh_kachestv.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

Департамент образования города Москвы

 Система учебно – воспитательной работы в   группе продленного дня (1 -4 классы).

      Тема:  «Формирование коммуникативных

                качеств у младших школьников» 

Выполнил: Ф.И.О. место работы

Агунькина Анастасия Андреевна

ГБОУ ММГ ВАО

         

            Руководитель: Ф.И.О., уч. звание, уч. степень                                       --------------------------------------------------------------

г. Москва 2012г.


План

  1. Введение.
  2. Проблема формирования коммуникативных качеств у младших школьников.
  3. Из истории школьной педагогики по формированию коммуникативных качеств у школьников.
  4. Опыт работы по формированию коммуникативных качеств у учащихся 4 – 5 классов.
  5. Методические рекомендации по проблеме формирования коммуникативных качеств.
  6. Список литературы.

На сегодняшний день воспитательная работа в школе имеет множество направлений и задач. Многие современные педагоги представляют данные задачи как проблемы современной воспитательной работы.

Большинство представляемых проблем находят пути своего решения в младшем школьном возрасте, так как именно данный период детства является наиболее значимым для формирования будущего человека как личности.

Все многообразные воспитательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития.

Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы, в том числе и проблеме развития коммуникативных качеств личности младших школьников.

Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы. Именно эти две категории сильно воздействуют на формирование всесторонне развитой личности человека, что является неотъемлемым критерием социализации и успешного формирования общества.

Многие ученые утверждают, что общение – решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте. Влияние общения может так же способствовать исправлению трудностей, возникающих у детей при неправильном воспитании. Подавляющее большинство авторов полагают, что адекватное возрасту взаимодействие между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его личности в частности.

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Общение – это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направленно не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека.

Общение – один из основных жизненных процессов – направленное на создание общности, на соединение разнообразных людей в нечто общее. При этом можно сказать, что без сформированных и развитых коммуникативных качеств личности невозможно продуктивное общение и взаимодействие между людьми.

Общение в младшем школьном возрасте, формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности.

Поэтому так необходимо развивать качества, которые помогают облегчить процесс общения и понимания ребенком своего собеседника, такими качествами называют коммуникативные качества младшего школьника. Чтобы более точно понять назначение этих качеств личности рассмотрим несколько определений:

Коммуникативные качества – это сложные и осознанные коммуникативные действия (на основе коммуникативной деятельности), способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Коммуникативные качества – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла, передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском смысле коммуникативные качества рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем».

Под коммуникативными качествами личности младшего школьника мы понимаем, те качества личности, которые способствуют общению как самостоятельному процессу межличностного взаимодействия субъектов, каждый из которых является носителем активной деятельности и предполагает ее в своих партнерах.

Процесс формирования коммуникативных качеств младшего школьника сложен и противоречив. Но все исследователи сходятся в одном утверждении, коммуникативные качества личности формируются и развиваются при взаимодействии с другими людьми. Поэтому так важно влияние близкого окружения ребенка на формирование его будущей личности.

Процесс модернизации образования предполагает формирование коммуникативной компетентности школьников. От уровня развития коммуникативных умений учащихся начальной школы зависит не только эффективность их обучения и воспитания на всех этапах школьной жизни, но и вся их дальнейшая жизнь, как в профессиональном, так и в личностном плане.

В практике обучения и воспитания младших школьников существует явное противоречие между потребностью видеть детей добрыми, социально развитыми, нравственно воспитанными, общительными и направленностью учебно-воспитательного процесса преимущественно на развитие познавательной сферы ребенка. При этом недооценивается важность развития коммуникативных умений учащихся.

Личностно ориентированный подход к образованию младших школьников предполагает решение этой задачи. Но в реальном процессе обучения и воспитания младших школьников развитие коммуникативных умений происходит без учета индивидуально-типологических особенностей учащихся, поскольку большинство предлагаемых программ и методик не предусматривают предварительного изучения ребенка как субъекта общения в классе.

Развитие коммуникативных умений младших школьников характеризуется переходом с одного качественного уровня на следующий уровень. Эти уровни определяются степенью адекватности действий учащихся наблюдаемой ситуации общения.

Поступая в школу, ребенок начинает взаимодействовать с гораздо большим числом людей, чем это было ранее (учителем, одноклассниками.  Он, практически, не соприкасается с учащимися других возрастов.

Все многообразные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития и, как правило, не затрагивают возможности разновозрастного взаимодействия между учащимися.

Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста объясняет усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы, в том числе и проблеме развития коммуникативных качеств личности.

В младшем школьном возрасте  закладываются все основные качества будущего человека. Ребенок должен общаться с гораздо более разнообразным социумом, его отношения должны быть значительно богаче, чем в классном коллективе и не должны ограничиваться ими.

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым младший школьник будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Сказывается действие трех глобальных тенденций. Во-первых, это - мировая тенденция усиления динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества с "префигуративной культурой" (М.Мид, И.С.Кон), ориентирующегося, главным образом, на будущее. Это требует организации в практике новых моделей воспитания, построенных на сотрудничестве взрослых и детей.

Во-вторых, идет мучительное преодоление тоталитаризма на социально-политическом, мировоззренческом и педагогическом уровне, переосмысление теоретических идей и практики коммунистического воспитания как "социальной мифологии" и "социальной алхимии" (термины М.К.Мамардашвили), осознание значимости национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметнодеятельностного контекста формирования личности.

В-третьих, дает о себе знать акцентирование значимости индивидуально-личностного начала в формировании личности. В качестве цели определяется воспитание способности личности к жизненному самоопределению, выработка у нее навыков "социального самовыстраивания", самовоспитания.

Действие этих тенденций требует по существу смены парадигмы педагогики. В теоретической и практической педагогике до сих пор продолжает господствовать односторонняя концепция, абсолютизирующая воспитание, рассматривающая его как особый вид деятельности педагога, с которым связываются основные результаты формирования личности воспитанников.

Согласно этой концепции все индивидуальные потребности детей формируются только путем сознательного усвоения ими форм и способов деятельности, сложившейся в обществе, и предлагаемых в специально организованном учебно-воспитательном процессе. Отсюда и отрасль практической педагогики - "воспитательная работа" как попытка создать какие-то особые формы деятельности детей, которые учили бы их жить и действовать в будущей жизни. При этом постулируется прямая зависимость направленности каждой личности от форм общественных отношений и различных социальных групп, а воспитательный процесс представляется односторонне ориентированным: от общества - к личности, являющейся лишь объектом воспитания.

Иными словами, в современной отечественной педагогике не только на методическом, но и на теоретическом уровне заметно проявляется недооценка социальных аспектов воспитания с педагогических позиций, ее взаимосвязи с воспитанием и самовоспитанием школьников.

Разновозрастное окружение в образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

Именно в разновозрастных группах заложены широкие потенциальные возможности личностного, социального и психического развития ребенка.

Младший школьник не должен чувствовать неловкость при общении с старшими школьниками или свое превосходство, как личности, при общении с младшими обучающимися, в первую очередь он должен понимать, что его собеседник, человек равный ему по возможностям, и социальному статусу, независимо от того какого он возраста. Задача учителя состоит в том, чтобы найти пути решения данной проблемы в современной школе.

Для этого учитель должен создавать наибольшее число ситуаций, которые приводят к развитию коммуникативных качеств младших школьников. Но, как правило, создаваемые ситуации, приводят к взаимодействию обучающихся с ребятами их возраста, а этого как показала практика образования не достаточно для успешной социализации и развития личности младшего школьника. Учитель в процессе своей воспитательной работы должен охватывать весь спектр взаимодействия младших школьников с окружающим социумом. Поэтому создание разновозрастных групп младших школьников, при организации воспитательного процесса,  необходимо.

При организации практической деятельности по формированию и развитию коммуникативных качеств младших школьников стараюсь максимально использовать потенциал разновозрастных групп, так как ежегодно 1 сентября в группу продленного дня приходят дети из 4 и 5 классов. В современном мире, где дети «общаются» с компьютером, мобильным телефоном, так как родители заняты работой и собой, не имея возможности, сил и желания общаться со своими детьми и научить их общаться со взрослыми, с ровесниками. Поэтому с начала учебного года начинаю знакомить детей с риторическим жанром "Комплимент», использовать его на практике.

Начинаем с теории, подкрепляя практикой в игровой форме. Сначала говорим комплименты героям из прочитанных произведений, затем, образуя круг, передаем любимую игрушку по кругу и говорим ей комплимент.

Комплимент (фр. compliment) — это особая форма похвалы,

1. Выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв.

2. В театре, в цирке, на концерте — комплимент — разновидность поклона, благодарность зрителю.

Комплимент — простое, но мощное средство, помогающее устанавливать хорошие отношения с другими людьми. Их говорят по разным причинам, но все они обычно доставляют удовольствие и поднимают вашу самооценку.

