Родительское собрание в 4 классе по теме "Повышенная тревожность - что это такое?"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Прокопенко Наталья Владимировна

В данном материале представлен конспект родительского собрания по теме "Повышенная тревожность - что это такое?", презентация к нему и экспресс анкета для родителей для определения уровня тревожности у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobr_trevozhnost.doc36 КБ
Office presentation icon rod_sobr_trevozhnost.ppt55.5 КБ
Microsoft Office document icon ekspress_anketa_trevozhnost.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Повышенная тревожность – что это такое?»

Тема нашего собрания посвящена проблеме, наличие которой, может быть, вы даже не подозреваете у своего ребенка. Тревожность – это понятие несколько иного рода, чем всем знакомое слово – тревога. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность психологи определяют как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойства, в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты, а например, не только при ответе у доски или общении с незнакомыми взрослыми.

Не следует путать тревожность с понятием «страх».Только если ребёнок боится высоты ,темноты ,,одиночества ,то есть чего-то конкретного ,мы можем говорить о страхах. Тревожность же проявляется почти всегда и не связана с какой-либо определённой ситуацией

До настоящего времени ещё не выбрано определённой точки зрения на причины возникновения тревожности  .  Но большинство учёных считает , что в дошкольном и младшем возрасте одна из основных                                                                                            

причин кроется в нарушении детско-родительских отношений . Внутренний конфликт , вследствие которого и развивается тревожность , чаще всего бывает вызван :

 -     противоречивыми требованиями , предъявляемыми родителями , либо родителям и школой;

 -     неадекватными требованиями ( чаще всего завышенными )  Например , когда родители  хотят видеть ребёнка непременно отличником , и никак не могут смириться , что ребёнок получает не только «пятёрки»

 -     негативными требованиями , унижающими ребёнка и ставящими его в зависимое положение

Специалисты считают , что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики , а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Но главное, надо помнить, что тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Если родители не удовлетворены своей работой, материальным положением, жилищными условиями, семейными отношениями – тревожность детей во всех этих случаях неизменно возрастёт .  Конечно тревожность иногда может быть иногда сопряжена с неврозом или даже психическим расстройством, но эти случаи не так часты и находятся и находятся в компетенции медицинских специалистов.

Как же узнать, тревожен ли ваш ребенок?

Замечали ли вы?

- постоянное беспокойство

- невозможность или значительная трудность на чем-либо сконцентрироваться

- мышечное напряжение(особенно в области лица, шеи)

- раздражительность

- нарушение сна

Именно эти пять признаков психологи считают основным критерием определения тревожности у детей.

Но есть и более подробные опросники.

Экспресс-анкета

Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.

  1. Не может работать долго, не уставая
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
  4.  Во время выполнения заданий он слишком напряжен, скован
  5.  Смущается чаще других
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны
  9. Руки у него обычно холодные и влажные
  10. У него нередко бывает расстройство стула
  11. Сильно потеет, когда волнуется
  12. Не обладает хорошим аппетитом
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
  16. Часто не может сдержать слезы
  17. Плохо переносит ожидание
  18. Не любит браться за новое дело
  19. Не уверен в себе, в своих силах
  20. Боится сталкиваться с трудностями

Интерпретация результатов: за каждый отмеченный пункт начислите 1 балл. Если сумма баллов составляет от 15 до 20 – у ребенка высокий уровень тревожности, от 7 до 14 баллов – средний, и если сумма не превышает 6 баллов – низкий.

Чтобы помочь ребенку специалисты рекомендуют проводить работу в трех направлениях.

- повышение самооценки

- обучение ребенка умению владеть собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях

- снятие мышечного напряжения

Упражнение «Похвала»

Конечно, повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно хвалить ребенка даже за незначительные успехи. Причем делать это искренне!

Упражнение «Комплименты»

Играть можно всей семьей. Можно оформить «Цветик-семицветик» - в центре которого разместить фотографию ребенка, а на лепестках – результаты, которыми он гордится.

