Программа деятельности классного руководителя коррекционной школы-интерната VIII вида "Мастерская добрых дел"
рабочая программа (3 класс) на тему

Маркова Вера Васильевна

Программа составлена с целью создания условий для развития творческого потенциала, способствующего более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В документе отмечены: принципы создания условий самореализации жизнедеятельности, технологии и методики, механизмы реализации. Обозначен уровень воспитаннсти детей за 2 года (3-4 класс)  в виде гистаграмм, а токже ормечены  досуг и достижения учащихся в виде грамот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma.zip2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка

  1. Цель и задачи
  2. Концептуальная часть
  3. Механизм реализации программы
  4. Содержание программы
  5.  Тематическое планирование
  6. Ожидаемые результаты
  7. Характеристика классного коллектива
  8. Анализ работы за предыдущий год
  9. Мониторинг уровня воспитанности
  10. Работа с родителями
  11. Итоги года

Литература

Пояснительная записка

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он — засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

Программа воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации. Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 10 до 12 лет и рассчитана на два года (3 -4 класс)

 Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Составленная программа воспитательной работы «Мастерская добрых дел», реализуется в начальной школе 2012-2013 учебного года.  Программа помогает учителю  организовать работу в своём классе в течение двух лет (3-4 классы).

 С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры, творчества. Существующие в воспитании факторы прямого влияния: семья, школа, компания сверстников и непрямого влияния: планета, государство, система образования, культура. Перед педагогом стоят задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных культурных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета и культуры.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, творческим, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

  Разработана  для обучающихся в начальной школе и рассчитана на два года. В процессе воспитания применяется метод социального проектирования.


I. Цель и задачи

Цель: Создание условий для развития творческого потенциала, способствующего более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Задачи:

1) формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений, выполнения творческих задач;

3) формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

4) раскрытие индивидуальных способностей и интересов;

5) развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

6) усвоение нравственных, социальных норм, навыков диалогового общения и социального взаимодействия;

7) воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям;

8) развитие эмоционально-чувственной   сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия  с искусством, объектами  природной  и  социальной среды.

9) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, великодушия, трудолюбия, целеустремлённости, настойчивости, терпения.

Создание условий самореализации, жизнедеятельности воспитанников организуется на следующих принципах:

  • Личностный подход — признание личности развивающегося человека, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к воспитаннику, как к объекту собственного развития, опора в воспитании на естественный процесс саморазвития личности.
  • Природособразность - воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, использования возрастно - психологической диагностики для коррекции поведения.
  • Педагогическая целесообразность - мера педагогического вмешательства, разумной достаточности. Предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребенка.
  • Культурособразность - формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействия с семьей, восприятие достоинства культуры народа через историю и культуры семьи.

В программе деятельности классного руководителя выделено десять тематических блоков, содержание которых способствует эффективному решению поставленных задач. Программа осуществляется посредством включения детей в различные виды деятельности: игровую, учебно-познавательную, коллективно-творческую. Формы проведения  мероприятий по данной программе могут быть самыми разнообразными: комплексные (интегрированные),  беседы,  рассказы, экскурсии, праздники,  конкурсы, диспуты, сочинения, тестирование, игры, чтения, дискуссии, представления. С учащимися проводятся собеседования, тестирования, практические занятия, позволяющие определить сформированность у них необходимых знаний, умений, навыков по каждому разделу программы. Педагогу предоставлена возможность свободного выбора технологии, стиля обучения, воспитания, общения, формы организации учебно-воспитательного процесса. Но при этом строго соблюдается принцип учреждения – «не навреди». Ребенок и педагог должны получать удовлетворение от обучения и совместной деятельности.

Актуальные воспитательные технологии и методики:

  • методика коллективной творческой деятельности (И. П.Иванов);
  • технология личностно-ориентированного воспитания;
  • технология педагогической поддержки (О. Г.Газман);
  • технологии Н. Е. Щурковой: «Педагогическое общение»;
  • «Технология организации групповых форм общения»;

Социальное проектирование «Проектная деятельность»

Направления воспитательной программы:

  • «Мир прекрасного»
  • «Я и моё отечество»
  • «Спорт и здоровье»
  • «Я и моя семья»
  • «Труд и порядок»

Реализация данной программы позволит:

  • улучшить физическое и психическое здоровье детей;
  • создать условия для коррекции и  развития познавательных способностей: мышления, памяти, речи, восприятия и т. д.;
  • преодолеть трудности социализации обучающихся, обеспечив их необходимыми знаниями, умениями и навыками;
  • создать условия для социального становления и самореализации учащихся;
  • повысить духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал.

II. Концептуальная часть

При разработке содержания программы учитывались положения личностно-ориентированной педагогики (В. А. Петровский и др.), предполагающей главное внимание в организации воспитательной деятельности уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я-хочу» и «я-могу» как основы взаимодействия с педагогом. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения. Ведущим инструментом развития личности современная (мировая и отечественная) психология и дидактика признает деятельность (в школе - это игровая, учебная и трудовая). «Только в контексте целостного опыта ребенка внутри его практических взаимоотношений все без исключения воздействия на него приобретают педагогическое значение» (Л. С. Выготский) При разработке программы учитывалось знание «теории развития» Л. С. Выготского: деятельность должна быть организована в зоне ближайшего развития ребенка, тогда она - процесс управления развитием. Ядром личности, определяющим все ее частные проявления, служит мотивационно - потребностная сфера (система стремлений, побуждающих человека). Таким образом, одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать не только «личностные» мотивы (саморазвития, достижения, персонализации и т. д.), но и мотивы к социально полезной деятельности. В работах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фильдштейна выделяются два вида деятельности, на основе которых развиваются психические новообразования: «отношение к миру вещей» и отношение к миру людей». Л. С. Выготский называл их главными моментами деятельности, определяющими особенности психических процессов. В предметно - практической деятельности ребенок усваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, что обеспечивает формирование интеллектуальной активности. В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, ребенок включается в систему этих отношений, как бы «примеряя» себя к обществу, что обеспечивает формирование его социальной активности. Поочередное выдвижение на первый план то одной, то другой сторон деятельности вызывает смену периодов становления личности в развитии, усиливая то ее социальную, то интеллектуальную активность. «Каждая сторона в развитии ребенка имеет свой оптимальный период» - отмечал Л. С. Выготский. Поэтому особое внимание при разработке содержания программы было уделено проблеме «социальной ситуации развития» ребенка, что обусловлено проблемами освоения социального опыта воспитанниками. Ориентируясь на идею Л. С.Выготкого о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, которые проявляются «сперва как деятельность коллектива, а потом как деятельность индивидуальная», социальная ситуация развития рассматривается как условие реализации новой ведущей деятельности, обеспечивающей социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа учитывает важность организуемой педагогом коллективной деятельности (прогулки, игры, совместное творчество), в ходе которой сам ребенок своими силами решить задачу не может. Но в совместной деятельности с педагогом, детьми он осваивает новые способы обработки информации, которые в последствии и становятся формами и способами его взаимоотношения с миром. В основу педагогики сотрудничества (для воспитания в старшеклассников школы-интерната) легла - методика КТД (И. П.Иванов). Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую И. П. Иванов назвал «педагогика общей заботы». Её можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как её сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

При разработке программы учитывался принцип гуманистического воспитания (Н. Е.Щуркова), а именно - "принять ребенка как данность". Реализуя данный принцип, педагог возвышается до высокой этики, придавая всей системе взаимодействий с миром, людьми, обществом, отдельным человеком, а значит, и с детьми, особо тонкий нравственный колорит. Это означает, что восприятие ребенка, а, следовательно, оценка его, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек – человек». Роли «ученик», «учитель», «администратор», «педагог» отходят на второй план. Гуманистическое воспитание - это ответ на провозглашение в современной культуре Человека как наивысшей ценности, это такое отношение к ребенку (а ребенка к педагогу), когда признается автономность внутреннего мира человека и утверждается практически право человека на свободное проявление индивидуального "Я".

