Развитие коммуникативных качеств речи младших школьников
материал на тему

Миргалимова Рамзия Масалимовна

Работа с фразеологизмами в начальных классах. В работе указаны виды работ с фразеологизмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_kachestv_mladshih_shkolnikov.docx90.93 КБ

Предварительный просмотр:

                          Развитие коммуникативных качеств речи младших школьников.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

(А.П Сумароков)

  Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Для того чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными качествами. Таких качеств традиционно  выделяется семь: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность и правильность.

Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика – показатель его умственного развития. Поэтому одной из наиболее важных задач формирования универсальных учебных действий считаю развитие речевой деятельности.

  В формировании образности речи в процессе усвоения русского языка  огромную роль может сыграть работа с фразеологизмами.  Они обогащают нашу речь, украшают язык. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях: в споре, в житейском бытовом разговоре, в написании сочинений и рефератов. Чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм и условия его употребления. И кто как не учитель, поможет разобраться в этом ученикам?      

Работу над фразеологией в основном провожу на уроках русского языка, литературного чтения и в неурочное время. Усвоение фразеологизмов даст большой эффект в том случае, если их изучение будет проходить в системе и последовательности. Этой работе нет надобности выделять «драгоценных» 5-10 минут урока. «Двух зайцев убиваю» однозначно.

Рассмотрим виды работ над фразеологизмами. Не забываем о том, что  работа над значением, смыслом,  применением в жизненной ситуации фразеологизма ведется систематически.    

  1. Соедините фразеологизм с его значением:

Заваривать кашу                              «разоблачить, раскрыть преступление»    

Не в своей тарелке                            «очень давно»

При царе Горохе                                  «в плохом настроении»

Вывести на чистую воду                 «затеять хлопотливое  дело

  1. Соедините стрелками по одному слову из каждого столбика. По какой модели построены данные фразеологизмы?

яблоко

локтя

совсем не замечать кого-либо, что-либо; ничего не стоящий человек

чувство

внимания

причина ссоры

ноль

раздора

взаимная поддержка, верность товариществу

  1. Познавательную направленность несет в себе такое задание: найти информацию о происхождении фразеологизма. Учениками готовится сообщение, которое   красочно оформляется. Материал собирается в папку, в дальнейшем он служит хорошим пособием для учителя.

К картинке подобрать фразеологизм. С ним мы составляем предложение, выполняем разбор предложения по членам предложения, составляем его схему, выделяем словосочетания.

  1. Подобрать фразеологизмы с определенным словом. Например, изучая тему «Парные звонкие и глухие согласные», подобрать фразеологизмы со словом нос, рот, волк, труд и т.д. Домашнее задание предлагаю творческого характера: сделать рисунок к одному из фразеологизмов. Интересно то, что  одни дети иллюстрируют фразеологизм в прямом смысле, а другие в переносном. На следующем уроке работа продолжается уже над тем, в каком смысле изображен фразеологизм.
  2. При прохождении темы «Глагол», указать фразеологизм с каким-либо  значением, например, «обманывать»:

Сломя голову, бить баклуши, водить за нос, сидеть сложа руки, во весь дух, со всех ног, втирать очки, вводить в заблуждение, во все лопатки,  высунув язык, со всех ног.

Проведя эту работу, продолжаем работу уже непосредственно над глаголом «обманывать». Мы его и спрягаем, и изменяем по временам, и по родам в прошедшем времени, и разбираем по составу, и составляем словосочетания. Все зависит от темы урока и  выдумки учителя.

  1. Используя образ и подсказку, подберите фразеологизм.

А) Очень большая теснота в помещении.

 (яблоку негде упасть)

Б) О забывчивости, плохой памяти.

(голова как решето)

  1. Есть такие темы по русскому языку, как антонимы и синонимы. Учитель с учениками выясняют разницу между сходными выражениями и особенностями их употребления. Важность такой работы заключается в том, что одно понятие раскрывается через ряд других.

А) К  данному фразеологизму подобрать или выбрать из предложенных вариантов  фразеологизмы - антонимы или фразеологизмы - синонимы.

Задать взбучку

Помощники: дать нагоняй; разделать под орех; дело в шляпе; бить баклуши; намылить шею.

Рукой подать

Помощники: навострить уши, у Христа за пазухой,  у черта на куличках; дым коромыслом.

Б) Выбрать из приведенных  фразеологизмов анатомические пары: кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в  точку.

     8)  Следующий вид задания применяю при изучении темы «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением».

- О чем идет речь?

  1. Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
  2.   Её набирают в рот, когда молчат.
  3. Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.
  4. В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из неё сухими.

     Речь идет о воде, записываем данное слово с проверочным. Также использую аналогичное задание по теме «Однокоренные слова». А именно, подбираем однокоренные слова к слову «вода».

  1. Тема урока: «Склонение имен существительных». Вставить в фразеологические обороты пропущенные одинаковые слова. Определить склонение и падеж имен существительных.

Как в ... канул.  Решетом ... черпать. Тише ... ниже травы. Много ...утекло. Выйти сухим ....

        Аналогичное задание, только определить падеж, род и число имен прилагательных.

... нитками сшито. Среди ... дня. Сказка про ... бычка.          Чёрным по ... написано.

  1. На уроках литературного чтения мы подбираем фразеологизмы, характеризующие отношение героя к работе, к делу,  психическое состояние героя, которое проявляется внешне, в его манере поведения; фразеологизмы, характеризующие действия персонажа на основе его взаимоотношений и взаимосвязей с окружающей средой, коллективом.
  2. А это задание я использую не только на уроках русского языка, но и на уроке технологии в 1 классе, а также во внеклассной работе знакомя ребят с профессиями человека.

- Угадайте,  среди каких профессий появились фразеологизмы?

  1. Стричь под одну гребенку.  
  2. Брать на прицел.  
  3. Закидывать удочку. 
  4. Открывать Америку.  
  5. Ждать у моря погоды.
  6. Сгущать краски.  
  7. Ход конем.
  1.  На уроках окружающего мира тоже работаем над фразеологизмами.  Например, тема урока «Разновидности животных» в 3 классе УМК «Школа России».

- Вместо точек вставьте название животного.

Голоден как ...                     Нем как ...                           Хитёр как...      

Грязный как ...                    Труслив как ...                     Упрям как ...

Здоров как ...                       Болтлив как ...                  Колючий как ...

Надут как ...

- Определить к какой группе животных относится животное. Почему?

Домашнее задание даю следующего характера: найти материал об одном из животных, название которого использовалось во  фразеологизме.

         Очень важно то, чтобы дети не только записали  и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употреблять в своей речи.

На базе этих общих видов работы на уроках русского языка и литературного чтения учитель может применять свои специфические формы фразеологической работы. Два раза в год целесообразно провести викторину, КВН, связанную с изучением фразеологии русского языка. Таким образом, вся система работы над фразеологией в начальных классах поможет обогатить активный фразеологический запас учащихся, поднять на новую ступень культуру речи, научить практически использовать богатство русской фразеологии, привить любовь к русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.

Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает ...

Модифицированная программа "Развитие коммуникативных навыков у младших школьников со сложными нарушениями речи".

Развитие коммуникативных навыков  у младших школьников со сложными нарушениями речи -  как условие адаптации в образовательном процессе....

Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК

Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА "Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников"

      Дети коррекционных школ-интернатов - это особый контингент. Его особенность заключается в том,   что  воспитанники имеют ряд недостатков, которые обусловлива...