3. Наша симпатия к человеку, как правило, начинается с того, что он умело подчеркнул некое наше достоинство.

4. Говоря комплимент, мы должны быть по возможности честны и откровенен.

 Наши слова не должны содержать в себе ярко выраженной лести.

 Когда мы произносим искренний комплимент, мы должны сосредоточить свое внимание на другом человеке, мы ищем в нем положительные качества, и наше мнение о нем растет.

 Считается, что когда человек говорит другому приятные слова, он поднимает собственную самооценку, потому что нужна определенная доля уверенности в себе, чтобы замечать хорошее в других людях и озвучивать эти мысли.

5. Кроме того, внимательность и умение подмечать положительные качества в других поможет вам замечать больше хорошего в вас самих.

 Умением делать тонкие, изящные комплименты отличались, например, Александр Сергеевич Пушкин и фельдмаршал Кутузов.

 Комплимент - коммуникативный посыл, восхищенно подчеркивающий те или иные достоинства человека.

 Комплимент – ключ к общению.

 Виды комплиментов.

Комплименты бывают:

  1. искренние и не вполне,
  2.  с позиции сверху, на равных и снизу,
  3.  прямые и косвенные,
  4. открытые и с прикрытием.

Зачем столько? Нужно иметь в виду, что далеко не все люди и не все комплименты воспринимают благожелательно, иногда нужно комплимент – прятать, т. е., говорить в косвенной форме.

 Комплименты в человеческой жизни.

Люди обмениваются комплиментами, потому что это приятно. Люди говорят комплименты, чтобы наладить контакт и улучшить отношения. Люди используют комплименты как средство влияния, чтобы с их помощью чего-то добиться.

 Как говорить комплименты.

Говорить комплименты нужно искренне, от души.

Однако успех комплимента зависит не только от качества комплимента, но и от ситуации, и личности слушателя. Чтобы комплимент прошел, слушатель желателен доверчивый или уверенный в себе, а ситуация - ненапряженная и безопасная. Однако не все ситуации такие благоприятные, и не все люди относятся к комплиментам так легко. Поэтому комплименты нужно говорить не только искренне, но и с умом

 Как реагировать на комплименты.

Даже те, кто хорошо говорит комплименты, не всегда умеет принимать хорошие слова в свой адрес. А как правильно?

Как реагировать на комплименты

-Коля, ты сегодня отличник по всем предметам. Молодец! Родители порадуются твоим успехам!

 - Да, я знаю! (неправильно)

Похоже, только в России в ответ на комплимент человек начинает смущенно возражать: «Да что вы…».

Принимая комплимент, не возражайте. Не умаляйте своих достоинств. Уверенный в себе человек принимает комплименты тепло, естественно и с благодарностью. Если уместно, дежурное «спасибо» дополните теплыми словами, теплой улыбкой и теплым взглядом.

Если восхитились вашим внешним видом, неуместно в ответ говорить о своем плохом самочувствии.

Если комплимент вам не понравился, лучше сделать вид, что вы не поняли его смысл и спокойно ответить нейтральной улыбкой. И переключить разговор в другую, нужную сторону.

О чем говорит умение говорить комплименты

Умение говорить комплименты - показатель общей и психологической культуры, показатель воспитанности и душевного здоровья. Умеет говорить комплименты - значит, внимателен к окружающим, умеет видеть их достоинства и чувствует, как об этом красиво сказать. Любит говорить комплименты - значит, у него позитивный настрой, ему нравятся люди и, скорее всего, он нравится сам себе! А с таким человеком - жить светло и весело!

Основная технология проста: присмотритесь к человеку, найдите что-то замечательное, красивое, вызывающее восхищение и скажите ему об этом.

«У вас красивые глаза, красивые волосы, доброжелательная улыбка, мужественная фигура…» - обычно в людях несложно найти что-то привлекательное.

Более технологично: нужно на все смотреть с его точки зрения и

а) догадаться, что человеку самому нравится в себе,

 б) что из этого, по его мнению, вы действительно сами можете заметить,

в) в какой форме ему это приятно услышать. Итого: проговорите вслух: "Клевые носочки!" (для девочки-подростка) и "Всегда восхищаюсь вашим терпением и дипломатичностью!" (коллеге после педсовета).

Комплимент - это позитив, а многие люди к позитиву относятся настороженно.

Любопытно, но многие действительно убеждены: "Говорить приятные вещи - значит говорить не искренне. Потому что искренне - всегда о том, что не нравится. А совсем искренне - когда нецензурными словами.

