Программа спецкурса 2-4 классы «Юный исследователь»
материал на тему

Харчук Ульяна Ивановна

1.      Образовательная область, учебный предмет: межпредметная

2.   Группа пользователей (классы, возрастные группы детей, педагоги, родители); программа предназначена для обучающихся 2-4 классов

3.   Количество часов на изучение программы: 102 часа, 34 занятия в год

4.      Основа для разработки: программа спецкурса «Юный исследователь» разработана на основе программы для общеобразовательных школ. А.И. Савенков «Программа исследовательского обучения младших школьников».

5.      Главная идея, целевая установка творческой разработки: программа данного спецкурса «Юный исследователь» формирует исследовательские навыки младших школьников от выдвижения гипотез до защиты исследования. Является одним из эффективных средств развития познавательного интереса школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                Данная программа является адаптационной и предназначена для учащихся 2-4 классов.    

        Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования, основной образовательной программы МБОУ  «ООШ № ....», она направлена на формирование и развитие исследовательских компетенций младших школьников.        

        Программа спецкурса «Юный исследователь» разработана на основе программы для общеобразовательных школ А.И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников».

        Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

        Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

        Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

                Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.  

Программа “Юный исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  «Школа России», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Программа предполагает обучение в 2-4 классах ( 1 час в неделю в каждом классе).

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Её актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.  

Новизна программы  заключается в объединении в одну образовательную программу разрозненных ранее различных методик подготовки, написания и представления исследовательской работы, а также создании отдельных модулей, направленных на обучение учащихся эффективному представлению результатов своей деятельности.

        Основные принципы реализации программы :

  • научность,
  • доступность,
  • добровольность,
  • субъектность,  
  • деятельностный и личностный подходы,
  • преемственность,
  • результативность,
  • партнерство,
  • творчество и успех.

        Цель программы:

создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

        Формы и методы проведения занятий:

  • беседа,
  • игра,
  • практическая работа,
  • эксперимент,
  • наблюдение,
  • экспресс-исследование,
  • коллективные и индивидуальные исследования,
  • самостоятельная работа,
  • защита исследовательских работ,
  • консультация.

        Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

 

        В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

        -  получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

        -  приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;

        -  получат возможность осознать своё место в мире; 

        -  познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

        - получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

        Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания         необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и         предпочтении социального способа оценки знаний;

-  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как         значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,         выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

         Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее         реализации, в том числе во внутреннем плане;

-  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной         оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других         людей;

- различать способ и результат действия.

 

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия   и вносить         необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 

        Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения           внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети         Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов         ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от         конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно  достраивая и         восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и         критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

     следственных связей.

 

        Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения         различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть         диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ         и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не         совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и         взаимодействии;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в         сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в         ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,         строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других         людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную  позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в         сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и         сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую         взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных         коммуникативных задач.

                Предполагаемые результаты реализации программы:

  • преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)        
  • стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром
  • получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований        
  • свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.

Критерии и нормы их оценки:

       Критерии:

1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт,  вывод, способ, метод

2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость

3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности:  видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы

4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей

Оценка сформированности компетенций:

Ф. И. ученика

Понятия

Причинно-следственные связи

Исследовательские  умения

Создание проекта

Примечание

1

2

3

Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:

3 - умение полностью сформировано (высокий уровень)

2 - умение сформировано частично (средний уровень)

1 - умение сформировано частично (ниже среднего уровня)

0 - умение не сформировано

        Требования к оценке видов деятельностей (компетенций):

3 - ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.

2 - ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.

1 - ученик  знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.

0 - ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.

                                

Содержание программы

        1  раздел – « Введение» (3 ч.)

        Предмет и значение дисциплины. .Значимые личностные качества         учащегося –         исследователя. Исследовательские способности, пути их         развития. Практические занятия.

        2 раздел – « Общая характеристика исследования» ( 18 ч.)

        Характеристика понятий : тема , предмет, объект исследования.         Обоснование         актуальности выбора темы исследования. Предмет         исследования как проблема в самой         теме исследования. Объект  исследования –«поле» научных поисков. Соответствие цели         и         задач теме         исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства,         особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как         исходный элемент поиска         истины,  которая помогает целенаправленно         собрать и группировать факты. Требования к         гипотезе. Значение гипотезы         в определении стратегии исследовательского поиска.         Практические         занятия.

