День Земли
классный час по окружающему миру

Квасова Елена Геннадьевна

 

Каждому из нас необходимы экологические знания. Экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решение, как ему вести себя в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_zemli_kvasova_e_g.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list_den_zemli.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

                              КРУГОСВЕТКА   «ДЕНЬ ЗЕМЛИ»

 Каждому из нас необходимы экологические знания. Экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решение, как ему вести себя в окружающем мире.

То, что делаем мы с ребятами в начальной школе – это всего лишь малая частица в деле экологического воспитания и образования.

Оформляем книжку – раскладушку «Лекарственные растения Алтайского края», проводим инсценированные уроки природоведения, активно участвуем в экологических акциях «Помоги зимующим птицам», «Встречаем пернатых гостей».

Четвертый год принимаем участие в заочном экологическом марафоне, все мои ребята являются Лауреатами. Принимали участие в литературном конкурсе «Слово о природе», «Кладовая природы».

 Четверо ребят приняли участие в районном конкурсе «Алтайский пейзаж», двое из них стали победителями конкурса.

Для формирования и развития у ребёнка умений и навыков исследовательского поведения, использую разные формы проведения занятий: экскурсии, наблюдения, походы. Именно через непосредственное общение с природой прививаются и соблюдаются правила поведения в природе. Своим примером подсказываю детям

как и где правильно развести костёр, как собирать грибы и лекарственные травы, что делать с оставшимся мусором и т.п.

Каких результатов ожидаю  от детей по окончании начальной школы?

  1. Знать экологические термины.
  2. Знать и соблюдать правила поведения в природе.
  3. Знать и составлять экологические знаки.
  4. Знать лекарственные растения нашего края и правила их сбора.
  5. Знать животных и птиц нашего края и уметь составлять цепи питания.
  6. Знать признаки времён года.
  7. Уметь вести наблюдения, сравнивать, анализировать.
  8. Уметь ухаживать за комнатными растениями.

В последнее время при проведении внеклассных мероприятий выбираю форму проведения кругосветку. Ребятам интересно работать по группам, творчески выполнять задания на станциях.

На конкурс представляю внеклассное мероприятие «День Земли» в форме кругосветки.

Цель: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, личную причастность и значимость в природоохранных мероприятиях.

Задачи:

  • Формирование познавательного интереса, коммуникативных навыков при работе в группе.
  • Развитие творческих способностей и применение экологических знаний на практике.
  • Привитие экологической культуры, природоохранных, валеологических навыков.

1. Организационный этап

За две-три недели до всемирного Дня Земли с вожатыми разрабатывается маршрут  предстоящей кругосветки. Вожатые  продумывают содержание, оформление, поощрения для младших учеников на своей станции. Учитель выступает в роли консультанта, эксперта по заданиям и корректировщика (чтобы задания соответствовали возрастным особенностям).
За 3 дня вывешивается объявление,  и учащимся начальных  классов выдаются приглашения для участия в кругосветке. Классные руководители начальных  классов помогают ребятам распределиться на 3 группы по способностям, интересам или желанию.
Кругосветка  начинается стартом (торжественной линейкой).  Командам раздаются маршрутные листы и в течение двух с половиной часов группы работают по маршрутам. На каждой станции присутствует учитель, который наблюдает за работой ребят, объективностью выставления баллов и корректностью в проведении соответствующего этапа. После работы все получившиеся материалы сдаются и распределяются места, согласно полученным баллам.

Станция «Зеленая аптека»

Оборудование:

книжка – раскладушка о лекарственных растениях, фотографии лекарственных растений, костюм Кикиморы.

Ребят встречает Кикимора:

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем.

Прослушайте стихотворение и назовите лекарственные растения леса, которые упоминаются в стихотворении:

В роще вырос можжевельник,                          Он решил МЕДВЕЖЬЕ УШКО

И в тени его ветвей                                            На опушке посмотреть.

Поселился муравейник,                                     Он больному обещает:

Поселился муравей.                                           « От компресса полегчает!»

Он из дома спозаранку                                      И другое средство тоже

Выбегает с веником,                                          Предлагают муравью:

Подметает он полянку                                      « Вдруг укол тебе поможет?

Перед муравейником.                                        Я иголку дам свою!»

Замечает все соринки                                         Все больного навещают

На спине у ежика,                                               Все больного угощают:

Начищает все травинки,                                     Кто МОРОШКОЙ,

Листья подорожника,                                         Кто ЧЕРНИКОЙ,

Каждый куст, каждый пень,                              Кто сушеной ЗЕМЛЯНИКОЙ,

Каждый месяц, каждый день.                           Даже волк помочь не прочь,

А однажды муравьишка                                    Думал – думал, как помочь?

Подметал дорожку,                                            К муравейнику подвез

Вдруг упала с елки шишка,                               ВОЛЧЬИХ ЯГОД

Отдавила ножку!                                                Целый воз.