Достижение основной цели воспитания - формирование личности предполагает в первую очередь создание условий, сохраняющих здоровье субъектов образовательного процесса. Поэтому проблема сохранения здоровья и здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений Программы. Состояние здоровья оценивается по четырехкомпонентной модели. Это физический, психический, духовный и социальный компоненты. Физический компонент здоровья характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент здоровья определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности, эмоционально-волевой сферой. Духовный компонент здоровья человека строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности. Социальный компонент здоровья характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Деятельность по сохранению здоровья реализуется в программе по следующим направлениям:

  • изучение и анализ состояния здоровья школьников с целью разработки программы профилактики и медико-педагогической реабилитации детей;
  • изучение заболеваемости, индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей детей в связи с особенностями организации учебно-воспитательной деятельности;
  • оценка санитарно-гигиенических условий, режима, питания и их коррекция как меры предупреждения формирования школьных форм патологии;
  • повышение знаний учащихся, педагогов и родителей в вопросах укрепления и сохранения здоровья.

Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов - вот почему в программе в основу отбора содержательных блоков воспитательного процесса были положены 2 момента: мотивы и ведущие виды деятельности.

III. Механизм реализации программы

Реализация содержания воспитания в школе-интернате происходит в процессе как освоения воспитанниками непосредственного содержания учебной программы, так и педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром во внеучебное время - в процессе подготовки и проведении массовых мероприятий, акций, занятий, реализацией различных форм взаимодействия с представителями других творческих объединений, общественных организаций, информационной деятельностью на базе школы-интерната.

Повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе осуществляется по трем направлениям:

  • отбор содержания материала для каждого урока, воспитательного занятия, внеклассного мероприятия с целью усиления его воспитывающего значения в соответствии с сформулированными в программе ценностными ориентациями педагогической деятельности;
  • организация процесса обучения и воспитания на основе принципов сотрудничества, сотворчества, диалога, игры, сочетание коллективных интересов и индивидуального обучения посредством его дифференциации, профильности, позволяющей создать ситуацию успеха для каждого воспитанника;
  • интеграция учебного процесса, процесса воспитания, процесса дополнительного образования, направленных на реализацию знаний, умений, навыков в социально и личностно значимой деятельности.

Программа  включает в себя 2 возрастных уровня и их реализацию

1-ий уровень (3 класс) - «Мы учимся мастерству!»,- направлен на обучение азам проектной деятельности, развитию творческих способностей, коммуникативной деятельности. Выполнение проекта «Край, в котором ты живешь»

 2-ый уровень (4 класс) - «Мы умеем творить добро!»- обучает учащихся  выполнению   проекта, полезного для себя,  для других людей. Выполнение проекта «История моей семьи».  Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир».

В ходе реализации программы необходимы:

  1. Изучение структуры патогенеза учащихся, первичных и вторичных патологий, семейно – бытовых условий детей с учётом индивидуального дифференцированного подхода.
  2. Оказание помощи педагогам, учащимся, родителям в воспитательной работе, определение зон ближайшего развития, щадящего режима для детей по рекомендациям и решениям медико-психолого-педагогического консилиума школы.  
  3. Разработка оптимальных коррекционно-воспитательных мероприятий, индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения воспитанника, единых требований к обучающимся, путей расширение воспитательного пространства в результате совместной деятельности логопедов, воспитателей и классных руководителей, социально-психологической и медицинских служб.
  4. Учет педагогами в своей деятельности наиболее психофизических особенностей и возможностей учащихся, а также значимых мотивов и доминирующих видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода.

IV.  Содержание программы

Воспитательная деятельность реализуется по следующим направлениям:

 1. Мой путь к здоровью.

2. Основы безопасности жизнедеятельности.

3. Этикет и культура поведения.

4. Моё Отечество.

5. Мой дом. Моя семья.

6. Основы экологии и краеведения.

7. Мои права и обязанности.

8. Твори, выдумывай, пробуй.

9. Общественно-полезный и обслуживающий труд.

10. Профессиональное самоопределение.


Блок

Возраст детей

3 класс

4 класс

Блок 1. Мой путь к здоровью

Задачи

  • Сформировать представление о понятии «здоровье».
  •  Сформировать навыки самообслуживания.
  •  Развить в детях потребность в занятиях физической культурой и спортом.
  • Воспитывать в ребенке ответственность за себя, свое здоровье, за свои поступки.
  • Развивать основные двигательные качества: физическую выносливость, силу, быстроту, ловкость.
  • Мотивация здорового образа жизни и создание условий для ее реализации.
  • Обучить оказанию первой медицинской помощи.

Тематика занятий и классных часов

  1. Здоровье – это здоровый образ жизни.
  2. Зарядка, закаливание, двигательный режим.
  3. Питание и здоровье.
  4. Что полезно, а что вредно.
  5. Почему надо делать зарядку и заниматься спортом?
  6. Болезни и их профилактика.
  1. Здоровье - это здоровый образ жизни.
  2. Здоровье организма как ценность; (режим дня, питание,  рациональный отдых, двигательный режим, культурно-гигиенические навыки и т. д.)
  3. Здоровый образ жизни (профилактика вредных привычек).
  4. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
  5. Заболевания, их профилактика и лечение.
  6. Питание и здоровье.
  7. Гигиена юноши.
  8. Гигиена девушки.
  9. Лекарственные травы.
  10. Травмы, оказание первой медицинской помощи при переломах, ожогах, ушибах, порезах.

ЗУН

  • Ежедневно выполнять утреннюю зарядку (под контролем взрослых)
  • Владеть элементарными навыками самообслуживания.
  • Сознательно выполнять процедуры закаливания.
  • Содержать в чистоте классы, групповые комнаты, спальни, рабочие места и т. д.
  • Принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, подвижных играх.
  • Владеть основами знаний о здоровом образе жизни.
  • Заботится о своем здоровье.
  • Ежедневно выполнять утреннюю гимнастику и оздоровительные процедуры.
  • Принимать активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях.
  •  Оказать первую медицинскую помощь.
  • Знать возрастные особенности организма и влияние на него алкоголя, никотина, наркотических и психотропных веществ.

Блок 2. Основы безопасности жизнедеятельности

Задачи

  • Научить детей называть сведения о себе.
  • Сформировать умение ориентироваться в окружающем пространстве, быстро и сознательно реагировать на изменения, происходящие в нем.
  • Научить правильному обращению с колющими и режущими предметами.
  • Познакомить с окружающим миром и возможными опасностями для жизни и здоровья человека.
  • Сформировать у воспитанников умения и навыки ориентирования в дорожной обстановке.
  • Дать начальные сведения о правилах безопасного поведения дома, во дворе, в природе.
  • Познакомить с возможными источниками опасности на улице.
  • Сформировать навыки оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых, животных и т. д.

Тематика занятий и классных часов

  1. Мое имя, фамилия. Где я живу.
  2. Правила поведения на улице, опасные ситуации на дороге.
  3. Дети и животные.
  4. Опасности в лесу, на природе.
  5. Если меня укусила пчела.
  6. Если что-то попало в глаз.
  1. Правила дорожного движения.
  2. Опасности, подстерегающие дома.
  3. Источники опасности жилища – электробытовые приборы, телевизор и др.
  4. Огонь – друг и враг человека. Как вызвать пожарную охрану.
  5. Двор и улица – места повышенной опасности.
  6. Предосторожности при обращении с животными.
  7. Ядовитые растения и грибы.
  8. Правила поведения на воде.
  9. Меры предосторожности во время грозы.
  10. Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте (пожар, крушение, экстренное торможение, захват террористами и т. д.).
  11. Причины возникновения пожара, причины затопления жилища. Необходимые меры по их устранению.
  12. Ориентация на местности, в лесу.
  13. Правила поведения при попадании в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (заблудились в лесу, отстали от группы в походе и т. д.).
  14. Экстремальные ситуации криминогенного характера.

