ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
материал на тему

МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ВАЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АСПЕКТЫ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Березенцева Елена Александровна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №177 г.Новосибирска

Отличник народного образования, учитель высшей квалификационной категории

«ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

«В союзе с семьей»

 

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Сотрудничество классного руководителя с родителями необходимо вести по нескольким направлениям:

  1. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  2. организация работы с родительским активом;
  3. помощь семьям отдельных учащихся:
  • оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся;
  • оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
  1. взаимодействие с общественными организациями родителей;
  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс возможно с помощью:

  • дней творчества детей и их родителей;
  • открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • помощи в организации проведения внеклассных дел.

Классные родительские собрания — традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем собраний: "Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию детей?", "Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?". Заинтересованному проведению такого собрания может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании "Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию детей?" могут быть поставлены вопросы: 
1. Припомните, какие жизненные трудности закаляли Ваш характер, вырабатывали волю. 
2. Припомните и охарактеризуйте состояние Вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью. 
3. Часто ли Вы видите своего ребенка в преодолении трудностей? 
4. Какие трудности чаще побеждает Ваш ребенок, с какими не справляется? 
5. Как Ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье? 
6. Какими чувствами и мыслями руководствуетесь Вы, когда видите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может?

Одной из форм сотрудничества с родителями является организация совместной деятельности с родителей  их детьми. Это и совместные праздники, чаепития, экскурсии, поездки, встречи. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВН, музыкальных конкурсов и дней творчества.

Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей. Родителям не обойтись без изучения физического и психического развития подрастающего поколения, закономерностей формирования личности, мировоззрения, характера и.т.д.  Поэтому любому классному руководителю (начинающему или опытному педагогу) необходимо уделять внимание психолого-педагогическому просвещению родителей. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах. Желательно, чтобы классный руководитель информировал родителей о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

        К сожалению, сегодня  у большинства родителей часто нет времени прийти в школу для беседы или консультации с классным руководителем, в связи с большой загруженностью на работе. В то же время почти у каждого ребенка дома или у его родителей на работе есть компьютер с выходом в Интернет, которые можно использовать для связи. Это может быть общение с помощью электронной почты, социальных сетей, электронного журнала класса. Родителей всегда интересуют подробные результаты учебной работы их ребенка. Именно поэтому считаю целесообразным ведение электронного журнала: публикация расписания и новостей класса, ведение дневника учащегося. Для того чтобы заглянуть в него, родителям достаточно набрать электронный адрес и личный код ребенка. При всей трудоемкости этой работы она себя оправдывает, т. к. известно, что обычный дневник не дает целостной картины успеваемости ученика. Родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнают вовремя о школьных и классных новостях.

Классному руководителю очень важно иметь в лице родителей заинтересованных партнёров-единомышленников. Во внеклассной работе участие родителей необходимо и обязательно. Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, должен поощрять самых активных родителей. Эта традиция сохраняется в течение всего времени обучения учащихся. Формы поощрения родителей самые разнообразные – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

 

Ожидаемые результаты:

  • своевременное информирование родителей о жизни класса и школы;
  • привлечение родителей к совместной деятельности и активное участие родителей в жизни класса;
  • оказание помощи в подготовке и проведении различных мероприятий.

 

 

«Развитие самоуправления в классе»

 

Развитие самоуправления в классе - это один из важных вопросов воспитательной работы. Для классного руководителя важно грамотно организовать  систему самоуправления в классе. Одним из обязательных элементов должны стать выборы Совета класса. Новый учебный год необходимо начинать с совместного планирования дел. Например, провести анкету «Поиск интересных дел», в которой учащиеся выскажут пожелания о том, какие коллективные творческие дела они хотели бы провести в классе, с кем встретиться, в каких экскурсиях участвовать. Учитывая мнения учащихся класса, необходимо определить тематику классных часов, формы их проведения, сроки, ответственных за их подготовку и проведение. Каждый может найти дело по душе - попробовать себя в качестве музыканта, поэта, сценариста, декоратора... Результатом этого творчества могут быть выпуски газет, плакатов, компьютерных презентаций, литературных сочинений, рекламных буклетов, театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, с использованием различных средств ИКТ и многое другое. Фотографии, сделанные учащимися, во время проведения мероприятий оформляются в фотоальбом с комментариями. Обработанный видеоматериал – основа сборника фильмов о жизни класса.

После проведенного мероприятия обязательным моментом должно стать подведение итогов, анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для классного руководителя - это диагностика. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

 

Принципы самоуправления:

- «сами ищем дело»;

- «сами планируем и осуществляем его»;

- «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.

 

Классному руководителю важно создать коллектив со своими традициями. Например, традиционными мероприятиями в классе, могут стать:

  • презентация книги классных достижений (слайд-шоу + видеофильм, один раз в четверть)
  • поздравление учащихся класса с Днем Рождения;
  • спортивные соревнования между семьями учеников;
  • родительские чаепития;
  • посещение кино, театров, музеев;
  • праздники Нового Года, 23 февраля, 8 Марта, окончание четверти;
  • праздник «Традиции моей семьи».

 

Ожидаемые результаты:

 

  • развитие организаторских способностей, творческой инициативы на основе работы творческих групп и формирование лидерских качеств;
  • личностный   рост   учащихся, воспитание, развитие их ответственности и самостоятельности;
  • создание коллектива со своими традициями;
  • формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

Развитие культуры общения у детей в начальной школе

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, интенсивно включающийся в межличностное общение и постигающий его азы. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в младшем школьном возрасте, во многом определят успешность подростка.

Для развития, а при необходимости и коррекции навыков социального взаимодействия младших школьников можно предложить проводить «Школу хороших манер» для того, чтобы дети могли успешно социализироваться в обществе в более старшем возрасте.

Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.

Задачи:

  • формирование коммуникативной культуры обучающихся;
  • формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и адекватно отстаивать свою позицию;
  • выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".

В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы,  элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...

Нравственный аспект уроков в начальной школе в рамках введения ФГОС.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня ...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Эта статья об организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе.В каждой школе она имеет свои особенности.Воспитательная работа охватывает весь образовательный процесс:учебные занятия, ...

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Эта статья об организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе.В каждой школе она имеет свои особенности. Воспитательная работа охватывает весь образовательный процесс:учебные занятия,...

Игра - один из важнейших приёмов работы в начальной школе

Значение игры и игровой деятельности в начальной школе....