От волнения сова                                               Но заметила сорока,

Перепутала слова:                                             Что от волка мало прока

- Где же «Скорошь помоя»?                             И спешит по просеке

Спасите насекомое!                                           С новостью на хвостике:

Звери бросились гурьбой                                  «Я, друзья, не ябеда

За лекарственной травой.                                  Только ВОЛЧЬЯ ЯГОДА…»

Рвут АПТЕЧНУЮ РОМАШКУ,                      Муравья приводят в чувство,

Собирают ЗВЕРОБОЙ…                                  Зайцы ЗАЯЧЬЕЙ КАПУСТОЙ.

Вот из чащи на опушку                                    Если б жил в той чаще лев,

Пробирается  медведь -                                    Предложил бы ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ.

Рассказ КИКИМОРЫ о лекарственных растениях ( используется книжка – раскладушка)

Узнай лекарственное растение по фотографии.

Команде даются фотографии лекарственных растений, нужно назвать их (пижма, черника, одуванчик, шиповник, мать – и – мачеха, малина, ромашка, зверобой).

Станция  «Всезнайки»

Оборудование:  столы, музыка для хорошего настроения, корзинка с шишками, заготовки для изображения знаков,  кисти, краски, цветные карандаши.

  1. Встречает Леший:

- Здравствуйте, ребята! Первое испытание для вас – вопросы:

*Когда покидают нас последние перелетные птицы?  (Август, октябрь, январь)

*Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль?  (Трава, грибы, соль)

*Кто из этих зверей на зиму впадает в спячку?  (Кабан, заяц, медведь)

*Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тонкое жало, его полет сопровождается высоким звенящим звуком. (Муха, клещ, комар)

*Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле. (Капустница, лимонница, махаон)

*Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

( Пчелы, муравьи, тараканы)

*Что ест зимой жаба?  (Ничего, она спит)

*Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?   (Приложить лист подорожника)

2. Ребята, в корзинке лежат чудо – шишки с названиями животных, которые обитают в нашей местности.  Вашей команде нужно выбрать пять шишек. Каждый ребёнок, получивший шишку, должен изобразить это животное без слов так, чтобы его узнали остальные (заяц, медведь, лиса, волк и т. д.).

3. Входит Баба Яга.
- Ой, ребята, я вам все следы запутаю, и вы никогда отсюда не выйдете, если только мне не поможете задачки экологические решить. Я их уже сто лет решаю, и решить не могу.

  • Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов? Ваши действия по уборке мусора.
  • В суровые зимы, когда на озерах и водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Почему? Как помочь рыбам?
  • Зимой птицы очень много тратят энергии на обогрев тела. Им требуется больше корма, но зимой когда все под снегом им трудно найти пропитание. Какую помощь им мы можем оказать?

4. Рисование природоохранных  знаков.

- Ребята, скоро наступит  летнее время, когда мы сможем попасть в лес, чтобы набрать ягод, грибов или просто выехать на озеро просто отдохнуть и порыбачить.

Давайте вспомним правила поведения в природе и попробуем нарисовать свои знаки о правилах поведения в природе: предупреждающие, запрещающие, информирующие.

(Готовые знаки вывешиваются на общее обозрение)

Станция «Мастерилка»

Оборудование: столы, музыка для хорошего настроения, таблички-ярлыки для оформления работ,  подручный материал (комплекты одинаковые для команд), ножницы, клей, шило, проволока, суровые нитки.
В течение получаса учащиеся мастерят поделки из бросового материала: пластиковые бутылки, тетрапаки, коробки из-под пищевых продуктов и т.д., стараясь оставить как можно меньше отходов. Затем подписывают работы и оформляют выставку.

Станция «Бунт»

Объявляем бунт мусору на пришкольной территории.

Ребята участвуют в субботнике по уборке территории школы.

Проведение линейки - подведение итогов, награждение команд.

                                      Литература.

  1. Сборник материалов «Лес – бесценный дар природы» Барнаул – 2009г.
  2.  Журнал «Педагогическое творчество» № 3 2000г.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник "День Земли"

Праздник проводился в неделе предметов начальной школы. День окружающего мира.Ученики 4 классов показали экологическую сказку на основе краеведческого материала. Участие приняли учащиеся кружка "Юные ...

Праздник День Земли

Сценарий этого праздника посвящен нашей планете Земля. Его можно использовать на уроке окружающего мира, внеурочной и внеклассной работе. Можно провести как в классе, так и для всех учащихся начальной...

Классный час "День Земли"

Конспект открытого мероприятия, проведённого на районном семинаре по этнокалендарю....

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Экологическая сказка "День Земли Адыгеи"

Сказка для учеников 3 -4 классов направлена на  изучение экологии в данном регионе. Воспитывает уважение, любовь , ответственность за свою малую родину. К сказке прилагается презентация. которую ...

"Каждый день - День Земли"

«Каждый день - День Земли!» Пояснительная запискаЦель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в ц...

22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»

Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...