ЗУН

  • Сведения о себе.
  • Основные источники опасности в помещении, во дворе, на улице, в природе.
  • Основные правила безопасного поведения в помещении, на улице.
  • Уметь правильно обращаться с вилкой, ножницами и др. предметами.
  • Уметь распознавать опасности и избегать их.
  • Источники опасности в природе, дома и т. д.
  • Правила поведения при возникновении пожара и т. д.
  • Общественные виды транспорта и поведение в них.
  • Виды ядовитых растений и грибов нашей местности.
  • Правила поведения с незнакомыми людьми и животными.
  • Основные правила поведения в аварийных ситуациях.
  • Уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Блок 3. Этикет и культура общения в  жизни современного человека

Задачи

  • Познакомить детей с правилами поведения на улице, в помещении.
  • Научить детей пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
  • Сформировать навыки вежливого обращения со сверстниками, старшими.
  • Сформировать умение и навыки участия в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, направленных на закрепление представлений об окружающем мире.
  • Сформировать у детей представления об этикете.
  • Воспитывать взаимоуважение, дисциплинированность, деликатность.
  • Сформировать умение правильно вести беседу.
  • Воспитывать уважительное отношение к слабым, старикам, женщинам.
  • Расширить сведения о формах обращения к старшим, сверстникам.
  • Расширить сведения о культуре поведения в общественных местах.
  • Воспитывать собранность, сдержанность, аккуратность.

Тематика занятий и классных часов

  1. Поведение на улице, в помещении.
  2. Поведение за столом.
  3. «Ты» и «Я».
  4. Плохой – хороший поступок.
  5.  Честность в отношении друг с другом и с взрослыми.
  1. Правила ведения беседы, дискуссии. Не перебивай.
  2. Поведение в чужом доме. Естественность и деликатность гостя.
  3. Манера поведения: осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя.
  4. Пользование предметами туалета.
  5. Поведение за столом.
  6. Культура общения.
  7. О дружбе и товариществе.
  8. Уровни соблюдения этикета.
  9. Первый уровень – не мешай. Соблюдение тишины и молчания.
  10. Второй уровень – будь приятен окружающим людям.
  11. Третий уровень – помогай окружающим людям.
  12. Соблюдение этикета.
  13. Отношение человека к речи. Речь как портрет личности.
  14. Пользование телефоном. Культура речи при общении по телефону.
  15. Этикетные ситуации. Настроение человека. Способы управление настроением.
  16. Самоконтроль и саморегулирование поведения.
  17. Культура общения юноши и девушки. Мужской и женский ролевой этикет.

ЗУН

  • Правильно вести себя (под наблюдением педагога) на улице и в помещении.
  • Соблюдать простейшие правила поведения за столом.
  • Использовать в речи доступные возрасту стереотипы общения в различных ситуациях (приветствия и прощания, благодарность и извинения).
  • Справедливо оценивать свои поступки.
  • Правильно вести себя в общественных местах.
  • Пользоваться столовыми приборами, эстетично принимать пищу.
  • Следить за своей походкой, жестикуляцией.
  • Соблюдать аккуратность во внешнем виде.
  • Пользоваться простыми стереотипами этикетного обращения.
  • Видеть положительное в общении (сотрудничество, взаимопомощь, справедливость в разрешении конфликтов).
  • Справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.
  •  Употреблять речевые этикетные стереотипы в различных ситуациях.
  • Соблюдать правила мужского и женского этикета; добиваться непринужденности  в соблюдении правил поведения.
  • Владеть своим эмоциональным настроением.

Блок 4. Моё Отечество

Задачи

  • Сформировать у детей представления о понятии «Родина».
  • Познакомить с традиционными народными праздниками и обычаями.
  • Познакомить детей с историей, традициями русского народа.
  • Познакомить с символикой России (флаг, герб, гимн).
  • Познакомить с историей родного края.
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину.

Тематика занятий и классных часов

  1. Город, улица, дом  - моя Родина.
  2. Родина как место, где человек родился и познал счастье жизни.
  3. Праздники (Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества и т. д.)
  4. Забота о Родине.
  1. Страна, в которой мы живем.
  2. Символы России.
  3. Великие праздники на Руси.
  4. Памятные даты.
  5. Мой родной город. Символика.
  6. Исторические события в жизни русского народа.
  7. Город мой Троицк.
  8. Мой край-земля Южного Урала.
  9. Пионеры-герои.
  10. Народные промыслы Челябинской области.
  11. Исторические места г.Троицка.
  12. Труд на благо Родины.
  13. Город Троицк  в годы Великой Отечественной войны.
  14. Город Троицк. Вчера. Сегодня. Завтра.
  15. г.Челябинск столица Южного Урала.
  16. Наши земляки. Страницы из жизни замечательных людей города Троицка.

ЗУН

  • Название страны, города, улицы  и т. п.
  • Традиционные праздники и обычаи русского народа.
  • Символику родной страны.
  • Основные исторические даты и  события России.
  • Имена людей, прославивших Россию, родной край.

Блок 5. Мой дом. Моя семья

Задачи

  • Сформировать представления о собственном «Я», «Я» и мой дом», «Я» и мои родные», «Я» и мое имя».
  • Научить детей устанавливать простые родственные связи между людьми, животными.
  • Сориентировать детей на гармоничные взаимодействия всех поколений в семье (дети, бабушки, родители).
  • Сформировать представления о семье, о родственных отношениях, о генеалогическом дереве.
  • Расширить представления детей о наличии родственных связей внутри семьи, растительного и животного мира.
  • Историю Южного Урала и города Троицка.
  • Дать представления о культуре быта, интерьере.

Тематика занятий и классных часов

  1. Человек и родственные связи.
  2. Что такое «семья».
  3. Вся семья вместе,  так душа на месте.
  4. Ребенок – член семьи.
  1. Семья, семейные и родственные отношения.
  2. Генеалогическое дерево.
  3. Семья в устном народном творчестве (пословицы, поговорки, песни, сказки).
  4. Семейный быт.
  5. Сказка про Ивана,  не помнящего родства.
  6. Семейный альбом.
  7. Начало рода человеческого (легенды и мифы славян).
  8. Семейные праздники.
  9. Роль семьи в современном мире.
  10. Дом вести – не рукавом трясти.
  11. Роль женщины в семье. Женственность. Материнство.
  12. Роль мужчины в семье. Мужественность. Отцовство.
  13. Ответственность родителей за потомство, ответственность супругов друг пред другом.
  14. Общение в семье.

ЗУН

  • Хорошо дифференцировать родных и близких ему людей.
  • Понимать родственные отношения внутри семьи, среди знакомых, среди животных.
  • Осмысливать отношения между людьми и понимать, что связывает их между собой.
  • Сострадать, уважать, понимать то, что любой человек происходит от младенчества до старости, как в природе растения рождаются, растут и умирают.
  • Сравнивать, анализировать, осмысливать внутрисемейные роли.
  • Осознавать ответственность родителей за своих детей.

Блок 6. Основы экологии и краеведения

Задачи

  • Воспитывать любовь к природе, интерес к окружающему миру.
  • Научить детей понимать цель наблюдений и производить их, делая доступные данному возрасту простейшие выводы.
  • Научить детей в процессе изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности простейшими способами изображать народные игрушки, выполнять поделки из природного материала.
  • Сформировать представления о том, что люди, растения и животные обладают способностью приспосабливаться  к среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе.
  • Ознакомить детей с основными законами природы.
  • Ознакомить с народными промыслами жителей Южного Урала.
  • Воспитывать экологическую культуру, основывающуюся на современных научных сведениях, на изучении литературных произведений, на практических умениях, направленных на охрану окружающей природы.
  • Показать значение стихий природы в жизни человека и всего окружающего мира.
  • Сформировать представления детей об экологических катастрофах.

Тематика занятий и классных часов

  1. Правила поведения в природе.
  2. Воздух и жизнь. Вода и жизнь.
  3. Красная книга.
  4. В мире животных.
  5. В мире растений.
  6. Домашние животные.
  7. Здравствуй, лес!
  8. Природа родного края.
  9. Птицы и животные на городских улицах.
  10. Необходимость озеленения улиц.
  1. Человек – природа – общество.
  2. Экологические связи в живой природе.
  3. Экология и здоровье человека.
  4. Экологические проблемы нашего города.
  5. Растительный и животный мир родного края.
  6. Мы в ответе за тех, кого приручили.
  7. Экологические катастрофы. Последствия производственной деятельности человека.
  8. Природа родного края.
  9. Чем я могу помочь родному городу.