        3 раздел – « Работа с источниками информации» ( 15 ч.)

        Виды источников информации. Поиск литературы : учебной, справочно –         информационной,         научной. Виды чтения : беглое, сканирование,         аналитическое, предварительное, повторное.         Правила чтения. Виды фиксирования информации : умение составлять простой о         сложный         планы         письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование . Виды         обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги :         заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный         материал.         Библиографическое         описание. Практические занятия.

        4 раздел – « Составление индивидуальной рабочей программы» ( 2 ч.)

        Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей.         Практические занятия.

        5 раздел – « Теоретическая  подготовка исследования» ( 7 ч.)

        Понятия : источник, литература. Фактический материал , в котором         очерчивается круг         основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение         библиотеки. Практические занятия.

        6 раздел – « Групповая исследовательская работа» ( 6 ч. )

        Групповая исследовательская работа  способствует развитию         коммуникативных умений.         Работа в команде. Распределение ролей:         исследователь, творец, помощник, организатор,         докладчик. Практические         занятия.

        7 раздел – « Проведение индивидуального исследования» ( 10 ч.)

        Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы         исследования. Характеристика условий и обстоятельств,  которых         проводится поиск.                 Предварительная теоретическая отработка проблемы.         Наблюдение и эксперимент как         общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы         исследования (опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические         методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные         способы         представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.

        8 раздел – « Понятийный аппарат исследования» ( 2 ч.)

        Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое         занятие.

        9 раздел – «Оформление исследовательской работы» ( 10 ч.)

        Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы, доклад, сообщение,         реферат, текст научного сочинения, отчёт. Требования к описанию исследовательских         результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила         оформления         основных структурных элементов научно – исследовательской работы:         титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников,         приложения. Общие требования и правила оформления текстов. Практические занятия.

        10 раздел – «Подготовка приложений к работе» ( 5 ч.)

        Требования к приложениям. Виды приложений. Практические занятия.

        11 раздел – «Примечания в работе» ( 6 ч.)

        Примечания. Виды примечаний: библиографическая ссылка; определение         терминов или         устаревших слов; справочная информация о лицах, событиях, произведениях; перевод         иностранных слов и предложений; пояснения основного текста. Практические занятия.

        12 раздел – «Размещение иллюстраций в работе» ( 4 ч. )                             

        Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы.         Практические занятия.

        13 раздел – «Основные подходы к составлению защиты своей работы» ( 11 ч.)

        Защитная  речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему.         Структура стендового доклада.  Презентация проекта и исследования: защита на         конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или         литературных персонажей, игра с         залом, иллюстрированное сопоставление фактов,         документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного         исторического события, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль. . Компьютерная         презентация. Практические занятия.

        14 раздел – « Представление исследовательских работ» ( 5 ч.)

        Учимся выступать и защищать свои работы ( мини – практикумы).         Школьная научно –         практическая конференция. Подготовка к городским,         областным, Всероссийским  конкурсам         и фестивалям.

        Содержание программы рассчитано на 102 часа (1 раз в неделю) для  обучающихся 2-4 классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

                Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

                Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

- вести устный диалог на заданную тему;

- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.

                     В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

                          По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.


Учебно-тематическое планирование 2 класс.

Тема занятия

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные

УУД

1

Введение.

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

Портфолио юного исследователя

Знакомство с тетрадью

П: слушать и понимать речь других.

Р: Умение работать с учебными пособиями.

К: Ставить вопрос, обращаться за помощью.

Мотивация учебной деятельности.

2

Прочитаешь – многое узнаешь.

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы.

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

Уметь работать с источниками информации

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Проявлять эмоционально-положительного отношения и интереса к предмету.

3

Оформление исследовательских работ.

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

Уметь правильно оформлять свою работу,

видеть проблему, выдвигать гипотезу

с помощью учителя формулировать  цели и задачи исследования.

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

4-5

Составление рабочего плана исследования. Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

С помощью учителя составлять план исследования

Уметь оформлять титульный лист,  страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

6

Работа индивидуальная.

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

Самостоятельно отбирать материал для исследования

Р:Ввладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности.

7

Логическое построение текстового материала в работе. Язык, стиль.

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

8

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Делать предварительный отбор  наглядного материала

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Мотивация учебной деятельности.

9

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем.

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

10

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». 

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

Уметь делать выводы в работе, оформлять «Заключение».

