МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА "Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников"
учебно-методический материал

        Дети коррекционных школ-интернатов - это особый контингент. Его особенность заключается в том,   что  воспитанники имеют ряд недостатков, которые обусловливают комплексы поведенческого характера: неустой­чивость,  повышенную возбудимость аффектов, импульсивность поступков,  исступленный гнев, пугливость и страхи, пессимизм и равнодушие,  безучастность и нечистоплотность, порывистость и противоречивость поведения и т.п. Задача воспитателя - скорригировать эти недостатки в процессе организации воспитатель­ной работы.  Перед воспитателем стоит ряд специальных задач по коррекции личностных свойств воспитанников, формированию у них системы навыков коммуникативного поведения, отработке моделей социального реагирования.

В связи с данной проблемой актуальна тема методической работы «Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников, как основных механизмов общения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc449.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  « Школа – интернат» Юргинского городского округа

Формирование коммуникативных качеств

личности младших школьников

доклад

                               

                                               

Исполнитель:

Мартынова Елена Викторовна

Учитель начальных классов                                                

Юрга 2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Понятие общения, его уровни и виды ……………………………………..4

2. Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. ……………………………………………………………….7

3. Принципы и методы в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников ………………………………………………………..11

 4. Заключение…………………………………………………………………15

5. Литература ……..…………………………………………………………..16

6. Приложение …………………………………………………………………. 17


Введение

        Дети коррекционных школ-интернатов - это особый контингент. Его особенность заключается в том,   что  воспитанники имеют ряд недостатков, которые обусловливают комплексы поведенческого характера: неустойчивость,  повышенную возбудимость аффектов, импульсивность поступков,  исступленный гнев, пугливость и страхи, пессимизм и равнодушие,  безучастность и нечистоплотность, порывистость и противоречивость поведения и т.п. Задача воспитателя - скорригировать эти недостатки в процессе организации воспитательной работы.  Перед воспитателем стоит ряд специальных задач по коррекции личностных свойств воспитанников, формированию у них системы навыков коммуникативного поведения, отработке моделей социального реагирования.

В связи с данной проблемой актуальна тема методической работы «Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников, как основных механизмов общения».

Актуальность  проблемы заключается в том, что сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом.

        Цель: определение оптимальных форм, методов и приемов формирования навыков коммуникативного общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

     Задачи:

 1. определить понятие общения, его уровни и виды;

 2. выделить психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности;

 3. определить принципы и методы в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

1. Понятие общения, его уровни и виды

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании.

Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида.

В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения.

Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимопонимания, зависит вся система данного лица.

Содержательная сторона же общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения, в человеческом обществе, является язык.

Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.

Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений.

Внешний облик и физиогномическая маска – статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика – динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест – социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденные. Так, в физиологических исследованиях подмечено, что при восприятии предметов, вызывающих удовольствие, зрачок расширяется. Положительное отношение к предмету проявляется в стремлении к сближению с ним, выражается в широких жестах.

Средством общения также является тактильно – мышечная чувствительность. Взаимопроникновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него – вот пределы такого рода общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов. При помощи тактильно – мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляются некоторые собственные качества, и выражает отношение к нему. Тактильно – мышечная чувствительность – основной накал получения информации из внешнего мира и главное средство общения у людей, лишенных слуха и зрения, и таким образом лишенных возможности естественным путем овладевать звуковой речью.

Выделены четыре дистанции между обучающимися: интимная, личная, социальная, публичная. Первые две дистанции свидетельствуют о том, что обучающиеся являются близкими друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная имеет место между чужими людьми.

Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованности, законченности, желательности и другое.

В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично – групповое, межгрупповое общение.

В первой группе, первичном коллективе, каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи.

Лично – групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично – групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Цели и задачи общения групп, коллективов могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит сложение сил и общение носит «мирный» характер. Если цели не совпадают и при этом они исключают друг друга, то возникает конфликтная ситуация и общение приобретает вид конфронтации, противоборства.

«Непосредственное», имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства.

«Опосредованное общение» - это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Опосредованность может быть минимальной и значительной.

Кратковременное общение с незнакомым человеком отличается от акта общения со знакомым.

Длительное взаимодействие в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное, предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и таким образом познание друг друга. Длительное общение – путь к взаимопониманию, но оно же и путь к пресыщению.

Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками.

2. Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности

В ходе освещения темы общения, содержание темы коммуникативности или же совместного действия, оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследуется нами в процессе исследования. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами. Объективные или внешние причины – разъединение людей в пространстве, запрет, исчезновение средств, общения. Субъективные – взаимное или одностороннее нежелание продолжать общение, понимание необходимости прекращения.

Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Содержание массовой коммуникации должно затрагивать ум и чувство, поэтому оно должно быть доходчивым, опираться на какой – то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информации через различные каналы должно заинтересовывать и эмоционально затрагивать. Поэтому наличие нового содержания в нем – обязательный элемент.

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия.

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий – общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера и является признаком второго критерия.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение – процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношения, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Рассматривая критерии общения можно выделить и три основных его мотива:

- деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;

- познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка;

- личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

При этом потребности и мотивы общения, удовлетворяются с помощью определенных средств:

- экспрессивно – мимически (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица);

- предметно – действенно (позы, жесты);

- речевым способом.

Психологические исследования показали, что данные аспекты общения порождают несколько этапов, на которых деятельности общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме.

Формы общения закономерно сменяются на протяжении развития. Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками, можно рассматривать как смену своеобразных форм.

Формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств. Форма общения характеризуется следующими параметрами

- место в системе общей жизнедеятельности;

- основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения;

- ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

- основные средства общения.

В младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие люди. Если в конце дошкольного возврата, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:

- первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

- вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладают:

- действенные умения;

- риторические умения;

- умение вести диалог;

- умение слышать и слушать и вести спор;

- умение вставать на точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели., эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

- третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения детей младшего школьного возраста.

Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из – за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7- к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:

 - первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течении от одного – двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших детей эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других детей, взрослому или одиночной игре.

- второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

3.  Принципы и методы в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников

Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками.

Первая форма – эмоционально – практическое общение со сверстниками.  Потребность в общении со сверстником складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и ко взрослому.

Далее у детей наблюдается интерес и повышенное внимание к действиям взрослого и появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию, так как начинает складываться отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно соревноваться;

Особое место в таком взаимодействии занимает – подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В таких подражательных действиях дети не ограничиваются никакими нормами, они могут даже сорвать урок, с целью привлечения внимания к с6бе, как к исключительной личности, которая интересна взрослому и сверстнику также.

Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она уже достаточна, сформирована у детей младшего школьного возраста. Сотрудничество следует отличать от соучастия. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.

Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.

К 10-ти годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других.

Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы. Таким образом, развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой – сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях, но становится все более значимой для ребенка.

К 10-ти годам значительно возрастает способность школьников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями – улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Часто вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это свидетельствует о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому.

Бескорыстное желание помочь сверстнику, что – то подарить или уступить ему, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия могут свидетельствовать о том, что к 10-ти годам формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения, но и с самоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения.

 Такое межличностное отношение складывается далеко не у всех детей. У многих старших дошкольников эгоистическое конкурентное отношение к сверстникам остается преобладающим. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической коррекционной работе.

К 10-ти годам у детей появляется четвертая и высшая для школьников форма общения с взрослыми – внеситуативно – личностная. Как видно из ее названия (личностная), она аналогична первой генетической форме общения и знаменует, что процесс развития завершения, таким образом, первый виток и, описывая спираль, перешел на второй виток.

Различие между первой и четвертой генетическими формами состоит в том, что одна из них ситуативная, а другая – внеситуативная.

Исследования психологов убедительно показало, что в разговорах младших школьников с познавательными мотивами общения преобладают темы о живой природе, зверях, предметах, младшие школьники с личностными мотивами проявляют основной интерес к людям и говорят о себе, своих родителях, товарищах, расспрашивают взрослых об их жизни, работе, семье.

Для детей 7-10 лет характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. И хотя он огорчается, если действовал неверно, он охотно соглашается внести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь общности взглядов и оценок с взрослым. Ребенок обращает меньше внимания на внешнюю сторону воспроизводимой им действительности – нынче его интересуют главным образом те сложные отношения, которые складываются между людьми в семье и на работе. В общении с взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, зорко наблюдает за всеми оттенками поведения старших при их столкновении между собой. Контакты с взрослыми и со старшими по возрасту детьми открывают ребенку перспективу его будущей жизни на ближайшие годы: он узнает, что скоро будет учиться в школе.

Важнейшее значение внеситуативно – личностного общения состоит в том, что благодаря ему ребенок узнает о взрослом и постепенно усваивает представление связей в материале. Чем интереснее задание, тем легче они с ним справляются. Малопривлекательные задания дети выполняют хуже.

Дети с повышенным вниманием относятся к словам и действиям, свои ошибки видят как бы его глазами и реагируют на замечания без обиды. Настроенность на взрослого позволяет детям с внеситуативно – личностной формой общения без труда понять, что в ситуации учения он выступает в особой функции – как педагог, как учитель и, следовательно, им надлежит вести себя с ним, как положено ученикам, внимательно смотреть и слушать, исправлять допущенные промахи. Понимание детьми с внеситуативно – личностной формой коммуникативной деятельности своей позиции видно из того, что они не отвлекаются, тщательно прослеживают все действия взрослого, не затевают разговоров на темы, не имеющие отношения к заданию.