ЗУН

  • Производить наблюдения за природой, делать простейшее выводы.
  • Овладеть элементарными экологическими знаниями и представлениями.
  • Основы экологических знаний.
  • Особенности климата, растительный и животный мир родного края.
  • Иметь представления об экологических проблемах в стране, области, в г. Троицке.
  • Участвовать в озеленении школы и её территории, различных экологических акциях по охране окружающей среды.

Блок 7. Мои права. Мои обязанности

Задачи

  • Сформировать представления о правах и обязанностях воспитанника школы-интерната.
  • Познакомить с правилами для учащихся школы-интерната.
  • Сформировать у детей представление о гражданине общества.
  • Познакомить с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, раскрыть эти стороны с позиции права и во взаимодействии норм права и морали.
  • Сформировать у воспитанников стремление качественно выполнять свои обязанности школьника, члена кружка, секции,  воспитанника школы-интерната.

Тематика занятий и классных часов

  1. Права и обязанности школьника.
  1. Права и обязанности воспитанника школы-интерната.
  2. Человек и гражданин. Гражданство.
  3. Зачем надо знать законы?
  4. Главный закон государства.
  5. Что говорится в Конституции РФ о правах человека?
  6. Права ребенка. Международная конвенция о защите прав ребенка.
  7. Главный закон государства.
  8. Что такое законопослушание?
  9. Можно ли прожить, соблюдая права и не выполняя обязанности?
  10. Газеты, радио, телевидение.
  11. Свод законов. Конституция, уголовный кодекс.
  12. Устав школы. Правила для учащихся.
  13. Твоё будущее - в твоих руках.
  14. Беспечность грозит бедой.
  15. Может ли человек во имя исполнения своих прав нарушать права других людей?
  16. Право на жилье. Право на труд. Право на образование.
  17. Ответственность за правонарушения.

ЗУН

  •  Права и обязанности  воспитанника школы-интерната.
  • Права и обязанности  воспитанника школы-интерната.
  • Содержание основных правовых документов.
  • Уметь ориентироваться в социально-правовых вопросах и защищать свои права.

Блок 8. Твори. Выдумывай. Пробуй.

Задачи

  • Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
  • Развивать эстетические представления, фантазию, мышление и сообразительность на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека.
  • Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.
  • Развивать практические умения, элементы художественного исполнительства, фантазию, конструктивное мышление путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества.
  • Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
  • Развивать эстетические представления на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека.

Тематика занятий и классных часов

  1. Сбор природного материала для поделок.
  2. Поделки из природного материала.
  3. Работа с пластилином «Подарки осени» (овощи, фрукты, грибы), «Зоопарк»,
  4. Сюжетная лепка на темы сказок «Колобок», «Три медведя» и др.
  5. Рисование «Листья осени», «Дождик», «Зимний узор», «Снежинка», «Прилет птиц» и др.
  6. Аппликация «Осенний букет», «Домик в лесу», «Зимняя ветка».
  7. Изготовление открыток «Любимому учителю», «Подарок Маме», «Дорогому ветерану», «Защитнику Отечества».
  8. Мастерская Деда Мороза.
  1. Сбор природного материала.
  2. Изготовление поделок из природного материала.
  3. Изготовление открыток «Любимому учителю», «Подарок Маме», «Дорогому ветерану», «Защитнику Отечества».
  4. Мастерская Деда Мороза.
  5. Вышивка крестом.
  6. Оригами.
  7. Работа с глиной, гипсом, соленым тестом.
  8. Тематическое рисование.
  9. Моделирование из картона.
  10.  Бумагопластика.
  11. Вязание крючком, спицами.
  12. Мягкая игрушка.

ЗУН

  • Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.
  • Знать различные инструменты, их возможности, уметь владеть ими.
  • Понимать необходимость планирования своей работы.
  • Знать различные инструменты, их возможности, уметь владеть ими.
  • Уметь планировать свою работу.
  • Освоить такие вспомогательные средства, как эскиз, набросок, схема.
  • Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, конструирование, моделирование, лепку, вышивку и т. д.

Блок 9. Общественно-полезный и обслуживающий труд

Задачи

  • Сформировать у ребенка навыки по самообслуживанию.
  • Познакомить детей с правилами личной гигиены.
  • Познакомить детей с правилами ухода за предметами личного пользования.
  • Воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами.
  • Научить правильному уходу за одеждой.
  • Научить производить мелкий ремонт одежды, обуви.
  • Воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами.
  • Научить ухаживать за жилищем.
  • Научить пользоваться бытовыми электроприборами.
  • Научить ремонту одежды, обуви.

Тематика занятий и классных часов

  1. Правила личной гигиены.
  2. Чистота – залог здоровья.
  3. Как правильно чистить зубы.
  4. Правила поведения в душевой.
  5. Правила ухода за обувью, одеждой.
  6. Правила поведения в столовой.
  7. Правила пользования столовыми приборами.
  8. Учись дежурить. Правила для дежурных.
  9. Порядок в доме. Каждой вещи - своё место.
  10. Игровой и рабочий уголок.
  11. Порядок в классе.
  12. Твоя спальня.
  13. Комнатные растения. Уход за растениями.
  1. Личная гигиена.
  2. Культура одежды.
  3. Уход за одеждой (стирка, мелкий ремонт, хранение).
  4. Уход за жилищем.
  5. Организация своего рабочего места.
  6. Растения в твоем доме.
  7. Озеленение классов, групповых комнат и других кабинетов в школе.
  8. Клумбы на школьном дворе.
  9. Бытовые приборы. Эксплуатация. Хранение. Уход. Техника безопасности.
  10. Комнатные растения.
  11. Уход за комнатными растениями.

ЗУН

  • Овладеть элементарными навыками самообслуживания.
  • Знать и выполнять правила поведения в столовой, душевой, гигиенической комнате и т. п.
  • Участвовать в дежурстве по школе, по столовой.
  • Поддерживать чистоту и порядок в доме.
  • Правильно ухаживать за одеждой.
  • Выполнять ремонт одежды.
  • Выполнять работы по обслуживающему труду.
  • Уметь ухаживать за растениями на школьной клумбе.
  • Уметь пользоваться бытовыми приборами.

Блок 10 . Профессиональное самоопределение

Задачи

  • Сформировать у детей элементарные знания о сути той или иной профессии.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.
  • Познакомить с разнообразными профессиями.
  • Научить ориентироваться в мире профессий.
  • Сформировать умение оценивать и анализировать свои интересы, способности к различным видам труда в процессе предварительной пробы сил.
  • Познакомить с основными направлениями профессиональной деятельности человека.
  • Развивать способности воспитанников к профессиональному самоопределению, путём изучения профессиональных интересов и склонностей воспитанников с помощью психологических методик диагностики, тестирования,   анкетирования: оценка развития отдельных физических качеств.
  • Помочь воспитаннику в подготовке к реализации профессионального жизненного плана.

Тематика занятий и классных часов

  1. Труд в жизни человека.
  2. Профессия врача, продавца, учителя, повара и т. д.
  3. Труд людей в разное время года.
  4. Сюжетно ролевые игры («Больница», «Столовая», «Почта», «Магазин»).
  1. Профессии моих родителей.
  2. Для чего люди работают?
  3. Кем быть?
  1. Профессии, которые можно освоить после окончания школы-интерната.
  2. Познай свое Я.
  3. Основные направления профессиональной деятельности.
  4. Диспут «На что ориентироваться в выборе профессии?»
  5. «Все работы хороши – выбирай на вкус».
  6. «Могу», «Хочу», «Надо» - что важнее в профессии?
  1. Профессии, которые ты можешь освоить в городе Троицке и других районах области.

ЗУН

  • Названия  профессий,  людей из его окружения, уметь ориентироваться в них.
  • Обязанности (функции) работника определенной профессии.
  • Понимать необходимость, значимость той или иной профессии.
  • Ориентироваться в мире профессий.
  • Знать о профессиях, на которые они могут выучиться.
  • Реально оценивать свои возможности.
  • Анализировать и оценивать свои профессиональные склонности, профпригодность.
  • Строить профессиональные и жизненные планы (обладать навыками планирования и целеполагания).


V. Тематическое планирование

План воспитательной работы в классе (сентябрь)

Направления, цели и задачи деятельности класса

Формы и виды

деятельности класса

Дата дела

Результат

Личностное развитие

Блок 3. «Этикет и культура поведения»

Блок 6. «Основы экологии и краеведения»

Урок знаний «Здравствуй школа!»