П: Делать предварительный отбор источников информации

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

11-12

Презентация ИР №1  - Мини-конференция.

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

 Уметь выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

13

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

ИР №2: Один день из жизни моей мамы.

Уметь с помощью учителя составлять план исследования, отбирать нужную литературу

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности.

14-15

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №2: Один день из жизни моей мамы.

Уметь оформлять титульный лист,  страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

16

Работа индивидуальная.

ИР №2: Один день из жизни моей мамы.

ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами.

Самостоятельно отбирать материал для исследования, составлять вопросы для беседы с информаторами

Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности.

17

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ИР №2: Один день из жизни моей мамы.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

18

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ИР №2: Один день из жизни моей мамы.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Делать предварительный отбор  наглядного материала

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

19

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ИР №2: Один день из жизни моей мамы.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем.

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

20

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». 

ИР №2: Один день из жизни моей мамы.

ПР: Обработка информации (ведение дневника)

Уметь делать выводы в работе, оформлять «Заключение».

П: Делать предварительный отбор источников информации

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

21-22

ИР №2: Один день из жизни моей мамы.

ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед одноклассниками.

Уметь выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

23

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

ИР №3:Моя школа.

Уметь с помощью учителя составлять план исследования, отбирать нужную литературу

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности.

24-25

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №3:Моя школа.

Уметь оформлять титульный лист,  страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

26-27

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

ИР №3:Моя школа.

Самостоятельно и в группах отбирать материал для исследования, составлять вопросы для беседы с информаторами

Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности.

28

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ИР №3:Моя школа.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

29

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ИР №3:Моя школа.

Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Делать предварительный отбор  наглядного материала

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Мотивация учебной деятельности.

30

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ИР №3:Моя школа.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа).

Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем.

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

31

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». 

ИР №3:Моя школа.

ПР: Обработка информации (ведение дневника).

Уметь делать выводы в работе, оформлять «Заключение».

П: Делать предварительный отбор источников информации

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Мотивация учебной деятельности.

32

ИР №3:Моя школа.

ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований  перед обучающимися школы.

Уметь выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Мотивация учебной деятельности.

33

Портфолио юного исследователя: ИР №1,2,3

ПР: Заметка в газету  о результатах проведённых исследований

Уметь делать анализ проделанной работы

Р: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Мотивация учебной деятельности.

34

Подведение итогов работы за год.

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год.

Уметь делать анализ проделанной работы

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

 П: устанавливать аналогии; строить рассуждения

 К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Учебно-тематическое планирование 3 класс.

Тема занятия

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные

УУД

1

Введение.

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

Портфолио юного исследователя

 Стань исследователем природы.

ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы.

Уметь задавать вопросы по конкретной теме

П:  Ориентироваться в своей системе знаний.

Р: Умение работать с учебными пособиями.

К: Ставить вопрос, обращаться за помощью.

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Мотивация учебной деятельности.

2

Прогулка по школьному двору: « В гости к осени: учимся смотреть и видеть».

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты.

ПР: Наблюдения за растениями в школьном дворе (сбор гербария).

Уметь наблюдать

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Слушать и понимать речь других.

П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Мотивация учебной деятельности.

3

Растения леса.

ПР: Наблюдения за растениями в лесу (сбор гербария).

 Прогулка в лес: «В гости к осени: учимся смотреть и видеть».

Растения леса. Цветы и травы осенью.

Уметь наблюдать

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Слушать и понимать речь других.

П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Мотивация учебной деятельности.

4

Прочитаешь – многое узнаешь.

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы.

Знать правила работы с источниками информации и особенности чтения научно-познавательной литературы.

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

К: Слушать и понимать речь других.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

5

Ведение дневника наблюдений. Условные знаки.

Прогулка: «Погода в нашем крае. Наблюдения за небом». 

ПР: Зарисовки осеннего неба, облаков.

Наблюдения за погодой. Осень.

Знать правила ведения дневника наблюдений, условные знаки;

Уметь наблюдать

П:  Ориентироваться в своей системе знаний.

Р: Умение работать с учебными пособиями.

К: Ставить вопрос, обращаться за помощью.

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

формирование личного отношения к окружающему миру

6-7

Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером.

Индивидуальная работа.

Уметь пользоваться интернетом

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в интернете

Р:Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

8

Прогулка: «Наблюдения за растениями. Деревья осенью».

Охраняемые растения.

 ПР: Сбор гербария.

Уметь наблюдать, составлять гербарий

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Слушать и понимать речь других.

