Классный руководитель в современной школе, задачи и решения.
статья (4 класс) на тему

Татьяна Владимировна Москвина

Статья о работе классного руководителя и использовании в воспитательной работе активных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moskvina_t.v._shk._530.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  руководитель в современной школе, задачи и решения.

Москвина Т.В., учитель начальных классов

ГБОУ школы № 530, г.Санкт-Петербург

        Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения. Классный руководитель должен решить  задачи, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для духовного, умственного, физического совершенства. Одной из наиболее трудных задач учителя двадцать первого века является необходимость внушить ученикам, что в современном мире необходимо не уподобляться толпе, оставаться собой и не бояться «плыть против течения», заботиться о других, упорно совершенствоваться. Умный, добрый отзывчивый, понимающий, тактичный наставник в школьной жизни любого ученика – это образец правильного поведения человека в социуме, это уроки общения для подрастающего поколения. Манера общения педагога с учениками, его любовь к детям, самоотдача остаются в подсознании ребенка на всю жизнь, и, как мне кажется, становятся эталоном построения человеческих отношений в будущем. Но мы забываем, что, выходя на улицу, общаясь со сверстниками, просматривая телевизионные передачи, ребята видят несоответствие между словами и поступками учителя и окружающей действительностью. У ребенка остается ощущение двойственности. И главной задачей классного руководителя как  духовного посредника между обществом и ребенком в освоении культуры, организации системы отношений в коллективе является выработка у него внутреннего морального стержня.

Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе воспитательной программы всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагог также должен принимать во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Деятельность классного руководителя должна быть направлена на работу с обучающимися всего класса. Для решения этих и многих других задач классный руководитель использует в своей практике разнообразные формы и методы работы, создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования культуры поведения в коллективе.

В условиях современной школы учителю необходимо совершенствование, обновление и активизация воспитательной работы, необходима гибкость и соответствие современным условиям и задачам. А порою возникает  необходимость смены технологии обучения и воспитания. Учитывая современные реалии, с моей точки зрения, очень вовремя введен урок Основы религиозных культур и светской этики, который помогает решать вопросы культуры воспитания и духовной зрелости современных школьников.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

традиционные технологии;

игровые технологии;

тестовые технологии;

модульно-блочные технологии;

интегральные технологии и т.п..

При использовании учителем лишь традиционных технологий зачастую не происходит личностного включения учащихся в процесс познания. В лучшем случае возникнет интерес к происходящему на уроке. В этой ситуации педагогу приходится «продавливать» информацию с помощью многократных повторений, что обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительность.

        Для своей работы я выбрала активные методы обучения и воспитания. Эта система методов обеспечивает не только интенсификацию освоения учебной информации, но и позволяет во время урока и внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс.

Общеизвестно, что личность развивается благодаря деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать  можно только в процессе деятельности. Эти методы могут применяться на различных этапах занятия и решать различные задачи: определить ожидания и опасения учащихся, сориентировать их  в теме, динамично и эффективно начать занятие, структурировать материал и др.

Для сообщения нового материала я часто использую метод «Инфо-угадайка» (см.  Приложение 1), для эффектного и динамичного начала занятия - «Летающие имена» (см. Приложение 2), для постановки цели - метод «Разрешение на приобретение знаний» (см. Приложение 3), для завершения образовательного мероприятия - метод  «Мудрый совет»» (см. Приложение 4).

Организуя беседу о вежливости на классном часе, я применяю метод «Фруктовый сад». Этот метод позволяет ученикам получить новую информацию, выразить свои ожидания и опасения, эмоционально включиться в работу, а учителю -использовать полученный материал при проведении личностно-ориентированный работы с учащимися. Для этого заранее заготавливаются из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат и скотч. На плакате нарисованы два дерева: «Яблоня» и «Лимон». Тема встречи озвучена. Учитель предлагает ученикам попробовать определить, что они ожидают от беседы и чего опасаются. Свои ожидания они записывают на яблоках, опасения -на лимонах. После того как все ученики прикрепили свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает высказывания учеников, организует обсуждение и просит детей систематизировать свои ответы, после чего высказывает  свои ожидания и опасения, которые могут быть как итогом беседы, так и напутствием. Опасение учителя: все учащиеся знают правила вежливости, но порой или забывают их применять, или стесняются своих невоспитанных сверстников. Ожидание: ребята смогут в любой даже очень трудной ситуации быть верными своему воспитанию. Пропуская через себя материал урока, споря и доказывая, что только вежливое поведение достойно человека культурного, ребенок вырабатывает правильный стиль поведения в социуме.