Беседа «Правила поведения в школе»

02.09

1 неделя

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Блок 1. «Мой путь к здоровью»

Режим дня школьника

Классный час «Питание и здоровье»

ежедневно

3 неделя

Основы гражданского и патриотического воспитания

Блок 4. «Моё Отечество»

Блок 7. «Мои права и обязанности»

Классный час  «Город, улица, дом – моя Родина!»

4 неделя

Трудовое воспитание

Блок 9. «Общественно-полезный и обслуживающий труд»

Блок 10. «Профессиональное самоопределение»

Смотр внешнего вида учащегося

Игра «Зеркало»

Составление графика дежурств. Распределение обязанностей.

Дежурство по классу.

1 неделя

2 неделя

ежедневно

Основы социализации и общения

Блок 5. «Мой дом. Моя семья»

Блок 2. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Классная беседа  «Мое имя, фамилия. Где я живу».

Классный час «Основы безопасности на улице»

Правила поведения

3 неделя

ежедневно

ежедневно

Творческое воображение

Блок 8. «Твори, выдумывай, пробуй»

Изготовление подарков для своих бабушек и дедушек к празднику «День пожилого человека»

3, 4 неделя

План воспитательной работы в классе (октябрь)

Направления, цели и задачи деятельности класса

Формы и виды

деятельности класса

Дата дела

Результат

Личностное развитие

Блок 3. «Этикет и культура поведения»

Блок 6. «Основы экологии и краеведения»

Классная беседа «"Я" в прошедшем лете: труд, отдых, развлечения. Мои новые друзья. Как я помогу другу».

1, 4 неделя

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Блок 1. «Мой путь к здоровью»

Просмотр презентации «Режим питания». Составление своего режима питания.

Разучивание ОРУ.

2, 3 неделя

Основы гражданского и патриотического воспитания

Блок 4. «Моё Отечество»

Блок 7. «Мои права и обязанности»

Беседа с элементами игры «Обязанности школьника»

Подготовка к творческо-исследовательскому проекту. Беседы о семье.

2 неделя

Трудовое воспитание

Блок 9. «Общественно-полезный и обслуживающий труд»

Блок 10. «Профессиональное самоопределение».

Дежурство по классу.

Генеральная уборка в классе.

Подготовка к родительскому собранию

Беседы о профессиях

ежедневно

еженедельно

4 неделя

Основы социализации и общения

Блок 5. «Мой дом. Моя семья»

Блок 2. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тестирование  №1«Что я знаю о своей семье» (к проекту)

Подготовка осенней одежды

Беседа «Правила поведения на дороге»

1 неделя

3 неделя

Творческое воображение

Блок 8. «Твори, выдумывай, пробуй»

Выполнение подарков к праздникам «День воспитателя», «День учителя».

Экскурсия «Золотая осень»

Сбор коллекции осенних листьев

1 неделя

План воспитательной работы в классе (ноябрь)

Направления, цели и задачи деятельности класса

Формы и виды

деятельности класса

Дата дела

Результат

Личностное развитие

Блок 3. «Этикет и культура поведения»

Блок 6. «Основы экологии и краеведения»

Классный час «Лучше нет родного края». Тестирование №2 «Что я знаю о своей малой Родине?» (к проекту)

2 неделя

2 неделя

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Блок 1. «Мой путь к здоровью»

Беседа «Для чего нужна гимнастика?» с выполнением ОРУ.

Викторина «Что такое здоровый образ жизни?»

2, 3 неделя

Основы гражданского и патриотического воспитания

Блок 4. «Моё Отечество»

Блок 7. «Мои права и обязанности»

Классный час «Моя Родина». Тестирование №3 «Что я узнал о семье и родном крае» (к проекту)

Беседа с элементами игры «Права школьников».

4 неделя

3 неделя

Трудовое воспитание

Блок 9. «Общественно-полезный и обслуживающий труд»

Блок 10. «Профессиональное самоопределение»

Дежурство по классу.

Генеральная уборка в классе.

ежедневно

еженедельно

4 неделя

Основы социализации и общения

Блок 5. «Мой дом. Моя семья»

Блок 2. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Посещение семьи Борисовых, Насоновых, Сафаровых. Сбор информации из домашних архивов (к проекту)

В рамках акции «Защита» классная беседа «Профилактика жестокого обращения с детьми»

2 неделя

ежедневно

4 неделя

Творческое воображение

Блок 8. «Твори, выдумывай, пробуй»

Подготовка и выполнение подарков к празднику «День матери»

Пластилиновая графика. Роспись по стеклу (маленькое дерево) Освоение приемов работы стекло-пластилин (к проекту).

2, 3 неделя

План воспитательной работы в классе (декабрь)

Направления, цели и задачи деятельности класса

Формы и виды

деятельности класса

Дата дела

Результат

Личностное развитие

Блок 3. «Этикет и культура поведения»

Блок 6. «Основы экологии и краеведения»

Беседа «Правила поведения на улице в помещении»

Классный час «Зимующие птицы нашего региона» с применением ИКТ

1неделя

4 неделя

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Блок 1. «Мой путь к здоровью»

Беседа с элементами практической работы «Уход за волосами». Новогодняя прическа.

Экстремальные ситуации. Обморожение. Первая помощь при обморожении.

4 неделя

3 неделя

Основы гражданского и патриотического воспитания

Блок 4. «Моё Отечество»

Блок 7. «Мои права и обязанности»

К 20-ю принятия конституции РФ классный час «Ваши права, дети!»

Традиционный народный праздник «Новый год»

2 неделя

4 неделя

Трудовое воспитание

Блок 9. «Общественно-полезный и обслуживающий труд»

Блок 10. «Профессиональное самоопределение»

Дежурство по классу.

Генеральная уборка в классе.

Выполнение росписью пластилином по стеклу» Дерево моей семьи»- творческая работа (проект)

ежедневно

еженедельно

Основы социализации и общения

Блок 5. «Мой дом. Моя семья» Генеалогическое древо семьи(Что это такое?) Презентация

Блок 2. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Классный час «Что такое «семья»?» Рассматривание сюжетных картин художников ИКТ на тему «Семья»

Сюжетно-ролевая игра «Семейный праздник - Новый год!»

Беседа «Экстремальные ситуации. Обморожение»

1 неделя

2 неделя

Творческое воображение

Блок 8. «Твори, выдумывай, пробуй»

Подготовка к Новому году.

Мастерская Деда Мороза.

Разучивание новогодних песен, стихотворений.

Весь месяц

План воспитательной работы в классе (январь)

Направления, цели и задачи деятельности класса

Формы и виды

деятельности класса

Дата дела

Результат

Личностное развитие

Блок 3. «Этикет и культура поведения»

Блок 6. «Основы экологии и краеведения»

Ситуационная игра: «плохой – хороший поступок»

Игра «В гостях у зимы» с применением ИКТ

4 неделя

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Блок 1. «Мой путь к здоровью»

Беседа с выполнением ОРУ «Правильная осанка для нашего здоровья»

3 неделя

Основы гражданского и патриотического воспитания

Блок 4. «Моё Отечество»

Блок 7. «Мои права и обязанности»

Беседа «Что такое честное слово»

4 неделя

Трудовое воспитание

Блок 9. «Общественно-полезный и обслуживающий труд»

Блок 10. «Профессиональное самоопределение»

Дежурство по классу.

Генеральная уборка в классе.

Экскурсия на пришкольный участок, наблюдение за работой дворника в зимний период.

ежедневно

еженедельно

3 неделя

Основы социализации и общения

Блок 5. «Мой дом. Моя семья»

Блок 2. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Беседа «Правила поведения за столом»

Защита творческо-исследовательского проекта «История моей семьи»

3 неделя

Творческое воображение

Блок 8. «Твори, выдумывай, пробуй»

Лепка снеговика.

3неделя

План воспитательной работы в классе (февраль)

Направления, цели и задачи деятельности класса

Формы и виды

деятельности класса

Дата дела

Результат

Личностное развитие

Блок 3. «Этикет и культура поведения»

Блок 6. «Основы экологии и краеведения»

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у подружки».

Занятие «Птицы на городских улицах» с применением ИКТ.