П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

формирование личного отношения к окружающему миру

9

Охрана природы своего края.

Зарисовки осенних деревьев.

 ПР: Наблюдения за погодой. Осень.

Ведение дневника наблюдений.

Ведение дневника наблюдений

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в интернете

Р:Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно

Мотивация учебной деятельности.

10

В лес за здоровьем. Лесная аптека.

Лекарственные травы нашей местности.

ПР: Наблюдения за погодой. Осень.

Ведение дневника наблюдений.

Уметь наблюдать

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в интернете

Р:Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно

формирование личного отношения к окружающему миру

11

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме.

ИР№ 1: Загадки осеннего леса.

Тайна осеннего листа.

Уметь обосновывать свой ответ, анализировать литературу.

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

12

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

ИР № 1: Загадки осеннего леса.

Тайна осеннего листа.

Уметь оформлять исследовательскую работу, выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи

Р: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать и понимать речь других.

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Мотивация учебной деятельности.

13

Составление рабочего плана исследования.

ИР № 1: Загадки осеннего леса.

Тайна осеннего листа.

Уметь составлять план работы

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности.

14-16

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

 ИР  № 1: Загадки осеннего леса.

Тайна осеннего листа.

Уметь оформлять страницы «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

17-18

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

ИР № 1: Загадки осеннего леса.

Тайна осеннего листа.

Самостоятельно отбирать материал для исследования,

Уметь работать в группах

Р:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности

19

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ИР № 2:  Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой).

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

20

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

Природа и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года

Прогулка «Мороз и солнце!» 

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

21

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений.

ИР № 2: Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой).

Уметь наблюдать, вести дневник наблюдения

П: Добывать новые знания на основе наблюдений

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

22

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ИР № 2: Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой).

 ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем.

Ведение дневника наблюдения

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

К: Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

23

Прогулка: «Весна идет». 

ПР: Наблюдения за погодой. Весна.

Уметь наблюдать

Ведение дневника наблюдения

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

формирование личного отношения к окружающему миру

24-25

ИР № 3: Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы»

ПР: Наблюдения за цветением деревьев.

Уметь наблюдать

Ведение дневника наблюдения

П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

формирование личного отношения к окружающему миру

26

ИР № 3: Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы.

ПР: Анализ и обобщение полученных материалов наблюдений

Уметь наблюдать

Ведение дневника наблюдения

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

формирование личного отношения к окружающему миру

27

ИР № 3: Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы.

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции.

Уметь оформлять исследовательскую работу

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

28-29

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

Уметь оформлять исследовательскую работу

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Конкурс-игра:  «Тайны окружающего мира"

  Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

П: взаимосвязь природы и человека

К: Слушать собеседника и вести диалог

Мотивация учебной деятельности.

30-33

Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

Уметь делать анализ проделанной работы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

34

Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя. Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год.

Уметь делать анализ проделанной работы

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

 П: устанавливать аналогии; строить рассуждения

 К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности


                               

Учебно-тематическое планирование 4 класс.

Тема занятия

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные

УУД

1

Введение.

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

Портфолио юного исследователя

 Стань исследователем природы.

ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы.

Уметь задавать вопросы по конкретной теме

П:  Ориентироваться в своей системе знаний.

Р: Умение работать с учебными пособиями.

К: Ставить вопрос, обращаться за помощью.

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Мотивация учебной деятельности.

2-3

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения.

ПР: Проведение  мини-исследования «Учителя нашей школы. Какие они?»

- составление опросника для беседы, анкеты

- беседа с учителями (Летопись школы)

Уметь составлять вопросы для беседы, наблюдать

Р:  определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

П: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде.

К: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Выражение положительного отношения к процессу познания; применение  правил делового сотрудничества

4

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

ПР: Правила работы с источниками информации.

Уметь работать с источниками информации

Р: определять цель учебной деятельности

с помощью учителя и самостоятельно, искать  средства её осуществления.

П: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

К: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками

Выражение положительного отношения к процессу познания, оценивание  своей учебной деятельности

5

Экскурсия в библиотеку. Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы.

Правила поведения в библиотеке.

ПР: Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

Уметь работать с источниками информации

Р: определять цель учебной деятельности

с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

П: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

К: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками

Выражение положительного отношения к процессу познания, оценивание  своей учебной деятельности

6

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

ИР №1: Славное море – священный Байкал.