Упражнение «Камушек в ботинке»

Тревожные дети не сообщают открыто о своих проблемах, а иногда тщательно их скрывают. Привлечь ребенка к обсуждению того, что его волнует можно с помощью простого приема. «Помнишь, как однажды тебе попал камушек в ботинок? Как сильно он мешал? А когда мы его вытряхнули, оказалось что он такой маленький! Когда мы чем-то взволнованы, озабочены, у нас в душе происходит то же самое. Если мы сразу вытащим этот вредный маленький камушек, то неудобство тут же исчезнет. А если его оставишь – то возникнут проблемы и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давай договоримся, если кто-то из нас скажет «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймем друг друга и сможем об этом поговорить. Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, половину проблемы можно будет считать решенной.

Чтобы научить детей да и взрослых умению расслабляться предлагаю выполнить упражнение «Водопад».

Расслабьтесь, сядьте устойчиво на стул, ноги полной стопой на полу, спина касается спинки стула, руки расположите, как Вам удобно, закройте глаза. Под спокойную музыку ведется рассказ о путешествии к водопаду, как он освежает, успокаивает и расслабляет.

Памятка родителям.

• Даже если Вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

• Не сравнивайте ребенка с окружающими.

• Чаще используйте телесный контакт.

• Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

• Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

• Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

• Не предъявляйте к ребенку повышенных требований.

• Будьте последовательны в воспитании ребенка.

• Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

• Используйте наказание лишь в крайних случаях.

• Не унижайте ребенка, наказывая его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышенная тревожность – что это такое? Знать, что предвидеть, предвидеть, чтобы управлять. И. Кант

Слайд 2

Причины противоречивыми требованиями , предъявляемыми родителями , либо родителям и школой; неадекватными требованиями негативными требованиями , унижающими ребёнка и ставящими его в зависимое положение

Слайд 3

Диагностика постоянное беспокойство невозможность или значительная трудность на чем-либо сконцентрироваться мышечное напряжение(особенно в области лица, шеи) раздражительность нарушение сна

Слайд 4

Помощь повышение самооценки обучение ребенка умению владеть собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях снятие мышечного напряжения

Слайд 5

«Похвала» «Комплименты» «Камушек в ботинке» «Водопад»

Слайд 6

Памятка для родителей Даже если Вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Слайд 7

Памятка для родителей Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

Слайд 8

Памятка для родителей Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований.

Слайд 9

Памятка для родителей Будьте последовательны в воспитании ребенка. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Слайд 10

Спасибо за внимание. Успехов!



Предварительный просмотр:

Экспресс-анкета

Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.

  1. Не может работать долго, не уставая
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
  4.  Во время выполнения заданий он слишком напряжен, скован
  5.  Смущается чаще других
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны
  9. Руки у него обычно холодные и влажные
  10. У него нередко бывает расстройство стула
  11. Сильно потеет, когда волнуется
  12. Не обладает хорошим аппетитом
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
  16. Часто не может сдержать слезы
  17. Плохо переносит ожидание
  18. Не любит браться за новое дело
  19. Не уверен в себе, в своих силах
  20. Боится сталкиваться с трудностями

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Экспресс-анкета

Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.

  1. Не может работать долго, не уставая
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
  4.  Во время выполнения заданий он слишком напряжен, скован
  5.  Смущается чаще других
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны
  9. Руки у него обычно холодные и влажные
  10. У него нередко бывает расстройство стула
  11. Сильно потеет, когда волнуется
  12. Не обладает хорошим аппетитом
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
  16. Часто не может сдержать слезы
  17. Плохо переносит ожидание
  18. Не любит браться за новое дело
  19. Не уверен в себе, в своих силах
  20. Боится сталкиваться с трудностями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

Родительское собрание по теме "Застенчивый и тревожный ребёнок"

Родительское собрание по теме: "Застенчивый  и тревожный ребёнок"...

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....