1неделя

2 неделя

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Блок 1. «Мой путь к здоровью»

Беседа с элементами практической работы «Двигательный режим»

4 неделя

Основы гражданского и патриотического воспитания

Блок 4. «Моё Отечество»

Блок 7. «Мои права и обязанности»

Классный час «Защитники Отечества»

Традиционный народный праздник «День Защитников Отечества» с применением ИКТ.

В рамках нравственно-правовой недели классный час «Что такое закон?»

3 неделя

21.02.2014

2 неделя

Трудовое воспитание

Блок 9. «Общественно-полезный и обслуживающий труд»

Блок 10. «Профессиональное самоопределение»

Дежурство по классу.

Генеральная уборка в классе.

Классный час «Чистота - залог здоровья»

ежедневно

еженедельно

3 неделя

Основы социализации и общения

Блок 5. «Мой дом. Моя семья»

Блок 2. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Классный час «Волшебные слова»

Классная беседа «Профилактика пищевого отравления» с применением ИКТ

1 неделя

постоянно

4 неделя

Творческое воображение

Блок 8. «Твори, выдумывай, пробуй»

Изготовление подарков для пап. Изготовление подарков для мам, сестренок, одноклассниц к 8 марта

Подготовка к празднику 23 февраля.

1-4неделя

План воспитательной работы в классе (март)

Направления, цели и задачи деятельности класса

Формы и виды

деятельности класса

Дата дела

Результат

Личностное развитие

Блок 3. «Этикет и культура поведения»

Блок 6. «Основы экологии и краеведения»

Ситуационная игра «Чем сердиться,  лучше помириться».

Экскурсия на пришкольный участок «Изменения в природе весной»

3неделя

3 неделя

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Блок 1. «Мой путь к здоровью»

Классный час «Закаливание»

2 неделя

Основы гражданского и патриотического воспитания

Блок 4. «Моё Отечество»

Блок 7. «Мои права и обязанности»

Традиционный народный праздник «Международный женский день – 8 марта»

Классный час «Ай, да блинчики!» с применением ИКТ

3 неделя

1 неделя

Трудовое воспитание

Блок 9. «Общественно-полезный и обслуживающий труд»

Блок 10. «Профессиональное самоопределение»

Дежурство по классу.

Генеральная уборка в классе.

Классный час «Труд людей весной»

ежедневно

еженедельно

1 неделя

Основы социализации и общения

Блок 5. «Мой дом. Моя семья»

Блок 2. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Викторина «Мамина помощница»

Классный час «Опасные ситуации на дороге».

1 неделя

2 неделя

Творческое воображение

Блок 8. «Твори, выдумывай, пробуй»

Изготовление подарков для мам, сестренок, одноклассниц.

Подготовка к празднику 8 марта.

Конкурс-чаепитие «Сладкоежка»

1-3неделя

План воспитательной работы в классе (апрель)

Направления, цели и задачи деятельности класса

Формы и виды

деятельности класса

Дата дела

Результат

Личностное развитие

Блок 3. «Этикет и культура поведения»

Блок 6. «Основы экологии и краеведения»

Смех, шутка, розыгрыш... (1 апреля — День смеха).

Игра «В мире растений» с применением ИКТ

В рамках всемирной акции «День Земли» классный час «22 апреля - День Земли»

1 неделя

4 неделя

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Блок 1. «Мой путь к здоровью»

К всемирному дню Здоровья

Викторина «Что полезно, а что вредно».

07.04.2014

Основы гражданского и патриотического воспитания

Блок 4. «Моё Отечество»

Блок 7. «Мои права и обязанности»

Игра «Мои права и обязанности»

4 неделя

Трудовое воспитание

Блок 9. «Общественно-полезный и обслуживающий труд»

Блок 10. «Профессиональное самоопределение»

Дежурство по классу.

Генеральная уборка в классе.

Уборка территории в рамках всемирной акции «День Земли» под девизом «Кто, если не мы!»

Субботник на территории школы

ежедневно

еженедельно

22.04.2014

Основы социализации и общения

Блок 5. «Мой дом. Моя семья»

Блок 2. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Экскурсия «Общение с природой»

Классный час «Правила пожарной безопасности»

2 неделя

4 неделя

Творческое воображение

Блок 8. «Твори, выдумывай, пробуй»

Изготовление пасхальных открыток

Подготовка к празднику «Прощание с начальной школой»

1-3 неделя

Духовно-нравственное воспитание

Классная беседа с элементами ИКТ «Религиозный праздник - Пасха».

2 неделя

План воспитательной работы в классе (май)

Направления, цели и задачи деятельности класса

Формы и виды

деятельности класса

Дата дела

Результат

Личностное развитие

Блок 3. «Этикет и культура поведения»

Блок 6. «Основы экологии и краеведения»

Классный час: «Международный день  защиты детей»

3 неделя

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Блок 1. «Мой путь к здоровью»

Классный час «Чистота и уют в моем доме — залог моего здоровья».

2 неделя

Основы гражданского и патриотического воспитания

Блок 4. «Моё Отечество»

Блок 7. «Мои права и обязанности»

Классный час «1 мая - Праздник Весны и Труда»  

9 Мая — День Победы. «Этот праздник с сединою на висках...»

1 неделя

2 неделя

Трудовое воспитание

Блок 9. «Общественно-полезный и обслуживающий труд»

Блок 10. «Профессиональное самоопределение»

Дежурство по классу.

Генеральная уборка в классе.

Субботник к 1 мая

ежедневно

еженедельно

1 неделя

Основы социализации и общения

Блок 5. «Мой дом. Моя семья»

Блок 2. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Классная беседа «Я» и мой дом»

Классная беседа «Безопасность на водоеме в весеннее-летний период»

1 неделя

22.05.2014

Творческое воображение

Блок 8. «Твори, выдумывай, пробуй»

Изготовление подарков для дедушек, бабушек.

Подготовка к празднику 9 мая.

1неделя

Духовно-нравственное воспитание

Просмотр презентации «Летний религиозный праздник на Руси - Троица».

Праздник «Прощание с начальной школой».

3 неделя


VI. Ожидаемые результаты

  • Создание в классе максимально комфортных условий для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе;
  • создание системы педагогической подготовки родителей;
  • способствование сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни;
  • усиление ориентации воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране;
  • удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании;
  • укрепление связи семьи и школы в интересах развития  и воспитания ребенка;

Модель выпускника школы-интерната:

  1. Выпускник школы-интерната ориентирован на социальную адаптацию к современным условиям жизни, готов к профессиональному самоопределению, самоутвержден в обществе, адекватно оценивает свои возможности.
  2. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения, соблюдает нормы общественного поведения.
  3. Выпускник школы законопослушен, обладает основами правового образования.
  4. Он – сторонник здорового образа жизни, осознающий ценность окружающего мира и собственного здоровья.
  5. Выпускник школы – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину и её культуру.
  6. Выпускник школы умеет проектировать и строить свою жизнь на основе духовно-нравственных ценностей.


VII.  Характеристика классного коллектива

Общие сведения о классе

        4 «Б» класс – общеобразовательный класс. Обучается в нём 16 человек: 4 девочки и 12 мальчиков. Большинство ребят 2001-2003 года рождения,  2 человека с 2000 года, есть учащиеся 1996 года рождения (2 чел.). Коллектив формировался со второго класса, основной его состав сохранился был 10 человек. Во второй четверти пришел мальчик Сухов Никита. Вновь прибывшие ребята успешно адаптируются в коллективе.        Большинство учащихся класса проживают в городе Троицке. 3 человек  проживают в Троицком районе, 1 человек – в Варненском районе.

        Успеваемость в учёбе: 4 человек учатся на «4» и «5». Качество знаний составляет 40%. Не успевающие и пропускающие занятия без уважительных причин 1 ребенок: Дятлов К. По отношению к учителям и классному руководителю класс доброжелателен. По отношению к занятиям класс дисциплинирован и организован. Домашнее задание по предметам ребята выполняют регулярно с воспитателями на самоподготовке.

         5 человек посещают вокальный кружок.