Внеситуативно – личностное общение – высшая форма коммуникативной деятельности. Ее роль в жизни ребенка состоит в освоении детьми правил поведения в социальном мире, в постижении некоторых его законов и взаимосвязей.

Формы коммуникативной деятельности, наблюдаются на протяжении раннего школьного детства.

Здесь необходимо более подробно остановиться на рассмотрении сути развивающих систем обучения, так как проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумывался над ней.

Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, скрывающим его сущность, относят цели обучения, содержания, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики можно выявить особенности коррекционного воспитания.

Обучение предполагает слияние образовательной, воспитательной задач, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает самоцелью, а условием развития школьников. Обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относятся овладение письмом, чтением, счётом) можно считать традиционным. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатами такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности.

Заключение

    Формирование навыков коммуникативного поведения - важнейшая задача коррекционной школы в настоящее время.  Коррекция — это исправление недостатков личности ребенка. Основной вектор стратегии коррекции и развития эмоционально-волевой сферы должен быть направлен не на осознание ребенком своих качеств и переживаний, а на усвоение правил и норм поведения и на развитие сопричастности, чувства общности с другими.

Для развития коммуникативных качеств личности младших школьников, ведущим видом деятельности которых является игра, надо применять игры и упражнения, направленные на формирование умения общаться.

Ведя работу в данном направлении и отслеживая результативность по показателям  мониторингов уровня сформированности навыков поведения, я определила, что дети моего класса стали значительно лучше общаться в кругу сверстников, уважительнее относиться к взрослым.

 Литература

  1. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я и др Первый год обучения. – М.: Просвещение, 1993
  2. Блонский П.П. избранные педагогические и психологические сочинения // Т.2 . – М.: Наука, 2005
  3. Жаленко Е.М. Уроки мышления методические рекомендации. – Оренбург, 1991
  4. Содружество ученого и учителя: Беседы с учителями / Состав. М.В.Зверева, Н.К.Индик. – М.: Просвещение, 1991
  5. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008
  6. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. – М.: Посвещение, 1993
  7. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008
  8. Мостова О.Н. Ребенок в кризисе // «Начальная школа + до и после» №6, 2007
  9. Немов Р. Психология учебник// Т. 1-2. – М.: ВЛАДОС, 1999

Приложение

 Блок игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков

Игра: «Бип».

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «бип».

Игра: «Зеркало».

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход  игры.  Выбирается водящий,  остальные дети — зеркала.  Водящий

смотрится в зеркала, и они отражают все его движения.

Взрослый следит за правильностью отражения.

Итог занятия: выделить активных детей.

Игра: «Незнайка»

Цель: Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый

ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы

общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказать свою

мысль.

Ход игры. Каждый ребенок — Незнайка. Ведущий (взрослый) задает детям

различные вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками.

Выразительные  движения:  приподнятые  брови,  опущенные  уголки  рта,

приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, Ладони

раскрыты.

После игры определяется лучший Незнайка.

Игра: «Паровозик»

Цель: Эта игра «без слов» помогает замкнутому ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.

Ход игры. Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети «вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

Упражнение «Кулачок»

Цель: Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

Ход упражнения. Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

Игра: «Клеевой дождик»

Цель: Игра способствует развитию сплоченности группы. Ход игры.  Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

  1. Подняться и сойти со стула.
  2. Проползти под столами.
  3. Обогнуть «широкое озеро».
  4. Пробраться через «дремучий лес».
  5. Прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

Разыгрывание ситуации

Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

—        два мальчика поссорились — помири их;

— ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;

—        твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.

Игра: «Колдун»

Цель: эта игра направлена на овладение неречевыми средствами общения. Ход игры. Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

Игра: «Семейный портрет».

Цель: игра служит социометрии детской игровой группы, также отражает

сложившиеся отношения в собственной семье,  опирается на групповое

взаимоотношение.

Ход игры. В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он

должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно

рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

Итог занятия: выделить активных детей.

Игра: «Путаница»

Цель: игра поддерживает групповое единство.

Ход игры. Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же, не разнимая рук у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов

Выступление на конкурсе "Учитель года"  с докладом о методической работе .  В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов....

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Методическое пособие "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов. Представлено в форме проекта. В нем раскрыта цель и задачи. Определена содержательная характеристика понятия " коммуникативная...

методическая тема "Коллективная социальная деятельность как метод формирования коммуникативных УУД младших школьников"

Разработка и апробация метода коллективной социальной деятельности , направленного на формирование коммуникативных УУД...

Методический семинар по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Цель данного материала - обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка с использованием современных образовательных технологий...