Другой интересный для учащихся метод «Разноцветные листы» можно использовать для структурирования материала. В ходе классного часа по теме «Организация жизни класса»  учащиеся сидят по группам (которые сами выбрали по картинкам:  человек в наушниках, клоун, яблоко с вопросом …), обсуждая вопросы организации жизни класса. На плакате в течение беседы появляются линии -«лучики» – виды деятельности в  классе и облако с названиями «активных» групп.  В ходе беседы учащиеся устанавливают необходимость создания активных групп в классном коллективе: («Связисты»- те кто оповещает о новостях, «Аниматоры» - помогают в организации мероприятий, и т.д.), самостоятельно выбирают линии работы класса (дежурство, поздравление, озеленение, развлечение и т.п.), устанавливают правила взаимодействия в группах и их ответственность друг перед другом (возможность перейти из одной активной группы в другую, ведение открытого журнала и др.). Таким образом, наглядно и четко структурирована работа и выделены ключевые моменты в классной жизни. Работа в команде, совместная проектная деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника.

Применение  в педагогической работе активных методов обучения помогает становлению и развитию у обучающихся универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения, решать проблемы, четко ставить задачи,  выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, воспитывать лидерские умения и качества, способность  работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Для учителя должно быть очень важным,  пропустил ли ребенок ситуацию через себя, ведь только после этого он может сказать, согласен он с ней или нет, будет ли он следовать ее вектору, сможет ли применить в жизни.

С этими интересными методами активного обучения я познакомилась  на дистанционном курсе «Эффективные образовательные технологии» -http://moi-universitet.ru/effective-shool2/.

Приложение

Приложение 1.

«Инфо-угадайка»

Цель: сообщение темы занятия.

Подготовка: на доске записаны пословицы. Учащимся раздают прямоугольные листочки для записи.

Проведение: учитель просит ребят прочитать и найти лишнюю пословицу из записанных. Объяснить свой выбор. Затем учащимся предлагают выделить в пословице ключевое слово и вписать на листочки о чем пойдет речь на занятии. Затем листочки прикрепляются на доску и убираются только тогда, когда эту тему обсудили.

 

Приложение 2

«Летающие имена»

Цель: приветствие и активное начало занятия.

Подготовка: несколько мячей небольшого размера.

Проведение: ребята перебрасывают мяч произнося «Здравствуй, Петя». Одним и тем же кидать нельзя. Учащимся необходимо быть не только быстрым и ловким, но и внимательным.  Можно без предмета, тогда усложняется тем, что один ученик называет двух товарищей.

Приложение 3.

«Разрешение на приобретение знаний»

Цель: постановки цели занятия.

Подготовка: готовится и выдается памятка «Разрешение на приобретение знаний»

Проведение: Тема урока уже названа, но ребятам необходимо составить, используя памятку «Разрешение на приобретение знаний»:

1. Подходит ли эта тема мне по возрасту.

2. Необходим ли мне в жизненных ситуациях этот материал.

3. Инстанция, которая может помочь в приобретении этих знаний.

Ребята зачитывают свои разрешения и вместе с учителем решают, как «глубоко» затронуть тему занятия.

Приложение 4.

«Мудрый совет»

Цель: завершение занятия.

Подготовка: игрушка Совы.

Проведение: в конце занятия ребятам предлагается проговорить мудрый совет,  опираясь на полученный опыт. Адресовать его можно игрушечной Сове. Это метод проговаривания помогает полнее осознать полученный опыт или знания.

Литература

1. Материалы курса Активные методы обучения в образовательном процессе

Международного института развития Эко-Про // www.edu-reforma.ru

2. Факультет интерактивного обученияhttp://moi-amour.ru

"Активные методы обучения в образовательном процессе"

(сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»)

Май, 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проблемы современной школы и пути их решения"

Проблемы экологического воспитания младшего школьника...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

Статья "МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ"

Статья "МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ"Актуальность. Современные стандарты высшего профессионального педагогического образова...

Мультстудия как универсальный инструмент для решения современных образовательных задач

Современные дети не мыслят себя без компьютера, проводят много часов в социальных сетях и Интернете, за игрой в компьютерные игры. Но мало кто из них владеет компьютерной техникой и технологиями так, ...

Доклад по теме: Современные методы и приемы решения текстовых задач на уроках математики в соответствии с обновленным ФГОС

Современные методы и приемы решения текстовых задач на уроках математики в соответствии с обновленным ФГОС...