  1. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы

     Класс дружный, но как коллектив сформирован ещё не достаточно хорошо.  Ребята со всей ответственностью относятся к своей «должности», однако руководят они преимущественно по инструкции классного руководителя. По результатам наблюдений и анкетирования учащихся, изолированный и замкнутый в себе один ребенок – Дятлов Кирилл, т.к. посещает школу нерегулярно и не умеет общаться с детьми. Имеются малообщительные учащиеся: Щербаков К., Дятлов К Неформально в классе ярко выражены следующие группы учащихся: Круцык С., Дмитриенко А., Борисов Д.; Сафарова К. и Лызлова В.

     Остальные ребята класса: Журавлев В, Анашкин Д., Насонов А.  в коллективе как бы сами по себе. Ходят обособленно, держатся стороной.  В классе имеются 2  лидера: 1) Круцык С. отрицательный лидер. Некоторые мальчики  подражают ему. Может склонить отдельных ребят к хулиганству, непослушанию, обману, к совершению отрицательного действия или плохого поступка.

  2) Насонов А О.– положительный лидер. Учащиеся уважают его.

  1. Характер общения учащихся в группе

      Несмотря на формальное объединение ребят в группы, класс дружный. Очень хорошо развиты чувства товарищества: взаимопомощь и взаимовыручка. (Не понял, не выполнил, забыл, не принёс – обратись к однокласснику, тебя выручат!)  Взаимоотношения между мальчиками и девочками доверительные. «Задир», «Забияк» в классе нет. Ребята общительные, добрые, отзывчивые. Внеурочное время часто проводят вместе (гуляют, справляют праздники, посещают вокальный кружок)

  1. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся

      Работоспособность учащихся на уроках средняя, внимание неустойчивое. Большинство ребят со зрительным типом памяти, поэтому не всегда хорошо способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Ученики с замедленным типом мыслительной деятельности.

  1. Творческий потенциал и творческая активность учащихся

      Самостоятельность и инициативу в физическом труде проявляют большинство учащихся класса. Все ребята охотно участвуют в классных и школьных мероприятиях. Расстраиваются, если не занимают призовые места. Очень переживают из-за этого, так как привыкли в начальной школе быть лидерами во всём. После мероприятия обязательно обсуждают, что было не так, и стараются сами осознать свои ошибки. Но самостоятельно организовать свою деятельность ещё не могут. Учащимся необходима помощь, подсказка, толчок к деятельности со стороны классного руководителя или старших

  1. Вредные привычки и склонность к правонарушениям

    «Трудных детей» и учащихся, стоящих на учёте в КДН, ПДН и внутришкольном учёте нет. В  классе  выявлены учащиеся, склонные к воровству: Лызлова В., Журавлев В.

  1. Характеристика семей учащихся

      Большинство детей воспитываются в неполных семьях, в недоброжелательной атмосфере. Пятеро ребят из многодетных семей.   К сожалению, родители класса – безучастные и безразличные к успехам детей и к делам.  Предпочитают занимать позицию зрителя при проведении  коллективных творческих дел в классе.  Не все родители систематически посещают родительские собрания.

  1.   Выводы и предложения:
  • Классный коллектив находится на средней стадии формирования. Поэтому необходимы  

      мероприятия по сплочению классного коллектива.

  • Большинство учащихся  добрые, жизнерадостные, активные. Но

      не всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки

      общения многих учащихся  сформированы недостаточно.

  • Необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут  оценивать свои действия и поступки.

Работа с «трудными»

Фамилия,

имя ребенка

Причина беспокойства

Удалось ли

вовлечь в работу

Какие поручения давались

Какие дела для него были наиболее

интересны

Анашкин Дмитрий

Беспричинный смех, истерики, нарушает дисциплину во время урока и на перемене.

Вовлечение в творческую жизнь класса, тем самым повышая самооценку, статус положения в классе.

Ответственный за порядок и дисциплину в классе.

Заучивание стихотворений, исполнение танца, песни.

Следить за порядком и дисциплиной в классе.

Играть в игры за партами.

Дмитриенко Андрей

Часто не реагирует на замечания учителя, разговаривает на уроке. Склонен к вранью.

Вовлечение в творческую жизнь класса, тем самым повышая самооценку, статус положения в классе.

Ответственный за порядок и тишину в классе.

Участвовать в уборке класса

Круцык Сергей

Гиперактивность

Неадекватная реакция на замечания

Да. Участие в творческом проекте

Разные упражнения и задания на усидчивость и внимание.

Игры за партами: «Глаза в глаза»,

Выполнять различные упражнения и задания.

Играть в игры за партами.

VIII. Анализ работы за 2 года

Учебный 2012-2013 год прошел удовлетворительно. Из 10 человек по списочному составу регулярно посещали занятия: Сафарова К., Круцык С., Лызлова В., Щербаков К., Борисов Д., Насонов А., Журавлев В., Дмитриенко А., Анашкин Д. Пропускал занятия без причины Дятлов К., часто болели  Журавлев В., Щербаков К., Сафарова К., Борисов Д., Дятлов К.

Без троек учебный год закончили: Борисов Д., Сафарова К., Давыдов В., Жангузинов Р. Воспитатель и  классный руководитель работали дружно и слаженно. В классе проводились различные мероприятия воспитательного и обучающего характера: классные часы, викторины, предметные недели, беседы. Главным достижением явилась защита творческого проекта «Край, в котором ты живешь». Во внеурочное время дети посетили 5 выставок в краеведческом музее. Совместно с параллельным классом ходили в пожарную часть поселка ГРЭС, в детскую библиотеку, к ветерану ВОВ. В ходе мероприятий были задействованы все дети.

Весной принимали участие в уборке территории совместно с родителями и детьми. Готовили поделки мамам к 8 Марта. Дню Матери, папам к 23 февраля.

   В новом учебном 2013-2014 году в класс пришел новый учащийся Сухов Никита. В 1 четверти провели классные часы по пожарной безопасности, по ПДД, литературные викторины. Во 2 четверти прошел открытый паралимпийский урок, предметная неделя по математике. Изготовление поделок к празднику «День матери». К празднику «Нового года» совместно с детьми принимали участие в изготовлении игрушек на новогоднюю ёлку. Также началась подготовка к защите  нового группового творческо-исследовательского проекта «История моей семьи». В конце четверти дети ездили на экскурсию в краеведческий музей. В начале 3 четверти состоялась защита социального проекта «История моей семьи». В 4 четверти планируются классные часы: ко Дню Победы, к празднику Земли, к 8 Марта. На территории школы – субботник. В мае состоится праздник «Прощание с начальной школой».  

В целом,  работа велась целенаправленно, активно, в соответствии с возрастными особенностями, физическими возможностями детей.

Результат работы

Технология проектной деятельности осуществлялась следующим образом:

  • На ближайшем совместном с детьми родительском собрании  в 3 класса все участники договорились провести «разведку прекрасного и удивительного». (Знакомство с природой Урала). Таким образом, совместными усилиями детей, учителя и родителей, с учетом программы развития школы, был составлен план воспитательной работы с классом.
  • На родительских собраниях было отведено место консультациям по развитию у учащихся необходимых умений (анализа, синтеза, рефлексии, выработке внутреннего плана действий), необходимых для  поэтапного выполнения проекта.  
  • В соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями, учетом личностных качеств обучающихся была спланирована дальнейшая социальная проектная деятельность в 3и 4 классах.
  • В течение 3 класса проектная деятельность была условно самостоятельной для ребят. Дети учились выполнять необходимые в проектной деятельности операции (элементы). К 4-ому классу самостоятельность у учащихся возросла. Обучающиеся уже могли  оформить газету, нарисовать эскиз будущего проекта (дерево семьи), взять интервью. При высокой координирующей деятельности учителя  были успешно реализованы  социальные проекты «Край, в котором ты живешь» и  «История моей семьи».

Работая в данной системе, удалось создать благоприятный стиль взаимоотношений между учителем, детьми и родителями. А, главное, в проектной деятельности удалось раскрыть познавательный, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проектной деятельностью  с детьми с ОВЗ развивают мелкую моторику,  речь; вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Таким образом, все выше сказанное способствует созданию условий для развития творческого потенциала, способствующего более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. 


СВОДНЫЙ ЛИСТ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

2012-2013 г.г. – 3 класс начало учебного года

ФАМИЛИЯ, ИМЯ

ОТНОШ.