Уметь ставить проблему, выдвигать гипотезу, формулировать цели и задачи исследования

Р:  определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

П: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде.

К: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Мотивация учебной деятельности.

7-8

Составление рабочего плана исследования. Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №1: Славное море – священный Байкал.

Уметь составлять план исследования, оформлять исследовательскую работу

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Выражение положительного отношения к процессу познания, оценивание  своей учебной деятельности

9-10

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

ИР №1: Славное море – священный Байкал.

Самостоятельно отбирать материал для исследования,

Уметь работать в группах

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Умение слушать и вступать в диалог

Оценивание  своей учебной деятельности

11

Логическое построение текстового материала в работе. Язык, стиль.

ИР №1: Славное море – священный Байкал.

Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

12

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ИР №1: Славное море – священный Байкал.

Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

13

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ИР №1: Славное море – священный Байкал.

Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем.

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

К: Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

14

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». 

ИР №1: Славное море – священный Байкал.

Уметь оформлять исследовательскую работу, делать выводы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Мотивация учебной деятельности.

15-16

ИР №1: Славное море – священный Байкал.

ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед одноклассниками.

Уметь делать анализ проделанной работы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

17-18

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

ИР №2: Растительный мир Иркутской области.

ИР №3: Животный мир Иркутской области.

Уметь обосновывать свой ответ, анализировать литературу,  составлять план работы

П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

19-22

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №2: Растительный мир Иркутской области.

ИР №3: Животный мир Иркутской области.

Уметь эстетически оформлять работу

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Р:  Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

23-25

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

ИР №2: Растительный мир Иркутской области.

ИР №3: Животный мир Иркутской области.

ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами.

Самостоятельно отбирать материал для исследования,

Уметь работать в группах

Р:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

К: Умение выражать свои мысли  полно и точно.

П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Мотивация учебной деятельности

26

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ИР №2: Растительный мир Иркутской области.

ИР №3: Животный мир Иркутской области.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р: Формирование положительного

отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

27-28

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ИР №2: Растительный мир Иркутской области.

ИР №3: Животный мир Иркутской области.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы.

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке

К: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация учебной деятельности

29

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ИР №2: Растительный мир Иркутской области.

ИР №3: Животный мир Иркутской области.

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем.

Ведение дневника наблюдения

П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

К: Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

30

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

ИР №2: Растительный мир Иркутской области.

ИР №3: Животный мир Иркутской области.

ПР: Обработка информации (ведение дневника)

Уметь оформлять исследовательскую работу

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

31-32

ИР №2: Растительный мир Иркутской области.

ИР №3: Животный мир Иркутской области.

ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед одноклассниками.

Уметь делать анализ проделанной работы

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию

К: Слушать собеседника и вести диалог

Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

33

Портфолио юного исследователя: ИР №1,2,3

ПР: Заметка в газету  о результатах проведённых исследований

Уметь делать анализ проделанной работы

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

 П: устанавливать аналогии; строить рассуждения

 К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

34

Подведение итогов работы за год.

Анализ исследовательских работ.

Уметь делать анализ проделанной работы

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

 П: устанавливать аналогии; строить рассуждения

 К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности


Литература

          Интернет -ресурсы

1. htt: /www.irsh.redu.ru/ - сайт журнала «Исследовательская работа школьников».

2. htt: /www.irsh.researcher.ru/ - портал развития исследовательской деятельности.

3. htt: /www.news.redu.ru/ - рассылка новостей  в рамках проекта «Развитие исследовательской деятельности учащихся в России».

4. htt: /www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся.

5.  Газета  «Начальная школа» за 2008-2009 года.№14,№13,№9,№5. Издательский дом «Первое сентября».

        6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

7. Савенков А.И. Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2008

В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Интернет - ресурсы:

         http://www.zavuch.info

Для  обучающихся

Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

         Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература, интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...

программа по социально-проектной деятельности "Юные исследователи", 1 класс

Рабочая программа по социально-проектной деятельности "Юные исследователи", 1 класс, внеурочная деятельность....

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Юный исследователь

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Юный исследователь...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-юный исследователь" для 1-4 класа

Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя титульный лист, пояснительную записку. содержание программы, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа юных исследователей"

        Программа внеурочной деятельности "Школа Юных исследователей" направлена на обучение навыкам научного поискового исследования, рассчитана на учащихся 6-11 ...

Рабочая программа для 1 класса "Юный исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами шк...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - юный исследователь" 1 класс

рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - юный исследователь" 1 класс...