Комплимент - это оценка, а не все люди позволяют себя оценивать в принципе.

Поэтому уважающие себя люди позволяют себя оценивать не каждому, а только тем, кто это право заслужил. Самый восхищенный и искренний, но неаккуратный комплимент может вызвать реакцию: "Кто вы такой, чтобы делать мне комплименты!", поэтому  аккуратнее со статусными или напряженными в эту сторону людьми, с ними проходят комплименты или скрытые, или с позиции "снизу".

Право делать комплименты - право уважаемых людей

Для того чтобы давать оценку, надо обладать статусом эксперта в "оцениваемой" области. "Ты говорила спасибо своим родителям за свои отличные оценки?" будет воспринята, скорее всего, с пониманием.  

Пока не налажен контакт, лучше проходят скрытые комплименты, комплименты с прикрытием: они готовят почву к прямым комплиментам, в которых вы уже можете быть вполне открытыми и искренними.

 Какие комплименты где уместны.

Как правило, прямые и открытые, искренние комплименты вызывают позитивный отклик: человеку приятно, а вам - благодарность. Однако нередки ситуации, когда комплименты оказываются неуместными, а то и вызывают напряженность в отношениях. Что делать?

Лидерский комплимент

Комплименты, произнесенные лидером, - не просто приятные слова, сказанные потому, что вам что-то в другом человеке понравилось. Комплименты в руках лидера - инструмент, решающий сложные коммуникативные и жизненные задачи. Иногда не только инструмент, но и оружие лидера, позволяющее повысить свой лидерский Ранг и эффективнее продвигать свои Инициативы.

Лидерский комплимент - это разновидность техники лидерского комментария, и как любой комментарий, это эффективное средство влияния.

Комплименты - сильное оружие. За красивые комплименты вас любят, а это «любят» - это ваши дополнительные возможности. Когда ваших комплиментов ждут, вы можете играть на этих ожиданиях и управлять поведением окружающих. На комплименты «подсаживаются» так же, как и на иглу, но в отличие от других наркотиков, здесь нет вреда для здоровья, а для работы бывает польза большая.

Вот ученик, которого  приучили к похвале, как собачку Павлова к миганию лампочки. Сегодня похвалили: «Ай, молодец!» - он расцвел и побежал на урок. А сегодня  не похвалили, хотя он так ждал!.. Правильно, и поэтому побежал в класс еще бодрее.

Комплимент звучит не «потому что», а «для того, чтобы», и практически за бесплатно обеспечивает оперативную мотивацию.

В этом отношении комплименты являются одним из средств позитивной дрессировки.

Проводя мероприятия, занятия, дети не сочиняют сценарии проводимых нами праздников, но они выступают в качестве ведущих или сказочных персонажей которые играют и общаются со своими товарищами. Потенциал подобных занятий двусторонен, так как имеет позитивное воздействие, как на обучающихся играющих роль ведущих, так и на тех, кто выполняет роль участников игры. Во-первых, идет двухсторонняя связь, дети общаются друг с другом с разных позиций, помогают, создают ситуацию успеха, хвалят. Коммуникативные качества развиваются не только у младших обучающихся, но и у ребят среднего звена.

Во-вторых, главной особенностью данных мероприятий заключается то, что функции учителя, воспитателя выполняют сами обучающиеся. Только в разных возрастных группах, от этого воспитательный аспект  увеличивается и имеет гораздо большее значение.

Нами также проводятся мероприятия, где обучающиеся объединенные в разновозрастные группы готовятся к различным заданиям и выполняют их, попутно объясняя свою точку зрения группе конкурентов.

Одним из таких мероприятий является под названием «Я-гражданин России.» Младшие школьники не просто выступают в качестве зрителей на данном мероприятии, каждый из его этапов проводится отдельным учеником, ребята работают с картой России, рассказывают об истории нашей страны, воспитывают гордость за нее у своих одноклассников. Все это приводит к повышению уровня развития коммуникативных качеств не только у обучающихся, которые попробуют себя в новой роли учителя, но и у учащихся которые на данном этапе выступают в роли учеников, так как они вступают в дискуссию с учителем, свободно общаясь, понимая, что перед ними не взрослый человек, а такой же ученик, как и они сами, только наделенный определенной социальной ролью. Домашним заданием для младших школьников здесь выступает подбор стихов о нашей великой родине, о ее богатстве, лесах, полях о важных исторических событиях. Кроме того, обучающиеся сами вместе с родителями находят интересные факты из истории нашей страны, придумывают вопросы по истории нашей Родины, в последствие зачитывают это все перед классом, что позитивно сказывается на развитии их коммуникативных качеств.