К УЧЕБЕ

ОТНОШ.

К ТРУДУ

ОТНОШ. К

ОБЩЕСТ.

ДЕЯТ.

ОТНОШ

 К

ИСКУС.

ОТНОШ.

К

ТОВА-

РИЩАМ

ОТНОШ К

ФИЗ-РЕ

УРО-ВЕНЬ

ВОСП

баллы

1

Анашкин Дмитрий

3

4

1

1

2

3

14

2

Борисов Денис

3

2

2

2

2

5

16

3

Дмитриенко Андрей

1

3

1

3

2

3

13

4

Дятлов Кирилл

1

1

1

1

2

2

8

5

Журавлев Владимир

3

3

3

2

3

3

17

6

Круцык Сергей

3

5

4

3

3

5

23

7

Лызлова Виктория

4

5

4

3

4

3

23

8

Насонов Антон

3

2

2

4

4

2

17

9

Сафарова Кристина

4

5

3

3

4

3

22

10

Щербаков Константин

3

4

2

2

2

2

15

Уровни:   высокий – 5 (красный), выше среднего – 4 (желтый), средний -3 (зеленый), ниже среднего – 2 (синий), низкий -1 (коричневый).

СВОДНЫЙ ЛИСТ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

2012-2013 г.г. – 3 класс конец учебного года

ФАМИЛИЯ, ИМЯ

ОТНОШ.

К УЧЕБЕ

ОТНОШ.

К ТРУДУ

ОТНОШ. К

ОБЩЕСТ.

ДЕЯТ.

ОТНОШ

 К

ИСКУС.

ОТНОШ.

К

ТОВА-

РИЩАМ

ОТНОШ К

ФИЗ-РЕ

УРО-ВЕНЬ

ВОСП

баллы

1

Анашкин Дмитрий

3

4

2

2

2

3

16

2

Борисов Денис

4

3

3

3

3

5

21

3

Дмитриенко Андрей

2

3

2

3

3

4

17

4

Дятлов Кирилл

2

2

2

2

3

3

14

5

Журавлев Владимир

3

4

3

3

3

3

19

6

Круцык Сергей

4

5

4

4

3

5

25

7

Лызлова Виктория

5

5

4

4

4

4

26

8

Насонов Антон

4

3

3

4

4

3

21

9

Сафарова Кристина

5

5

4

4

4

4

26

10

Щербаков Константин

4

4

3

3

3

3

20

Уровни:   высокий – 5 (красный), выше среднего – 4 (желтый), средний -3 (зеленый), ниже среднего – 2 (синий), низкий -1 (коричневый).

СВОДНЫЙ ЛИСТ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

2012-2013 г.г. – 4 класс

ФАМИЛИЯ, ИМЯ

ОТНОШ.

К УЧЕБЕ

ОТНОШ.

К ТРУДУ

ОТНОШ. К

ОБЩЕСТ.

ДЕЯТ.

ОТНОШ

 К

ИСКУС.

ОТНОШ.

К

ТОВА-

РИЩАМ

ОТНОШ К

ФИЗ-РЕ

УРО-ВЕНЬ

ВОСП

баллы

1

Анашкин Дмитрий

3

4

3

3

3

4

20

2

Борисов Денис

5

4

4

4

4

5

26

3

Дмитриенко Андрей

3

3

3

4

3

4

20

4

Дятлов Кирилл

2

3

2

3

3

3

16

5

Журавлев Владимир

4

4

4

4

3

4

23

6

Круцык Сергей

5

5

4

5

4

5

28

7

Лызлова Виктория

5

5

4

5

5

5

29

8

Насонов Антон

4

4

4

5

5

4

26

9

Сафарова Кристина

5

5

4

5

5

5

29

10

Щербаков Константин

4

5

4

4

4

4

25

11

Сухов Никита

4

3

3

4

4

4

25

Уровни:   высокий – 5 (красный), выше среднего – 4 (желтый), средний -3 (зеленый), ниже среднего – 2 (синий), низкий -1 (коричневый).


IX. Мониторинг уровня воспитанности класса за 2 года (2012-2013; 2013 – 2014)

Уровни:  

высокий – 5 баллов,

выше среднего – 4 балла,

средний -3 балла,

ниже среднего – 2 балла,

низкий -1 балл.


X. Работа с родителями:

Родительских собраний       5____        

Заседаний родительского комитета      2___        

Посещено квартир учащихся (количество)               2_____

Кто из родителей не был ни разу на собрании       3_______

Какие вопросы в воспитательной работе класса интересовали  родителей:

Лекция с элементами ИКТ  «Мы выбираем жизнь» (протокол № 2/1).

Консультация на тему: «Логопедическая помощь в домашних условиях».

«Правила выполнения заданий с ребенком дома».

Родительские собрания:

  1. «Традиции семьи» (протокол №1)- 3 класс
  2. «Развитие контроля у родителей за своим общением с ребенком, за своими эмоциями и их внешними проявлениями» Итоги первого полугодия. (протокол №2)
  3. «Разъяснение необходимости постоянного повторения ребенком изученного материала не только в школе, но и дома – закрепление учебных знаний и навыков» (протокол №3)
  4. «Разъяснение необходимости сохранения активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром» (протокол №4)
  5. «20 лет конституции РФ» 2.09.13 – 4 класс (протокол №5)
  6. «Как помочь ребенку учиться». Итоги 1 четверти (протокол №6)
  7. «Насилие в семье». День матери 2 четверть (протокол №7)

Заседание родительского комитета на тему: «Ремонт учебного кабинета»

Совместные праздники -  4

  1. Предновогодний праздник - 29.12.2011г.
  2. Спортивный праздник «Наша армия» - 16.02.2012г.
  3. Праздник «Международный женский день – 8 марта» - 07.03.2012г
  4. Новый год – 25.12.2013

                                                            XI. Итоги года

Цели и задачи, поставленные на учебный год

Методы, способы их реализации

Итог (цель достигнута, нет, на какой стадии достижения)

Обеспечить реализацию права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями.

Поурочная система

Цель достигнута. Все дети получают образование в соответствии с его потребностями и возможностями.

Разнообразить внеурочную деятельность школьников в целях повышения уровня их воспитанности.

Вокальный кружок.

Экскурсии, классные часы, праздники

Цель достигнута.

Активизировать внутришкольную жизнь, способствующую развитию творческих способностей создать интересную жизнь для каждого воспитанника.

Коррекционная программа «

Кружок «Бисерное плетение»

Кружок «Пластилиновая графика»

Совместные праздники с родителями

Защита творческих проектов

Цель  достигнута. В классе уже сформировались некоторые свои традиции – совместные праздники с родителями, генеральная уборка (подготовка класса для встречи родителей), сбор своего портфолио (1 раз в четверть).

Не допускать ухудшения состояния здоровья и травматизма у учащихся в период их пребывания в школе.

Создать условия для формирования у воспитанников культуры здорового образа жизни.        

Классные часы, беседы с использованием ИКТ о ЗОЖ, о пользе гимнастики, о режиме дня, о правильном питании, о правильной осанке.

Практические занятия: мытье рук, лица.

Физ. минутки на уроках.

ОРУ на переменах.

Гимнастика для глаз.

Цель достигнута.

Литература.

  1. Подарите праздник/ Н.В. Домашкина - Волгоград: Панорама, 2008
  2. Экология для начальной школы/ И.В. Цветкова- Ярославль: Академия развития, 1997
  3. Внеклассные мероприятия (мозаика детского отдыха).-М.:ВАКО, 2008
  4. Путешествие на планету знаний/ С.М. Курганский- М.: 5 за знания, 2006
  5. Проектная деятельность в начальной школе/ М.К. Господникова, Волгоград: Учитель, 2009
  6. Уроки общения в начальной школе/ Е.А. Сорокоумова- М.: 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности классного руководителя "Солнечный город"

Программа деятельности классного руководителя по развитию у учащихся начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества....

Программа деятельности классного руководителя "Новое поколение"

Программа классного руководителя на 3 учебных года....

Программа деятельности классного руководителя

Программа воспитательной работы.Начальная школа...

Программа деятельности классного руководителя начальной школы «Школа успеха»

Создание благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках в контексте с традициями...