Подготовка проекта «Велик и могуч наш русский язык». Дети готовят работы в виде газеты под авторской редакцией, брошюры, буклеты. Все это демонстрируется, затем оформляется стенд, чтобы каждый имел доступ к нему и подробнее ознакомился с работами других детей. Ученики хвалят понравившиеся работы, говорят разные комплименты автору той или иной работы.

Когда мы говорим о современных технологиях обучения и воспитания для развития коммуникативных качеств младших школьников, необходимо остановиться на современных компьютерных технологиях более подробно.

Компьютерные технологии на сегодняшний день становятся все более актуальными для всех сфер человеческой деятельности и школа не должна забывать об их потенциале для процесса обучения и воспитания. К сожалению, образовательные учреждения на сегодняшний день недостаточно применяют информационные технологии в учебно-воспитательном процессе младших школьников в полной мере. Нами были созданы целая серия мультфильмов воспитательного характера по 5- 7 минут каждый, мультфильмы были выполнены с использованием программ Paint, Windows Movie Maker, Flash5 и демонстрировались через проектор. В мероприятии участвовали  школьники 4 - 5 классов, которые объединялись в разновозрастные групп (команды).

В процессе мероприятия обучающимся последовательно демонстрировались мультипликационные фильмы, освещающие разные нравственные проблемы: проблемы добра и зла, жадности, совести, алчности, любви к родителям и предлагалось в группе обсудить действия главных героев фильма. Согласны они или нет с тем, как повел себя главный герой, правильно ли поступил в данной ситуации, можно ли было иначе поступить, решая проблему главного героя?

На обсуждение данного вопроса ребятам давалось 2-4 минуты, после чего каждая группа высказывала свою точку зрения, другая группа могла согласиться с точкой зрения собеседников или опровергнуть ее. Но в любом случае обучающиеся общались, высказывали свою точку зрения, хвалили, говорили комплименты отдельным героям, проявляли свои коммуникативные качества.

Кроме того данные дискуссии не всегда проходили между группами, по некоторым вопросам у участников одной команды были разные точки зрения и в этом случае общение проходило уже с гораздо больших точек зрения.

По завершению мероприятия все утвержденные решения выносились на доску и еще раз проговаривались. Важность подобных дискуссий заключается в том, что решение находили сами школьники в процессе проявления своих коммуникативных качеств, живого общения, а не получалось от взрослого человека и тем самым имело большее воспитательное воздействие.

Мероприятия, которые мы проводим по формированию коммуникативных качеств, убеждают в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств у младших школьников.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку  некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Список литературы:

  1. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Л.В. Байбородова. – Ярославль, Академия развития, 2007г.
  2. Г.А. Цукерман  «Виды общения в обучении» – Томск: Пеленг, 1993г.
  3. Р.Бернс «Развитие Я-концепции и воспитание» - М.: «Прогресс», 1986г.
  4. Венецкая А. Б. «Развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе».
  5. Абрамеикова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / Абраменкова В. В.; Акад. пед. и соц. паук, Моск. психол. соц. институт. М.: Моск. психол.-соц. ип-т; Воронеж: МОДЭК, 2000.  
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пос. для вузов / Г. С. Абрамова; М: Академпроект, 2000г.
  7. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
  8. Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2004.
  9. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988г.
  10. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  11. Аникеева Н. П. Формирование потребности личности в общении: / Межвуз. сб. научн. тр./ Новосиб. гос. пед. ин-т. Новосиб.: НГПИ, 1981.  (общение в педагогике)
  12. Анцибор М. М., Голованова Н. Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. М.: Просвещение, 1990г.
  13.  Белкина В. Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы. // Начальная школа. 2003. №7.
  14.  Богданова О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.  
  15.  Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: « АРД ЛТД», 1998г.
  16.  Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание.- М.: Знание. 1979. 96 с. (Серия «Педагогика и психология»; №12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время

В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...

Развитие коммуникативных качеств речи младших школьников

Работа с фразеологизмами в начальных классах. В работе указаны виды работ с фразеологизмами....

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, ...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. ...

Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК

Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА "Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников"

      Дети коррекционных школ-интернатов - это особый контингент. Его особенность заключается в том,   что  воспитанники имеют ряд недостатков, которые обусловлива...